Включить версию для слабовидящих

Зеленый мир наш дом

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«ЗЕЛЁНЫЙ МИР – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Экологическое путешествие

Ведущий:

Вертится, крутится шар голубой –
Это Земля, где живем мы с тобой
Синий цвет - реки, моря, океаны,
Ну а коричневый - дальние страны.
Белые шапки на полюсе - льдины.
В желтый окрашены зноя пустыни.
Зеленый цвет - это луга и поля.
Пестрая наша планета Земля.
Выглядит хрупкой маленькой крошкой
И у тебя поместится в ладошках.

   Добрый день, жители прекрасной голубой планеты!
  Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник –Международный день Земли.
  Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас посмотреть фильм «Краткие сведения о планете Земля».

Сценка «Что подарим в День Земли?»

Автор: Ребята вышли погулять во двор,
И вот какой случился разговор:

1 ученик:
Сегодня День Земли, я знаю точно,
И мы должны придумать что-то срочно!

2 ученик:
Мы в этот день, весенний, тёплый, яркий,
Земле преподнесём свои подарки.

1 ученик:
Ну, вот придумал!
Мы же ещё дети!
А дети – это знают все на свете-
Растут сначала сами, а потом
Полезным занимаются трудом.

3 ученик:
Всё верно!
Вот когда я подрасту,
Исполню главную свою мечту:
Я посажу вот здесь красивый сад,
И каждый отдохнуть здесь будет рад!

4 ученик:
Я специальные построю зданья,
Где очищают воздух для дыханья.

5 ученик:
А я огромную машину соберу,
Чтоб мусор собирала поутру.

Автор: 
Пока ребята спорили о том,
Какой подарок сделать им потом,
Артём конфетные бумажки убирал,
У дерева он сломанную ветку подвязал,
На клумбе насадил он яркие цветы
И выкрасил забор для красоты.

1 ученик:
Ну вот! Опять он занят пустяками,
Когда мы с вами делимся мечтами!

2 ученик:
Артём! Тебе заняться, что ли нечем?
Весь день прошёл и наступает вечер.

3 ученик:
Мы спорили, кричали! Ты молчал!
И ничего про свой подарок не сказал!

Артём:
Я вам скажу:
Земля - наш общий дом!
И кто же позаботится о нём?
Чтобы все звери, люди и цветы
В нём жили по законам красоты?
Мы сами!
Кто со мной, друзья?

Ученики: Я!

Артём:
Я понял! Будем каждый день заботиться о том,
Чтоб был прекрасней, чище общий дом!

Ведущий: Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.
  Сегодня мы с вами совершим путешествие в Экоцарство. Слово «экология» сейчас у всех на слуху. И недаром. Все люди стали понимать, что экология — наука очень важная. Ведь она учит нас беречь наш дом — планету Земля. Жителями этого дома являемся мы, люди, животные и растения. И каждый из нас не только живет сам по себе, но еще и влияет на жизнь других. Но подробнее о проблемах экологии нам расскажут наши гости — Царевич Экоша, Маленький Принц и герои известных детских книг.

Царевич Экоша:

Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнем,
Что будет, если в нем сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днём
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.

    Дорогие друзья! Я мечтаю стать экологом, чтобы в окружающей нас среде воцарился порядок. Мой друг - Малень­кий принц - давно уже навел порядок на своей крошечной планете. Но наша с вами планета огромна и проблем у нее множество. И с помощью науки экологии я начинаю в некоторых проблемах раз­бираться. Вот, например, вы знаете, что может означать сокращение биологического разнообразия?

(Шум за ширмой, вбегает Красная Шапочка.)

Красная Шапочка: Ребята, я хочу рассказать вам одну страшную историю, которая случилась со мной. Меня зовут Красная Шапоч­ка. Однажды я пошла навестить больную бабушку. Шла по лесу, и вдруг навстречу мне попался серый волк. Он выведал у меня, где живет моя бабушка, и, прибежав раньше меня к ней, проглотил ее. Затем улегся в постель и укрылся одеялом, притворившись моей ба­бушкой. А когда я пришла, он набросился на меня и проглотил, как будто ему мало было одной бабушки! Как мы спаслись? Мимо про­ходили дровосеки. Они услышали шум, вбежали в домик и помогли нам остаться целыми и невредимыми. Ребята, волки - зубастые и страшные хищники. Их надо уничтожать. Вы со мной согласны?

Царевич Экоша: Позвольте рассудить вас! Рассмотрев жалобу волка, мы признали ее справедливой. И это доказала сама жизнь. Во многих местах обитания волка на него устраивались облавы. Там, где перестреляли всех волков, начали погибать олени. Почему? Ка­залось, что оленей должно было бы стать больше, ведь теперь нет их основных врагов. Все так. Однако хищники нападали в основном на больных и слабых оленей. За здоровыми не угонишься! Да и рога­ми природа наградила оленей не зря. Но некому стало уничтожать больных оленей, и те заразили здоровых. Начался всеобщий мор оленей. Да и вообще в лесах появилось много больных зверюшек. Волки были санитарами природы, а их уничтожали. В некоторых областях России сейчас временно даже запрещена охота на волков. И не только волкам грозит исчезновение. В настоящее время еже­годно исчезает с лица Земли несколько видов животных или рас­тений...

Маленький Принц:        

Все-все-все на свете, нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все-все на свете, на свете нужны.
И это вы, дети, запомнить должны!

Царевич Экоша: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Поэтому они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. В книгу заносятся сведения о млекопи­тающих, птицах, рыбах — обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека.

Маленький Принц:

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи, 
Охраняются даже цветы. 
(Б. Дубровин.)

(Шум за ширмой, на сцену выходят Лиса Алиса и Кот Базилио.)

Лиса Алиса: Ой, больно-то как! Лапу порезала! Во что поле пре­вратили?! В городскую свалку! Кругом мусор, бумага, битое стекло... Ты куда смотрел. Кот несчастный, когда Буратино с денежками сю­да приглашал? Да этот деревяшка так их в этой свалке зароет, что сам не захочешь искать. Кругом грязь, антисанитарные условия!

Кот Базилио: Скажите, пожалуйста, с каких это пор ты, кума, за­щитницей природы стала? Да это поле еще в том году чистейшим было. Так что ты ко мне несправедливо придираешься. Или забыла, что я слепой Кот?

Лиса Алиса: Ты таких дурачков, как Буратино, обманывай, а не меня. Быстрее тащи подорожник, а не то у меня заражение крови получится.

Кот Базилио (шарит в траве): Вот, нашел, нашел, бери!

Лиса Алиса (прикладывая к ране подорожник): Кажется, прошло! Пошли быстрее новое поле искать. А не то без денежек останемся! (Уходят.)

Царевич Экоша: Ну вот вам еще одна проблема — проблема за­грязнения окружающей среды. Вам, наверное, приходилось на­блюдать, как на пустырях, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, несмотря на запреты, самый разно­образный мусор. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пла­стиковые упаковки. Вряд ли у вас появится желание прогуляться по такому пустырю или лесу.

Сидели на опушке, на солнечной полянке
Две девочки-подружки, две юных горожанки.
Звенели птичьи трели, и девочки смотрели,
Как все вокруг блестело, сверкало, шелестело.
Как плещутся верхушки зеленою волною...
Сказали две подружки: «Как хорошо весною!»
Какой тут воздух чистый! Какой дубок ветвистый!
Ушли две ученицы, две юных горожанки...
Поют, как прежде, птицы на солнечной полянке.
Несется птичий гомон, но ведь дубок обломан,
А травка под ольхою покрыта шелухою.
Чего здесь только нету! От семечек пакеты,
Трамвайные билеты, бумажки от ирисок.
(Продолжить можно список.)
Все словно потускнело! Ушли две горожанки —
Теперь им нету дела до солнечной полянки.
Шумит дубок ветвистый оставшейся листвою,
Качает головою: «Какие эгоисты! Какие эгоисты!»
А. Барто

Царевич Экоша:

Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но всё о Земле до конца мы не знаем.

Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверьё и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.

Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»

Маленький Принц: Запомните, ребята: мусор всегда дол­жен попадать на свалку! Бутылочные осколки, лежащие на солнце, могут вызвать пожар. Бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, пустая консервная банка — более 30 лет, полиэтиленовый пакет и пластиковая бутылка — более 200 лет. Не засоряйте природу!

 (Из-за ширмы появляются герои сказки «Сестрица Алёнушка и бра­тец Иванушка».)

Сестрица Алёнушка: Постой! Дойдем до родника — там и на­пьешься, а пока ты потерпи немного, братик!

Братец Иванушка: Сил у меня, боюсь, не хватит. Смотри, вода стоит в копытце!

Сестрица Алёнушка: Не вздумай из него напиться и в жеребенка превратиться! Ты можешь! Потерпи немного... (Идут дальше.)

Братец Иванушка: Уж очень долгая дорога!

Сестрица Алёнушка:
Сейчас до родника дойдем. 
Там посидим, передохнем...

Братец Иванушка:
Аленушка, я пить хочу.
Уж еле ноги волочу.
А вот вода стоит в копытце.
Позволь мне из него напиться!

Сестрица Алёнушка: Не пей из этого копытца, В теленка можешь превратиться! До родника недалеко... (Идут дальние.)

Братец Иванушка:
Ох, как терпеть-то нелегко!
Я так от жажды из­немог,
Что сделаю один глоток!

Сестрица Алёнушка:
Попьешь из козьего копытца,
В козленка мо­жешь превратиться! (Идут дальше.)

Братец Иванушка:
Ты посмотри! Бежит река,
Река — крутые бере­га!
Алёнушка, моя сестрица,
 Позволь мне из реки напиться!

Сестрица Алёнушка:
Не пей водицы из реки,
А лучше сядь и от­дохни.
Схожу пока я к роднику.
Тебе воды я принесу,
Водицы чистой ты попьешь
И сам до родника дойдешь. (Уходит.)

Братец Иванушка:
Попью воды из этой речки!
Я так от жажды из­немог,
Что выпью не один глоток!
(Пьет воду из речки. Возвращается Алёнушка.)

Сестрица Алёнушка: Иванушка! Где ты? (Появляется Маленькое чудовище).

Маленькое чудовище (голосом Иванушки):
Алёнушка! Я так от жажды истомился,
Что из реки воды напился!

Сестрица Алёнушка:
Не пей, не пей, тебе сказала!
Ведь я тебя предупреждала!
Иванушка, ты кто теперь?
Какой неведомый ты зверь? (Уходят.)

Царевич Экоша: Как вы думаете, ребята, какая в этой сказке показана экологическая проблема? (Ответы ребят). Правильно, загрязнение воды. Очень много фабрик, заводов вырастает на берегах рек. Чтобы привести в движение станки этих предприятий, на реках строятся электростанции. Вокруг вырастают города. Все это хорошо. Но здесь, к сожалению, начинается то, о чем не думали ни строители
заводов, ни строители городов.

Маленький Принц: Многие реки начинают принимать стоки ядовитых растворов, отходы производства, кислоты, канализационные стоки. И все меньше и меньше становится чистой воды. Загрязненная вода уходит в моря, океаны. А на поверхности океанов зачастую можно увидеть тонны нефти, вылитой из танкеров по неосторожности, неосмотрительности людей. От всех этих загрязнений гибнет рыба, гибнут птицы и звери. Людям стало тоже не хватать чистой воды.

Поэтому мы должны беречь реки, озера, моря!       
Бежит, спешит вода живая,
Материки пересекая.
Не просто так, совсем не зря.
Где есть вода — жива земля!
Течет она по руслам вечным,
Как кровь по жилам человечьим.
И если превосходна кровь,
То человек, считай, здоров!
Здорова, зелена планета!
И вроде знают все про это.

Царевич Экоша:

Но вот в краю моем следы
Уже безжизненной воды.
Не потому ль теперь всерьез
Меня все мучает вопрос:
Как будут жить на белом свете
Вез чистых речек наши дети?
Взгляни на сотню лет вперед,
И сразу оторопь возьмет...
Чтоб никогда не иссякала
В глуши лесов моя купала,
Зависит многое от нас.
И не когда-нибудь — сейчас!
(Н. Перминов.)

(Голос за ширмой: «Ауу ау!» Выходят Дед и Баба.)

Дед: Ау, бабка, где ты?

Бабка: Да здесь я, здесь. Не кричи так громко, всех птиц в лесу распугал!

Дед: Ну, много грибов-то насобирала?

Бабка: Да где уж там, мало совсем!

Дед: И я немного... Я заметил, что после дождя этого, который мы с тобой грибным назвали, что-то странное в природе стало про­исходить...

Бабка: Да и в огороде что-то странное стадо твориться: ботва у овощей стала желтеть, а репа-то и вовсе пропала...

Дед: А помнишь, какая репа в прошлом году выросла?

Бабка: Как не помнить-то! Ты за репку ухватился, я за тебя ухва­тилась, внучка за меня, Жучка за внучку, кошка за Жучку мышка за кошку...

Дед и Бабка (вместе): Вытянули репку! Большую-пребольшую!

Дед: Да, похоже, мы с тобой нынче без репы останемся!

Бабка: Да и без грибов тоже!

Дед и Бабка (вместе): Что за дождь такой странный прошел?!

Царевич Экоша: А вы, ребята, догадались, какой дождь мог на­вредить зеленым растениям? Правильно, кислотный дождь! Откуда же берутся кислотные дожди? Уголь, нефть, дрова всегда содержат некоторое количество серы. И эта сера улетучивается в атмосферу при сжигании топлива. В ат­мосфере этот дым из труб встречается с влагой, и, соединяясь, они образуют сернистую кислоту. Вот эта кислота в виде дождя выпадает на землю. Такие дожди опасны для всего живого: лесов, полей, во­доемов. Опасен такой дождь и для почвы.
    Страдает от кислотных дождей вся окружающая среда.

 Маленький Принц:

 Я Книгу Природы усердно читаю,
 От марта к апрелю, от августа к маю,
 От первого снега до звонких капелей,
 От летнего зноя до зимних метелей…
 Листаю я Книгу Рекордов, листаю,
 И малой песчинкой себя ощущаю…
 И в вечность земную так хочется верить,
 Вот только б самим не захлопнуть нам двери,
 В гордыне своей не сгубить понапрасну
 Природы живой первозданные краски,
 Чтоб снова и снова сквозь многие годы
 Листать мы могли эту Книгу Природы!

    (Из-за ширмы, кружась, появляется девочка, в руке которой цветик - семицветик.)

Женя: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!
   Ой, как холодно! Чуть не замерзла! Ребята, я только что на Север­ном полюсе побывала... Ох и испугалась я, когда из-за льдины вышли семь белых медведей и пошли прямо на меня! Один страшней друго­го! Я велела лепестку, чтобы он меня перенес домой, и вот я здесь. Но самый большой медведь успел передать мне письмо. Вот оно.

(Передает письмо Экоше.)

Царевич Экоша: (читает): «Люди, помогите! Льды и снега тают, а наша жизнь невозможна без них. Даже в период короткого арктическо­го лета мы, медведи, отыскиваем такие места для жизни, где холод сохраняется. Берлогу нам приходится вырывать в снежном сугробе толщиной в три метра. Поэтому мы уходим за отплывающими льди­нами, гуда, где вечная мерзлота. Но льдов-то все меньше и меньше, они тают! Как нам быть?»
   Это проблема глобального потепления. Ученые считают, что потепление климата на всей планете связано с тем, что загрязненная атмосфера удерживает тепло у поверхности земли, и по прогнозам через 20—50 лет белые медведи исчезнут, оставшись только в зоопарках. За последние 20 лет хозяйственная деятельность человека приве­ла к нарушению баланса газов в атмосфере Земли. Увеличилась доля парниковых газов, особенно углекислого. Эту ситуацию часто на­зывают парниковым эффектом. Все это вызывает резкие изменения погоды: засуху, таяние льдов на полюсах, сильные дожди и наводне­ния. Наблюдается также повышение уровня морей. Под угрозой ис­чезновения находятся обитатели холодных материков, обитающие во льдах, страдают от природных катаклизмов люди.

Женя:              

Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой.
В чащобах и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
Зной — Кипру прохлада — Британии,
Пусть так и останется впредь!
Уж эта среда обитания —
За нею смотреть и смотреть!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество — прежде всего!
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.
Высокая радость братания!
Храни же былье и жилье —
Святую среду обитания,
Ведь ты — обитатель ее.
(Е. Николаевская.)

(Появляются герои сказки М. Метерлинка «Синяя птица».)

Митиль: Тильтиль! Ты видишь в ветвях старого дуба синюю птицу?

Тильтиль: Вижу, Митиль! Если нам дуб отдаст ее, внучка феи Берилюны сразу выздоровеет... Ты помнишь, что мне сказала фея?

Митиль: Помню. Ты должен надеть вот эту зеленую шапочку, ко­торую она тебе подарила, и повернуть алмаз на пряжке!

Тильтиль: И тогда мы увидим то, что скрыто от людских глаз!

(Тильтиль поворачивает алмаз на шапочке. Деревья оживают.)

Дуб: Ты кто такой?

Тильтиль: Тильтиль, сын дровосека!

Дуб: Твой отец причинил много зла моей семье. Он извел 600 мо­их сыновей, 475 дядей и теток, 1200 двоюродных братьев и сестер, 12 тысяч правнуков!

Тильтиль: Так много? Не может быть! Отец рубит деревья, это правда, но лишь из-за нужды, чтобы топить печь да немного поле­ньев продать богатым. Тем мы и живем. А иначе умерли бы с голоду. Я ничего в лесу не рублю, только валежник подбираю, когда помо­гаю отцу.

Деревья: А зачем ты ломаешь ветки? И обрываешь листья? И ра­зоряешь птичьи гнезда? Ты тоже наш обидчик!

Тильтиль: Да нет, что вы! Я в жизни не разорил ни одного гнезда! И лес я люблю и всегда берегу. Может, и есть такие злые, глупые люди, которые нарочно причиняют вам вред, но не я...

Деревья: Мы вам не верим! Не верим! Не верим!

Дуб: Помолчите! Я сам поговорю с мальчишкой! Зачем ты при­шел сюда, Тильтиль? Зачем ты оживил нас?

Тильтиль: Я ищу Синюю птицу для внучки феи Берилюны, бед­ная девочка больна, она очень несчастна...

Дуб: Довольно, все это пустые слова, мы им не верим!

Деревья: Не верим! Не верим!

Дуб: Тильтиль должен погибнуть! Теперь мы сильны и обрели возможность вершить суд над человеком. Пусть он, наконец, почувствует нашу силу. Человек всегда был с нами жесток и своеволен и никогда не щадил нас. Сегодня мы за все ему отплатим.

Митиль: Вспомни, что говорила нам фея! Поверни алмаз обрат­но, и они тотчас умолкнут!

(Тильтиль поворачивает алмаз обратно, и деревья застывают.)

Митиль: Смотри, деревья стоят как ни в чем не бывало. Что это с ними стряслось?

Тильтиль: Они давно в обиде на человека. Ведь признаться, не­мало вреда принесли им люди, многие из них беспощадны к при­роде. Лес видит теперь врага в каждом человеке.

(Дети уходят.)

Царевич Экоша: Да, проблема уничтожения лесов очевидна. А ведь лес для человека - самый щедрый друг. Он дает человеку дре­весину, из которой изготовляют множество вещей, необходимых для жизни: дома, топливо, бумагу, мебель... Но самое главное, что лес это легкие нашей планеты. Все мы знаем с вами, что листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, который выбрасывают машины, заводы и фабрики. Взамен растения нам да­ют кислород, без которого бы прекратилась жизнь на Земле. Но в ре­зультате хозяйственной деятельности человека лесов на Земле стано­вится все меньше и меньше. Каждую минуту на Земле уничтожается почти 40 гектаров тропических лесов, меньше становится равнинных лесов. Когда же люди поймут, что без леса им не прожить? Ни одною деревца нельзя срубать зря!

Маленький Принц:

Знают все взрослые, знают вес дети
Что вместе с нами живут на планете...
Лев и журавль, попугай и лисица,
Волк и медведь, стрекоза и куница,
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы,
Синее море, лесной ручеек —
Все доверяют тебе, человек!
Ты — самый умный, а значит, в ответе
За все живое, что есть на планете!

(Появляется Робинзон герой романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».)

Ро­бинзон: Отважный моряк Ро­бинзон стал для многих поко­лений мальчишек и девчонок предметом зависти и приме­ром для подражания. Предлагаю вам поучаствовать в интересной игре. Её цель — дать вам, ребята, возможность побыть Робинзонами.
   Перед началом игры желаю вам удачи и не делать ничего, за что пришлось бы извинять­ся перед матушкой-природой. Пусть ни один нечаянный, а тем более преднамеренный ваш по­ступок не приведёт к новым страницам в Красной книге...

«ВОПРОС ИЗ БУТЫЛКИ»

Робинзон: Представьте себе, что вы, по­сле страшного кораблекруше­ния оказались на необитаемом острове. Что делать? Как жить? Как не погибнуть в тяжёлых при­родных условиях? И тут на берег волна выбросила бутылку. А в ней письмо. Оно поможет вам не рас­теряться в сложной ситуации. Давайте его прочитаем! (Показы­вает ребятам бутылку с послани­ем, затем вытаскивает записку и читает.)

 «Юный Робинзон! Не пугай­ся, если заблудился, выход всегда найдётся. Страх и паника — са­мые главные опасности для тебя! Вспомни ориентиры в лесу, и ты не пропадёшь!»

Робинзон: Друзья, вам нуж­но вспомнить самые известные ориентиры в лесу.

Вопросы

  • Если при входе в лес солнце находится справа от вас, то где оно будет, когда вы выходите? (Слева.)
  • С какой стороны чернеют со­сны после дождя? (С северной.)
  • На какой стороне ствола де­рева растут м*и и лишайники? (На северной.)
  • Где больше смолы образу­ется на сосне в жаркую погоду? (На южной стороне.)
  • На какой стороне поляны бо­лее густая трава? (На северной.)
  • Какая сторона муравейника более пологая? (Южная.)
  • С какой стороны деревьев или пней муравьи строят свой муравейник? (К югу от примыка­ющего ствола дерева.)
  • Весной снег помогает ори­ентироваться. Каким образом? (Тает быстрее с южной стороны.)
    Без каких вещей нельзя от­правляться в лес? (Без компаса, спичек, воды, специальной одежды и обуви.)
    Почему нельзя прятаться во время грозы под деревом? (В него может попасть молния.)

«ПРОГНОЗ ПОГОДЫ  ПО ПРИМЕТАМ»

Робинзон: Юные робинзоны, давайте поговорим о погоде. Ветер — это движущийся воз­дух. Он нужен всему живому так же, как вода и солнце. Огром­ную пользу приносит он челове­ку: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очища­ет города от пыли, доставляет те­пло и холод.
  Но ветер бывает опасен. Сколь­ко разрушений несут с собой бури, ураганы, тайфуны, смерчи, сухо­веи! Они сокрушают дома, топят в море корабли, губят сады, зано­сят песками земли. Люди изуча­ют ветер ещё с древних времён, определяют направление движе­ния воздушных масс и стараются прогнозировать погоду.
   Робинзонам тоже нужно знать, какую погоду стоит ожидать. Я буду называть вам приметы, а вы должны от­ветить, какую погоду они пред­вещают.

Вопросы

  • Угли в костре быстро покры­ваются золой, тлеют, тускнеют. (К хорошей погоде.)
  • На огонь костра летит много насекомых. (К плохой погоде.)
  • Комары и мошки летят стол­бом, роем. (К хорошей погоде.)
  • Воробьи громко чирикают и купаются в пыли. (К плохой по­годе.)
  • Все одуванчики раскрыты. (К хорошей погоде.)
  • Лягушки выползают их боло­та и хрипло квакают. (К плохой по­годе, к дождю.)
  • На траве и кустарниках обильная паутина. (К хорошей по­годе.)
  • К вечеру сильно стрекочут кузнечики. (К хорошей погоде.
  • Ель поднимает ветки, че­шуйки её шишек прижимаются. (К дождю.)
  • Ласточки низко летают. (К дождю.)

«ПОМОГИ СЕБЕ САМ»

Робинзон: Когда вы, как Робин­зон, оказались на необитаемом острове без привычных в горо­де лекарств, природа будет и поли­клиникой, и аптекой. Давайте посмотрим, знаете ли вы лекар­ственные растения!

Вопросы

  • 1 Достаточно съесть пять-семь ягод этого дерева в день или заварить их вместе с чаем, и они насытят рас витаминами. (Рябина.)
  • Это лекарственное растение растёт у дорог, а его листья по­могают заживлять раны. (Подо­рожник.)
  • Это растение может заме­нить зубную пасту и освежить дыхание. (Мята.)
  • Эта жгучая трава помогает при лечении ран и хорошо уби­вает бактерии. (Крапива.,)
  • В старину это растение на­зывали лекарством от 77 недугов. Оно заживляет раны, останавли­вает кровь, снимает боль в желуд­ке. (Зверобой.)
  • Это растение помогает при бессоннице. (Валериана.)
  • Отвар из каких растений поможет при простуде? (Мать-и-мачехи, малины, ромашки, ли­пового цвета,'чабреца.)
  • Сок из стеблей этого цветка поможет свести бородавку. (Чи­ст )тел.)
  • При каких заболеваниях ис­пользуют ромашку и календулу? (Для улучшения пищеварения, при простуде, при воспалительных процессах.)
  • Растение-сорняк. Говорят, что старец Серафим Саровский почти три года питался в основном его листьями. Во время войны эту траву добавляли
    в пищу, так как в ней содержатся аскорбиновая кислота и полезные минеральные вещества. (Сныть.)

«КАША ИЗ ТОПОРА»

Робинзон: Юные робинзоны, у вас закончились продукты. Вспомните, какие расте­ния можно употребить в пищу и что из них можно приготовить. Перед вами изображения этих растений. Подумайте и составьте меню.

(Демонстрируется слайд, на кото­ром изображены несколько растений: крапива, липа, листья одуванчика, чабрец, зверобой, лопух, камыш, ки­слица. Ребята называют блюда, ко­торые можно приготовить из них.)

Задания

  • Крапива. (Из листьев можно приготовить суп и салат.)
  • Зверобой, липа, чабрец. (До­бавляют в чай.)
  • Лопух. (Корни можно варить и запекать.)
  • Одуванчик. (Из листьев мож­но приготовить салат.)
  • Камыш. (Корни можно варить и запекать, готовить пюре.)
  • Кислица. (Из листьев делают салат.)

Робинзон: Молодцы, ребята. Я вижу,  у вас достаточно знаний и смекалки, чтобы вый­ти победителями из борьбы с трудностями, которые готовит для вас стихия. А самое главное — вы не навредить природе, ставшей для вас на ка­кое-то время местом обитания, домом. (уходит)

Царевич Экоша: Ни леса, ни луга, ни реки не могут позаботиться сами о себе. Не могут защитить себя звери, птицы, насекомые, растения. Но есть мы с ва­ми. И мы можем помогать природе, начав с самого простого. А для этого надо знать простые правила.

Никогда не наноси вред природе.
Не убивай птиц и зверей.
Не губи растения в природе.
Не оставляй мусор в природе.
Не разжигай костров в лесу.
Подкармливай птиц и зверей зимой.

Маленький Принц:

 Берегите Землю! Берегите.
 Жаворонка в голубом зените,
 Бабочку на стеблях повилики,
 На тропинках солнечные блики,
 На камнях играющего краба,
 Над пустыней тень от баобаба,
 Ястреба, парящего над полем,
 Ясный месяц над речным покоем.
 Ласточку, мелькающую в жите...
 Берегите Землю!  Берегите...
М. Дудин

Царевич Экоша:

Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!
Уютная наша планета - Земля.
Здесь всё - для комфорта,
Здесь всё - для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.
Земля - наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить,
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Ведущий: Ребята! Все мы должны знать, что за здоровье Земли в ответе каждый из нас.
   Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.
    До новых встреч на экологической тропе!

Литература:

  1. Бакулина, Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра /Г.В. Бакулина//Читаем, учимся, играем.-2003.-№ 11.
  2. Дмитриев, Ю. Земля у нас только одна / Ю. Дмитриев.- Москва: Дет. лит., 1973.
  3. Дижур, Б. Жалобная книга природы /Б. Дижур. - Москва: Дет. лит., 1979.
  4. Катаев, В.П. Сказки /В.П. Катаев. — Москва: Дет. лит., 1997.
  5. Метерлинк, М. Синяя птица /М. Метерлинк. - Москва: Самовар, 200!.
  6. Русские народные сказки. - Москва: Худож. лит., 1989.
  7. Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино /А.Н. Толстой. — Москва: Эксмо, 2011.
  8. Я познаю мир: Экология: дет. энциклопедия - Москва: ACT, 1997.

Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь Библиотеки им А. Штанько

 

 

     

Администрация Den lubvi semyi preview

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция
1ЗакупкиГлавная1 Пушкинская карта МыВместе 85ЛетРО2
ИнформБезопасность 1ФестивальМолодежи2024.jpg 1ЗдоровоеПитаниеЛоготип1 2024ГодДобрыхДел1
351х134      
1Новости qr code

2         425