Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
В ЧУДЕТСТВО ОТКРОЮ ОКОШКО!
К 70-летию поэта Михаила Яснова
Сценарий литературной игры для детей младшего и среднего школьного возраста
Подготовка: оформить выставку, посвященную творчеству М. Яснова: представить фото автора, его книги из фонда библиотеки, цитаты из стихотворений.
Мероприятие проводится в форме постоянного общения ведущего с залом, должны быть задействованы все присутствующие.
Библиотекарь: (просит поднимать руку):
Кто любит стихи?
Кто к ним безразличен?
Кто их терпеть не может?
Библиотекарь подсчитывает голоса и просит детей обосновать свою точку зрения.
А как вы думаете, есть ли в наше время поэты или они жили в давние времена? Кто встречал живых поэтов? Назовите их (записать на листок названные фамилии так, чтобы все видели).
Посмотрите не книжную выставку: перед вами поэт из Санкт-Петербурга Михаил Яснов. Поэт-юбиляр 2016 года: 8 января ему исполнилось 70 лет. Поднимите руки, у кого есть семидесятилетнее бабушки и дедушки? А кто из них поэт? А Михаил Яснов написал 30 книг для детей и ещё он помогает оттачивать поэтические перья начинающим поэтам: работает с литературно одарёнными детьми.
Попытаюсь на примере творчества Михаила Яснова доказать вам, что стихи – это интереснейшее занятие:
Интересно стихи писать,
Интересно стихи читать,
Интересно в стихи играть!
Возьмём книгу М. Яснова «Азбука с превращениями». Поиграем в литературную игру «Замени в слове букву» (начать со стр. 15):
Дорогой по опушке леса
В КОРЫТЕ ехала принцесса.
Ваши варианты. (И далее до стр.35, а потом с буквы А – до 15-й стр).
А теперь похожая игра по той же книге: «Подскажи словечко».
(С. 48 («Что же получается?»), 55 («Случай на ж/д»), 56 («Помоги ягнёнку»), 62 («К речке уточки брели»)).
Михаил Яснов любит путать читателей. Игра «Считалка с фамилиями»:
Цыплёнок – Курочкин, (дети называют ещё варианты)
Утёнок – Уточкин,
Щенок – Собачкин,
Жеребёнок – Клячкин,
Барашек – Овечкин,
А ты? – Человечкин!
А теперь посмотрим, «Кто где спит»:
Уснула наседка
В уютном (курятнике),
Уснула лягушка
В своём (лягушатнике),
Кот спит на карнизе,
Шмель дремлет
В шиповнике,
А божья коровка спит
В божьем (коровнике)!
Вместе с Михаилом Ясновым «Поиграем с русским языком»:
Мишка в улей влез,
И вот-
С лапы
Каплет
Сладкий
Мёд…
Ёж над ним смеяться начал:
- Медвежонок насвинячил!
- Что за шутки? –
Тот ответил.
Я – медведь! Я – (намедведил!) (дети должны угадать, что же сделал медведь).
Все стихи Михаила Давидовича такие же весёлые и заковыристые! Представляете, как он знает, любит русский язык и как умело с ним играет!
Продолжим игру! Теперь у нас будут практические занятия, мы тоже попробуем посочинять.
1. Раздать детям заранее напечатанные листочки со стихами М. Яснова и попросить выписать понравившиеся строки на отдельный листок, тоже заранее вырезанный для того,
чтобы приклеить свои строчки на ватман (разновидность квилта).
2. Дописать четверостишие про цыплёнка: раздать детям заготовленные заранее листочки с двустишиями, которые нужно дофантазировать, дополнить,
дописать.
3. Заготовить список различных предметов и попросить детей отметить те, которые могли бы пригодиться поэту (примерный список):
ЛУНА
КРАСАВИЦА
ЛОКОНЫ
ФИЗИКА
ДВОРЕЦ
ШАЛАШ
ЗОЛОТЫЕ ЗУБЫ
ТУМАННАЯ ДАЛЬ
СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА
ГИТАРА
КОРОВА
УДАЧА
МНОГО ДЕНЕГ
ПОКЛОННИЦЫ
СЛАВА
ДОЖДЬ
ЧТО ЕЩЁ?
Подвести итог.
Чтобы не скучали участники, которые уже выполнил все задания, предложить им собрать рассыпанное стихотворение (на выбор библиотекаря, не очень трудное).
Слово чтецам. Вызвать двоих желающих и предложить им прочитать одно и то же стихотворение М. Яснова (на выбор библиотекаря, недлинное). Аудитория оценивает, кто прочитал выразительнее - тот остаётся, к нему приглашается ещё один желающий, опять читают по очереди другое стихотворение М. Яснова, и опять остаётся тот, кто прочитал лучше, а к нему присоединяется новый чтец, аудитория снова определяет победителя, и так далее, пока будут желающие посоревноваться в художественном чтении. Победитель получает приз как лучший чтец.
Например, можно почитать такие стихи:
Сны
Петух,
Во сне увидев червячка,
Сказал:
- Не заморить ли червячка?
- Ужасный сон! –
Подумал червячок
И повернулся на другой бочок.
Ночная лошадка
Живёт у нас в квартире лошадь –
Как хорошо её тетёшить,
Кормить,
Расчёсывать,
Ласкать,
Весь день под мышкою таскать,
Забравшись вечером в кроватку,
Уткнуться в мягкую лошадку
И вдруг проснуться:
- Спит?
Не спит?
И долго слушать стук копыт…
***
Семён портфель несёт в руке,
Павлуша – двойку в дневнике.
Серёжа сел на пароход –
Морскую вахту он несёт.
Андрюша ходит в силачах –
Рюкзак несёт он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил –
Несёт потери Михаил.
Степан не закрывает рот –
Он чепуху весь день несёт!
Ко
Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «ко»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).
У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!
А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
Настоящая русалка
Обидели.
Родителей покину.
Засуну две ноги в одну штанину
И буду, как Русалочка с хвостом,
Передвигаться по полу ползком.
Пускай вопят родители от горя!
Я уползу!
Как долог путь до моря!
Там запах ила, грохот якорей…
Я доползу хотя бы до дверей!
Обидели ребёнка –
И не жалко.
Ползу и плачу
В комнате пустой…
Вот стану настоящею русалкой,
Тогда и вы наплачетесь со мной!
Пока соревнуются чтецы, библиотекарь просматривает «дописанные» четверостишия, читает вслух удачные, приглашает авторов, награждает их сувенирами и хвалит за поэтические способности.
Библиотекарь: А чтобы вы не подумали, что интересный поэт всего один Михаил Яснов, прочитаю стихотворение поэтессы Новеллы Матвеевой «Лягушонок Евстигней» из книги «Стихи детских поэтов» (М.: ДЛ, 2005. – С.151). Читаю я, а вы хором повторяете «припев»: три раза квакаете.
Лягушонок Евстигней
Жил в болоте много дней.
Ква!
Ква!
Ква!
И наскучило ему
В тростниковом терему.
Ква!
Ква!
Ква!
Из болотца вылезал,
Флягу к боку привязал.
Ква!
Ква!
Ква!
И пустился Евстигней
В дальний путь на много дней.
Ква!
Ква!
Ква!
Ах, как весело кругом!
Как чудесен в небе гром!
Ква!
Ква!
Ква!
Лейка синяя на грядке,
Алый мячик на площадке…
Ква!
Ква!
Ква!
А деревья зеленее
Лягушонка Евстигнея!
Ква!
Стихи – это язык богов, а поэты – любимцы богов! Мы не разговариваем в повседневной жизни друг с другом стихами, а поэты всё, что видят, чувствуют и ощущают, могут описать языком поэзии. Поэтому они особенные, избранные, достойные хотя бы того, чтобы мы их читали!
И. Гёте
Стихи подобны разноцветным стёклам
Церковных окон: заглянув снаружи,
Ты ничего в них не увидишь толком.
- Сплошная муть, а может быть и хуже, -
Так скажет обыватель, - он сердит,
Когда он ничего не различит!
И пусть его! А вы вступайте смело
В священные поэзии пределы!
Как хорошо, как чисто и светло
Сверкает разноцветное стекло!
Здесь новый свет откроется для вас:
Все восхищает дух, пленяет глаз,
И ежели в вас есть душа, то вам
Он по душе придётся, этот храм.
В завершение всего библиотекарь ненавязчиво делает обзор сборников поэзии и приглашает детей взять их в библиотеке и прочитать.
Творческие работы детей можно оформить в виде буклета отзывов о стихах М.Яснова и разместить на детском абонементе.
Литература:
Классики: лучшие стихи современных писателей /авт-сост. М.Артемьева. – М.:Дет. лит: Эгмонт Россия Лтд, 2006. – 240с., цв.ил. – 5000экз.
Стихи детских поэтов /вступ. Ст. А.Н. Печерской; рис. О.Йонайтис. – М.:Дет. лит, 2005. – 303с. – (Серия «Школьная библиотека»).
Яснов Михаил Давидович (к 70-летию со дня рождения) [Изоматериалы; текст] /сост. М.С. Андреева, М.П. Короткова; руковод. Проекта Л.Е. Коршунова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. – 8л. цв.ил.+24с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке; Вып.10. 2015). – Приложение к журналу «Школьная библиотека».
Яснов, М.Д. Азбука с превращениями /худож. В.Г. Нагаев. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 64с..:ил. – (Серия «Лучшие азбуки»).
Составитель: Хадыкина З.Е.,
библиотекарь ИКЦ библиотеки им. А. Штанько