Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
КИМ АВЕДИКОВИЧ НАЗАРЕТОВ
Даты жизни: 24 августа 1936 – 18 июля 1993
Место рождения: город Ростов - на - Дону, Россия
Российский пианист, дирижёр, руководитель джаз-оркестра, бэндлидер, аранжировщик, композитор, педагог, Заслуженный деятель искусств России. Первый в стране профессор эстрадной и джазовой музыки. Один из основоположников и создателей эстрадно-джазового образования в России. Первый заведующий отделением эстрадной и джазовой музыки Ростовского училища искусств, первый заведующий кафедрой эстрадной и джазовой музыки в Ростовской государственной консерватории им. С. Рахманинова.
С любовью к «буржуазному искусству»
Он родился в Ростове-на-Дону 24 августа 1936 года и получил модное в то время имя КИМ, обозначавшее «Коммунистический интернационал молодежи». По метрике новорожденный был Кимом Аведиковичем Назаретовым.
Мальчик из русско-армянской семьи с детства был увлечен музыкой. Так уж случилось, что такое «хорошее» советское имя теснейшим образом связалось с «нехорошим» буржуазным словом «джаз».
Ким прошел все ступени полного музыкального образования - школу-училище-вуз. На всех этапах его сопровождала любовь к инородному искусству. Его училищный педагог - выпускница Московской консерватории М.И. Кац - не признавала никакого джаза и видела в Киме блестящего классического пианиста. А другой педагог - Г.М. Барсегян весьма лояльно относился к увлечению своего студента и даже позволял играть модуляции джазовыми гармониями.
В 1956 году Ким Назаретов с отличием закончил училище и поступил в Харьковскую консерваторию.
В Харькове создает свой первый оркестр «Дружба». Это был интернациональный коллектив, состоящий из студентов Германии, Польши, Чехословакии, Румынии. Ансамбль заметили в джазовом сообществе, и даже сам Александр Броневицкий в качестве своеобразного знака одобрения назвал по примеру этого харьковского ансамбля свой ленинградский коллектив тоже «Дружбой».
Первое признание
С октября 1960 года Ким Назаретов начинает сотрудничество с Харьковским ТЮЗом: сначала как дирижер оркестра, затем в качестве заведующего музыкальной частью. За три года он написал музыку к восьми спектаклям.
Окончание консерватории в 1961 году совпало с конкурсом пианистов-выпускников консерваторий Украины, Молдавии и Белоруссии, на котором Ким занимает первое место.
Но, пожалуй, самым ярким событием харьковского периода была встреча с Эдди Рознером. Во время гастролей по Украине в оркестре неожиданно заболел пианист. Ким согласился на замену. Ему объяснили, что играть, и выдали концертный костюм чуть ли не на три размера меньше. Но это нисколько не помешало первому большому успеху Назаретова.
Харьков в то время был крупным культурным центром страны с достаточно напряженной концертной жизнью. Поэтому о Киме знали многие и даже пытались «заманить» к себе: Константин Орбелян уговаривал идти в Государственный оркестр Армении, Эдди Рознер - в свой оркестр Белоруссии. Но родители Кима настаивали на возвращении в Ростов-на-Дону. Тем более, что Ким с женой жили на квартире, а их трехлетний сын Петя - у бабушки в Славянске.
В августе 63-го семья Назаретовых переезжает в Ростов. Ким начинает работать в Ростовском училище искусств и дает концерты в филармонии. Но джаз его по-прежнему «не отпускает». Да и мечта о создании джаз-оркестра в Ростове вдруг показалась совершенно реальной. Уже в сентябре благодаря помощи друга - саксофониста Владимира Попова - был сформирован первый состав, который через полтора месяца показал свою небольшую программу в кинотеатре «Россия», приехавшему на гастроли в Ростов-на-Дону оркестру Олега Лундстрема. Вот с этого все и началось.
Мы из джаза
Летом 64-го оркестр стал выступать в парке им. Октябрьской революции на танцплощадке «Мелодия» и под этим названием жил довольно долго. Коллектив не имел «постоянного места жительства», скитался по домам культуры, что однако не мешало делать новые программы и регулярно показывать их в городе.
Одновременно Назаретов работал в нескольких донских театрах (сохранилась музыка к спектаклям «Варшавская мелодия», «Похищение луковиц», «Двадцать лет спустя», «Добрый человек из Сезуана»).
В начале 70-х джазменов России потрясли два события.
В 1971 году в страну приехал легендарный Дюк Эллингтон со своим уникальным оркестром солистов, а через год - оркестр под управлением трубача и композитора Теда Джонса и барабанщика Мела Луиса.
«Живое» исполнение кумиров, конечно же, всколыхнуло творческий потенциал Ростовского джаз-оркестра Кима Назаретова. Музыканты стали искать свою индивидуальную манеру исполнения. Обогатился и расширился репертуар.
Наступил судьбоносный для истории отечественного джаза 74-й год: решением Министерства культуры РСФСР в музыкальных училищах двадцати городов России были открыты эстрадные и джазовые отделения. В отличие от других учебных заведений, в которых ЭДО прикрепились к фортепианному или духовому отделениям, в Ростове-на-Дону оно сразу стало самостоятельным, поэтому и считается официально «первым в России». Открывал его Ким Назаретов.
Как заведующий отделения, он собрал лучших педагогов. Они не только были в штате училища, но и по предложению маэстро приезжали в Ростов с лекциями. Эти педагоги создали ростовскую школу джаза фактически «с нуля», а в 79-м году эстрадно-джазовое отделение Ростовского училища искусств уже вошло в каталог европейских джазовых школ.
В 1977-м году оркестр РУИ приглашают на десятилетие студии «Москворечье» Юрия Козырева (ныне - Московский колледж импровизационной музыки). Эта первая поездка ростовского биг-бэнда в Москву стала и первым знакомством с Владимиром Фейертагом, а результатом этого знакомства стали гастроли и в Ленинграде.
В 78-м году ростовское эстрадно-джазовое отделение произвело пятый набор и вмещало уже около 60 человек. Встал вопрос о втором студенческом оркестре.
В 1982 году ректор Ростовского Государственного Музыкально-педагогического института (РГМПИ) Анатолий Кусяков (ныне -заслуженный деятель искусств России, профессор композиции) предложил Киму Аведиковичу создать первое в стране эстрадно-джазовое отделение в вузе. Конечно же, педсостав кафедры частично дублировался училищным, но постепенно появились и новые имена. Создается студенческий джаз-оркестр под управлением Юрия Кинуса.
В 1983 году ростовский биг-бэнд Кима Назаретова вместе с творческой группой кинематографистов студии «Владикавказ-телефильм» совершают большое концертное турне по России и Северному Кавказу, которое завершилось в московском Государственном театре эстрады. Большую часть репертуара занимала эстрадная и джазовая музыка Мурада Кажлаева, вошедшая в исполнении ростовчан в фильм «Мурад Кажлаев - ритмы и годы» и пластинку «Только ты».
Ростов – столица Российского джаза.
В апреле 1984 года Ким Аведикович проводит I Донской фестиваль биг-бэндов страны, на который, помимо коллективов, приехали корифеи отечественного джаза. В мае праздновалось десятилетие джазового образования в стране, что послужило поводом для московского смотра-конкурса эстрадно-джазовых отделений России.
На этот конкурс Ким Аведикович едет уже в качестве члена жюри. 1 -е место тогда поделили оркестры Ростовского училища искусств и московского училища им. Гнесиных. В этом же году Ким Назаретов становится членом Координационного совета эстрадного образования.
В 1985 году в Москве состоялся IX Московский фестиваль джазовой музыки. Выступление на нем биг-бэнда Назаретова было записано на пластинку. А 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил Киму Назаретову звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1986 году маэстро отметил 50-летие и 30-летие творческой деятельности. Юбилейный вечер, состоявшийся в Большом зале Ростовской областной филармонии, прошел при полном аншлаге. Очевидцы утверждают, что совершенно невозможно передать или хотя бы частично пересказать все то, что составляло этот грандиозный праздник.
Весной 87-го, по инициативе Кима Назаретова, в Ростове состоялся Всероссийский конкурс эстрадно-джазовых вокалистов. В жюри были такие мэтры, как Юрий Саульский, Лариса Долина, Гелена Великанова, Игорь Бриль, сам Ким Назаретов. Затем Ростов принял участников II Донского джаз-фестиваля биг-бэндов, который на этот раз был уже международным. В Донскую столицу съехались коллективы из Германии, Франции, Польши.
В декабре 87-го в качестве члена жюри Ким Назаретов вместе со студентами и выпускниками ростовского училища отправился в Польшу на XIV Международный джазовый фестиваль и VII Международный конкурс джазовых пианистов имени Мстислава Косза. Там Кима Аведиковича выбирают председателем жюри у пианистов.
Через год - в 1988-м - оркестр Назаретова пригласили на гастроли в Шотландию в город-побратим Ростова Глазго. В этом же году в филармонии Ким Аведикович начинает проводить цикл концертов под рубрикой «Джаз + джаз». В первом отделении играли ростовчане, а во втором - коллективы со всей страны.
Ростов все больше укрепляет статус джазовой столицы. В 1989 в городе проводится уже III Донской фестиваль биг-бендов. Спустя несколько месяцев в Бельгии проходил II Международный конкурс джазовых ансамблей. Из 96 участников в финал прошло только десять, среди которых - единственный коллектив из России, выпускники Назаретова «Ростов-трио», получившие Гран-при. Кстати, именно там родился каламбур: «Ростов-трио из города Назарета».
В 1990 году Ким включается в работу по организации Всероссийского конкурса джазовых музыкантов и проводит его в апреле. Победителями стали по существу две школы: московская и ростовская. Осенью этого же года кафедра эстрадной и джазовой музыки Ростовского училища вступила в Международную ассоциацию джазовых школ. Спустя год Ким Аведикович открывает ежемесячный абонемент «Джаз в полдень».
В январе 1992-го года Киму Аведиковичу Назаретову впервые в России присвоено ученое звание профессора по кафедре эстрадной и джазовой музыки. На сегодняшний день популярность виртуального казино Джойказино Россия есть достаточно высокой. Многие геймеры переходят из реальных игорных заведений в онлайн казино Joycasino Россия и ощущают целый ряд преимуществ и привилегий. Ведь выбор разнообразных игровых автоматов онлайн с высокой отдачей и большим количеством бонусов в казино Джойказино Россия достаточно велик. Плюс ко всему вся игровая продукция сертифицирована и регулярно проверяется независимыми аудиторами. Так что смело можно выбирать казино Joycasino Россия для покорения вершин азарта и вместе с этим получения максимум эмоций и адреналина. В этом же году 15 июля был утвержден муниципальный музыкальный центр, а сам биг-бэнд Кима Назаретова наконец получил статус профессионального коллектива.
Джаз-бэнд подготовил новую программу и представил ее на Международном фестивале в Германии. Фестивальная программа называлась «Экскурсия по истории джаза», за роялем был сам Маэстро. Выступление ростовчан получило широкий резонанс в прессе, а одна статья так просто и называлась - «Гленн Миллер с Дона».
Наступил 1993-й год. В стране царили «лихие 90-е», но в мире джаза было все прекрасно - бесчисленные концерты, фестиваль биг-бэндов в Москве. Ким остался доволен часовым выступлением своего коллектива. И начал строить планы на будущее. Но 18 июля 1993 года сердце одного из выдающихся музыкантов XX века остановилось. И ни одна из идей Кима Аведиковича не канула в лету.
Наследие маэстро
В ноябре 1993 года открылся Муниципальный киноконцертный центр, которому было присвоено имя Кима Назаретова. Через два года в Ростове появилась первая в России детская джазовая школа им. Кима Назаретова.
Семимильными шагами по Ростовской области зашагало детское эстрадно-джазовое движение.
С 1994 года в городе стал проводиться Областной детский фестиваль эстрадной и джазовой музыки. А еще через два года «родился» городской конкурс- фестиваль «Аленький цветочек», который традиционно проходил в Центре им. Кима Назаретова. И если в первом конкурсе участвовало 500 детей, то в седьмом их было уже 2234. И это только ростовчане!
Реализовалась и другая мечта Кима - о некоем музыкальном собрании, где бы большой оркестр играл не только джаз, но и популярную музыку прошлых лет. Через год после смерти Кима под старый Новый год на втором этаже кинотеатра «Россия» открылся танц-клуб «Ностальжи». Теперь у оркестра появилась возможность еженедельно, а не раз в полгода, выступать с разными программами.
Вскоре «Ностальжи» становится одним из любимых мест отдыха ростовчан. Концертно-танцевальные вечера состоят из трех отделений: первое - джазовая классика, два остальных - танцевальные. Сегодня в связи с реконструкцией здания Центра вечера стали проводиться во Дворце культуры железнодорожников.
Джаз-оркестр Кима Назаретова много и успешно гастролирует, не боясь приглашать и американских звезд. Ростовчане даже рискнули на создание интернационального биг-бэнда «Ростов - Дортмунд».
Вот уже 10 лет детская джазовая школа достойно представляет имя Кима Назаретова. В Ростове традиционно проводится конкурс молодых джазовых исполнителей. В консерватории продолжают проходить абонементные концерты «Джаз в полдень», которые возглавляет заведующий кафедрой эстрадной и джазовой музыки Петр Кимович Назаретов.
Григорьева, М. Джаз-оркестр Кима Назаретова. Земля талантов, знаменитостей, выдающихся людей / М. Григорьева // Азовская неделя. – 2019.- № 40.- С. 12. – (2 октября)