Включить версию для слабовидящих

Наш дар бесценный

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

КОНКУРСНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ» (О РУССКОМ ЯЗЫКЕ)

Читательское назначение: средний школьный возраст

Участники: 2 команды по 3-10 человек, независимое жюри.

Оформление: Книжная выставка «Сокровищница русского языка»

 

1 чтец:  Иван Алексеевич Бунин: 

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

1 ведущий: Каждый из нас, вероятно, помнит тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык». «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», - заключает своё стихотворение Тургенев. Язык великого народа! Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков. Ведь язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений.

2 ведущий: Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью. Ещё во времена Киевской Руси, в Х-ХII веках, он уже охватывал огромные территории. Вот как пишет выдающийся русский историк Борис Дмитриевич Греков, имея в виду Киевскую Русь:

2 чтец: «От холодных берегов северных морей до согретого жарким солнцем Чёрного моря, От Карпат до Волги и Оки, где только не жил русский человек, в юридических ли документах, в исторических ли повествованиях, в стихах или прозе, звучал тот же точный, гибкий, интимный и образный язык».

2 ведущий: Русский язык, по словам Гоголя, есть сам по себе поэт. Это один из богатейших по лексике языков мира – свободный и гибкий по синтаксису, с обилием гласных, придающих ему особую плавность и певучесть, с редкостной красотой словаря. Ломоносов, положивший краеугольный камень в отечественную лингвистику, находил в нашем языке: «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

1 ведущий: Россыпи мудрых пословиц и поговорок изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь.

Сколько пословиц и поговорок вы знаете? 10? 20? Думаете не много? Сейчас мы это проверим. Вам предлагается вспомнить окончание пословицы или поговорки. Полагаю, вы сами удивитесь, как много вы знаете.

Конкурс «Знаток русского фольклора»

2 ведущий: Задание для 1 команды:

Поговорки:

1. После дождичка…(в четверг)

2. Когда рак…(на горе свиснет)

3. Биться как рыба…(об лёд)

4. Смотреть как баран …(на новые ворота)

5. Волк в овечьей…(шкуре)

6. Спит как…(сурок)

7. Утро вечера…(мудренее)

8. Волка ноги…(кормят)

9. Свинья грязь…(найдёт)

10. Это ещё цветочки…(ягодки впереди)

11. Как с гуся…(вода)

12. Гол как… (сокол)

13. Метать бисер перед… (свиньями)

14. Курам на …(смех)

15. Трясётся как осиновый…(лист)

16. Врёт как сивый…(мерин)

 17. Пустить козла…(в огород)

18. Соловья баснями…(не кормят)

 19. Горше горькой …(редьки)

20. Бред сивой…(кобылы)

Задание для 2 команды:

Пословицы:

1.Сколько волка не корми…(он всё равно в лес смотрит)

2.За двумя зайцами погонишься…(ни одного, ни  поймаешь)

3.Назвавшись груздем…(полезай в кузов)

4.Собака лает, а караван …(идёт)

5.Бодливой корове…(Бог рогов не даёт)

6.Коготок увяз, всей птичке…(пропасть)

7.Всяк кулик…(своё болото хвалит)

8.Знает кошка, чьё…(мясо съела)

9.Чёрного кобеля не отмоешь…(до бела)

10.Индюк тоже думал…(да в суп попал)

11.Рак не рыба, курица …(не птица)

12.Старого воробья на …(мякине не проведёшь)

13.Укатали Сивку…(крутые горки)

14.Слово не воробей…(вылетит, не поймаешь)

15.Лучше синица в руках, чем…(журавль в небе)

16.Цыплят по осени…(считают)

17.Мороз не велик, а стоять (не велит)

18.Яблоко от яблоньки…(не далеко падает)

19.От лося – лосята, от свиньи -…(поросята)

20.Работа не волк…(в лес  не убежит)

1-й ведущий: Вы показали хорошие знания пословиц и поговорок!

 Конкурс «Русский фольклор в дне сегодняшнем»

1-й ведущий: Мы предлагаем вам узнать ещё несколько пословиц, а так же догадаться в каких ситуациях уместно их применять. Перед вами список пословиц, я буду предлагать вам жизненные ситуации, а вы решать какая из пословиц наиболее походит к описываемому моменту.

Пословицы:

1. Не то беда, что во ржи лебеда, а то беды, что ни ржи ни лебеды.

2. Красна ягодка, да на вкус горька.

3. Маленькая рыбка лучше большого таракана.

4. Не болит голова у дятла.

5. Куда один баран, туда и всё стадо

6. Рано пташка запела, как бы кошка не съела.

7. Не сади дерева корнем кверху.

8. Живой пёс лучше мёртвого льва.

9. Скажешь курице, а она всей улице.

Ситуации:

1.К Вите в гости приехал двоюродный брат-студент. На стене в Витиной комнате он заметил Почётную грамоту за второе место в конкурсе пианистов. Брат заявил, что он-то в Витином возрасте занимал только первые места в музыкальной школе. Сейчас же он увлекается единоборствами, утратил чуткость пальцев и не в состоянии сыграть даже собачий вальс. (Ответ: №8)

2.Паша решил показать Антону свой альбом с марками, но тот раскритиковал его коллекцию. Сказал, что серьёзные коллекционеры не станут собирать марки сразу по многим темам, выберут одну и собирают редкие и дорогие экземпляры. Тогда Пашке захотелось увидеть собрание марок Антона.  «Да ты что! Я ничего не собираю, у меня вообще нет никакого хобби!» - ответил тот. (Ответ: №1)

3.Тайная любовь к однокласснику Валере открыла в Ане поэтический талант, стихами была исписана не одна тетрадь. Однажды девочка разрешила прочесть свои произведения подружке Свете. А назавтра  по классу передавались ксерокопии её творений, и одноклассники вовсю потешались над юной поэтессой. (Ответ: №9)

4.Кирилл принёс из леса маленького ежонка. Стал кормить его яблоками (ведь всем известно из мультиков, что ежи обожают яблоки), но малыш отказывался от угощения и слабел с каждым днём. Хорошо, что в библиотеке Кириллу предложили книгу о домашних питомцах, из неё мальчик узнал, что ежи питаются насекомыми, а яблокам предпочитают молочко.(Ответ: № 7)

5.Саша знал математику неплохо, но неблестяще. Когда ему сообщили, что он будет представлять школу на математической олимпиаде, он едва не лопнул от гордости, почувствовал себя «звездой», стал требовать к себе особого отношения учителей и одноклассников. Получив же задание на олимпиаде, он понял, что не сможет с ним справиться. (Ответ № 6)

6.Жанна пришла в новый класс 1 сентября. И все ребята были поражены её совершенной красотой, но к исходу первого учебного дня очарование развеялось, оказалось, что «королева красоты» глупа, высокомерна и плохо воспитана. (Ответ№2)

7.Алёше и его родителям не позавидуешь. В соседней квартире поселился барабанщик. Он использовал ударную установку днём и ночью, совершенствуя своё мастерство, и искренне не понимал, отчего соседи не в восторге от его творчества. (Ответ №4)

8.Андрей и Костя отправились по грибы. Одновременно они заметили пенёк с опятами. Костя стал аккуратно срезать грибы, а Андрей отправился дальше искать грибы покрупнее, жаль, что найденные им грибы-великаны оказались несъедобными. (Ответ № 3)

9.Ребята пришли в школу на субботник. Их попросили обождать педагога 10 минут. Прошло лишь 3 минуты, когда Максим сказал: « Я ухожу домой! А вы что, будете век дожидаться? Айда по домам!» И вслед за ним все ребята сбежали с субботника, хотя знали, что завра им  не миновать наказания. (Ответ №5)

Конкурс весёлая грамматика

2 ведущий: Предлагаем вам шуточное задание, которое позволит проверить ваши познания в области русского языка. Мы хотим предложить вам ряд интересных примеров.

Возьмём слово «плот». Назовите слово во множественном числе… Правильно – плоты. Итак, начинаем:

Плот - плоты…

Крот - /кроты/

Грот - /  «грот`ы»/

Что вы!...Разве так говорят!? По моему гр`оты, а не грот`ы…Прошу не ошибаться. Предлагаю другое слово:

Дуга - /дуги/

Рука - /руки/

Мука - / «м`уки»/

Опять ошибка… Слово «мука» не имеет множественного числа. Вы, конечно, заметили, что игра требует не только знания, но и внимания. Будьте же внимательны. Отвечайте не все сразу, а поочерёдно. По-прежнему, ваша задача назвать предложенные слова во множественном числе. Вопросы для первой команды:

Житель -/жители/

Любитель - /любители/

Учитель - / «учители»/

Неправильно! Надо говорить «учителя»! Теперь отвечает другая команда:

Грек - /греки/

Узбек - /узбеки/

Человек - / «человеки»/

Неверно! Ну, конечно «Люди», а не «человеки»…

Продолжаем игру! Пока обе команды имеют по одному штрафному очку, отвечает снова первая команда. Есть глагол «читать». В первом лице будет – «читаю», итак:

Читать - /читаю/

Мечтать – /мечтаю/

Блистать - /блистаю/

Свистать - / «свистаю»/

Вот уж никак не «свистаю», по моему – «свищу». Может быть у второй команды будет поудачней?

Бросать - /бросаю/

Кромсать - /кромсаю/

Кусать – /кусаю/

Пис`ать -  / «пис`аю»/

И снова не верно! Правильный вариант «пишу». Попробуем изменить задание. Я буду называть слова мужского рода, а вы соответствующие слова женского рода, итак:

Повар - /повариха/

Портной - /портниха/

Купец - /купчиха/

Храбрец - /«храбречиха»/

У этого слова нет формы в женском роде. Даём попытку второй команде. Я, называю слова женского рода, а вы соответствующие слова мужского рода.

Коза - /козёл/

Оса - /«осёл»/

Общий смех говорит, что «осёл» здесь не причём. Слово «оса» мужского рода не имеет. 

Новое задание: из единственного числа во множественное:

Ведро - /вёдра/

Бедро - /бёдра/

Метро -/нет множественного числа/

День - /дни/

Пень - /пни/

Лень  - /нет множественного числа/

Цыплёнок - /цыплята/

Козлёнок –/ козлята/

Бочонок -  /бочонки/

Из множественного числа в единственное:

Венцы - /венец/

Концы - /конец/

Певцы - /певец/      Щипцы -/ нет единственного числа/

Орехи - /орех/

Успехи - /успех/

Доспехи - /нет единственного числа/

Кони –/конь/

Пони - /пони/

Существительные из прилагательных:

Суровый -/суровость/

Новый - /новость/

Сосновый - /сосна/

Полный - /полнота/

Чёрный - /чернота/

Мёрзлый - /мерзлота/

Красный - /краснота/

Ясный - /ясность/

Существительные из глаголов:

Сиять - /сияние/

Влиять - /влияние/

Гулять - /гуляние/

Знать – /знание/

Спать - /спаньё/

Палить -/пальба/

Молить - /мольба/

Молотить - /молотьба/

Хвалить  - /хвала/

Деепричастия из глаголов:

Ломать – /ломая/

Вспоминать - /вспоминая/

Гулять - /гуляя/

Мять -/нет вариантов/

Существительные мужского рода образовать от существительных женского рода:

Жница - /жнец/

Жрица - /жрец/

Чтица – /чтец/

Львица - /лев/

Конкурс «Вспомним азы!»

1 ведущий: Какими сложными казались вам в первом классе задания по русскому языку.

Мне думается, теперь вы готовы щёлкать их как орешки! Итак, новый конкурс. Какая команда  за 1 минуту даст больше правильных ответов письменно.

 Задание для 1 команды

А или О

Зл…дейка

В…йна

П…роход

Ск…ростной

В…лчонок

Пор…дниться

Б…льшая

Б…лет

П…лководец

Сп…ртсмен

В…ренье

Б…гословие

Г…родской

Псих…логия

Нах…диться

Ф…рмирование

Б…рец

К…ренья

Кр…вавый

Заб…левание

Гр…бовщик

Журн…лист

В…лосяной

Т…нельность

Хв…сты

Жив…тновод

М…ряк

Угр…жающий

Стр…итель

Гол…вастик

Кор…блестроение

Гориз…нтальный

Ком…ндир

Вр…ждебный

Кор…левский

Стор…на

Выбр…сить

Г…степриимный

Уск…льзнуть

Сопр…тивление

Погр…ничник

 Задание для 2 команды

Е или И

Ш…повник

Од…ночный

п…лотаж

пр…нцесса

укр…пление

Ам…риканский

Л…тучий

Исч…зновение

Ж…вым

Оснащ…на

Уд…вление

Поб…режье

Разм…нирование

См…ртельный

Прибл…жение

Прим…рение

Докум…нтальное

Запр…тить

Отм…нялось

Загр…бать

Пот…рпевшие

С…верянин

Сиб…ряк

Оч…редь

Ув…рение

В…черний

Д…сятилетие

Сп…шит

Ц…нтральный

Ус…ление

Д…ревянной

С…рдцевинки

Рем…шок

В…сенний

Оп…сание

Выш…вка

З…ркальный

Зад…ржите

Ш…рстяной

В…ршина

Нар…зной

1 ведущий: Настало время подвести итоги наших конкурсов. Мы поздравляем победителей, а проигравшим желаем больше времени уделить родному языку.

Ведь русский язык достоин любви и пристального изучения. А изучая русский язык, мы, по сути, изучаем историю русского народа, храним своё национальное самосознание.

2 ведущий: Лев Николаевич Толстой говорил о русском языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»

 

Список литературы

Берладин, Л.М. загадки родного языка6 Викторина по русскому языку/ Л.М.Берладин, Е.Ю.Кулакова //Читаем, учимся, играем.-2011.-№12.-С.81-83.

Даль,  В.И. Пословицы русского народа/ В.И.Даль. - М.,2004.

Зимницкая, О.Н.Семи прядей во лбу: Игровое мероприятие по русскому языку//О.Н.Зимницкая// Читаем, учимся, играем.-2012.-№2.- С.61-63.

Кубарева, А.В. Пернатые соседи: Орнитологическая игра/ А.В.Кубарева //Читаем, учимся, играем, - 2010. - №10. – С.104-107.

Терова, Т.Е. Птичьему пенью внимаем с волненьем : Сценарий экологического праздника/ Т.Е.Терова// Читаем, учимся, играем. – 2004. - №1. – С.63-67.

Тридцать три пирога. – М.: Дет. Лит., 1988

 Разработала: зав. библиотекой им. С. Есенина Вершинина Л.О.

2         425