Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«СВЕТЛЫЙ КРАЙ БЕРЁЗ, МОЯ РОССИЯ!»
/Литературно – познавательная программа ко Дню России/
Цель: развивать эмоциональную сферу, воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Воспитывать доброе отношение к родной стране, ее истории.
(Песня – клип о России О. Газманов)
Ведущий: Дорогие друзья, рада Вас приветствовать в библиотеке в этот летний день!
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
С. Комратова
На фоне 1-го слайда:
Ведущий: Назовите, пожалуйста, праздники, которые отмечают у вас в семье (ребята называют праздники), а теперь – назовите праздники, которые мы отмечаем всей страной. Вы видите на экране тему нашего разговора. Что это за праздник? Молодой он или старый? День России (День независимости России) Этот праздник — символ объединены всех народов России и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. День России до 2002 года, имел название День принятия Декларации о государственном суверенитете России. День России - государственный праздник, и является одним из самых «молодых» праздников в стране.
Ведущий: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Чтец:
Что такое Родина?
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
"Это наша родина,
Милая Россия,
Нет другой на свете
Родины такой".
Чтец:
В сердце ты у каждого,
Родина-Россия!
Белые березки, колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой.
(И.Черницкая)
Ведущий: Давайте и мы расскажем про нашу страну все хорошее, что мы про нее знаем.
Слайд 1 Показ на карте мира
Ведущий: Ни одна страна не имеет такой большой территории и такой длиннее границы, которые проходят по суше и по воде. Вдоль сухопутных границ птице не отдыхая пришлось бы лететь больше двух месяцев, а вдоль морских — в два раза больше. Вдоль всей границы птице повстречались бы 16 государств. Ни у одной страны в мире нет такого количества соседей! Если бы мы хотели пересечь нашу страну с запада на восток, то нам пришлось бы ехать на поезде целую неделю, а самолётом лететь целые сутки. Вот какая большая наша страна! Восток России первым встречает новый день и новый год. Когда в Москве середина дня, на Дальнем Востоке уже ночь и скоро опять взойдёт солнце. Получается, что солнце над Россией почти совсем не заходит.
Ведущий: Поэт Владимир Орлов написал такие замечательные строки:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Каждая страна мира имеет свои символы, которые отражают историю народа. С государственными символами связаны такие понятия, как честь, достоинство, сила и благородство.
Слайд 2
1-е задание: на слайде представлены флаги государств, с определённым подбором цветов. Определить флаг России.
Ведущий: Подбор цветов не случаен. Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её красной — красивой. Красный, в их понимании, был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей столице Москве издавна зовётся Красной. Синий — это, конечно, цвет неба. Белый цвет — особый, божественный. Люди верили, что русская земля находится под защитой самого Господа.
Вопрос: Что обозначают цвета Флага? (Уже давно в России белый цвет обозначает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость, великодушие, кровь, пролитую за Родину).
Где мы можем увидеть флаг? Наш флаг всегда развевается над российскими посольствами, которые находятся в других странах, на судах, плавающих в открытом море. Мы можем увидеть флаг на международных спортивных соревнованиях, например, на открытии каждой Олимпиады впереди команды идёт знаменосец из числа известнейших спортсменов страны с государственным флагом. Самый главный флаг страны — штандарт, развевается над резиденцией президента в Кремле, на нём изображён и герб России.
Герб. Герб — это эмблема государства.
Слайд 3
2-е задание: на слайде представлены гербы государств. Определить герб России.
Ведущий: Что изображено на гербе России и что это означает?
Орёл у многих народов — царь птиц, он символизирует силу державы. Одна голова его смотрит на запад, другая — на восток. Это очень символично, так как Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её территорий находится в Азии, меньшая в Европе.
Над головой орла корона — символ законности.
В лапах он держит скипетр (символ власти) и державу (символ могущества страны).
В самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника. Это герб города Москвы, столицы нашего государства. Святой Георгий Победоносец, разящий змея, символизирует защиту государства.
Давайте вспомним, где мы можем увидеть герб России? (На официальных документах, на печатях в паспортах, на вывесках государственных учреждений, монетах и т. д.)
Гимн.
Ведущий: Что такое гимн? (Гимн — это славящая Родину, Отечество торжественная мелодия или песня). Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству – земле наших отцов, дедов, прадедов.
Слайд 4 – Звучит Гимн России
Ведущий: Государственный гимн России исполняется в особо торжественных случаях, при подъёме флага или проведении других официальных церемоний. И наверняка, слыша торжественную музыку и видя, как поднимается на флагштоке бело – сине – красное полотнище, все мы испытываем чувство гордости за нашу страну!
«Городские легенды»
Ведущий: Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Ответы детей: Москва, Казань, Екатеринбург, Тобольск, Саранск, Тюмень, Ханты-Мансийск и т.п.).Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по старинным городам России. Иногда нам кажется, что всё самое интересное собрано в огромных многолюдных мегаполисах — но это не так. Поверьте, даже самый маленький и скромный городок поведает немало увлекательных историй и раскроет любознательным свои тайны. Наше интерактивное путешествие представляет собой викторину, посвященную удивительным городам России. Вопросы следует слушать внимательно, стараться отвечать быстро, не кричать с места, не перебивать друг друга. Знаете ответ — поднимайте руку. Итак, в путь, друзья! Слушайте первый вопрос.
Слайд 5: (экспозиция музея)
В этом городе есть уникальный музей ВДВ «Крылатая гвардия» — другого такого во всей России не сыскать! Он будет интересен в первую очередь поклонникам военного дели и тем, кто занимаемся парашютным спортом, ведь там собрана экспозиция, рассказывающая об истории совершенствования парашюта со времён Леонардо да Винчи и до наших дней. Назовите этот город. (Рязань)
Слайд 6: (Слайды — виды Ярославля)
Этот город — родина русского театра. Здесь в 1750 г. был создан первый национальный общедоступный театр. А ещё в 1786 г. появился первый в провинции журнал — «Уединённый пошехонец». Мировую славу городу принёс полёт в космос 16 июня 1963 г. его уроженки—первой женщины-космонавта В. Терешковой. (Ярославль.)
Слайд 7: (Слайды — виды Суздаля)
Город этот называют «славным градом небесным» и «колыбелью Золотого кольца». Это город-музей и город-заповедник. Гам можно увидеть пять больших монастырей и прекрасный Кремль. А ещё он славится необычным праздником в честь огурца, который проводите ежегодно во вторую субботу июля. Проходит он с большим размахом: с ярмарками, концертами фольклорных коллективов и дегустацией всевозможных блюд из огурцов. (Суздаль.)
Слайд 8: (Слайды — город Владимир, Успенский собор, Золотые ворота)
Этот город считается одним из самых древних в России. Он был основан около 1108 г. князем Владимиром Мономахом на берегу реки Клязьмы. Город гордится своим Успенским собором, построенным в 1158 г. Именно он стал образцом при строительстве Успенского собора Московского Кремля. А ещё ежегодно сюда приезжают тысячи туристов — полюбоваться знаменитыми Золотыми воротами. (Владимир.)
Слайд 9: (Слайды — виды Смоленска)
Существует несколько версий происхождения названия этого города. По одной — он находился на «пути из варяг в греки», там, где переволакивали корабли из Западной Двины в Днепр. Именно там местные ремесленники смолили лодки торговцев. А по другой версии, название о восходит к реке Смольне. (Смоленск.)
Слайд 10: (Слайды—виды Великого Новгорода)
Город стоит на реке Волхов, в шести километрах от озера Ильмень. Во времена Киевской Руси здесь набирались опыта и обучались искусству управления старшие сыновья великого киевского князя. Правили здесь крестивший Русь Владимир Святославич, его сын Ярослав Мудрый и Владимир Ярославич, построивший в 1045 г. знаменитый каменный храм Святой Софии. (Великий Новгород.)
Слайд 11: (Слайды — виды Пскова)
В старину в Кремле этого города, или Кроме, как здесь говорили, никто не жил. Там собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия, стояли клети которые охраняли сторожевые собаки — «кромские псы». Проживающих в этом городе и близ него называли скобарями. Это старинное прозвище ремесленников, изготавливающих скобяные изделия. Много веков назад они жили здесь отдельной слободой и славились своим мастерством. (Псков.)
Слайд 12: (Слайды — виды Калининграда)
Этот город не имеет границ с другими регионами России, соседствует с Польшей, Литвой и омывается Балтийским морем. История его началась в 1255 г., когда рыцари Тевтонского ордена заложили на возвышении крепость, назвав её Кенигсберг — Королевская гора. Один из символов города — знаменитый музей янтаря. Там хранится «солнечный камень» весом более четырёх килограммов! (Калининград.)
Слайд 13: (Слайды — виды Ростова Великого)
Из-за удивительного русского колорита и живописных ландшафтов этот небольшой старинный город в Ярославской области на озере Неро очень любили наши режиссёры. Пожалуй, самая известная «местная» картина — «Иван Васильевич меняет профессию». Па территории Кремля снимали палаты царя Ивана Грозного. А ещё город славен своими мастерами, которые изготавливают прекрасные украшения в технике финифти (Ростов Великий.)
Ведущий: Скажите, а вы бывали в каком-нибудь из городов, которые мы вспоминали сегодня? Поделитесь впечатлениями! (Ребята отвечают, идёт обсуждение.)
Слайд 14-16 (природа России)
Ведущий: Россия — очень богатая страна, в ней много лесов, морей, озёр, рек. Добывается множество полезных ископаемых, которые очень нужны людям. Во многие страны мы поставляем газ и нефть. В нашей стране самые большие запасы пресной воды в мире. В нашей стране встречаются разные климатические зоны. На севере - ледяные поля и тундра — районы вечной мерзлоты, где даже летом почва не оттаивает до конца. И растения тут растут удивительные, например полярная карликовая берёза ростом всего с наш кустик черники. В России много лесов, есть настоящая непроходимая тайга. В лесах обитают разные звери, некоторые из них встречаются только в России, и занесены в Красную книгу. У нас есть степи и красивые горы, а на юге находятся знаменитые курорты с лечебными водами и тёплым морем. Всё есть в России!
Сколько лет живёт сибирская ель? (Около 300 лет.)
Ветками каких деревьев особенно любит лакомиться заяц? (Осины и берёзы.)
Корень какого растения напоминает фигурку человечка? (Женьшеня.)
Верно ли, что у ежа плохое зрение? (Да.)
Какую птицу называют санитаром деревьев? (Дятла.)
Какую неядовитую змею часто путают с гадюкой? (Ужа.)
У каких съедобных грибов шляпки бывают разных цветов? (У сыроежек.)
У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
Какая мышь вниз головой спит? (Летучая.)
Ядовитый гриб с яркой пятнистой шляпкой. (Мухомор.)
Какую хищницу называют плутовкой? (Лису.)
Верно ли, что бурундук — это грызун? (Да.)
Какого шустрого зверька на Руси называли векшей? (Белку.)
Какая птица — самая плохая, мамаша? (Кукушка.)
Какой российский автомобиль называется так же, как птица? («Чайка».)
Верно ли, что блоха — самое прыгучее насекомое? (Да:)
Кого называют «запечным соловьем»? (Сверчка.)
Кого в русских сказках называют Топтыгин и Михаил о Потапыч? (Медведя.)
Какая хищная рыба исполнила желания лентяя Емели?(Щука.)
С какой птицей необычного окраса сравнивают человека, непохожего на окружающих? (С белой вороной.)
Какое самое глубокое озеро в мире? (Байкал.)
Какое самое теплое море России? (Черное.)
Назови самое большое в мире озеро, называемое морем. (Каспийское.)
Какой рыбой угощал Демьян соседа Фому в басне И.А. Крылова «Демьянова уха»? (Лещом и стерлядью.)
Верно ли, что скат — это морское животное? (Нет. Это рыба.)
Слайд 17: картина В. Васнецова «Богатыри»
Ведущая: Вы, уже знаете, что история нашей страны насчитывает много веков, и не раз защитникам нашей Родины приходилось отражать нападения тех, кто шел на нас войной. Многие народы хотели завоевать нашу страну, но с давних времен и по сей день защищают рубежи нашей Родины славные богатыри.
«Узнай богатырей»
Самыми знаменитыми были богатыри, которых вы сейчас видите. Вам предстоит назвать имена богатырей. У всех них есть реальные, жившие на Руси прототипы. Как вы считаете, в жизни случалось встретиться этим людям? (Нет, они жили в течение 300 лет, раньше всех Добрыня, потом Алёша и последним Илья.)
Конкурс «От Добрыни»
Добрыня был дядей князя Владимира и защищал Русь в IX—X веках. Он учил молодого князя Ярослава владеть всеми видами оружия. (Ярослав хорошо усвоил уроки и победил медведя.) Каким оружием? (Секирой.) Вам предстоит попробовать назвать всё то оружие, каким владел Добрыня. Победит тот, кто назовёт правильно больше видов оружия. (копьё, лук со стрелами, сабля острая да плёточка).
Слайд 18:
Конкурс «От Алёши» Вам предстоит прочитать надпись на камне, и вы узнаете, кого идёт возволять богатырь. А Илья Муромец отличался силой невиданной, только не всегда так было.
Конкурс «От Ильи» Конечно, не смог бы он врагов бить, если бы упражнений специальных не делал. Вам предстоит поупражняться, силу и ловкость свои показать.
Минуту простоять на одной ноге и не упасть.
Упражнение на меткость (попасть в цель — корзину и т.п.).
Кто дальше прыгнет, чтобы не попасть в «яму», «ров».
Слайд 19: Александр Невский
Ведущая: Уже не былинным, а реальным защитником своего народа в 13 веке стал этот князь. За победу над шведским войском в устье Невы, он получил прозвище своё прозвище. А в апреле 1242 г. разбил рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. В историю эта битва вошла под названием Ледовое побоище. Назовите его.
Слайд 20. Дмитрий Донской
Ведущая: В конце 14 века на защиту народа от монголо-татарского ига вышел московский князь. Ему было 21 год, когда он собрал общерусские силы и вышел навстречу Мамаю. 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле у впадения реки Непрядвы в Дон войска Орды были разгромлены и обращены в бегство. За личную храбрость и полководческие заслуги князь после Куликовской битвы получил прозвище… Назовите его.
Слайд 21. А. Суворов
Ведущая: Со времен Александра Невского прошло почти 500 лет, а в начале 18 века одного мальчика назвали Александром в честь Невского. Имя Александр означает «защитник людей». Александр вошел в историю как полководец нетерпящий поражений. Из 60 сражений – он не проиграл ни одного. Решающим фактором победы он всегда считал солдата. Даже современные защитники Родины знают его поговорки: «Скорость нужна, а поспешность вредна», « Стреляй редко, да метко», «Сам погибай, а товарища выручай», «Тяжело в ученье – легко в бою». Назовите его.
Слайд 22. М. Кутузов
Ведущая: Школа Суворова стала кузницей, из которой вышла плеяда русских военачальников. Один из них командовал русскими войсками во время нашествия армии французского императора Наполеона на Россию. Генеральное сражение было дано недалеко от Москвы у села Бородино 26 августа 1812 года. Через 25 лет после этого сражения Михаил Юрьевич Лермонтов написал свое известное стихотворение «Бородино» и прославил в своих строчках храбрость и самоотверженность русского солдата. Назовите его.
Слайд 23. Г.Жуков
Ведущая: Мы вспомнили с вами Отечественную войну 1812, а полководцем Великой Отечественной войны был… В Красную Армию он поступил, когда ему было 22 года (1918). Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. Участвовал в разработке и осуществлении стратегических планов, влиявших на ход войны. 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. 24 июня 1945г. принимал Парад Победы в Москве.
Ведущая: Но славу любой страны делают не только полководцы, но и ученые умы. Российские ученые и изобретатели известны на весь мир, давайте вспомним их имена и мы.
Слайд 24. Ломоносов Михаил Васильевич
Сын крестьянина, поступил в учение поздно, был старше большинства своих одноклассников лет на 10, но вскоре стал лучшим по всем предметам. Ломоносов был талантливым физиком, химиком, астрономом, философом, историком, поэтом и публицистом. Разработал проект Московского университета.
Менделеев Дмитрий Иванович
Он открыл основной закон химии в 1869 году, тогда, когда атом еще считался неделимым, и о его внутреннем строении ничего не было известно. Физик, геолог, экономист, нефтяник, педагог, приборостроитель, профессор Санкт-Петербургского университета.
Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)
Ученый, изобретатель. Основоположник космонавтики. Автор научно-фантастических произведений. Пропагандист идей освоения космического пространства.
Слайд 25. (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П.Чехов)
Ведущий: Славится наша Россия писателями. Всему миру известны эти имена. А вам?
Молодцы, ребята.
Слайд 26.
А сейчас вы видите фото одного из самых любимых многими поколениями детей писателя, поэта, переводчика и критика. В этом году, в марте, было 135 лет со дня его рождения. Узнали его?
Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969).
Конкурс «Продолжи строчку».
1.Добрый доктор Айболит... (Он под деревом сидит).
2.Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик... (И в руке его горит Маленький фонарик).
3.Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю... (Но пузатый от меня Убежал, как от огня).
4.Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало... (Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно.)
5.Милая девочка Лялечка!
С куклой гуляла она
И на Таврической улице... (Вдруг увидала слона).
6.А потом позвонила свинья... («Нельзя ли прислать соловья?»)
7.Скачет сито по полям... (А корыто по лугам).
8.Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать.... (Мы хотим, как поросята, Хрюкать! Хрюкать »)
Конкурс «Кто больше знает сказок?»
Пока ведущий читает строки из сказок Чуковского, задача команд — определить, сколько сказок прозвучало.
Ведущая: Ребята, мы живем в большой, сильной, красивой, могучей стране. В 20 и 21 веке наша страна занимает передовые позиции в космосе, политике, спорте, искусстве: балет, литература, мультипликация, народные промыслы. Давайте гордиться ее достижениями в прошлом и настоящем, давайте сделаем так, чтобы и страна гордилась нами: умными, веселыми и дружными!
Ведущий: (обращаясь к детям) Почему мы любим Родину-Россию?
Чтец:
Потому что нет нигде
Родины красивей.
Потому что нет нигде
Лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек
И полянок наших.
Чтец:
Во всем мире не найти
Родины чудесней.
Мы о Родине своей
Распеваем песни.
(Клип «Родина моя»)
Ведущий: Спасибо вам, ребята, за участие! До новых встреч!
Составитель: Турунина И.Н.,
библиотекарь детского абонемента Библиотеки им. А. Штанько