Включить версию для слабовидящих

Городецкая роспись

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

 ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ 

    Городецкая1На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Для торговли места по берегам Волги были выгодные: рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Среди населения стали быстро развиваться разные ремесла; в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, сбывали изделия в самом городе или у "Макария." 
    Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало. 
   За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. 
    Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии. 
   Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла. 

Городецкая2

    Городецкая роспись символична.Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах,свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу. 

Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.

Городецкая роспись. – Режим доступа: http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis.html

Городецкая роспись. – Режим доступа: http://www.perunica.ru/tradicii/943-gorodeckaya-rospis.html

Знает каждый молодец,
Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуганГородецкая3
Про купавку и розан.
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно (красный).
Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый (голубой).
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.
После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).
Можно в сказке очутиться,
И цветы здесь есть и (птицы).
Мы сегодня будем с вами
Просто чудо-мастерами.
Доски чем украсить знаем,
И к работе приступаем.


ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ

   Городецк Городец — небольшой городок на Волге с очень интересной и богатой историей. Прославился он творчеством своих жителей, умельцев, создавших уникальный вид народного искусства — городецкую роспись.
    Богатством красок русского лета с его разнотравьем, ярким солнцем, будто заливающим своим светом пышные гирлянды цветов, причудливых птиц, стройных коней, бегущих по сказочным лугам, пленяет городецкая роспись. Она воплощает собой мечту простого человека о радостной жизни на прекрасной цветущей земле, в полной гармонии с природой. Чтобы понять, почему городецкая роспись стала именно такой, непременно нужно побывать на ее родине.
    Так и сделал художник и писатель Анатолий Григорьевич Слепков, которого увлекло творчество городецких умельцев. Он отправился в Городец, а потом живо и увлекательно рассказал о своих впечатлениях об этом удивительном городе и его мастерах

    Из далекого детства память вынесла и бережно сохранила тот дедов, почерневший от времени шкафчик, дверцы которого были расписаны краснобокими яблоками, свисавшими по сторонам тонкого ростка, да сундук с тяжелой покатой крышкой, разукрашенной причудливыми цветами, фигурками статных казачков в белых расшитых рубахах, синих шароварах и казачек с веночками на головах, с яркими разноцветными лентами.
   Круглыми глазами они озорно косили друг на друга, улыбались. Красочная роспись нравилась мне, и каждый мазок кисти на ней был множество раз рассмотрен и на ощупь испробован.
   Пролетят годы. Уйдет из жизни дед, незаметно исчезнет и сундук. В памяти же останутся не его сокровища, так занимавшие когда-то меня, а творение безвестного мастера, украсившего мое детство этими развеселыми фигурками.image image 4056015
   С них-то, пожалуй, и началось мое страстное увлечение рисованием, путь трепетного поклонения искусству народа. По-настоящему чарующий мир этого искусства открылся мне значительно позже. Произошло это с книги 
   «Городецкая живопись», с которой ознакомился я в год окончания Академии художеств в Ленинграде. Она взволновала меня, заворожила любовью к этому краю, где жили и живут необыкновенно талантливые люди. Нестерпимо потянуло в Городец, в котором все так красочно и чудно, где, может, взаправду скачет городецкий норовистый конь, а в цветущих палисадниках расхаживают горделивые птицы. Где в окнах, украшенных кружевом резьбы, восседают между вазами с цветами городецкие коты, а по улочкам разъезжают на тройках нарядные барыни и бравые кавалеры. Однако сразу отправиться в Городец не решался. Вместо этого обратился к книгам за сведениями об этом загадочном для меня городе, в самом названии которого так много игрушечного.
    И вот вкратце, что я узнал.
   Городец — один из первых на Руси городков-крепостей, и основал его на возвышенном берегу Волги в 1152 году великий князь Юрий Владимирович Долгорукий. Интересно, что Городец всего пятью годами моложе Москвы. Трудная доля выпала этой небольшой крепости. На русскую землю пришли несметные полчища татар. Страшным ураганом пронеслись дикие орды по Суздальскому княжеству. В 1239 году в феврале месяце сожгли они и Городец, и еще четырнадцать городов и сел вокруг. Русь горела, стонала, но отчаянно сражалась. Да силы были неравные, и это понимал знаменитый полководец Древней Руси Александр Невский, несколько раз приезжавший в Городец. Бил он и шведов и немцев, не зная поражений, а с татарами биться не спешил, понимал — еще не пришло время, не накопили русские сил, чтобы сразиться с врагами. Действовал с ними хитростью. Смиренно ездил на поклон и старался своею видимой покорностью обеспечить спокойствие русских областей. Однажды на возвратном пути из Орды Александр Невский сильно занемог и остановился в Городце, да так и не поправился: 14 ноября 1263 года он скончался.
   Шли года. Подымался из пепла Городец, укреплялся. И снова ворвались татары в 1408 году во главе с ханом Едигеем и второй раз сожгли Городец дотла. После этого нашествия стоял город в запустении целых сто пятьдесят лет и называли его «пустой Городец». Должно быть, ратные дела уводили русского человека от дел созидания. А победив врагов, он вернется на пепелища и вновь все отстроит, сделает краше прежнего.
  Отстроится и Городец, станет торговым селом, заживет жизнью шумной, деловой. К пристани будут подходить суда с различным хлебным товаром, и, словно радуясь их приходу, ветряные мельницы станут приветствовать суда взмахами своих крыльев. После, невдалеке от пристани подымется знаменитая городецкая судоверфь, и в течение XVIII–XIX веков будут сходить на широкие воды Волги самые красивые, разукрашенные богатой резью суда.
   А главное, как бы в отместку пережитым когда-то трудностям разрастется в Городце и в округе с небывалым размахом удивительное соцветие народных промыслов. И если где-то в других районах Поволжья существовали они также, то городецкие считались наиболее интересными. Это судовая и домовая резьба, вышивка, кружева, деревянные расписные игрушки и лукошки, расписные дуги, самые красивые тарантасы, расписная мебель, глиняная посуда. И, наконец, то, что принесет мировую славу Городцу — резные и инкрустированные, а позднее, с 1880 годами расписные прялочные донца.

Городецкая

  Но прежде несколько слов о моем первом посещении Городца и знакомстве с его талантливыми людьми. Не увидел я скачущего городецкого коня и разъезжающих по улицам городецких троек. Птиц тоже. А вот городецкие коты восседают в окнах под нарисованными вазонами. Это правда. Было волнение, когда подымался от пристани к городу и оказался на безлюдной улице. Старинные дома, каменные и деревянные, украшенные резьбой, с указанием года постройки и фамилии мастера, глядели на меня своими ажурными окнами. Мне почудилось едва слышное дыхание домов-стариков, погруженных в сладостные воспоминания своей молодости, когда во все глаза-окна наблюдали они пестрые розовощекие толпы, слушали звонкие переборы гармоник, балалаек и вдыхали медовый аромат городецких пряников.
   Под таким впечатлением ходил по улочкам Городца, стараясь при этом держаться подальше от домов современных, многоэтажных. Был летний знойный день. За изгородями, в зарослях черемухи шумно общались воробьи. Причудливые тени чуть качающихся ветвей берез и рябин играли на резном орнаменте изб, а листья вьюна и хмеля тянулись в палисадниках к солнцу. Хмель издавна прижился в Поволжье. Его красивые лапчатые листья буйной зеленью украшали уголки сада. Как кисти винограда, свешивались его плоды, то изумрудно-зеленые, то золотисто-желтые. Хмель занимал особое место среди всех приусадебных растений. Его грозди народ всегда связывал с представлением об изобилии земли в сборе урожая, а резчики по дереву охотно вводили его в свой орнамент. Как-то неожиданно будто шагнул мне навстречу большой деревянный дом, у которого красовалась вывеска: «Фабрика Городецкая роспись». И вот я в красочном царстве, вернее, в царстве красоты, где от ее многообразия даже тесновато. Кругом стеллажи и полки с готовыми и подсыхающими изделиями. Они — на стульях, на окнах и даже на полу. Нелегко работать здесь мастерицам. Но уже в следующий свой приезд я удивлялся размерам нового здания, возведенного для фабрики у самой Волги. А этот старый добрый дом, приютивший народных умельцев, вспоминают благодарным словом мастера и главный художник фабрики, потомственный мастер городецкой росписи Аристарх Евстафьевич Коновалов. Буду вспоминать его и я: в нем пережил первые яркие впечатления, приобрел друзей, укрепил любовь к народному творчеству.
   Много произойдет встреч и интересных бесед с Аристархом Евстафьевичем, с его талантливыми ученицами Александрой Васильевной Соколовой, Лидией Федоровной Беспаловой и другими. Потом появится потребность мысленно отправиться в прошлое, подглядеть, как творили когда-то известные и безызвестные мастера, рассказать об увиденном, чтобы еще и еще раз ощутить их близость к нам, к сегодняшнему дню. Чтобы испытать горделивое чувство за наших талантливых предков.

Городецкая рос

    Слепков, А. Городецкие узоры /А. Слепков  // Божий мир, 2018.- №5.- С.15-19.

 

 

2         425