Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«МЫ В ГОРОД ИЗУМРУДНЫЙ ИДЁМ ДОРОГОЙ ТРУДНОЙ…»
Литературная игра к Международному Дню детской книги
Ведущий: Наша литературная игра не совсем обычная: её участники не только ученики, но и их родители. Это будет соревнование семейных команд по книге А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Выбор наш не случаен. Сказку Волкова многие взрослые считают одной из самых любимых книг детства, да и ребята 5-х и 6-х классов хорошо знают и любят героев Изумрудного города. Так возникла идея провести совместную с мамами и папами игру, которая, надеюсь, покажет, что не такие уж разные вкусы у взрослых и их детей, что талантливые книги могут связывать поколения. А ещё очень хочется, чтобы мамы и папы на короткое время вернулись в детство и побыли вместе со своими детьми участниками увлекательного литературного путешествия.
Но сначала давайте поговорим о не совсем обычной истории создания книги «Волшебник Изумрудного города».
(Рассказ сопровождается демонстрацией слайд-презентации «A.M. Волков и его книга «Волшебник Изумрудного города»).
Биограф: Александр Мелентьевич Волков родился в 1891 г. в городе Усть-Каменогорске. Саше не было и четырёх, когда отец научил его читать, и с тех пор он стал заядлым читателем. В 6 лет его приняли сразу во второй класс городского училища, и в 12 лет он закончил его лучшим учеником.
После Первой мировой войны Александр Мелентьевич закончил Ярославский педагогический институт и стал работать в школе.
Он преподавал физику, математику, естествознание, русский язык, литературу, историю, географию, рисование и даже латынь. Но больше других наук Волкова привлекала математика. И уже на пятом десятке он поступил и всего за семь месяцев блестяще закончил математический факультет Московского университета. А вскоре стал преподавателем высшей математики в одном из московских вузов.
Литературовед: И вот здесь происходит самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича. Началось всё с того, что он, большой знаток иностранных языков, решил изучить английский. И для практики попробовал перевести сказку американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Книжка ему понравилась.
Он начал пересказывать её двум сыновьям, при этом кое-что переделывая, кое-что добавляя. А когда перевод или, точнее, пересказ был закончен, вдруг выяснилось, что это уже не совсем баумовский «Мудрец». Американская сказка превратилась просто в сказку. А её герои заговорили по-русски так же непринуждённо и весело, как за полстолетия до этого говорили по-английски.
Биограф: Вскоре с рукописью «Волшебника», а потом и с самим переводчиком познакомился Самуил Яковлевич Маршак. Он настоятельно посоветовал Волкову заняться литературой профессионально. Александр Мелентьевич прислушался к совету. Книга «Волшебник Изумрудного города» была издана в 1939 г., и оказалось, что её ждала счастливая судьба: «Волшебника» прочитали миллионы детей во многих странах мира, она была переведена на 13 языков.
Литературовед: Юные читатели буквально забросали автора письмами с просьбой продолжить рассказы о приключениях полюбившихся героев: Элли, Тотошки, Страшилы, Дровосека. Писательское сердце не выдержало, и он взялся за перо. Так появились ещё пять книг, повествующих о необыкновенных приключениях друзей, которые встретились и подружились в Волшебной стране: «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка».
Об огромной популярности книг Волкова, особенно «Изумрудного города», говорит, например, тот факт, что его герои превратились в скульптурные памятники. Если вы будете в Санкт-Петербурге, загляните во двор дома № 2 по улице Правды. Вы сразу же попадёте в Волшебную страну, в которой поселились герои этой сказки — Страшила, Трусливый Лев, Стелла, Людоед, Железный Дровосек, Бастинда, саблезубые тигры, Вилли-на. Этот двор — любимое место отдыха и детворы, и взрослых.
Ведущий: Можно с полным правом утверждать, что каждый год всё новые и новые юные читатели отправляются в увлекательное путешествие по дорогам сказок Александра Мелентьевича Волкова. Отправимся в такое путешествие и мы.
(Представление семейных команд 5-х и 6-х классов и членов жюри, знакомство с правилами литературной игры. Вокальная группа исполняет «Песенку друзей» из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»)
«Анкеты главных героев»
Ведущий: Каждой команде предлагается разгадать, о каком герое пойдёт речь, и ответить на пять «анкетных» вопросов о них. (На обдумывание ответа даётся 10 секунд. За правильный ответ — 1балл)
Вопросы
1. Я иду дорогой трудной,
Но друзья помогут мне.
Город чудный Изумрудный
Засияет нам во тьме. (Элли)
2. Кто сделан из соломы,
Не знает мудрых слов.
Ну, дайте же бедняге
Хоть чуточку мозгов! (Страшила)
3. Меня из железа
Кузнец смастерил,
Он дал мне топор,
Научил им рубить.
Но сердце живое
Мне в грудь не вложил.
А как же без сердца
Любить мне и жить? (Железный Дровосек)
4. Как осенний лист дрожит,
Очень жизнью дорожит.
Будет скоро он герой!
Догадайтесь, кто такой? (Трусливый Лев)
«Карта Волшебной страны»
Ведущий: Сейчас команды должны нарисовать карту Волшебной земли с указанием правителей каждой страны, названием жителей, важных географических объектов. За этот конкурс вы получите 17 баллов. (Изумрудной страной правил Гудвин; Голубой страной — Гингема, там жили жевуны: Жёлтая страна — Виллина; Фиолетовая страна — Бастинда, мигуны; горная страна Марранов — прыгуны; Розовая страна — Стелла, болтуны; Дремучий лес, Большая река.)
Блиц-опрос (Команды отвечают на вопросы Ведущего)
Вопросы для первой команды:
Вопросы для второй команды:
Сказочный кроссворд (Ведущий раздаёт командам плакаты с кроссвордом. Участники разгадывают его)
Вопросы кроссворда:
По горизонтали:
1. Правительница Розовой страны. (Стелла)
2. Пёс, спутник Элли. (Тотошка)
3. Королева мышей. (Рамина)
4. Имя мамы Элли. (Анна)
5. Правитель Изумрудного города. (Гудвин)
6. Фея убивающего домика. (Элли)
7. Жители Фиолетовой страны. (Мигуны)
8. Птица, перенёсшая Страшилу через реку. (Аист)
9. Страж ворот Изумрудного города. (Фарамант)
10. Предводитель стаи Летучих Обезьян. (Уорра)
11. Вещь, которую всегда носил с собой Железный Дровосек. (Маслёнка)
По вертикали:
1. Один из друзей Элли. (Страшила)
5. Злая правительница Голубой страны. (Гингема)
12. Транспортное средство, с помощью которого мыши вывезли Льва с макового поля. (Телега)
13. Родина Элли. (Канзас)
14. Писатель, придумавший волшебную страну Оз. (Баум)
15. Имя отца Элли. (Джон)
«Да или нет?» (На столе перед участниками — карточки с названиями волшебных стран)
Ведущий: Уважаемые участники, вот новое задание. Вам надо вытянуть одну из карточек, разложенных на столе. И ответить на вопросы, связанные с указанной страной Волшебного государства. Внимание: отвечать на вопросы можно только «да» или «нет».
Задание по Голубой стране:
Вопросы для болельщиков:
- Чтобы вернуться домой, Элли должна была помочь четырём существам добиться исполнения их самых заветных желаний? (Нет)
- Волшебные башмачки Гингемы принёс из пещеры для Элли Тотошка? (Да)
- Элли могла вызвать королеву мышей с помощью свистка? (Да)
Задание по Изумрудной стране:
Вопросы для болельщиков:
Задание по Фиолетовой стране:
Вопросы для болельщиков:
- В Фиолетовой стране жили Мигуны? (Да)
- Больше всего на свете Бастинда боялась воды? (Да)
- Мигуны обратились к Гудвину с просьбой починить Дровоека? (Нет)
Задание по Розовой стране:
Вопросы для болельщиков
- Через горную страну Марранов в Розовую страну Элли и её друзей перенесли Летучие Обезьяны? (Да)
- Жителей Розовой страны звали Прыгуны? (Нет)
- Волшебница Розовой страны предложила свою дружбу Страшиле, Дровосеку и Льву? (Да)
«Снимается кино» (У Ведущего в руках четыре карточки)
Ведущий: В этом конкурсе командам предстоит придумать сценарий и показать фрагмент инсценировки-фильма в заданном жанре. Тема вам достанется путём случайного выбора. Вытяните одну из карточек у меня в руках.
Задания:
(Команды выполняют задание)
«Вопросы на любой вкус»
Ведущий: А теперь каждая команда выбирает по одному из двух предложенных вопросов на разные темы из книги и отвечает на него.
Вопросы для знатоков-текстоведов:
Вопросы для знатоков биологии:
Вопросы для знатоков психологии:
Вопросы для знатоков интерьеров:
Конкурс знатоков русского языка
(Конкурс проводится во время ответов команд на «Вопросы на любой вкус». Для конкурса знатоков русского языка приглашается два человека от каждой семьи. Задание: в предложенный фрагмент из сказки вставить пропущенные буквы и знаки препинания.)
Задание:
— Я ничуть (не)ж...лею, что мне так долго пришлось пр...жить в стр...не Гудвина, — ск...зала Элли. — Я только слабая, маленькая дев...ч(?)ка, но я любила вас и всегда стиралась помоч(?) вам, мои милые друзья! Теперь же, когда исполнились ваши заветные ж...лания, я д…лжна вернут(?)ся домой как было написано в в...лшебной книг... Виллины.
— Нам больно и грус(?)но ра...стават(?)ся с тобой, Элли, — сказали Страшила, Дровосек и Лев — но мы благосл...вляем ту минуту, когда ур...ган забросил тебя в Волшебную страну. Ты научила нас самому д...р...гому и самому лу...шему что есть на свет..., — дружбе!..
Неистовый вихрь закружил Элли всё сл...лось перед её гл...зами, солнце заискрилось на небе огненной дугой, и прежде чем дев...ч(?)ка успела испугат(?)ся, она опустилась на землю так внезапно, что п...р...вернулась несколько раз и выпустила ...отошку (из)рук...
Ответ:
- Я ничуть не жалею, что мне так долго пришлось прожить в стране Гудвина, — сказала Элли. — Я только слабая, маленькая девочка, но я любила вас и всегда старалась помочь вам, мои милые друзья! Теперь же, когда исполнились ваши заветные желания, я должна вернуться домой, как было написано в волшебной книге Виллины.
- Нам больно и грустно расставаться с тобой, Элли, — сказали Страшила, Дровосек и Лев, — но мы благословляем ту минуту, когда ураган забросил тебя в Волшебную страну. Ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете, — дружбе!..
Неистовый вихрь закружил Элли, всё слилось перед её глазами, солнце заискрилось на небе огненной дугой, и прежде чем девочка успела испугаться, она опустилась на землю так внезапно, что перевернулась несколько раз и выпустила Тотошку из рук...
Ведущий: Когда Элли выросла, она стала учительницей. Многому из того, что она испытала и поняла во время своего путешествия по Волшебной стране, Элли учила своих воспитанников. Сформулируйте семь законов воспитания, которыми могла руководствоваться Элли Смит — учительница.
(Команды выполняют задание. Затем жюри подводит итоги игры. Награждение победителей книгами A.M. Волкова)
К сведению: В чём отличие двух книг.
Сказка Л.Ф. Баума «Мудрец из страны Оз» появилась на свет больше ста лет назад, правда, на русском языке она была опубликована лишь в начале 1990годов.
Писатель придумал Волшебную страну, лежащую где-то в Великой американской пустыне, ее обитателей - Страшилу, Трусливого Льва, Оловянного Человека, а также случайно попавшую в эту страну девочку Дороти.
Известная сказка A.M. Волкова «Волшебник Изумрудного города» написана по мотивам американской сказки. Но это не прямой перевод. Автор по-своему взглянул на историю. Главную героиню в ней стали звать Элли, пёсик Тотошка - немой v Баума - стал говорящим, мудрец страны Оз - Великим и Ужасным Гудвином (и вовсе не волшебником, как выясняется в конце сказки), Оловянный Человек превратился в Железного Дровосека. Волков добавил главу про Людоеда и про наводнение.
У Баума Дороти остаётся в Волшебной стране навсегда - это описано в продолжении сказки, — не желая возвращаться в «серый мир», где всё обыденно и никто никогда не смеётся. Элли же выбирает реальный мир, где у нее есть друзья и любящие родители.
Сказка Волкова - о дружбе и взаимовыручке, которые помогли Элли и её друзьям преодолеть все трудности в Волшебной стране и добиться исполнения самых заветных желаний. А герои Баума – Страшила, Дровосек, трусишка Лев — справляются со своими проблемами самостоятельно, доказывая, что только вера в себя помогает осуществить мечту. Американские дети прочитали волшебную сказку, приблизившую их хотя бы в книжных бдениях к воплощению знаменитой американской мечты.
Дальнейшие приключения Волков придумывал самостоятельно. Сюжет совпадает лишь в первых книгах.
Кстати, у Баума написано 14 книг, у Волкова — 6.
И. Бикеева
Шматкова, Н.П. «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной…»/ Н.П.Шматкова // Читаем, учимся, играем.- 2015.- № 1.- С36-41.