Включить версию для слабовидящих

И скажет кто-нибудь она была поэт

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

 «И СКАЖЕТ КТО-НИБУДЬ: ОНА БЫЛА ПОЭТ…»
Литературный вечер

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток...
Валерий Брюсов

Ведущий 1:Долгое время женская поэзия была на задворках большой литературы, хотя женщины-поэтессы были всегда. Мир искусства всегда был неравноправен по отношению к мужчине и женщине. Поэты-женщины часто вынуждены были доказывать свое право на существование. А ведь женская поэзия – это особый мир. Мир пронзительно чувственный, одухотворенный, где есть место радости и печали, но нет – равнодушию. Трудно рассказать о звёздах поэзии  большой величины за такое короткое время. Мы постараемся добавить всего несколько штрихов к портретам знаменитых женщин.

Поэты не рождаются случайно.
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте.

  И первый наш рассказ об Анне Андреевне Ахматовой
 Во всей литературе, пожалуй, только два поэта почти не имеют слабых, неудачных стихов. Это Пушкин и Ахматова. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе.
  Из воспоминаний Ахматовой: «Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой», Эйфелевой башней… Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я взяла своим литературным псевдонимом, не осознавая, что хочу быть русским поэтом. Годовалым ребенком я была перевезена из Одессы в Царское село, где прошло все мое детство, там я прожила до 16 лет. Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет». Уже первые книги отличались искренностью, непосредственностью живого чувства и принесли Ахматовой известность. Она оказалась рядом с Блоком, навсегда оставшимся для нее Богом, а также с Брюсовым, Бальмонтом, Сологубом, Есениным, Маяковским.

Я научилась просто, мудро жить…
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

  В предреволюционную поэзию лирика Анны Ахматовой вошла свежим потоком искреннего чувства. Верная заветам Пушкина Ахматова с самого начала творческого пути стремилась к простым и точным образам.

***
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

  ...Это было трудно в советское время, но она пыталась сохранить поэтику жизни.Удалось ли ей это? Если судить формально – по ее биографии, то нет - судьба поэтессы, как известно, была трагична. Сама она не была в заключении или изгнании – ее «били» по самому больному - близким ей людям.
  Из воспоминаний Ахматовой: « В 1910 году я вышла замуж за Гумилева. В 1912 году вышел мой первый сборник стихов «Вечер», 1 октября 1912 ода родился мой единственный сын Лев.
  В 1921 году был расстрелян Гумилев, в 1935 – арестован сын, который на тот момент являлся студентом Ленинградского государственного университета. Я лично написала письмо Сталину, благодаря чему сына, обвиняемого в создании террористической группы, освободили. Однако ненадолго, так как в 1938 году Лев Гумилев был повторно арестован и приговорен к 10 годам заключения с отбыванием наказания в сибирских лагерях.»
   Именно в этот период и родился замысел поэмы «Реквием», работа над которой продолжалась почти четверть века. Первые наброски «Реквиема» были сделаны еще в 1934-1935 годах, и планировалось, что стихи войдут в новый лирический цикл.
  Однако очередной арест сына словно бы вырвал поэтессу из некоего оцепенения, заставив переосмыслить свою роль в современном обществе. И донести до потомков в виде стихов весь тот ужас и боль, которые пришлось пережить людям, столкнувшимся с беспощадными жерновами сталинских репрессий.
  Ее жизнь, ее горе - в поэме «Реквием».

…Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

   «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
   - А это вы можете описать?
   И я сказала:
   - Могу.
  Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». 1 апреля 1957, Ленинград.

Приговор
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

  В Великую Отечественную войну, оставшись в осажденном Ленинграде, она несла дежурство как рядовой боец, шила мешки для песка и, конечно, писала стихи. Всю страну облетела ее «Клятва»

КЛЯТВА
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941, Ленинград

  После печально известного постановления 1946 года, в котором творчество ряда писателей и поэтов  признано несоответствующем советской идеологии.  Ахматова была лишена продовольственных карточек и исключена из Союза писателей. Друзья организовали фонд помощи Ахматовой. Великая Анна просто голодала… Но стихи не прекращала писать.
  В 1964 году в Великобритании ее избрали доктором оксфордского университета, а в Италии присудили литературную премию.
  Марина Цветаева писала «Ахматова- это имя- огромный вздох…» В 1966 году завершилась жизнь Анны Андреевны Ахматовой. Завершилась жизнь- началось ее бессмертие…
  Анна Андреевна Ахматова единственная из великих поэтов серебряного века дожила до 1960-х годов и соединила не только разные литературные, но и исторические эпохи. Анны Ахматовой не стало. Но голос ее не умолк.

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Ведущий 2 : Надежда Яковлевна Мандельштам, вдова Осипа Мандельштама, писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».
  26 сентября 1892 года в семье Ивана  Владимировича. Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств, и Марии Александровны. Мейн родилась дочь Марина.

Даны мне были и голос любый,
И восхитительный выгиб лба.
Судьба меня целовала в губы,
Учила первенствовать Судьба.
Устам платила я щедрой данью,
Я розы сыпала на гроба...
Но на бегу меня тяжкой дланью
Схватила за волосы Судьба!

  Из воспоминаний  Марины Цветаевой: «Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие… Литературных влияний не знаю, знаю человеческие… Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».

Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть!

  Нельзя говорить о Цветаевой, не говоря о самой главной ее способности, ее страсти – способности любить...
  5 мая 1911 года… С этого дня жизнь ее обрела смысл. Встреча с 17-летним Сергеем Эфроном. Любовь с первого же дня – и на всю жизнь. Однажды юная Марина Цветаева увидела красивого юношу перебиравшего гальку, которой был усеян берег.
   Ее поразили глаза юноши – огромные серо-голубые, печальные. Она тут же загадала: если он отыщет и подарит ей сердолик – любимый ее камень, то она станет его женой.Из груды камней юноша извлек один – единственный - Это был сердолик! - И протянул его Марине.
   Они родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше. В августе 1941 года не стало Марины. А в октябре 1941 года расстреляли Сергея.

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности жена, не на бумаге, –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскидистых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и
Умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

   Первая мировая война, революция, гражданская война… Эфрон становится офицером Добровольческой армии.
  А в жизни Марины Цветаевой состоялось знакомство с Маврикием Минцем, будущим мужем ее сестры Анастасии Цветаевой. Марина произвела на счастливого жениха неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина, которая не могла дать волю своим чувствам и оскорбить сестру.  Так родилось очень проникновенное и глубоко личное произведение, которое всем известно по фильму «Ирония Судьбы, или С легким паром!» -стихотворение, ставшее песней «Мне нравится, что вы больны не мной…»
   Более четырех лет Марина  Цветаева ничего не знала о муже – жив ли, а если жив, то где? «Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…» В июле 1921 года  Марина Цветаева получает драгоценную весть – ее любимый жив. В мае 1922 года я вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, где находился Сергей Эфрон, порвавший с белым движением и ставший студентом университета. Начались долгие годы эмиграции. Но, находясь за границей, постоянно думала о России. В полной мере тоска по Родине отразилась в стихотворениях «Рельсы», «Орфей». Здесь и горькое чувство безысходности, и чувство сопричастности ко всему происходящему, близости к тем кого ураган перемен разбросал по всей Европе, лишив многих надежды когда-либо вернуться в Россию.

В некой разлинованности нотной
Нежась наподобие простынь –
Железнодорожные полотна,
Рельсовая режущая синь!
Пушкинское: сколько их, куда их
Гонит! (Миновала – не поют!)
Это уезжают – покидают,
Это остывают – отстают.
Плач безропотности!
Плач болотной Цапли...
Водоросли – плач! Глубок
Железнодорожные полотна
Ножницами режущий гудок.
Растекись напрасною зарею,
Красное, напрасное пятно!
...Молодые женщины порою
льстятся на такое полотно.

  Годы летят один за другим. Муж, Сергей Эфрон, разоблачен. Он сотрудничал с НКВД и бежал в СССР вместе с дочерью Ариадной. Цветаева возвращается в Россию в 1939 году, чтобы быть рядом с мужем и дочерью. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али, начало войны, высылка в далекую провинциальную Елабугу, постоянная тревога за жизнь близких ей людей, полная духовная изоляция и думы…, думы…, испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

  Муж был арестован, а потом расстрелян. Дочь угнана в концлагерь. Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева уходит из жизни. Горькая чаша жизни испита до дна. 31 августа 1941 года Марина Цветаева приняла решение уйти из жизни…

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам,
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Ведущий 1: Шестидесятники – это целая эпоха. Говоря об историческом периоде под весенним названием «оттепель», невозможно смолчать о необыкновенно романтической атмосфере того времени. Поэты развили бурную творческую активность, собирая целые залы и стадионы.
    И наш рассказ о Римме Казаковой
   Трудно найти среди немногих российских поэтесс более жизнестойкую и оптимистичную женщину. Её отец был военным, мать работала секретарём-машинисткой. Имя, данное родителями изначально, было РЭМО, что означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет она взяла имя Римма.Порой, читая её стихи, кажется, что она выворачивает душу наизнанку, чтобы достучаться до читателя, чтобы быть им понятой.

«Мне всегда не хватало баскетбольного роста»
(на фоне сменяющих друг друга портретов)
Становлюсь я спокойной.
А это ли просто?
...Мне всегда не хватало
баскетбольного роста.
Не хватало косы.
Не хватало красы.
Не хватало
на кофточки и на часы.
Не хватало товарища,
чтоб провожал,
чтоб в подъезде
за варежку
подержал.
Долго замуж не брали –
не хватало загадочности.
Брать не брали,
а врали
о морали,
порядочности.
Мне о радости
Радио
звонко болтало,
лопотало...
А мне все равно
не хватало.
Не хватало мне марта,
потеплевшего тало,
доброты и доверия
мне не хватало.
Не хватало,
как влаги земле обожженной,
не хватало мне
истины обнаженной.
О, бездарный разлад
между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат:
с кем повелся - тот сломан.
Рубишь грубо, под корень.
Сколько душ ты повыбил!
Становлюсь я спокойной –
я сделала выбор.
Стал рассветом рассвет,
а закат стал закатом...
Наши души ничто
не расщепит, как атом.
1962

  Римма Казакова вошла в пространство литературы в 23 года. Поэтесса не спешила к читателю… Она говорила: «Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить» Это удивительно светлый, интеллигентный человек, и, одновременно, сильная волевая женщина, часто очень противоречивая, строгая к себе. У ее стихов была еще одна грань: из них получались великолепные песни. Практически у всех звезд, особенно девяностых, в дискографии есть композиции ее авторства.

Ты меня любишь, яростно, гордо, ласково.
Птицей парящей небо судьбы распластано.
Ты меня любишь. Болью моей испытана.
Знаю, не бросишь и не предашь под пытками.
Ты меня любишь.
Лепишь, творишь, малюешь!
О, это чудо!
Ты меня любишь...
Ночью дневною тихо придёшь, разденешься.
Узнан не мною вечный сюжет роденовский.
Я подчиняюсь. Радость непобедимая
Жить в поцелуе, как существо единое.
Ты меня любишь и на коне, и в рубище.
Так полюбил я, что меня просто любишь ты.
Я забываюсь, я говорю: «Прости, прощай!»
Но без тебя я вечною гордой мукой стал.
Ты меня любишь.
Лепишь, творишь, малюешь!
О, это чудо!
Ты меня любишь...

  Из воспоминаний Р. Казаковой: «Конечно. Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же — некрасивая женщина. Я такая звезда, которая всегда хотела взлететь на пьедестал, для неё не предназначенный».
  «Я не очень верю в высшие силы, но иногда мне приходит в голову, что у поэта есть особое предназначение и что эти силы все-таки помогают».

В какой-то миг неуловимый,
неумолимый на года,
я поняла, что нелюбимой
уже не буду никогда.
Что были плети, были сети
не красных дат календаря,
но доброта не зря на свете
и сострадание не зря.
И жизнь - не выставка, не сцена,
не бесполезность щедрых трат,
и если что и впрямь бесценно -
сердца, которые болят.
1978

  Многие строки из стихотворений Риммы Казаковой стали крылатыми. Слово в её стихах служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности.

***
Всей неуверенностью женской
я вопрошала свет и тень:
каким трудом, какою жертвой
я заслужила этот день?
Спасибо всем минутам боли,
преодолённым вдалеке,
за это чудо голубое,
за это солнце на щеке,
за то, что горечью вчерашней
распорядилась, как хочу,
и что потом ещё бесстрашней
за каждый праздник заплачу.

  - Чего вам не хватает для полного счастья?- спросили как-то журналисты Римму Казакову.
  - Счастья. Ибо счастье - это состояние, а не нечто материальное. И все мы - ловцы счастья на дорогах жизни. Счастье - не шуба, которую обречён носить постоянно, это уходящий и преходящий объект. Его надо ловить.

Ведущий2 . И наш последний, на сегодня, рассказ о Белле Ахмадулиной. Редкий случай для нашей страны – Ахмадулина при жизни была признана классиком. У неё была царственная осанка, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. Её поэтический дар вызывал восхищение.
  Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода… были атрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию нашу не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая  Белла Ахмадулина.

Хочу я быть невестой,
красивой, завитой,
под белою навесной
застенчивой фатой.
Чтоб вздрагивали руки
в колечках ледяных,
чтобы сходились рюмки
во здравье молодых.
Чтоб каждый мне поддакивал,
пророчил сыновей,
чтобы друзья с подарками
стеснялись у дверей.
Сорочки в целлофане,
тарелки, кружева...
Чтоб в щёку целовали,
пока я не жена.
Платье мое белое
заплакано вином,
счастливая и бедная
сижу я за столом.
Страшно и заманчиво
то, что впереди.
Плачет моя мамочка,-
мама, погоди.
...Наряд мой боярский
скинут на кровать.
Мне хорошо бояться
тебя поцеловать.
Громко стулья ставятся
рядом, за стеной...
Что-то дальше станется
с тобою и со мной?..
1956

  Она родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Стихи писала с детства. Еще в юности выделялась среди сверстниц талантом, а также своей нежной и хрупкой красотой. «Белла Ахмадулина в одном лице и красавица, и поэт. Это такой редкий цветок России», - говорили о ней. Писатель Войнович вспоминает: «В студенческие годы я специально приходил в Литинститут, чтобы посмотреть на Ахмадулину. Я любовался ею и любил слушать ее голос». И не только он. Василий Шукшин снял ее в одном из первых своих фильмов – «Живет такой парень».
  Стихи Беллы Ахмадулиной были на редкость мелодичны, поэтому композиторы сочиняли на них музыку. Всем нам известен романс из фильма «Жестокий роман»   «А напоследок я скажу».. Ахмадулина считала любовь главной в жизни: «Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите».
  Несмотря на внешнюю хрупкость Ахмадулина обладала твердым независимым характером. Ее творческий и жизненный путь только казался гладким и беспроблемным. Она никогда не писала стихов о политике и о строителях коммунизма, ее поэзия всегда была лирической. Ее слог напоминал старинный классический стиль 19 века. Стихи Ахмадулиной довольно часто находились под запретом. Но в 60-е наступил период оттепели, который и вывел ее на публику.

Смущаюсь и робею пред листом
бумаги чистой. Так стоит паломник
у входа в храм. Пред девичьим лицом
так опытный потупится поклонник.
Как будто школьник, новую тетрадь
я озираю алчно и любовно,
чтобы потом пером ее терзать,
марая ради замысла любого.
Чистописанья сладостный урок
недолог. Перевернута страница.
Бумаге белой нанесен урон,
бесчинствует мой почерк и срамится.
Так в глубь тетради, словно в глубь лесов,
я безрассудно и навечно кану,
одна среди сияющих листов
неся свою ликующую кару.

  Неразделенная любовь - традиционная тема женской поэзии. Но лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании  одинокой  и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь.

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

  Поэты выступали на больших и малых сценах. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Окуджава собирали стадионы слушателей. Стихи Ахмадулиной переписывали и передавали друг другу. Ее жизнь, и реальную, и в поэзии, многие воспринимали как чудесный миф. Таинственный облик, хрустальный голос, знаменитые мужья – поэт Евтушенко, писатель Нагибин, художник Борис Мессерер (двоюродный брат балерины Майи Плисецкой). Мессерер и свою жену, и сестру оценивает одинаково. «Гениально одаренные, безумные женщины! Выходки бывают совершенно  сумасшедшие… Однажды в Грузии один русский поэт поднял тост за Сталина – так Белла швырнула ему в физиономию туфлю. И попала». Характер у Ахмадулиной трудный, резкий, переменчивый. Однако Мессерер видит свой долг перед женой в том, чтобы служить ей и ее поэзии. Он подготовил к изданию ее трехтомник. Он выступил ведущим ее юбилейного вечера в Художественном театре, на который собралась вся Москва. Они были вместе до смерти Ахмадулиной в 2010 году.
  Поэт Александр Кушнер, сверстник Беллы Ахмадулиной сказал: «Она была эпохой в нашей поэзии». Ахмадулина готова была разделить судьбу своих предшественниц, перед памятью которых благоговела: Ахматовой и Цветаевой. Ахмадулина ещё при жизни заботливо призывала всех нас не плакать о ней.

Не плачьте обо мне - я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкой
на малярийном юге проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей,
проникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет божью матерь,
убогим богомазом проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
той грамоте наученной девчонкой,
которая в грядущести нечеткой
мои стихи, моей рыжея челкой,
как дура будет знать. Я проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
сестры помилосердней милосердной,
в военной бесшабашности предсмертной,
да под звездой Марининой пресветлой
уж как-нибудь, а все ж я проживу.

Ведущий 1:Наша встреча закончена, спасибо всем участникам за внимание»

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
       тоска
            и подвиг -
все начинается с любви...
Весна шепнет тебе:
                            "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
                       (Р. Рождественский)

 

2         425