Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ВЕСЬ МИР ЧИТАЕТ ПУШКИНА. А ТЫ?»
Литературное многоборье
Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. С чего для нас начинается Пушкин? Наверное, со сказки, которую вам читали в детстве, со стихотворения из школьного учебника… это поэт на все времена, для любого возраста. Нам хочется досконально знать о его нелёгкой судьбе, постичь черты характера и личности, тайны художественного творчества.
Пушкин был величайшим поэтом, его вклад в культуру России огромен. Он был преобразователем русского языка, в его творчестве отразились все стороны жизни страны, её прошлое и настоящее. Пушкин – это «начало всех начал». Он как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее жизнь всему земному. Мы все настолько привыкли к этому имени, что порой даже забываем, что великий поэт вовсе не наш современник. Давайте попробуем сегодня представить, как жил этот человек, оживить его облик и наше представление о нём.
/Электронная презентация «Это имя знакомо нам с детства»/.
Ведущий: Жить в современном мире, уважать себя – значит знать Пушкина. Ваши знания мы сейчас оценим с помощью игры – викторины.
Игра – викторина «В дивном мире сказок Пушкина»
Ведущий: Чтобы лучше узнать ваши знания о Пушкине, предлагаю провести параллельно конкурс «Чёрная шкатулка». В ней находятся предметы, имеющие отношение к произведениям великого поэта.
Собственность дуба, но имеет прямое отношение к коту. («Златая цепь»).
Ведущий: Вернёмся к «Чёрной шкатулке». Предмет, который Марья Кирилловна должна была опустить в дупло дуба? (Кольцо).
Ведущий: Последний вопрос из «Чёрной шкатулки»: Что сделала Татьяна перед тем, как гадать у зеркала? (Сняла крестик).
«Поле чудес»
Вопросы:
1-я тройка участников: Большим событием в жизни Пушкина – лицеиста был публичный экзамен, на котором присутствовал патриарх русской литературы. назовите его фамилию. (Державин Г.Р.)
2-я тройка участников: Какой пушкинский сказочный герой является обладателем чудесной бороды, в которой таилась сила? (Черномор).
3-я тройка участников: Пушкин верил в различные обереги. У него было кольцо с сердоликом, которому он и посвятил стихотворение. Как называется это стихотворение? («Талисман»).
4-я тройка участников: Какой журнал издавал А.С. Пушкин? («Современник»).
Конкурс синквейнов на тему «Золотая рыбка»
Рыбка
Прил. – золотая;
гл. – исполняет;
пр. – рыбка решила проучить старика и старуху.
Творческие задания:
Ведущий: Вы, ребята, будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин. Сначала книга стихов или сказок. Потом другая — книга поэм, потом еще одна — повестей, а потом еще и еще. А сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. С какой же мы начнем? Эх, была не была! Отправляемся в путешествие по всем сказкам сразу!
Вперед выбегает Поп.
Поп: Моя сказка первая! «Жил-был поп!» Ой! А дальше забыл!
Ведущий: Подскажите, пожалуйста, ребята!
Дети: «Толоконный лоб!»
Ведущий: Правильно! В какую же сказку мы с вами попали?
Дети: В «Сказку о попе и о работнике его Балде».
Ведущий: Верно!
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп:
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и...»
И-и... Кто-то еще?
Ведущий: Подскажите, кто еще нужен попу?
Дети: Плотник!
Ведущий: Верно! Пусть поп пока поищет себе работника «не слишком дорогого». А мы, не теряя времени, едем дальше.
Вперед выбегает Старик.
Старик: «Жил старик со своею...» (хватается за голову). Ох! Вспомнить страшно...
Ведущий: Ребята, подскажите старику пушкинский текст.
Дети: «Со своею старухой»!
Ведущий:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно…»
Дети: «Тридцать лет и три года».
Ведущий: В какую сказку мы с вами попали?
Дети: Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий: И что же делал старик все тридцать три года?
Дети: «Старик ловил неводом рыбу».
Ведущий: А старуха?
Дети: «Пряла свою пряжу».
Ведущий: «Раз он в море закинул невод...» (Старик закидывает в «море» «невод».)
Дети: «Пришел невод с одною тиной». (Старик вытаскивает и вновь закидывает «невод».)
Ведущий: «Он в другой раз закинул невод...» (Старик закидывает «невод».)
Дети: «Пришел невод с травой морскою». (Старик вытаскивает «невод».)
Ведущий: «В третий раз закинул он невод...» (Старик закидывает «невод» и вытаскивает золотую рыбку.)
Дети: «Пришел невод с одною рыбкой».
Старик: «С не простою рыбкой — золотою».
Ведущий: Вот как повезло старику!
Старик: А я вот попрошу волшебную рыбку избавить меня от старухи...
Ведущий: Ни в коем случае! Тогда это совсем другой старик. Срочно отправляемся в путешествие за новой сказкой.
Старуха: Дурачина ты, простофиля! (Набрасывается на Старика с кулаками). Не сумел ребятам рассказать нашу сказку! (Прогоняет Старика со сцены.)
Ведущий: Что же это выходит? Поп еще не получил щелчка, а уже забыл слова, наверное, от страха. Старик, наоборот, осмелел... Знаете, что я придумала? Лучше сама возьмусь за рассказ, а вы мне поможете. Договорились?
Дети: Да!
Ведущий: «Три девицы под окном...»
Дети: «Пряли поздно вечерком».
Ведущий: «Кабы я была царица...»
Дети: «Говорит одна девица...»
Ведущий: «То на весь крещеный мир...»
Дети: «Приготовила б я пир».
Вперед выбегает Ткачиха.
Ткачиха: (заламывая руки, мечтательно): «Кабы я была царица...»
Ведущий: (отступая и показывая на Ткачиху): «Говорит ее сестрица...»
Ткачиха (решительно):
«То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
Вперед выступает Царица.
Царица: (тихо и нежно): «Кабы я была царица...»
Ведущий: (показывая на Царицу и делая упор на слово «молвила»): «Третья молвила сестрица...»
Царица:
«Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Ведущий: Размечталась... А царь-то?
К будущей царице направляется Царь Салтан. Она низко кланяется ему.
«Во все время разговора
Он стоял позадь забора».
И все слышал. Скажите, речь которой из девиц больше понравилась царю? Первой, второй или третьей?
Дети: Третьей.
Ведущий: И не просто понравилась. Как у Пушкина сказано?
Дети: «Полюбилася».
Ведущий: Да, «речь последней по всему полюбилася ему».
Царь Салтан (ласково):
«Здравствуй, красная девица...
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября».
Ведущий: А что царь сказал сестрам?
Дети:
«Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Ведущий: «В сени вышел царь-отец...» (Жестом приглашает продолжить.)
Дети: «Все пустились во дворец».
Царь Салтан под руку с будущей женой удаляется, за ними следуют Ткачиха и Повариха.
Ведущий: Пока они будут свадьбу играть, мы с вами побываем в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Начинается она так:
«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна Села ждать его одна».
Дождалась она царя?
Дети: Да.
Ведущий: Но слишком долго не возвращался царь. Любящее сердце ее страдало в разлуке. Царь вернулся, и царица в тот же день умерла. И осталась малютка без материнской любви и заботы. А когда она подросла, мачеха просто возненавидела бедняжку. Кто знает за что?
Дети: За то, что царевна была красивей.
Ведущий: Да, она завидовала царевне. И решила ее извести. В какой еще сказке рассказывает Пушкин о людской зависти?
Дети: В «Сказке о царе Салтане».
Ведущий: Кто кому завидовал?
Дети: Ткачиха с поварихой завидовали царице.
Ведущий: Сколько зла они принесли царице!.. Бедную царицу с младенцем посадили в бочку, «засмолили, покатили и пустили в окиян...» Скажите, а в «Сказке о мертвой царевне» злая мачеха погубила царевну?
Дети: Да! Нет!
Ведущий: Да или нет?
Дети: Да! Нет!
Ведущий: Ничего не понимаю. Одни говорят «да», другие — «нет»... Но царевна ведь проглотила кусочек отравленного яблока?
Дети: Да!
Ведущий:
«И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала...»
Так написано у Пушкина. Ведь яблоко послала царевне злая и завистливая мачеха. Не так ли?
Дети: Да, но Королевич спас царевну.
Ведущий: Его любовь воскресила царевну! Где только не искал Королевич свою невесту. Но...
«...кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется...»
А кто же помог Королевичу Елисею найти царевну?
Дети: Ветер!
Ведущий: Королевич сам догадался к нему обратиться за помощью? Или кто-то ему подсказал?
Дети: Месяц.
Ведущий: А к месяцу кто послал?
Дети: Солнце.
Ведущий: Как у Пушкина сказано? «К красну солнцу наконец обратился молодец».
Вперед выходит Королевич Елисей.
Королевич Елисей:
«Свет наш солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
Солнце:
«Свет ты мой... Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Королевич стремительно отходит на край сцены и взывает к месяцу.
Королевич Елисей:
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой? Я жених ей».
Ведущий: Месяц, как и солнышко, сочувствовал королевичу, но и он не видел царевны.
Месяц:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Королевич Елисей бросается на другой край сцены.
Королевич Елисей:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»
Ведущий: Оказалось, ветер видел хрустальный гроб с невестой в норе, «во тьме печальной» «на цепях между столбов». Королевич Елисей в отчаянии отправился «к пустому месту» на прекрасную невесту посмотреть.
«И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился.
Дева вдруг Ожила.
Глядит, вокруг Изумленными глазами.
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
Дети, а кто в «Сказке о царе Салтане» помог царице с сыном?
Дети: Волна.
Ведущий: Как торопил волну царевич? Выходит Царевич, герой «Сказки о царе Салтане».
Царевич:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Точишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Ведущий:
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько».
Хорошо то, что хорошо кончается. А нас теперь ждет путешествие по «Сказке о золотом петушке».
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве...
Жил-был славный...»
Дети: «Царь Дадон». Ведущий:
«Смолоду был грозен он
И соседям то и дело-.»
Дети:
«Наносил обиды смело».
Ведущий: Но со временем все переменилось. Дадон постарел, и соседи так стали его допекать своими набегами, что Дадон «инда плакал», «инда забывал и сон». Спас Дадона мудрец-звездочет. Кого он подарил царю Дадону?
Дети: Золотого петушка.
Выходят Царь Дадон и Звездочет с Золотым Петушком.
Звездочет:
«Посади ты эту птицу...»
Ведущий:
«Молвил он царю...»
Звездочет:
«На спицу.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Ведущий:
Царь его благодарит, «горы золота сулит».
Дадон:
«За такое одолженъе...»
Ведущий:
«Говорит, он в восхищенье...»
Дадон:
«Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Ведущий: Сдержал царь обещание?
Дети: Нет!
Ведущий: Не сдержал и поплатился за это. Увидел шамаханскую царицу и обо всем на свете забыл: и погибших сыновей, и свою ответственность за страну.
Однако в сказках порок всегда наказывается. Наказывает своих отрицательных героев и Пушкин — за злые деяния, за легкомыслие, за неумение держать слово, за...
Дети: За жадность.
Ведущий: Правильно! Кого из сказочных героев наказал за жадность поэт?
Дети: Попа в «Сказке о попе и о работнике его Балде».
Ведущий: Поп нашел себе «работника не слишком дорогого». За какую плату?
Дети: За три щелчка по лбу в год.
Ведущий: Поп сначала-то рад был... А потом так перетрусил, что и сон, и аппетит потерял: все думал о будущей расплате. Лоб у него заранее трещал. Как избавиться от Балды, подсказала попадья — к чертям послали его за оброком. Да только тот и с чертями справился. И пришлось попу расплачиваться за свою жадность.
Дети:
«Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка.
Со второго щелка
Лишился поп языка...»
Ведущий: А кого еще наказал Пушкин за жадность?
Дети: Старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Ведущий: Старуха не только жадная, но и грубая ужасно.
Старуха (выбегая в одежде царицы): Дурачины вы, простофили...
Старик (ковылял за старухой): «Опять моя старуха бунтует...»-(Пытается увести старуху за кулисы.)
Старуха (старику):
«Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая».
(Набрасывается на Старика и прогоняет его со сцены.)
Ведущий: На этот раз не дождался старик ответа золотой рыбки.
Дети:
«...к старухе воротился —
Глядь: Опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
Ведущий: Печальный конец... А какая пушкинская сказка запомнилась вам веселым концом? Вспомним вместе!
«И садятся все за стол;
И веселый пир пошел-.»
Дети:
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой».
Ведущий: В какую сказку мы вернулись?
Дети: В «Сказку о царе Салтане»!
Ведущий: А кто исполнял все желания князя Гвидона? Кто помог ему встретиться с отцом?
Дети: Лебедь.
Ведущий: Когда мы впервые встречаемся с ней? Помните? Князь Гвидон...
«К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон-
Видно, на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней...»
Спас царевич лебедь-птицу от коршуна, и она стала ему верным другом.
Вперед выходят Царевич и Лебедь.
Лебедь:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил».
Ведущий: С тех пор в жизни царевича начались чудеса.
Дети:
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей :
И святых монастырей».
Ведущий: И стал царевич княжить в этом городе и нарекся князем Гвидоном. О его чудо-белке с золотыми орешками, о тридцати трех богатырях с дядькой Черномором пошла молва по всему свету. Дошла она и до царя Салтана... Кто же мешал царю Салтану навестить князя?
Дети: Ткачиха с Поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.
Ведущий: К каким только уловкам они не прибегали! Но царь Салтан все-таки навестил князя Гвидона!
Вперед решительным шагом выходит царь Салтан. Цепляясь за него, трусливо семенят Ткачиха с Поварихой.
Царь Салтан: «Что я? Царь или дитя?.. Нынче ж еду!»
Топает ногой. Ткачиха с Поварихой отскакивают. Слышен звук хлопнувшей двери. На другой конец сцены торопливым шагом выходит князь Геидон.
Князь Гвидон (кричит):
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Ведущий:
«Разом пушки запалили (слышна пальба);
В колокольнях зазвонили (слышен звон);
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он».
Князь встречает гостей, ведет в палаты. Им навстречу — богатыри с дядькой Черномором и Белка (золотой орех грызет, изумрудец вынимает).
Дети:
«Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.-»
Ведущий:
«Царь ступил на двор широкий:
Там. под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает...
Гости идут дальше. Навстречу им идут под руку Княгиня и Царица.
Ведущий:
«Смотрят — что ж?
Княгиня — диво...»
Дети:
«Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава...»
Ведущий:
«И свекровь свою ведет,
Царь глядит — и узнает...»
Царь Салтан:
«Что я вижу? Что такое? Как?» (Рыдая, обнимает Царицу)
Ведущий:
«И дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу».
Дети:
«И садятся все за стол;
И веселый пир пошел».
Царь Салтан: (обращаясь к участникам )Давайте пожелаем друг другу никогда не расставаться со сказками и стихами Александра Сергеевича Пушкина!
Ведущий: Спасибо всем за участие в нашей встрече! Надеюсь, наш великий классик стал вам немного ближе и вам будет интереснее вчитываться в его произведения.
До свидания, до новых встреч!
Составитель: Мишахина Л.А.,
библиотекарь абонемента библиотеки им. А. Штанько