Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭПОХУ РЫЦАРЕЙ»
(для читателей 9-11 лет)
Вед: Мы хотим сегодня отпраздновать замечательный праздник - День Защитника Отечества. Ребята, а скажите, пожалуйста, кого защищают во все века рыцари, богатыри, воины, солдаты?
Ответы детей
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту, и наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В российской солнечной отчизне.
Он охраняет мир и труд,
Прекрасный труд во имя жизни.
Трубы громче поют…
Нашей армии – салют!
В космос корабли плывут…
Нашей армии – салют!
На планете мир и труд…
Нашей армии – салют!
Вед: Сегодня, как и в былые времена, наша армия славится своими воинами – богатырями. А будущее нашей армии – это вы, мальчишки! (девочки читают стихи «Богатыри»)
1.На лбу бывали шишки,
Под глазом фонари.
Уж если вы мальчишки,
То вы богатыри.
2.Царапины, занозы –
Вам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
3.Пусть головы в зеленке
И в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Вед: А сейчас наши девочки споют праздничные частушки.
Частушки
1.НАЧИНАЕМ ПЕТЬ ЧАСТУШКИ,
ПРОСИМ НЕ СМЕЯТЬСЯ.
НЕ СМОТРИТЕ ТАК НА НАС -
МОЖЕМ ЗАСТЕСНЯТЬСЯ.
2.МЫ ПОЕМ ДЛЯ ВАС СЕГОДНЯ,
И МОТИВ У НАС ОДИН,
С ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬИМ ВАС ПОЗДРАВИТЬ
ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МЫ ХОТИМ!
3. В НАШЕМ КЛАССЕ КАЖДЫЙ МАЛЬЧИК
ОЧЕНЬ ЛОВОК И КРАСИВ,
ПОТОМУ ТАК РАД, КОНЕЧНО,
ВЕСЬ НАШ ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ!
4.У ДЕВЧОНОК В НАШЕМ КЛАССЕ
КУДРИ ЗАВИТЫЕ,
А МАЛЬЧИШКИ В НАШЕМ КЛАССЕ
САМЫЕ КРУТЫЕ!
5.НА УРОКЕ НЕ ЗЕВАЙТЕ,
БУДЬТЕ ВСЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ,
И ХОРОШИЕ ОТМЕТКИ
БУДУТ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
6.МЫ МАЛЬЧИШЕК НАШИХ ЛЮБИМ,
УВАЖАЕМ ОТ ДУШИ!
ЗАЩИЩАТЬ ВСЕГДА НАС БУДУТ,
ХОТЬ ПОКА КОРОТЫШИ!
7.ВСЕ ЧАСТУШКИ ПЕРЕПЕЛИ,
ДА, ВОТ ТАК МЫ ХОРОШИ!
ВЫ ПОХЛОПАЙТЕ ДРУЖНЕЕ,
МЫ СТАРАЛИСЬ ОТ ДУШИ!
Вед: В честь праздника будущие защитники нашего Отечества решили сразиться на рыцарском турнире. Рыцарский турнир объявляется открытым!
Инсценировка (см. Приложение)
Вед: Рыцарь, рыцарский орден, рыцарская клятва, рыцарский поступок – эти слова мы слышим часто, а что означает слово «рыцарь»? В Средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи: латы, кольчуги, шлемы. И были они вооружены копьем и мечом. Прежде, чем стать рыцарем, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания. Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет, и мальчик становился учеником рыцаря. Его обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. А также учили держать данное слово, выручать друг друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни? В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, заступаться за слабого. Он готов совершить множество прекрасных поступков, а в его груди бьется благородное сердце. У многих рыцарей был свой символ – герб.
Сценка:
– Что-нибудь знаете Вы о гербах?
– Как? О хлебах?
– О гербах!
– О грибах?
– Нет, о гербах, о гербах, о гербах!
– Шумно тут! Я не услышу никак.
– Да, о гербах! Понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб вашу славу и честь защитит.
Лилий трехлистья и звезды в кайму…
– Что-то я Вас не пойму, не пойму…
Белое поле – кому? Ни к чему!
Что-то твердите про поле и щи…
Щавель во щи-то? Он в поле торчит?
Красные – щи? От свеклищи поди?
Да не таращьте глазищи-то, и-и …
– Нет! Вы не поняли! Я – о гербах
Герб – это наш великий размах,
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла,
Чтобы Отечества память цвела!
Герб – дарованье не мне одному.
Герб не отдам никогда, никому!
Конкурс №1
В любом деле очень важно уметь договориться, согласовать свои действия. Начнем с малого. Прочитайте хором дружно и выразительно пословицу. На тренировку 2 минуты!
-Сколько враги на Русь бы не ходили – богатыри всегда дадут отпор.
-Богатырь не только тот, кто силен, но и тот, кто умен, храбр, удал.
Конкурс №2
Составьте пословицу из отдельных слов. Кто быстрее составит?
-Береги землю родимую, как мать любимую.
-В бою побывать, цену науки узнать.
Конкурс №3
Следующий конкурс - «Болтун – находка для шпиона”.
Каждому человеку из команды будет задан вопрос. Отвечая, “Да” и “Нет” не говорить, цвет не называть.
Кошки живут в воде?
Зимой небо, какое?
Вода мокрая?
Взрослые любят играть?
Какие яблоки ты любишь?
На тебе одежда прозрачная?
Снег черный?
Летом трава, какая?
Крокодилы летают?
У меня глаза, какие?
Рыбы живут на суше?
Эта парта деревянная?
Ты любишь спать?
Ты сидишь за партой с девочкой?
Какие цвета ты любишь?
Батарея белая?
Змеи ползают?
Ты себя считаешь джентльменом?
Конкурс №4
А сейчас конкурс. “Минное поле”. С завязанными глазами нужно пройти по минному полю (майонезные банки). Сапер не видит мин, они спрятаны, а у нас наоборот: мины видны, а глаза завязаны.
Конкурс №5
Конкурс «Кто быстрее».
По одному человеку от команды должны накрутить верёвку на палку. Кто быстрее доберётся до середины, тот и победил.
Конкурс №6
Конкурс «Меткий глаз».
Кинуть мешочек с песком и попасть на стул.
Вопросы:
Как звали самого знаменитого рыцаря? (Дон Кихот)
Какой необычный материал использовался для изготовления троса в катапульте? (женские волосы)
Всегда ли рыцари побеждали? (нет)
Сколько весят доспехи рыцаря? (от 20 кг)
Для чего нужны рыцарские поединки? (для повышения мастерства)
Что в конце 10 века могло стоить 45 коров? (комплект рыцарских доспехов и конь)
С какого возраста мальчиков приучали носить доспехи? (6-8 лет)
Конкурс № 7 «Рыцарские добродетели».
Каждая команда получает карточку с заданием.(вычеркнуть лишнее)
Храбрость, вежливость, доброта, алчность, хвастливость, уважение к старшим, вспыльчивость, плаксивость, жадность, вера, выносливость, скупость, самопожертвование, упрямство, сострадание, честь, честность.
Конкурс № 8 «Одежда рыцаря».
Вставить пропущенные слова.
Кольчуга, шлем, латы, копьё, меч.
Конкурс для девочек № 9 «Собери рыцаря в дорогу».
Сложить предметы в узелок. У двух девочек по 2 руки связаны.
Конкурс для мальчиков № 10 «Портрет дамы».
Вед: В прежние времена рыцари всегда носили с собой портрет любимой дамы, который часто рисовали сами. Ваша задача нарисовать портрет дамы. Вызывается по одному представителю от каждой команды.
Рисовать нужно с завязанными глазами и строго по моей команде!
Рисуем: овал лица, нос, волосы, губы, уши, глаза, шею, брови, бант. Молодцы! Можно снять повязку.
Конкурс № 11 «Комплемент».
Вед: Ваша задача подъехать к даме, вернее к портрету, который вы нарисовали и без тени улыбки, сказать как можно больше комплиментов. Участникам вручают «лошадь» – швабру. Они по очереди говорят комплименты, баллы начисляются по количеству комплиментов.
Конкурс № 12 «Хорошая хозяйка».
Определить название круп.
Конкурс № 13 «Силачи»
Для конкурса необходим стол. Борьба армрестлинг.
Итак, турнир закончен.
Время подвести итоги.
Принцессы поочередно вызывают принцев.
«ДЛЯ ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ ПРИГЛАШАЕМ …»
Зачитывается указ:
«Я, Великая и Всемогущая Королева Рыцарского ордена своей властью посвящаю тебя в Рыцарский орден Отваги, Дружбы, Чести».
Рыцарь преклоняет колено, королева касается его плеча шпагой. Принцессы вручают ему грамоту, подарок.
Принцессы: Милые ровесники-мальчишки,
Рыцари без страха и упрёка,
Вы любите компьютеры и книжки,
Иногда не учите уроков.
Манит море вас волшебною мечтою.
Вы всегда настойчивы, упрямы
И готовы вы пожертвовать собою
Ради девочки - прекрасной милой дамы.
Вам желаем приключений не из книжки,
Чтоб в пути всегда вы были вместе,
Милые ровесники-мальчишки,
Рыцари отваги, дружбы, чести!
Вед: А сейчас прошу всех наших рыцарей произнести слова рыцарской клятвы.
Вед: Клятва рыцарей. Клянемся рыцаря быть!
Рыцари: Клянемся!
Вед: И лень, и грубость позабыть! Учиться этикету – науку помнить эту.
Рыцари: Клянемся!
Вед: В борьбе со злом добро творить, невежу разить мечом волшебным и строгим словом, и целебным.
Рыцари: Клянемся рыцарями быть!
Вед: Дорогие наши мальчики, поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем вам успехов в делах, счастья, добра! Растите сильными, смелыми, мужественными и благородными. Помните о высоком звании мужчины!
Приложения:
ВИКТОРИНА «ЭПОХА РЫЦАРСТВА»
Стальной или деревянный лук, закрепленный на деревянном станке или ложе (Арбалет)
Часть кольчуги, пристегиваемая к шлему и прикрывавшая шею рыцаря (Бармица)
Тяжелая боевая дубинка с металлической головкой (Булава)
Сильно укрепленное строение или комплекс зданий, в котором проживала целая община людей (Замок)
Длинная рубашка из прочных металлических колец ( Кольчуга)
Длинное древко с металлическим наконечником (Копье)
Защитное снаряжение рыцарей, изготовленное из металлических листов и пластин (Латы)
Чехол или футляр для ношения меча или кинжала (Ножны)
Мальчик, который в качестве первой ступени к посвящению в рыцари находился на службе в дворянской семье (Паж)
Тяжеловооруженный конный воин в Европе эпохи средневековья (Рыцарь)
Металлическая дужка или кожаная петля, служащая для фиксирования ног всадника при верховой езде и придающая большую устойчивость (Стремя)
Популярные в средневековье соревнования или тренировочные бои рыцарей, обычно проводимые в обстановке большой пышности и при большом стечении зрителей (Турнир)
Острие или колесико с шипами, прикрепленное к каблуку всадника и служащее для того, чтобы заставить лошадь скакать быстрее (Шпора)
ГЕРБЫ
Происхождение гербов. Гербы берут свое начало в самой глубокой древности.
Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.
Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. башня- взятый приступом замок; шлем- вооружение грозного и смелого врага; звезда- ночное сражение при свете луны и звезд; меч- обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом, - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр- неустрашимую доблесть; орел- высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.
Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода.
Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля.
Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото- это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.
Фамильные гербы .Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.
Девиз рыцаря
Достойно жить, достойно умереть –
от рыцарский девиз и дело!
Пусть ждёт так много зла и смерть –
Преодолев свой страх, будь смелым!
Чтоб с уваженьем помнили друзья,
Чтоб с завистью враги следили!
Чтоб жизнь была всегда твоя
В геройском романтичном стиле.
Пока моря есть, реки, твердь,
Пока хоть кто-то будет верить
«Достойно жить и умереть!» -
Девиз останется на свете.
Быть справедливым, защищать,
Беречь от подлости и скверны,
Невинным зла не причинять
И до конца быть Богу верным!
Инсценировка
Ведущая: А сейчас я вам расскажу одну историю. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были маленькие принцессы. Они были серьезные и строгие, добрые и веселые, послушные и озорные, разные.
В том же царстве-государстве жили смелые маленькие принцы. Учились они с принцессами в одном классе, сидели вместе за партами, вместе радовались и веселились.
И вот что произошло однажды (входят принцессы):
1-я принцесса: Стало скучно в нашем царстве-государстве. Нет ничего интересного.
2-я принцесса: Что же придумать этакое-разэтакое?
3-я принцесса: Может быть, войну объявим?
4-я принцесса: Нет, нынче война не в моде.
5-я принцесса: А как же мы узнаем, храбрые наши принцы или нет?
1-я принцесса: А может быть, объявим рыцарский турнир?
2-я принцесса: Правильно! Пригласим на турнир всех мальчишек нашего класса!
3-я принцесса: Проведем соревнование!
4-я принцесса: Определим победителя.
5-я принцесса: Посвятим всех в рыцари!
1-я принцесса: (разворачивает и читает свиток): Внимание! Внимание! Приглашаем всех на рыцарский турнир!
2-я принцесса: Только сейчас и только у нас!
1-я принцесса: Как всегда, придется рыцарям-мальчикам пройти через трудные испытания, а мы, девочки, будем переживать за вас, поддерживать и очень строго оценивать.
Составитель: Кравченко О. В.,
библиотекарь д/а библиотеки им. А. Штанько