Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ЗЕЛЁНЫЙ МИР – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Экологическое путешествие
Ведущий:
Вертится, крутится шар голубой –
Это Земля, где живем мы с тобой
Синий цвет - реки, моря, океаны,
Ну а коричневый - дальние страны.
Белые шапки на полюсе - льдины.
В желтый окрашены зноя пустыни.
Зеленый цвет - это луга и поля.
Пестрая наша планета Земля.
Выглядит хрупкой маленькой крошкой
И у тебя поместится в ладошках.
Добрый день, жители прекрасной голубой планеты!
Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник –Международный день Земли.
Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас посмотреть фильм «Краткие сведения о планете Земля».
Сценка «Что подарим в День Земли?»
Автор: Ребята вышли погулять во двор,
И вот какой случился разговор:
1 ученик:
Сегодня День Земли, я знаю точно,
И мы должны придумать что-то срочно!
2 ученик:
Мы в этот день, весенний, тёплый, яркий,
Земле преподнесём свои подарки.
1 ученик:
Ну, вот придумал!
Мы же ещё дети!
А дети – это знают все на свете-
Растут сначала сами, а потом
Полезным занимаются трудом.
3 ученик:
Всё верно!
Вот когда я подрасту,
Исполню главную свою мечту:
Я посажу вот здесь красивый сад,
И каждый отдохнуть здесь будет рад!
4 ученик:
Я специальные построю зданья,
Где очищают воздух для дыханья.
5 ученик:
А я огромную машину соберу,
Чтоб мусор собирала поутру.
Автор:
Пока ребята спорили о том,
Какой подарок сделать им потом,
Артём конфетные бумажки убирал,
У дерева он сломанную ветку подвязал,
На клумбе насадил он яркие цветы
И выкрасил забор для красоты.
1 ученик:
Ну вот! Опять он занят пустяками,
Когда мы с вами делимся мечтами!
2 ученик:
Артём! Тебе заняться, что ли нечем?
Весь день прошёл и наступает вечер.
3 ученик:
Мы спорили, кричали! Ты молчал!
И ничего про свой подарок не сказал!
Артём:
Я вам скажу:
Земля - наш общий дом!
И кто же позаботится о нём?
Чтобы все звери, люди и цветы
В нём жили по законам красоты?
Мы сами!
Кто со мной, друзья?
Ученики: Я!
Артём:
Я понял! Будем каждый день заботиться о том,
Чтоб был прекрасней, чище общий дом!
Ведущий: Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Экоцарство. Слово «экология» сейчас у всех на слуху. И недаром. Все люди стали понимать, что экология — наука очень важная. Ведь она учит нас беречь наш дом — планету Земля. Жителями этого дома являемся мы, люди, животные и растения. И каждый из нас не только живет сам по себе, но еще и влияет на жизнь других. Но подробнее о проблемах экологии нам расскажут наши гости — Царевич Экоша, Маленький Принц и герои известных детских книг.
Царевич Экоша:
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнем,
Что будет, если в нем сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днём
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
Дорогие друзья! Я мечтаю стать экологом, чтобы в окружающей нас среде воцарился порядок. Мой друг - Маленький принц - давно уже навел порядок на своей крошечной планете. Но наша с вами планета огромна и проблем у нее множество. И с помощью науки экологии я начинаю в некоторых проблемах разбираться. Вот, например, вы знаете, что может означать сокращение биологического разнообразия?
(Шум за ширмой, вбегает Красная Шапочка.)
Красная Шапочка: Ребята, я хочу рассказать вам одну страшную историю, которая случилась со мной. Меня зовут Красная Шапочка. Однажды я пошла навестить больную бабушку. Шла по лесу, и вдруг навстречу мне попался серый волк. Он выведал у меня, где живет моя бабушка, и, прибежав раньше меня к ней, проглотил ее. Затем улегся в постель и укрылся одеялом, притворившись моей бабушкой. А когда я пришла, он набросился на меня и проглотил, как будто ему мало было одной бабушки! Как мы спаслись? Мимо проходили дровосеки. Они услышали шум, вбежали в домик и помогли нам остаться целыми и невредимыми. Ребята, волки - зубастые и страшные хищники. Их надо уничтожать. Вы со мной согласны?
Царевич Экоша: Позвольте рассудить вас! Рассмотрев жалобу волка, мы признали ее справедливой. И это доказала сама жизнь. Во многих местах обитания волка на него устраивались облавы. Там, где перестреляли всех волков, начали погибать олени. Почему? Казалось, что оленей должно было бы стать больше, ведь теперь нет их основных врагов. Все так. Однако хищники нападали в основном на больных и слабых оленей. За здоровыми не угонишься! Да и рогами природа наградила оленей не зря. Но некому стало уничтожать больных оленей, и те заразили здоровых. Начался всеобщий мор оленей. Да и вообще в лесах появилось много больных зверюшек. Волки были санитарами природы, а их уничтожали. В некоторых областях России сейчас временно даже запрещена охота на волков. И не только волкам грозит исчезновение. В настоящее время ежегодно исчезает с лица Земли несколько видов животных или растений...
Маленький Принц:
Все-все-все на свете, нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все-все на свете, на свете нужны.
И это вы, дети, запомнить должны!
Царевич Экоша: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Поэтому они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. В книгу заносятся сведения о млекопитающих, птицах, рыбах — обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека.
Маленький Принц:
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
(Б. Дубровин.)
(Шум за ширмой, на сцену выходят Лиса Алиса и Кот Базилио.)
Лиса Алиса: Ой, больно-то как! Лапу порезала! Во что поле превратили?! В городскую свалку! Кругом мусор, бумага, битое стекло... Ты куда смотрел. Кот несчастный, когда Буратино с денежками сюда приглашал? Да этот деревяшка так их в этой свалке зароет, что сам не захочешь искать. Кругом грязь, антисанитарные условия!
Кот Базилио: Скажите, пожалуйста, с каких это пор ты, кума, защитницей природы стала? Да это поле еще в том году чистейшим было. Так что ты ко мне несправедливо придираешься. Или забыла, что я слепой Кот?
Лиса Алиса: Ты таких дурачков, как Буратино, обманывай, а не меня. Быстрее тащи подорожник, а не то у меня заражение крови получится.
Кот Базилио (шарит в траве): Вот, нашел, нашел, бери!
Лиса Алиса (прикладывая к ране подорожник): Кажется, прошло! Пошли быстрее новое поле искать. А не то без денежек останемся! (Уходят.)
Царевич Экоша: Ну вот вам еще одна проблема — проблема загрязнения окружающей среды. Вам, наверное, приходилось наблюдать, как на пустырях, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, несмотря на запреты, самый разнообразный мусор. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Вряд ли у вас появится желание прогуляться по такому пустырю или лесу.
Сидели на опушке, на солнечной полянке
Две девочки-подружки, две юных горожанки.
Звенели птичьи трели, и девочки смотрели,
Как все вокруг блестело, сверкало, шелестело.
Как плещутся верхушки зеленою волною...
Сказали две подружки: «Как хорошо весною!»
Какой тут воздух чистый! Какой дубок ветвистый!
Ушли две ученицы, две юных горожанки...
Поют, как прежде, птицы на солнечной полянке.
Несется птичий гомон, но ведь дубок обломан,
А травка под ольхою покрыта шелухою.
Чего здесь только нету! От семечек пакеты,
Трамвайные билеты, бумажки от ирисок.
(Продолжить можно список.)
Все словно потускнело! Ушли две горожанки —
Теперь им нету дела до солнечной полянки.
Шумит дубок ветвистый оставшейся листвою,
Качает головою: «Какие эгоисты! Какие эгоисты!»
А. Барто
Царевич Экоша:
Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но всё о Земле до конца мы не знаем.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверьё и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
Маленький Принц: Запомните, ребята: мусор всегда должен попадать на свалку! Бутылочные осколки, лежащие на солнце, могут вызвать пожар. Бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, пустая консервная банка — более 30 лет, полиэтиленовый пакет и пластиковая бутылка — более 200 лет. Не засоряйте природу!
(Из-за ширмы появляются герои сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
Сестрица Алёнушка: Постой! Дойдем до родника — там и напьешься, а пока ты потерпи немного, братик!
Братец Иванушка: Сил у меня, боюсь, не хватит. Смотри, вода стоит в копытце!
Сестрица Алёнушка: Не вздумай из него напиться и в жеребенка превратиться! Ты можешь! Потерпи немного... (Идут дальше.)
Братец Иванушка: Уж очень долгая дорога!
Сестрица Алёнушка:
Сейчас до родника дойдем.
Там посидим, передохнем...
Братец Иванушка:
Аленушка, я пить хочу.
Уж еле ноги волочу.
А вот вода стоит в копытце.
Позволь мне из него напиться!
Сестрица Алёнушка: Не пей из этого копытца, В теленка можешь превратиться! До родника недалеко... (Идут дальние.)
Братец Иванушка:
Ох, как терпеть-то нелегко!
Я так от жажды изнемог,
Что сделаю один глоток!
Сестрица Алёнушка:
Попьешь из козьего копытца,
В козленка можешь превратиться! (Идут дальше.)
Братец Иванушка:
Ты посмотри! Бежит река,
Река — крутые берега!
Алёнушка, моя сестрица,
Позволь мне из реки напиться!
Сестрица Алёнушка:
Не пей водицы из реки,
А лучше сядь и отдохни.
Схожу пока я к роднику.
Тебе воды я принесу,
Водицы чистой ты попьешь
И сам до родника дойдешь. (Уходит.)
Братец Иванушка:
Попью воды из этой речки!
Я так от жажды изнемог,
Что выпью не один глоток!
(Пьет воду из речки. Возвращается Алёнушка.)
Сестрица Алёнушка: Иванушка! Где ты? (Появляется Маленькое чудовище).
Маленькое чудовище (голосом Иванушки):
Алёнушка! Я так от жажды истомился,
Что из реки воды напился!
Сестрица Алёнушка:
Не пей, не пей, тебе сказала!
Ведь я тебя предупреждала!
Иванушка, ты кто теперь?
Какой неведомый ты зверь? (Уходят.)
Царевич Экоша: Как вы думаете, ребята, какая в этой сказке показана экологическая проблема? (Ответы ребят). Правильно, загрязнение воды. Очень много фабрик, заводов вырастает на берегах рек. Чтобы привести в движение станки этих предприятий, на реках строятся электростанции. Вокруг вырастают города. Все это хорошо. Но здесь, к сожалению, начинается то, о чем не думали ни строители
заводов, ни строители городов.
Маленький Принц: Многие реки начинают принимать стоки ядовитых растворов, отходы производства, кислоты, канализационные стоки. И все меньше и меньше становится чистой воды. Загрязненная вода уходит в моря, океаны. А на поверхности океанов зачастую можно увидеть тонны нефти, вылитой из танкеров по неосторожности, неосмотрительности людей. От всех этих загрязнений гибнет рыба, гибнут птицы и звери. Людям стало тоже не хватать чистой воды.
Поэтому мы должны беречь реки, озера, моря!
Бежит, спешит вода живая,
Материки пересекая.
Не просто так, совсем не зря.
Где есть вода — жива земля!
Течет она по руслам вечным,
Как кровь по жилам человечьим.
И если превосходна кровь,
То человек, считай, здоров!
Здорова, зелена планета!
И вроде знают все про это.
Царевич Экоша:
Но вот в краю моем следы
Уже безжизненной воды.
Не потому ль теперь всерьез
Меня все мучает вопрос:
Как будут жить на белом свете
Вез чистых речек наши дети?
Взгляни на сотню лет вперед,
И сразу оторопь возьмет...
Чтоб никогда не иссякала
В глуши лесов моя купала,
Зависит многое от нас.
И не когда-нибудь — сейчас!
(Н. Перминов.)
(Голос за ширмой: «Ауу ау!» Выходят Дед и Баба.)
Дед: Ау, бабка, где ты?
Бабка: Да здесь я, здесь. Не кричи так громко, всех птиц в лесу распугал!
Дед: Ну, много грибов-то насобирала?
Бабка: Да где уж там, мало совсем!
Дед: И я немного... Я заметил, что после дождя этого, который мы с тобой грибным назвали, что-то странное в природе стало происходить...
Бабка: Да и в огороде что-то странное стадо твориться: ботва у овощей стала желтеть, а репа-то и вовсе пропала...
Дед: А помнишь, какая репа в прошлом году выросла?
Бабка: Как не помнить-то! Ты за репку ухватился, я за тебя ухватилась, внучка за меня, Жучка за внучку, кошка за Жучку мышка за кошку...
Дед и Бабка (вместе): Вытянули репку! Большую-пребольшую!
Дед: Да, похоже, мы с тобой нынче без репы останемся!
Бабка: Да и без грибов тоже!
Дед и Бабка (вместе): Что за дождь такой странный прошел?!
Царевич Экоша: А вы, ребята, догадались, какой дождь мог навредить зеленым растениям? Правильно, кислотный дождь! Откуда же берутся кислотные дожди? Уголь, нефть, дрова всегда содержат некоторое количество серы. И эта сера улетучивается в атмосферу при сжигании топлива. В атмосфере этот дым из труб встречается с влагой, и, соединяясь, они образуют сернистую кислоту. Вот эта кислота в виде дождя выпадает на землю. Такие дожди опасны для всего живого: лесов, полей, водоемов. Опасен такой дождь и для почвы.
Страдает от кислотных дождей вся окружающая среда.
Маленький Принц:
Я Книгу Природы усердно читаю,
От марта к апрелю, от августа к маю,
От первого снега до звонких капелей,
От летнего зноя до зимних метелей…
Листаю я Книгу Рекордов, листаю,
И малой песчинкой себя ощущаю…
И в вечность земную так хочется верить,
Вот только б самим не захлопнуть нам двери,
В гордыне своей не сгубить понапрасну
Природы живой первозданные краски,
Чтоб снова и снова сквозь многие годы
Листать мы могли эту Книгу Природы!
(Из-за ширмы, кружась, появляется девочка, в руке которой цветик - семицветик.)
Женя: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!
Ой, как холодно! Чуть не замерзла! Ребята, я только что на Северном полюсе побывала... Ох и испугалась я, когда из-за льдины вышли семь белых медведей и пошли прямо на меня! Один страшней другого! Я велела лепестку, чтобы он меня перенес домой, и вот я здесь. Но самый большой медведь успел передать мне письмо. Вот оно.
(Передает письмо Экоше.)
Царевич Экоша: (читает): «Люди, помогите! Льды и снега тают, а наша жизнь невозможна без них. Даже в период короткого арктического лета мы, медведи, отыскиваем такие места для жизни, где холод сохраняется. Берлогу нам приходится вырывать в снежном сугробе толщиной в три метра. Поэтому мы уходим за отплывающими льдинами, гуда, где вечная мерзлота. Но льдов-то все меньше и меньше, они тают! Как нам быть?»
Это проблема глобального потепления. Ученые считают, что потепление климата на всей планете связано с тем, что загрязненная атмосфера удерживает тепло у поверхности земли, и по прогнозам через 20—50 лет белые медведи исчезнут, оставшись только в зоопарках. За последние 20 лет хозяйственная деятельность человека привела к нарушению баланса газов в атмосфере Земли. Увеличилась доля парниковых газов, особенно углекислого. Эту ситуацию часто называют парниковым эффектом. Все это вызывает резкие изменения погоды: засуху, таяние льдов на полюсах, сильные дожди и наводнения. Наблюдается также повышение уровня морей. Под угрозой исчезновения находятся обитатели холодных материков, обитающие во льдах, страдают от природных катаклизмов люди.
Женя:
Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой.
В чащобах и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
Зной — Кипру прохлада — Британии,
Пусть так и останется впредь!
Уж эта среда обитания —
За нею смотреть и смотреть!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество — прежде всего!
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.
Высокая радость братания!
Храни же былье и жилье —
Святую среду обитания,
Ведь ты — обитатель ее.
(Е. Николаевская.)
(Появляются герои сказки М. Метерлинка «Синяя птица».)
Митиль: Тильтиль! Ты видишь в ветвях старого дуба синюю птицу?
Тильтиль: Вижу, Митиль! Если нам дуб отдаст ее, внучка феи Берилюны сразу выздоровеет... Ты помнишь, что мне сказала фея?
Митиль: Помню. Ты должен надеть вот эту зеленую шапочку, которую она тебе подарила, и повернуть алмаз на пряжке!
Тильтиль: И тогда мы увидим то, что скрыто от людских глаз!
(Тильтиль поворачивает алмаз на шапочке. Деревья оживают.)
Дуб: Ты кто такой?
Тильтиль: Тильтиль, сын дровосека!
Дуб: Твой отец причинил много зла моей семье. Он извел 600 моих сыновей, 475 дядей и теток, 1200 двоюродных братьев и сестер, 12 тысяч правнуков!
Тильтиль: Так много? Не может быть! Отец рубит деревья, это правда, но лишь из-за нужды, чтобы топить печь да немного поленьев продать богатым. Тем мы и живем. А иначе умерли бы с голоду. Я ничего в лесу не рублю, только валежник подбираю, когда помогаю отцу.
Деревья: А зачем ты ломаешь ветки? И обрываешь листья? И разоряешь птичьи гнезда? Ты тоже наш обидчик!
Тильтиль: Да нет, что вы! Я в жизни не разорил ни одного гнезда! И лес я люблю и всегда берегу. Может, и есть такие злые, глупые люди, которые нарочно причиняют вам вред, но не я...
Деревья: Мы вам не верим! Не верим! Не верим!
Дуб: Помолчите! Я сам поговорю с мальчишкой! Зачем ты пришел сюда, Тильтиль? Зачем ты оживил нас?
Тильтиль: Я ищу Синюю птицу для внучки феи Берилюны, бедная девочка больна, она очень несчастна...
Дуб: Довольно, все это пустые слова, мы им не верим!
Деревья: Не верим! Не верим!
Дуб: Тильтиль должен погибнуть! Теперь мы сильны и обрели возможность вершить суд над человеком. Пусть он, наконец, почувствует нашу силу. Человек всегда был с нами жесток и своеволен и никогда не щадил нас. Сегодня мы за все ему отплатим.
Митиль: Вспомни, что говорила нам фея! Поверни алмаз обратно, и они тотчас умолкнут!
(Тильтиль поворачивает алмаз обратно, и деревья застывают.)
Митиль: Смотри, деревья стоят как ни в чем не бывало. Что это с ними стряслось?
Тильтиль: Они давно в обиде на человека. Ведь признаться, немало вреда принесли им люди, многие из них беспощадны к природе. Лес видит теперь врага в каждом человеке.
(Дети уходят.)
Царевич Экоша: Да, проблема уничтожения лесов очевидна. А ведь лес для человека - самый щедрый друг. Он дает человеку древесину, из которой изготовляют множество вещей, необходимых для жизни: дома, топливо, бумагу, мебель... Но самое главное, что лес это легкие нашей планеты. Все мы знаем с вами, что листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, который выбрасывают машины, заводы и фабрики. Взамен растения нам дают кислород, без которого бы прекратилась жизнь на Земле. Но в результате хозяйственной деятельности человека лесов на Земле становится все меньше и меньше. Каждую минуту на Земле уничтожается почти 40 гектаров тропических лесов, меньше становится равнинных лесов. Когда же люди поймут, что без леса им не прожить? Ни одною деревца нельзя срубать зря!
Маленький Принц:
Знают все взрослые, знают вес дети
Что вместе с нами живут на планете...
Лев и журавль, попугай и лисица,
Волк и медведь, стрекоза и куница,
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы,
Синее море, лесной ручеек —
Все доверяют тебе, человек!
Ты — самый умный, а значит, в ответе
За все живое, что есть на планете!
(Появляется Робинзон герой романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».)
Робинзон: Отважный моряк Робинзон стал для многих поколений мальчишек и девчонок предметом зависти и примером для подражания. Предлагаю вам поучаствовать в интересной игре. Её цель — дать вам, ребята, возможность побыть Робинзонами.
Перед началом игры желаю вам удачи и не делать ничего, за что пришлось бы извиняться перед матушкой-природой. Пусть ни один нечаянный, а тем более преднамеренный ваш поступок не приведёт к новым страницам в Красной книге...
«ВОПРОС ИЗ БУТЫЛКИ»
Робинзон: Представьте себе, что вы, после страшного кораблекрушения оказались на необитаемом острове. Что делать? Как жить? Как не погибнуть в тяжёлых природных условиях? И тут на берег волна выбросила бутылку. А в ней письмо. Оно поможет вам не растеряться в сложной ситуации. Давайте его прочитаем! (Показывает ребятам бутылку с посланием, затем вытаскивает записку и читает.)
«Юный Робинзон! Не пугайся, если заблудился, выход всегда найдётся. Страх и паника — самые главные опасности для тебя! Вспомни ориентиры в лесу, и ты не пропадёшь!»
Робинзон: Друзья, вам нужно вспомнить самые известные ориентиры в лесу.
Вопросы
«ПРОГНОЗ ПОГОДЫ ПО ПРИМЕТАМ»
Робинзон: Юные робинзоны, давайте поговорим о погоде. Ветер — это движущийся воздух. Он нужен всему живому так же, как вода и солнце. Огромную пользу приносит он человеку: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очищает города от пыли, доставляет тепло и холод.
Но ветер бывает опасен. Сколько разрушений несут с собой бури, ураганы, тайфуны, смерчи, суховеи! Они сокрушают дома, топят в море корабли, губят сады, заносят песками земли. Люди изучают ветер ещё с древних времён, определяют направление движения воздушных масс и стараются прогнозировать погоду.
Робинзонам тоже нужно знать, какую погоду стоит ожидать. Я буду называть вам приметы, а вы должны ответить, какую погоду они предвещают.
Вопросы
«ПОМОГИ СЕБЕ САМ»
Робинзон: Когда вы, как Робинзон, оказались на необитаемом острове без привычных в городе лекарств, природа будет и поликлиникой, и аптекой. Давайте посмотрим, знаете ли вы лекарственные растения!
Вопросы
«КАША ИЗ ТОПОРА»
Робинзон: Юные робинзоны, у вас закончились продукты. Вспомните, какие растения можно употребить в пищу и что из них можно приготовить. Перед вами изображения этих растений. Подумайте и составьте меню.
(Демонстрируется слайд, на котором изображены несколько растений: крапива, липа, листья одуванчика, чабрец, зверобой, лопух, камыш, кислица. Ребята называют блюда, которые можно приготовить из них.)
Задания
Робинзон: Молодцы, ребята. Я вижу, у вас достаточно знаний и смекалки, чтобы выйти победителями из борьбы с трудностями, которые готовит для вас стихия. А самое главное — вы не навредить природе, ставшей для вас на какое-то время местом обитания, домом. (уходит)
Царевич Экоша: Ни леса, ни луга, ни реки не могут позаботиться сами о себе. Не могут защитить себя звери, птицы, насекомые, растения. Но есть мы с вами. И мы можем помогать природе, начав с самого простого. А для этого надо знать простые правила.
Никогда не наноси вред природе.
Не убивай птиц и зверей.
Не губи растения в природе.
Не оставляй мусор в природе.
Не разжигай костров в лесу.
Подкармливай птиц и зверей зимой.
Маленький Принц:
Берегите Землю! Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите...
Берегите Землю! Берегите...
М. Дудин
Царевич Экоша:
Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!
Уютная наша планета - Земля.
Здесь всё - для комфорта,
Здесь всё - для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.
Земля - наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить,
И Землю, как мать, и беречь, и любить!
Ведущий: Ребята! Все мы должны знать, что за здоровье Земли в ответе каждый из нас.
Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.
До новых встреч на экологической тропе!
Литература:
Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь Библиотеки им А. Штанько