Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ
День 25 января славен именинами Татьяны.
В народе этот день называют «Татьяной Крещенской». Трещат морозы. Зима-прибериха знает свое дело: развешивает кружевину инея по деревьям, метает стога снегов в чистых полях, до синевы натирает на реках и озерах зеркало льда.
Та, что названа Татьяной неспроста, а по Святцам, привязана душой к зимней поре. В суровое морозное время она заботливо приглядывает за домочадцами, обихаживает стариков, немощных, домошерстную скотину. Она ведает, как бывает сурова зима, как всякой птице и зверю нелегко бывает прокормиться. И старается устроить как можно сытнее, теплее жизнь всякой твари, недаром Татьяна означает — устроительница.
В старину назывался еще этот день «солнышем». Пусть дня прибыло ровно на «воробьиный скок», но могучая сила солнца, как никогда, обретала для людей значение.
«Солныш» — место в доме самое теплое, к солнцу повернутое устьем печи. Это — бабий угол. По нынешним временам — это кухня. Заря едва трогала край небесный, а русская женщина, бабонька, большуха, самая главная по хозяйству, ополоснув лицо ледяной водицей, отодвигала печную заслонку и принималась разжигать в печи огонь. Поэтому, рожденная 25 января почиталась как одаренная светом, крепостью и надежностью. Ведь, покуда стоит хоть один дом на святорусской земле, будет в этом доме отведено место бабьему углу, печи, от которой тепло и в которой для домочадцев приготовлена сыть, еда.
Бабий кут почитался, прежде всего, как место возле русской печи, где стояли квашня и квасники, горшки и чугуны, то есть кухонная утварь, что помогала ставить хозяйство и здоровье семьи на добрые ноги. В бабьем куту всякой посуде свое место. И порядок, наведенный хозяйкой, знали и ковши, которыми черпали воду, насыпали из ларя муку, и миски с корчагами, оплетенными берестой, и подойник, накрытый вымытой холстиной для процеживания молока, и бочки с ушатами для воды...
Про большуху, главную по хозяйству, матерь семейства, говорили: «У нее ковши — не дремлют, квашня — не пустеет, печь — не угарна». Слыла Татьяна справной хозяйкой. За ней, как за каменной стеной, все семейство. И муженьку— одна отрада и честь.
В обычае этого дня было мыть в полдень на речке половики — тканые дорожки. Теперь мы застилаем пол чаще коврами, а еще не в столь далекие времена ткались деревенскими бабоньками разноцветные дорожки. Прежде, виданное ли дело, изношенные рубахи, кофтенки да и всякую одежду — выбросить?! Бабушки да матери своим дочерям внушали, как прибирать всякую изношенную тряпицу. Резали на длинные полоски, сматывали в клубки тряпицы. Да не как придется! К тому свое разумение надобно было приложить, свое понятие о красоте высказать. Когда в коробе набиралось достаточно тряпичных клубков, садилась хозяйка ткать. На деревянном ткацком станке. Сновал, бегал уток (челнок) взад-вперед, водил за собой неяркие разноцветные полоски. Но сколько нежности и тепла в соединенных, обретающих вторую жизнь тряпицах! Что ни тканая дорожка, то трепетный рассказ о чем-то сокровенном! В зимние дни, когда лютовали морозы, согревали половики дом. От них босым ногам было утешение. Да и половицы, как говорили старики, дышали, одаривая домочадцев сосновым терпким успокаивающим дыханием леса.
В Татьянин день девушки одевались, как на праздник. Ведь кстати было себя показать. К этому времени вырубали на реке мужики проруби, расчищали водицу от ледяных глыб. Девушки брали вальки и выходили на улицу. Следом за каждой несли ее братовья к проруби половики.
В деревне все жило природной красотой. Никогда не забывала девушка, что на люди собралась выйти. А с крылечка-то надо было соступить по-особенному: не рысью кинуться из дому, а так, чтобы люди после сказали: «Она, как павушка, проплыла, снежинки подолом не сбила!»
Сколько звонкого веселья было в этот день! Хлестали по студеным дорожкам вальками девушки. А парни помогали вынести вымытые половики с реки да развесить по заборам. Деревня в этот день казалась обведенной радугами. А про тех, чьи половики были вытканы безвкусно, говорили: «Не вышла девонька в рукодельницы. Не хватило ей усердия. Баско больно (крикливо)».
Но рожденная в Татьянин день знала меру всему и во всем. «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет!» — такая сложена присказка.
Шесточная ометалочка связывалась ниткой из трех куриных перьев. Ею обметали от золы — печной шесток, от сажи — печные вьюшки. Обмакивая три куриных перышка в растопленное масло, смазывая пироги, каждая хозяйка знала, что пироги сохранят дольше свежесть и солнечный дух.
Была хитрость особенная у девушек на Татьянин день. Коли какая девушка хотела поскорее к парню, что был люб, в дом хозяйкой войти, то незаметно от всякого глаза она могла устроить свою шесточную ометалочку где-нибудь у печи в желанном доме.
Подружки девушке помогали. Они вызывали ее будущую свекровь, чтобы та непременно по срочной надобности пошла к своей соседке. Как только дверь за ней закрывалась, девушка скорехонько кидалась к печи прятать свою шесточную ометалочку. Да понадежнее. Чтобы шесточная ометалочка к чужому дому привыкала, чтобы место девичье берегла, чтобы свекровь встретила будущую невестку приветливо:
От вечерней зари до утренней обживай, помельная лапочка, в бабьем куту мое стояньице!
Почему такая надежда была у девушки на несколько куриных перышек? Да ведь во всех сказаниях курица и петух стоят на страже солнца и любви, сила птичьего пера способна развеять все злые помыслы. Когда ребенок в колыбели по ночам начинал плакать, то непременно брали куриное перо, жгли и одымляли колыбель, отгоняя так нечистую силу, крикс-ночниц.
ПРИМЕТЫ
В Татьянин день было в обычае и старикам, и ребятишкам выходить на самое высокое место в округе и загадывать на солнце свои желания. А у кого их не было, то глядели на солнце ради своего здоровья.
А вот приметы этого дня:
«Солнце красно заходит за лес — к колючему ветру».
«Солнце поутру выглянуло, в полдень постояло над деревней — птицы по весне рано прилетят».
«Снег на Татьянин день — быть летом частому дождичку».
Хлебный каравай, коврига почитались нашими предками, как само солнышко. Существовала примета: «Когда солнце закатилось, хлебного каравая не починай. А то другой свой день почнешь».
На Татьянин день пекли имениннице хлебный каравай. Старинный рецепт кислого каравая таков. К двум стаканам молока добавьте десять яиц (отделив желтки от белков) и взбейте по отдельности. Влейте полчашки растопленного масла. Если желаете сдобнее, то влейте целую чашку. Положите в массу столовую ложку дрожжей и столько муки, чтобы замесить негустое тесто.
Будущий каравай поставьте в теплое место и дайте ему хорошо подойти. Потом полчаса бейте деревянной лопаткой, приговаривая: «Хлеб-батюшка, сытным утворяйся, расти-подымайся; как солнце, как белый свет на земле твердо стоят, землю хранят, так и ты всему моему роду-семейству на здоровьице, на добро, на любовь, на жизнь уродись».
Дайте тесту еще раз хорошо подойти. Приготовьте форму, смажьте ее маслом, обсыпьте сухарями, выложите в нее тесто и поставьте в духовку.
Дальше по караваю смотрели: если хлеб поднимался холмиком в середине, значит, жди удач, жизнь пойдет в гору. Если каравай будет гладким, без изъянов — безмятежным пройдет и весь год. Но вдруг по выпечке пробежит трещина — значит, невзгоды одолеют.
Как ни странно, пригорелому караваю радовались. «Гореленько, пекленько, солененько, вкусненько, холодненько, кисленько — на том стоит русский стол». То есть пища должна быть столь же разнообразна, как жизнь, которая ценится своим разнообразием, своей полнотой. Вот и самую горелую корочку надлежало непременно съесть имениннице, чтобы принимала она с готовностью все, что дарует судьба. Не поешь горелого — не увидишь хлеба белого. Когда матушка доставала хлебный каравай из печи, то он был горяч, под стать самому солнцу, пахуч, как сама мать-сыра земля. Прежде всех кушаний, по обычаю предков, рожденная в этот день угощала родных и приглашенных на праздник хлебом. Из рук Татьяны в этот день полагалось принять хранящий земную и солнечную силу кусок, который славился, как золотой солнечный луч.
Полина РОЖНОВА