Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Митрофанов, Б. Шел год за годом: Азовской школе рабочей молодёжи – 55 лет /Б. Митрофанов //Красное Приазовье. – 1990. – №151 (21 сентября). – С.2.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
26 ноября 1919 года В. И. Ленин подписал декрет о всеобщем обучении грамоте. Этим декретом Советское государство объявило поход против невежества и бескультурья народа. Так начинался ликбез. В нашем городе школа для взрослых, как тогда называли вечерние школы рабочей молодежи, была открыта в 1935 году. Постоянного помещения школа тогда не имела, а занятия в предвоенные годы уже посещали около 160 человек.
Первым директором школы была Александра Павловна Склярова. В период оккупации она была выдана предателями в руки фашистов и расстреляна. Обучали учащихся грамоте в то время опытные учителя, такие, как Кирилл Иванович Костюк — завуч школы и учитель русского языка и литературы, Алексей Григорьевич Литвиненко —учитель математики, Петр Иванович Боголюбов —учитель русского языка, Николай Иосифович Гурский — учитель химии и биологии, Зоя Владимировна Бондаренко — учительница математики и другие.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
В период оккупации города немецко - фашистскими захватчиками школа прекратила свою работу, и только в сентябре 1943 года она вновь открыла двери для учащихся, но уже как средняя школа рабочей молодежи.
Нужно было начинать все сначала. Директором была назначена опытный педагог Мария Ивановна Головань, участница гражданской войны, награжденная орденом Ленина.
Теперь состав учащихся несколько изменился — пришли учиться демобилизованные воины и те, кому война помешала окончить школу. В школе преподавали молодые учителя Сергей Васильевич Ирхин, Мария Савельевна Дударева, Зинаида Андреевна Ирхина. В это время в школе работал член Союза писателей СССР, автор романа «За колючей проволокой», учитель литературы Петр Наумович Шумских.
Длительное время — с 1953 по 1982 годы — педагогический коллектив школы возглавлял Иван Кузьмич Худяков. Он много приложил усилий для создания материально-учебной базы, необходимых условий для образования молодых рабочих. Постоянную методическую и практическую помощь учителям оказывала опытный педагог завуч Александра Васильевна Дроботова. Успехи школы отмечены рядом похвальных грамот, в том числе и Дипломами ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР. Вот имена некоторых учителей, чей труд способствовал успеху школы. Это В. И. Харченко, К. В. Татаринцева, Т. А. Краснопольская, Р. А. Литвиненко, 3. Ф. Соколова, Е. В. Стетюха, А. А. Хохлачев, А. В. Невельский, Т. В. Бойко и многие другие.
Добросовестно длительное время работали лаборантами в школе Г. Т. Елистратова, Р. Г. Худякова, библиотекарем — Л. П. Брусенцова, ими гордятся В летописи, которая ведется в школе, указаны все фамилии выпускников, медалистов. Среди выпускников школы (а их около 10 тысяч), немало знатных людей, которые трудятся или трудились на ответственных постах, хозяйственной и партийной работе, передовиков производства. А выпускницы школы Римма Алексеевна Литвиненко и Нина Николаевна Семенченко после окончания педвуза пришли работать в свою родную школу.
Гордятся учителя вечерней школы и своими медалистами. Среди них Лидия Федоровна Ашилова, заслуженный учитель школы РСФСР, Евгения Георгиевна Ситкина —томатолог городской поликлиники и другие. В списках школы — 9 человек, получивших золотые медали, и 29 серебряных медалистов.
ШКОЛА СЕГОДНЯ
Вот уже восемь лет школу возглавляет директор Борис Николаевич Кибиров. В характеристике, одобренной педсоветом школы, для представления Б. Н. Кибирова к награждению значком «Отличник народного просвещения», отмечается, что благодаря его постоянным заботам налажены все необходимые связи между школой и предприятиями, где работают учащиеся.
Это обеспечивает четкую организацию учебного процесса вечернего образования молодежи.
— Сегодня задачи вечернего образования отличаются от тех, которые стояли перед школой взрослых, — рассказывает Борис Николаевич. — Да и контингент учащихся другой. К примеру, к нам идут сейчас учиться многие подростки, которые по разным причинам выбыли из общеобразовательных школ или бросившие СПТУ, техникумы, другие заведения. Это наиболее трудная часть подростков, но учить их надо... Наши педагоги накопили разносторонний опыт индивидуальной работы с такими подростками, помогают им совмещать учебу с работой на производстве. Но достигается это нелегким трудом, требующим от учителя постоянного напряжения сил и воли. Наиболее подготовленные выпускники нашей школы поступают в вузы. Постоянно совершенствуют учебный процесс педагоги Л. Г. Букарева, Л. Д. Бондаренко, Э. А. Байер, Л. В. Тарасевич.
Отрадно то, что наконец решился «квартирный» вопрос нашей школы — после многолетних переездов, очень мешавших работе учителей, мы имеем теперь постоянное здание. В настоящее время в школе созданы все условия для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.