Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Киностудии «Солнышко» 50 лет! //Азовская неделя.-2022.- № 43.- С. 8. (26 октября)
Почетное звание «Лучший работник образования Дона» было присвоено в канун Дня учителя Александру Васильевичу Цыбулину - руководителю уникальной детской киностудии анимационных фильмов «Солнышко», которой в этом году исполняется ровно пятьдесят лет.
А БЫЛО ЭТО ТАК...
Детская киностудия анимационных фильмов «Солнышко» берет начало с 1970 года. Тогда еще в старом здании (теперешняя станция юных техников) Дома пионеров выпускник худграфа Кубанского госуниверситета Александр Цыбулин организовал кинокружок. Первыми кружковцами стали Сергей Микушин, Валерий Мащенко, Наталья Попова Валерий Звягинцев, Михаил Белецкий, Михаил Матвеев, Наталья Скрылева.
Сначала снимали документальные материалы. Была одна старенькая кинокамера «Киев-16». Из оборудования практически ничего не было. Отснятые материалы просматривали в школе №1 — не было своего кинопроектора.
Большую помощь в становлении студии тогда оказал руководитель фотокружка Дома пионеров Николай Иванович Луценко. Но главным родителем будущей студии, конечно, нужно считать Людмилу Григорьевну Гребенюк. Неугомонный директор, подвижник во всех делах, Пионер с большой буквы.
Заинтересовался этим начинанием Лукьян Иванович Измайлов — председатель Азовского горисполкома. Как-то вечером он зашел во Дворец пионеров, заглянул и в студию. Попросил показать работу, а показать было не на чем. На другой день с его письмом поехали в областной отдел образования и в тот же день привезли дефицитный по тем временам кинопроектор с отложенной платой за него.
Первые студийцы, конечно, больше занимались обустройством. Пробивали стены, мастерили звукозаписывающую технику. А главное — из старого канцелярского стола смастерили первый мультстанок. Это и было началом реализации главной мечты руководителя — снимать с детьми мультики. Еще студентом в 1967 году Александр Васильевич параллельно осваивал специальность руководителя любительских киностудий.
Самым первым и, пожалуй, самым главным фестивалем (среди сотен на сегодняшний день) в жизни студии «солнышки» считают Всесоюзный кинофестиваль друзей «Флоричики» (Кишенев).
«Все, что мы там увидели, услышали, потрогали руками, стало в дальнейшем фундаментом работы нашей студии. А самое главное - мы поняли: всего нужно добиваться своим трудом и руками. Сережа Микушин и Миша Белецкий именно после поездки в Кишинев стали первыми мультипликаторами студии».
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Первый сюжет сняли на простом стекле, положенном на два стула. А персонажем были обыкновенные коричневые перчатки, снятые покадровым способом. Первыми мини-фильмами стали «Приключение Чарли», «Художник», «Дубок», «Полезная коза», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Как лягушки прыгать научились» и другие.
Сначала в студии занимались больше мальчики и, как правило, старшеклассники. Пока осваивали азы анимации, заканчивалась учеба в школе, не все успевали отснять начатый фильм. Стало понятно, что обучать сложному и трудоемкому искусству анимации надо с раннего возраста. А маленьким детям нужна мама. Ведь студия - это большая семья и благополучной она может быть, когда есть папа и мама.
В 1977 году появилась эта мама — Татьяна Васильевна Цыбулина, педагог по профессии, педагог по призванию. Жизнь кардинально изменилась: кроме сугубо «творческо-технологической» она приобрела теплую семейную атмосферу. В студию потянулись дети младшего возраста, стало больше девочек. Зародились новые традиции: «Солнышкин чай», «Арбузник», «Новогодние огоньки». И, конечно, самый главный праздник - «Премьера фильма».
В начале 80-х годов в СССР разразился бум кинолюбительского движения. Создавали сотни киностудий, в том числе и детские. Но анимацией кинолюбители тогда занимались мало. Специфика и трудоемкость самого процесса съемки анимационного фильма не способствовали ее широкому распространению. До начала 90-х годов в стране было всего три сформировавшихся детских мультстудии: «Флоричика» (Кишинев), «Веснянка» (Днепропетровск) и «Солнышко» (Азов).
Кстати, название «Солнышко» придумали сами студийцы. Солнце так донимало через окна, что кто-то сказал: «А давайте назовемся «Солнышко»!» Потом от жары спасала красавица-березка, которую Александр Васильевич посадил еще в 1972 году. Она росла вместе с ребятами, но в 2009 году при ремонте Дома детского творчества ее погубили строители.
За пятьдесят лет творческой деятельности в студии создано более ста пятидесяти анимационных фильмов, многие из них стали лауреатами, дипломантами, медалистами различных Международных, Всесоюзных, Всероссийских кинофорумов непрофессионального кино.
Сняты десятки игровых и документальных фильмов, сотни мини-фильмов, мультэтюдов, крок. Делегации студии побывали на кинофестивалях в Москве, Киеве, Таллине, Рапла, Тбилиси, Кутаиси, Астрахани, Рязани, Владимире. Многие студийцы были в «Артеке» и «Орленке».
В 1983 году силами коллектива студии, родителей, коллектива Дворца пионеров в Азове организовали и прекрасно провели фестиваль друзей «Солнышка», в котором приняли участие более двухсот детей из одиннадцати городов Советского Союза. А в 1986 году студия была удостоена права представлять СССР в составе делегации непрофессиональных кинематографистов на Международной ассоциации УНИКА-86 в Таллине.
ИХ НЕ ПРОВЕДЕШЬ НА КИНОМЯКИНЕ
Большую роль в развитии студии сыграл Областной клуб кинолюбителей. Валентина Львовна ВАЩИННИКОВА, много лет возглавлявшая этот клуб, постоянно оказывала «Солнышку» методическую и материально-техническую помощь.
Прошли множество семинаров и практических занятий с участием профессиональных сценаристов, кинорежиссеров, кинооператоров из Москвы, Ростовской студии кинохроники, Ростовского телевидения. Постоянными наставниками были члены областного Союза кинематографистов: К. Лаврентьев, Ю. Калугин, Е. Иващенко, Б.И. Маневич, Ю. Мусатов, В. Гвоздяков, С. Стародубцев и другие.
Несомненным помощником в техническом просвещении все эти десятилетия был «Азовский ВГИК» - киностудия «Азов-фильм» завода АОМЗ. Ее создатель и бессменный руководитель Валентин Бойко, страстный поклонник и знаток кино, во всех тонкостях владевший кинотехникой и технологическим процессом создания фильмов, всегда был для «солнышек» настоящей палочкой-выручалочкой.
В дальнейшем отношения переросли в плодотворное творческое содружество. По архивным киноматериалам создали цикл «Вспомним...», посвященный 65-летию Великой Победы и многое другое.
Более восьми лет проработал звукотехником киностудии Николай Васильевич Негреев. Неоценимую помощь всегда оказывали Борис Зиновьевич Хидекель и Валентин Николаевич Еременко, профессиональный токарь и страстный кинолюбитель — Николай Иванович Мащенко.
Все эти годы осуществлялись регулярные творческие контакты с ведущими коллективами детских киностудий страны, наладились дружеские контакты с руководителями студий.
Неоценима помощь руководителя народной киностудии «Аистята» Эллы Викторовны Кимен (Москва). В разработке методик и учебных программ помогали ученые НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР А.А. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская. Две стажировки в 1980 и 1984 годах руководителя «Солнышка» на киностудии «Союзмультфильм» стали настоящей базой в дальнейшей работе педагогов студии.
Крепло сотрудничество со средствами массовой информации. В свое время студийцы часто принимали участие в передачах телекомпаний «Дон-ТР», «Кадр», «Детское творчество», «Пломбир». Жизнь студии регулярно освещалась в прессе: журналы «Советский экран», «Юный художник», «Детский», газетах «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Парламентская газета» и другие.
Статья в популярнейшем в те времена журнале «Советский экран» называлась «Нужно брать крепости». Автор — знаменитый в те времена писатель-сатирик Леонид Лиходеев - писал: «Штурм кинематографа начинается с детства, с той славной поры, когда еще совершенно неизвестно, что было, что будет и чем сердце успокоится. Но, как бы там ни было, крепость надо брать. В городе Азове, неподалеку от исторических укреплений, расположен Дворец пионеров. В одной из комнат этого дворца обосновалась детская студия мультфильмов под названием «Солнышко». Кинематографическая смена подготавливается в специальных учебных заведениях. Детские студии не ставят перед собой таких задач. Но они открывают в ребенке то, что может пропасть, если не открыть вовремя и не поощрить: искренний, нелицеприятный, органичный, непосредственный взгляд, который свойствен детям. Из этой студии вырастают люди, которых не проведешь на киномякине...»
К Международному году ребенка журналисты «Дон-ТР» сняли документальный фильм «Солнышко» (режиссер Е. Иващенко, 1979 год). Регулярно освещала работу студии телекомпания «Анта», продолжают это делать ТРК «Пульс» и местные газеты.
ЗОЛОТОЙ ФОНД
Особую признательность и благодарность хочется выразить людям, оказавшим реальную помощь студии — заведующему областным отделом образования 80-х годов Петру Никитовичу Тищенко, первому мэру города Азова Виталию Мироновичу Певневу, бывшему мэру города Сергею Леонидовичу Бездольному, бывшему начальнику Управления образования Азова Александре Артемьевне Чудиной, бывшему депутату Законодательного собрания Ростовской области Петру Ильичу Бондаренко.
И, конечно, само существование студии на базе Дома детского творчества не было бы таким плодотворным и благоприятным, если бы не окружение коллектива добрых, творческих, отзывчивых коллег-педагогов.
Мы признательны всем руководителям, которые каждый в свое время обеспечивали существование нашего детского коллектива: Людмиле Григорьевне Гребенюк, Раисе Степановне Давыдовой, Людмиле Михайловне Ромашенко, Владимиру Владимировичу Парфенову, Сергею Федоровичу Серебрякову, Елене Ивановне Нетесовой.
Главное богатство студии, естественно, ее дети. Пятьдесят лет, сменяя друг друга именно они сформировали творческое лицо студии. Многочисленные награды на различных любительских кинофорумах подтверждают высокий уровень работы детского коллектива, который дважды подтверждал звание образцового. Многие выпускники студии приводят уже своих детей и даже внуков.
Искусство анимации требует тяжелого и длительного труда. Есть у нас свой золотой фонд - «могучая кучка» студийцев, которые прозанимались много лет, отсняли по несколько фильмов. Но если снят даже один, не очень большой этюд — все они не забывают страну своего детства.
Славные, добрые, талантливые наши дети: Миша Белецкий, Валера Мащенко, Наташа Звягинцева, Сережа Ковалев, Володя Александров, Юра Бессмертный, Саша Гуцыло, Олег Майборода, Слава Кириченко, Вика Чуприна, Олег и Ирина Авакимовы, Андрей Санников, Анатолий Полторацкий, Надя Соколова, Максим и Ирина Цыбулины, Андрей Макарец, Наташа Борисова, Таня и Ваня Баклыковы, Аня Глыбина, Наташа Лаврова, Наташа Голубовская, Алла Прохина, Наташа Посиделова, Юра Бабенко, Максим Красноруцкий, Володя Костенко, Лена Шишкина, Лена Горяинова, Дина Расюк, Коля Коваленко, Саша Тарасенко.
Ушли, но остались в нашей памяти Валера Звягинцев и Вова Володин...
И сегодня каждый фильм нашей студии начинается с улыбчивого солнышка, которое придумала и нарисовала Полина Тертышникова. С ее приходом в студию, кроме живописи и кино, пришла поэзия и музыка.
Человек с трудным детством и юностью, Полина добилась в жизни всего сама, в полной мере подтвердив слова первого в мире руководителя детских экспериментов по изготовлению фильмов Ивон Андерсон: «Анимационный фильм открывает детям возможность создания динамического мира... Это новый способ, открывший пути для воплощения своей изобретательности, для творчества, это средство коммуникации, новая форма общения и самовыражения».
Публикация подготовлена педагогом-библиотекарем дома детского творчества Ольгой Коваленко по материалам авторских буклетов А.В. Цыбулина.
Стаценко, Т. Наше «Солнышко» / Т. Стаценко // Приазовье, 2016.- №43.- С.7.
Есть в Азове уникальное место - дом, в котором детей учат самому настоящему волшебству - создавать и оживлять сказочные миры. Имя этому дому - детская образцовая киностудия анимационных фильмов «Солнышко». Она существует уже сорок три года, и все это время руководит студией Александр Васильевич Цыбулин. 25 октября ему исполняется 70 лет, а спустя три дня он отметит свой профессиональный праздник - Международный День анимации
В 1970 году, еще в старом здании Азовского Дома пионеров, выпускник худграфа Кубанского госуниверситета Александр Цыбулин организовал кино-кружок, на базе которого спустя три года была создана детская мультипликационная студия. Идея создания мультстудии увлекла молодого художника и кинодокуметалиста (параллельно с учебой на худграфе он окончил факультатив по специальности «руководитель любительских киностудий»), когда в одной из центральных газет он прочитал заметку о Кишиневской студии «Флоричка» - первой в Советском Союзе студии, в которой детей учили создавать мультфильмы.
В 1973 году кинокружок переехал на постоянное жительство – в новое здание Дома пионеров. Тогда-то и решили студийцы написать письмо руководителю «Флорички» Виктории Барбэ.
Они задали ей массу вопросов, главным из которых был: «как снимать мультфильмы?» В ответ пришло приглашение на Всесоюзный кинофестиваль друзей «Флорички». Наши студийцы повезли на фестиваль свой документальный фильм о жизни азовской пионерии, но главное - они увидели, как устроена мультипликационная студия, изучили разнообразные техники создания анимационных фильмов.
В первое время студийцам не хватало профессионального оборудования — не было ничего, даже монтажных столов. Первый мультипликационный сюжет был создан на простом стекле, положенном на два стула, а персонажами стали обыкновенные перчатки, снятые покадровым способом. Но постепенно в студии появились мультстанки, кинопроектор, звукозаписывающая аппаратура. Очень помог студийцам председатель Азовского горисполкома Лукьян Иванович Измайлов, огромную помощь оказывала директор Дворца пионеров Людмила Григорьевна Гребенюк, поддерживал юных мультипликаторов руководитель фотокружка Николай Иванович Луценко.
Название «Солнышко» придумали сами студийцы. Солнце так ярко светило в огромные окна студии, что идея пришла сама собой.
Вначале студию посещали в основном мальчишки-старшеклассники. И порой получалось так, что они успевали лишь освоить азы анимации, и к окончанию школы не все могли завершить начатые фильмы. Все изменилось в 1977 году, когда в студию пришла работать супруга Александра Васильевича - профессиональный педагог Татьяна Васильевна Цыбулина. С ее приходом в «Солнышко» потянулись дети младшего возраста, стало больше девочек, а атмосфера в студии стала более теплой, семейной. Многие выпускники стали успешными телеоператорами, журналистами. Конечно, не все избрали в дальнейшем творческие специальности, но «Солнышко» подарило им бесценный опыт - умение создавать волшебство собственными руками.
За годы работы студия «Солнышко» выпустила сотни воспитанников, среди которых известные художники: дизайнер и аниматор Юрий Бессмертный, живописцы Сергей Ковалев, Олег Майборода, Василий Жеребило.
Студийцами созданы сотни фильмов, многие из которых стали лауреатами, дипломантами и медалистами различных международных, всесоюзных, всероссийских кинофорумов.
Как и прежде, студию «Солнышко» посещают ребята разного возраста. Кто-то ходит на занятия постоянно, кто-то - как придется. Сегодняшним школьникам очень непросто найти свободное время. Многие настолько загружены учебой, что посещение студии для них - это передышка, отдых.
- Современные родители хотят дать детям разностороннее образование, но делают это с таким рвением, что малыши уже не выдерживают нагрузок. Ко мне приходят ребята после спортивных и других секций и кружков и, конечно, им трудно включиться в работу, - рассказывает Александр Васильевич.
Как и прежде, в студии обучают основам изобразительного искусства, мультипликации, документального и игрового кино. Немного изменились технологии, но главные принципы создания анимационного фильма остались традиционными, иначе и быть не может. Перемен не так уж много просто раньше фильмы снимались на пленку, а теперь на цифровую камеру. Кроме того, монтаж фильма теперь делается на компьютере, что, конечно, ускоряет процесс.
- Раньше, бывало, отснимешь фильм, но при проявке пленки допустишь ошибку - и вся работа пропала. Теперь, конечно, проще. Но самое печальное, - дети почему-то стали менее восприимчивыми. То, что раньше воспринималось как чудо — момент оживления картинки - сегодня принимается как должное, - сетует Александр Цыбулин.
Да и с оборудованием в студии дела обстоят неважно - компьютеры старые, медленные, работают «на честном слове». Несмотря на это, Александр Васильевич проделал огромный труд - отцифровал и записал на компакт-диски сюжеты, отснятые на пленку.
Сохранены все легендарные мультфильмы, среди которых «Копейка» Юрия Бессмертного, «А без воды...» Олега Майбороды, «Дубок» Сергея Ковалева и многие другие работы студийцев. Уникальный архив занимает несколько обширных полок.
В студии, как и раньше, по-домашнему уютно, но при этом пространство организовано так, что все способствует творческому процессу. На стенах - многочисленные эскизы и работы воспитанников. Сотни дипломов свидетельствуют о победах студийцев.
За годы работы в студии «Солнышко» появилось множество традиций: «Солнышкин чай», «Арбузник», «Новогодний огонек», а самый главный праздник «Премьера фильмов».
Сегодня студия «Солнышко» по-прежнему живет активной творческой жизнью и, без сомнений, - это заслуга настоящих подвижников Александра Васильевича и Татьяны Васильевны. Они создали этот добрый дом и сохранили его, несмотря на немыслимые трудности. Они работают за символическую зарплату и не сетуют на судьбу. Всю свою жизнь они посвятили творчеству, передавая детям секреты настоящего таинства — анимации, одушевления.
Александр Цыбулин убежден, что анимация - это идеальное искусство для детей, которое способствует общему развитию ребенка.
- Анимация — это способ откровения, - говорит он.
И в этом он абсолютно прав. Поэтому, если вы решите приобщить своего ребенка к миру искусства - ни минуты не сомневаясь, приводите его в «Солнышко»! Даже если ему не суждено стать прославленным художником, в студии он получит прекрасное эстетическое воспитание. Это место, где учат самому главному - быть человеком-творцом. И что самое важное - творцом добрым.
Интересный факт, о котором вы наверняка не знали: во время стажировки в Москве Александр Цыбулин сумел поучаствовать в создании настоящего шедевра – мультфильма «Жил был пес». Правда, режиссер Эдуард Назаров доверил практиканту нарисовать лишь полет снежинок. Было это в 1984 году…
Коваленко, О. Встреча с солнечным детством [детская киностудия анимационных фильмов «Солнышко»] /О. Коваленко //Азовская неделя. – 2013. – 24 октября. – С.6.
27 октября в Доме детского творчества соберутся друзья детской образцовой киностудии анимационных фильмов «Солнышко», чтобы отпраздновать 40-летие.
В далеком 1970 году выпускник художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета Александр Цыбулин приехал в Азов. С детства влюбленный в кинематограф, параллельно с основной учебой он закончил двухгодичные курсы кинооператоров при кубанском телевидении. И приехал с одной мечтой - создать свою киностудию, да еще анимационную, да еще и детскую!
Дом пионеров тогда располагался в старом здании. Директором была Людмила Григорьевна Гребенюк. Вот она, фактически, и стала создателем студии. На базе фотокружка, которым руководил фронтовик, педагог, отличный фотограф Николай Иванович Луценко, открылся кинокружок. Ребята из фотокружка уже пытались снимать документальные материалы единственной кинокамерой «Киев 16-С». Первыми студийцами стали Сережа Микушин, Валера Мащенко, Миша Белецкий, Наташа Скрылева, Валера Звягинцев, Наташа Попова, Миша Матвеев.
В 1970 году открылся новый Дворец пионеров, который стал родным домом для многих поколений мальчишек и девчонок. Еще не было оборудования, не было мультстанка, но было у всех горячее желание снимать мультфильмы. Поставили два стула, на них положили стекло и в качестве героев две простые перчатки, которые превратились в живых существ. Идеи никакой, но сколько было восторга! Затем создали свой первый мультстанок из обыкновенного канцелярского стола. На нем сняли не один десяток фильмов.
Студию назвали «Солнышко». Самый первый фильм - «Приключение Чарли», потом появились «Художник», «Дубок», «Полезная коза», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Как лягушки прыгать научились». «Ворованные яблоки», «Рассеянный повар», «Черешня». Как и у всех первопроходцев возникла масса проблем. Как заставить правильно двигаться фигурки, на сколько миллиметров их двигать, как выставить свет и многое другое. Пленку, на которой снимали фильмы, надо было проявлять, самостоятельно сделав «проявитель» и «закрепитель». Звук записывался отдельно на магнитофонах. Никакого синхрона, конечно, не было. Но все неудачи и маленькие победы стали бесценным опытом для будущих поколений студийцев.
В 1977 году во Дворец пионеров пришла работать Татьяна Васильевна Цыбулина, которая для многих студийцев стала второй мамой. Появились по-семейному уютные общие праздники: «Солнышкин чай», «Арбузники», «Новогодние огоньки», походы на природу и, конечно, главный праздник - «Премьера фильмов».
Значительную роль в развитии нашей студии сыграл областной клуб кинолюбителей. Долгие годы его возглавляла В.Л. Ващинникова. Благодаря ее усилиям в Ростовской области, кроме взрослых, стали образовываться и детские студии. Проводилось много кинофестивалей, семинаров с привлечением профессиональных кинематографистов, в том числе и из Москвы.
Немаловажна была и материально-техническая поддержка. Фактически с самого зарождения студии «Солнышко» огромное влияние на нее оказывал творческий коллектив киностудии «Азов-фильм» завода АОМЗ. Создатель и бессменный руководитель «Азовфильма» Валентин Михайлович Бойко, страстный поклонник и знаток кино, был всегда «палочкой-выручалочкой», особенно в технических вопросах. В дальнейшем эти отношения переросли в плодотворное творческое содружество. С началом перестройки в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в стране стало не до кинолюбительского сообщества. Угроза нависла и над азовской киностудией «Солнышко». Но при поддержке руководства Дворца пионеров, городского отдела народного образования и лично первого мэра Азова Виталия Мироновича Певнева - студия выжила! Дети продолжали снимать фильмы на подаренной дорогой и дефицитной видеокамере. Правда, кукольные фильмы. В качестве, персонажей использовались мягкие игрушки. Снимать в используемой тогда системе VHS покадровым методом было невозможно. Соорудили целое съемочное поле, наладили специальный свет. К каждому фильму придумывали и делали декорации. Работать в этой технике и технологии детям, особенно старшим, было не очень интересно. Да и далеко все это было от классической анимации. Но время шло, появилась какая-то стабильность в стране, а главное - настал век компьютерных технологий. Губернатор Ростовской области внепланово выделил деньги на приобретение первого компьютерного комплекса. У студии появилось второе дыхание. Фильмы детей наконец-то обрели цвет, качество изображения, синхронный звук.
Сегодня благодаря заинтересованному вниманию и финансовой поддержке Администрации города и лично мэра Азова Сергея Леонидовича Бездольного, начальника управления образованием Александры Артемьевны Чудиной, руководства Дома детского творчества студия обеспечена практически всем необходимым оборудованием. Нынешние студийцы создали много интересных фильмов, которые успешно представляют нашу область как на всероссийских, так и на международных кинофестивалях. За сорок лет творческой деятельности снято более ста тридцати анимационных фильмов, сотни мини-фильмов, десятки игровых и документальных фильмов. Практически с первого года работы велась кино-видео-летопись жизни всего коллектива Дома детского творчества. Большинство фильмов студии стали лауреатами, дипломантами и медалистами международных, всесоюзных, всероссийских и областных фестивалей кинолюбителей. Высокими достижениями в детском кинотворчестве коллектив киностудии дважды подтверждал звание «Образцовый». Выпускники студии стали профессиональными художниками, режиссерами, видеооператорами, людьми разных профессий, для которых художественное творчество - часть души. Их так много - талантливых, творческих, что назвать каждого персонально просто невозможно. За сорок лет было все - и радость творческих успехов, и огорчения из-за неудач. Двери студии «Солнышко» всегда открыты, и там всегда готовы поделиться прекрасным миром анимации!
Отарова, Л. Азовское солнышко: студия мультфильмов «Солнышко» /Л. Отарова //Донской временник. – 2013. – вып. 21. – С. 172-174.
Близ осевшего от времени крепостного вала, в Доме детского творчества, живёт детская студия мультфильмов «Солнышко».
Уникальность её не только в том, что единственная детская студия анимационных фильмов на Юге России входит в число трёх ведущих детских мультстудий страны, но и в том, что «Солнышком» уже без малого сорок лет руководят её основатели, супруги Александр и Татьяна Цыбулины.
В 1969 году в Кишинёве, при Дворце пионеров, появилась первая в СССР мультстудия «Флоричика». Первые студийцы занимались в основном документальными съёмками. В 1973 году выпускник Кубанского госуниверситета Александр Цыбулин, параллельно окончивший курсы кинооператоров на телевидении, поехал в Молдавию со своим документальным фильмом «50 лет Азовской пионерии». На самом деле ему хотелось посмотреть, как делают мультики. «Солнышко» стало второй студией в стране, где мультфильмы снимают дети. Да так снимают, что удивляют даже профессионалов!
Когда работа Олега Майбороды «А без воды...» получила главный приз «Союзмультфильма», автор «Чебурашки» Роман Качанов даже рассердился: «Что вы мне сказки рассказываете! Такое не может быть снято методом перекладки!» (то есть когда в каждом кадре перекладывается только движущаяся часть рисунка). В Финляндии на Международном фестивале мультик из Азова удостоился золотой медали, диплома и памятного подарка.
Первую картину - о приключениях первобытного человечка Чарли - делали на стекле и двух стульях. Потом в студии появился настоящий мультстанок МФ11 (таких на всю страну было всего двенадцать, - спасибо, Госкино помогло). Сам Цыбулин два раза побывал на стажировке в Москве. Набирался опыта на «Союзмультфильме». Когда в 1984 году режиссёр-мультипликатор Эдуард Назаров снимал «Жил был пёс», Александр рисовал для него полёт снежинок.
- Они такие фантазёры! - с любовью говорит о своих питомцах руководитель студии Александр Цыбулин. - и трудяги. Мультипликация - адская работа. Каждый делает свой фильм самостоятельно. Бывает, на это уходит год и даже два.
Откуда берутся идеи для сценария? Порой их даёт сама жизнь. Однажды на вокзале подсмотрели, как мужчина с огромным рюкзаком упорно разыскивал закатившуюся под рельсы копейку. Пока не упал под его тяжестью. После этого Юра Бессмертный снял фильм о жажде накопительства, который так и назвал - «Копейка». Как вариант - экранизация рассказов и сказок. Так появился мультик «Воробей» по Тургеневу. Кстати, о рисунках. Для пятиминутного мультфильма нужно сделать не меньше пяти тысяч картинок, выписать мизансцены, продумать движение каждой фигурки - будь то человечек или... Снежинка. Больших трудов стоит и озвучивание. Попробуйте, например, «уложить» скачущего ковбоя в такт музыки! Не обходилось без казусов.
- Как-то повезли на фестиваль в Тбилиси мультфильм «Корова и самолёт», - вспоминал Цыбулин. - Звук и изображение тогда записывали на разные пленки. Вдруг во время просмотра они «разбежались». И корова сказала: «Я так высоко летаю!» а самолёт ответил: «Зато я даю молоко»...
В студии много детей, чьи родители тоже когда-то здесь учились. Есть семейные пары, которые познакомились в «Солнышке» будучи детьми. Сейчас они приводят сюда своих детей, потому что знают: к каждому ребёнку свой подход. Ведь печально, когда, посетив многие секции и кружки, он так и не находит себя.
Дядя Саша приучил молодых друзей искать не дипломы, а движение. Потому что в движении возникает характер. Здесь дискутируют серьёзно, страстно.
Можно ли трагический сюжет передать средствами мультипликации? Можно ли из зла вырастить добро? Можно ли глобальную тему решить в пятьдесят секунд?
Для этого просто нужно смотреть вперёд не оглядываясь.
Сначала ученик придумывает сюжет, пишет сценарий, рисует картинку будущего фильма, а затем вырезает детали. После этого начинается кропотливая, трудоёмкая работа. Материал записывается, озвучивается, монтируется. На создание минутного мини-фильма может уйти до шести месяцев (всё зависит от индивидуальных способностей ребёнка).
Многим сложно выдерживать такой режим. Некоторые уходят, не сняв ни одного фильма. С недавнего времени работать стало проще: появились компьютер и новое видеооборудование, - ощутимая, своевременная помощь мэра, без которой «Солнышко» вообще могло исчезнуть.
Многие из тех, кто когда-то обучался в детской киностудии, тоже не могли справиться со сложностями и обращались за помощью к Татьяне Васильевне. А она, наверное, так же ласково предлагала попробовать ещё раз. Сейчас многие из тех неумех - востребованные художники, дизайнеры, журналисты, операторы. Учёба переросла в профессию, стала частью духовной жизни, как, например, у Юрия Бабенко, работающего на НТВ, у Олега Авакимова (телестудия СКЖД), у Олега Майбороды (его пейзажи, жанровые картины, анималистика узнаваемы по динамическому пространству, наполненности цветовыми контрастами, активности цвета, эмоциональности, экспрессии ритмов), у Сергея Ковалёва (его мультфильм «Дубок» стал призёром всероссийского кинофестиваля детского творчества «Черешня»; ежегодно в течение двадцати пяти лет он выезжает на летнюю практику в составе творческой группы «Лебяжий яр»), у Юрия Бессмертного (возглавляет в Азове дизайнерскую фирму «Рекламас», занимается разработкой и изготовлением музейных экспозиций в Азовском музее-заповеднике, графическим дизайном, анимацией для телевидения и Интернета)...
Воспитанников в студии сегодня больше пятидесяти: первоклашки и подростки. Комнаты студии, в которых умещается мир ребячьих фантазий, похожи на сказочную шкатулку. В одной - мультстанки, помогающие юным кинематографистам оживлять картинки. В другой - аппаратура для озвучивания; с её помощью даже несчастный листик из истории, придуманной Диной Расюк, может признаться в любви капризной и гордой вишенке. Кстати, озвучку воспитанники «Солнышка» делают сами. Татьяна Васильевна, лингвист по образованию, преподаёт основы дикторского мастерства. Стены студии увешаны рисунками. С потолка на ниточках свисают презентационные картинки-визитки с фрагментами мультфильмов. Ребята делают их для родителей, которых приглашают на премьеру каждого шедевра.
Некоторые папы и мамы сначала считают занятия в студии делом несерьёзным. Но постепенно увлекаются сами. Их дети приходят сюда за мечтой, за сказкой. И мультфильмы поэтому снимают добрые, трогательные до слёз. О том, как продрогший под дождём котёнок находит дом, где его накормят и обогреют, о том, как увядший осенью цветок снова распускается под весенними лучами.
И вот результат: 103 фильма, участие в 89 фестивалях, дипломы, которые не помещаются на одной полке. Самому старшему воспитаннику «Солнышка» уже полвека, самый младший пошёл в первый класс. Но когда все они собираются на дружеские вечера - понимают друг друга с полуслова.
Среди бывших учеников студии - и Цыбулины-дети. Ирина, выпускница биологического факультета РГУ, - младший научный сотрудник Ростовского научно-исследовательского онкологического института; Максим - художник-дизайнер.
«Когда я встречаюсь с уже взрослыми воспитанниками, - говорит Александр Васильевич, - понимаю, что всё было не зря. Человек, который хотя бы раз в жизни оживил бабочку или заставил злую чёрную тучу пролиться весёлым дождем, не сделает зла».
Зинченко, В. Пока восходит «Солнышко»…/В. Зинченко// Азовская неделя.-2008.-11 сентября (№37).-С. 3.
Недавно киностудии анимационных фильмов «Солнышко» исполнилось 35 лет. То, что воплощают на экране мальчишки и девчонки всего лишь после - садовского возраста, не только удивляет, а просто восхищает.
Посмотрели бы вы фильмы Лизы Васильевой «Солнцеворот» (ей всего 6, 5 лет) или на «Дерево, коты и облака» Маши Филатовой (7 лет), или (Снегири) Кати Спасской (тоже 7 лет), и все стало бы ясно. А над фильмом «Бух!» Илюши Осипова (он постарше - ему 8 лет) я просто хохотал: настолько с неподражаемым детским юмором он сделан. Саша Карапетян, семи лет, беззаветно влюбленный в саксофон, перенес в 34 секунды экранной анимации и свое видение, и прекрасную саксофонную музыку («Солнечный саксофон»).
Анимация - это кропотливый, тонкий труд. Это фантазия, это придумки и выдумки. Это терпение и усидчивость, которых у бывших детсадовцев чаще всего не хватает. Как их заинтересовать, как влюбить и ввести в сложный мир анимации? В нынешние времена это гораздо сложнее, потому что развитие новых технологий и техники дает им столько соблазнов, что сидение часами за покадровой съемкой далеко не каждому придется по душе. Дети есть дети.
Может, отчасти и поэтому «Солнышко» сегодня - единственная детская студия анимационных фильмов на юге России. Развал этого направления детского творчества начался, собственно, одновременно с развалом Советского Союза. До этого подобные студии были в Шахтах, Новочеркасске, Таганроге, других городах. Перестройка «перестроила» все по-своему. Александр Васильевич, состоявший еще в советские времена в Координационном совете по детскому творчеству Общества друзей кино Союза ССР, в те лихие времена старался не терять связи с Москвой, с друзьями: понимал, что на местах детским студиям в таких условиях самим не выжить. По сути, до них, как, в прочем, и до много другого, никому дела не было.
Стали появляться в анимации новые технологии, «ушла» кинопленка. В 1993 году у «Солнышка» появилась видеокамера VHS–« семерка» (кстати, она до сих пор в работе). Но недаром в народе говорится, что голь на выдумки хитра. Использовали кукол из автоматов, дети и сами изготавливали кукол, делали декорации, писали под все это сценарии. И вопреки всему снимали фильмы.
Очень помог «Солнышку» П. И. Бондаренко, бывший в то время депутатом Законодательного собрания области. Близко приняв к сердцу бедственное положение студии, Петр Ильич «пробился» к губернатору В. Ф. Чубу и убедил его выделить в 2000году для «Солнышка» грант в 60 тысяч рублей. На них купили компьютер, принтер и кое-что еще. Появилась возможность выйти на более высокий, новый уровень, стало просто интереснее работать.
А с приходом С. Л. Бездольного ситуация изменилась еще в большей степени: новый мэр помог приобрести совершенно иную аппаратуру, позволяющую уже работать на цифровом уровне. Новые возможности привлекали и увлекали детей, да и сам Александр Васильевич чувствовал, как и что можно сделать с новой техникой. И все же, как и прежде, главными оставались неисчерпаемые творческие возможности его юных воспитанников.
В 2005 году анимационный фильм студии «Дорога к чудесам» получает Гран-при в номинации «За самое оригинальное техническое решение» на Общероссийском детском и юношеском кино- проекте «Кино-Старт».
2006 год ознаменовался еще одним признанием: на Всероссийском открытом фестивале детского и юношеского творчества «Петербургский экран», тот же фильм занимает второе место в номинации «Охрана окружающей среды».
А в 2007 году уже три фильма студии получают три путевки - приза для детей – авторов (Коля Коваленко -11 лет, Саша Тарасенко -11 лет и Света Козина -14 лет) во Всероссийский детский центр «Орленок» на финал фестиваля детского и юношеского творчества «Бумеранг».
И в нынешний год (2008 год) «Солнышко» не осталось без награды: на финал Международного фестиваля детского и юношеского творчества «Бумеранг» в «Орленок» (с 6 по 27 сентября) поедет обладательница диплома второй степени, 11-летняя Лена Шишкина – за ее фильм «Осенняя сказка». Кстати, «Солнышко» - единственная студия Ростовской области, получившая путевку-приз этого конкурса.
Растут дети, растет и их без преувеличения, мастерство. Многие бывшие воспитанники студии избрали своими профессиями близкие к кино специальности. Юра Бабенко, например, работает на НТВ, Олег Авакимов - на телестудии СКВЖД, Юра Бессмертный руководит рекламной студией, Олег Майборода, Сергей Ковалев, Максим Цыбулин - профессиональные художники