Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ЧУДО-СКАЗКИ КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО»
литературно-игровой час для детей 7-10 лет
(к 135-летию со дня рождения писателя)
Оформление: книжная выставка «Сказки родом из детства», портрет писателя, детские рисунки по сказкам К. Чуковского, карточки с заданиями для игры.
Ведущий:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
Кто не знает этих знакомых строк и их знаменитого автора?! С раннего детства стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского сопровождают нас. 31 марта исполняется 135 лет со дня рождения этого замечательного детского писателя. И сегодня мы будем говорить о книгах, автором которых он является.
Настоящее имя Чуковского – Николай Васильевич Корнейчуков. Взгляните на портрет писателя. Все, кто знал Чуковского, запомнил его таким… Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Таким был Корней Иванович Чуковский. Он жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны и за ее рубежами.
Корней Иванович никогда не гулял по Переделкину один – переделкинские дети регулярно составляли ему компанию. Он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки. Они гордились дружбой с ним и называли его ласково – Чукоша. У писателя самого было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом. Именно для них он и построил рядом со своим домом детскую библиотеку. Книги в эту библиотеку по просьбе Корнея Ивановича присылали детские писатели, а сам «дедушка Корней» был в ней главным работником.
Кто из вас не помнит веселого настроения чудесных сказок Чуковского, не знает доброго доктора Айболита, злого разбойника Бармалея, грозного Тараканища, Мойдодыра, Муху-Цокотуху? Ну, конечно же, таких среди вас нет. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»...
Сейчас вы хором читаете слова: лифт, ели, дом, Мура, тут. Затем вам нужно вычеркнуть одинаковые буквы и из оставшихся получится слово.
(Дети выполняют задание.)
Что за слово получилось?
(Дети отвечают: «Федора».)
(Входит Федора, плачет.)
Федора: Ой, бедная я, бедная!!!
Ведущий: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
Федора: А вот послушай:
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне, горе!
Ведущий: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? (Дети отвечают: «Федорино горе».)
Давайте подскажем, что ей делать, чтобы справиться с этой бедой. (Дети дают советы.)
Федора:
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
(Уходит.)
Ребята, а вы знаете, как была написана сказка «Федорино горе»? Однажды летом Чуковский вместе с детьми лепил из глины и грязи различные фигурки. И во время лепки дети вытирали руки о его брюки, а когда он возвращался домой, застывшая глина стала настолько тяжелой, что ему приходилось поддерживать штаны. Конечно же, все прохожие обращали внимание на его неопрятный вид. Но Корней Иванович был весел, он возвратился счастливый и отдохнувший. Воодушевленный писатель принялся за создание сказки. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома. Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так появилась эта замечательная сказка.
В каком произведении Чуковского прославляют:
Воробья?
«Тараканище»
Прославляют, поздравляют удалого Воробья!
Медведя?
«Краденое солнце».
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Комара?
«Муха-Цокотуха»
Слава, слава Комару-
Победителю!
«Муху-Цокотуху» Корней Иванович сочинил для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день. А история с «Айболитом» совсем не так проста. Чуковский давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки ее давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки:
О, если я утону,
Если пойду ко дну…
Но начала и конца у сказки не было. И только после разных вариантов через несколько дней появились строки:
И пришла к Айболиту лиса:
Ой, меня укусила оса!
И пришел к Айболиту барбос:
Меня курица клюнула в нос.
А знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем.
Игра-соревнование «Кто быстрее»: на столе лежат атрибуты из сказок Корнея Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке. Первая команда собирает атрибуты к сказке «Мойдодыр», а вторая – к сказке «Федорино горе».
Игра «У меня зазвонил телефон»:
Ведущий: У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий: Для кого?
Дети: Для сына моего.
Ведущий: А много ли прислать?
Дети: Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Ведущий: А потом позвонили зайчатки:
Дети: Нельзя ли прислать перчатки?
Ведущий: А потом позвонили мартышки:
Дети: Пришлите, пожалуйста, книжки!
Ведущий: А потом позвонили цапли:
Дети: Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
Ведущий: А потом позвонила свинья:
Дети: Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем с соловьем
Чудесную песню споем.
Ведущий: И такая дребедень
Целый день...
То тюлень позвонит, то олень.
Игра «Испорченный телефон»: приглашаются 5 человек. Первому участнику дается текст телеграммы, написанный на листочке. Он внимательно читает текст, хорошо запоминает и шепотом передает то, что запомнил второму, а второй участник передает содержание телеграммы дальше. Посмотрим, сумеете ли вы наиболее точно донести текст телеграммы до последнего участника.
Тексты телеграмм:
«Ладно, ладно, побегу
Вашим деткам помогу».
«Только где же вы живете?
На горе или в болоте?»
(Дети успешно справляются с заданием.)
Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же будет расти на нашем дереве?
(Дети хором отвечают: «Книжки!»)
(Дети по одному подходят к дереву, наклеивают листочек с названием книги и говорят, какая сказка в этой книжке.)
Ведущий: Ребята, а какие по характеру эти сказки, и чему они учат? (Дети отвечают: «Весёлые, озорные, смешные, поучительные».)
- «Мойдодыр» – аккуратности и опрятности.
- «Айболит» – быть добрыми, заботиться о других.
- «Тараканище» – быть смелыми.
- «Муха-Цокотуха» – смелости, уметь помогать другим.
- «Федорино горе» – бережному обращению с посудой, порядку.
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете сказки этого замечательного писателя.
Посмотрите на выставку книг. Это лишь малая часть его произведений. Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Чуковского. Благодаря его переводам с английского языка вы познакомитесь с книгами «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Робинзона Крузо», «Маленький оборвыш», «Рикки-Тики-Тави» и многими другими.
(Обзор книг у книжной выставки.)
Использованная литература:
Использованные электронные ресурсы:
Составитель: зав. Детской библиотекой им. А.П. Гайдара И.В. Иванова