Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Федотова, Т.А. Азов и его музей /Т.А. Федотова //Донской временник. – 2007. – С. 59-61.
Всякий, кто попадает в Азов и видит красивое двухэтажное здание в самом его центре, выстроенное в стиле эклектики, непременно захочет войти внутрь. Впечатления вошедшего превзойдут все ожидания.
Азовский музей-заповедник - известное в Ростовской области, в стране и даже за рубежом государственное учреждение культуры, научно-просветительский и исследовательский центр по историиюго-восточногоПриазовья. Его история -часть истории нашего города.
Азов после 1810 года постепенно утрачивает значение военной крепости. К 1816 году в нём оставалось 167 человек. Чуть раньше Азов посетил английский путешественник Эдвард Кларк,возвращаясьдомой через границу с Турцией. Он отметил здесь запустение и печальный вид остатков крепостных сооружений. Город, известный историческими победами Петра I, ещё не вызывал интереса как памятник древности. Да и местных жителей история их поселения не интересовала.
Совершенно иное отношение к исторической памяти можнобыло наблюдать уазовцевначинаясо второй четверти XIXвека, когда Приазовье стало активно заселяться. В ходе строительных работ обнаруживались находки древностей, о чём сообщалось даже в делах Азовской посадской ратуши за 1824, 1830, 1832 и 1835 годы. Некоторые находки породили массу слухов и легенд «о золотом коне» и о кладах.
Только в 1870 году в Азове и в станице Елизаветинской состоялись первые раскопки под руководством П.И. Хицунова,которыйотметил, что елизаветинские казаки «гораздо развитее азовских мещан, бредящих об одних лишь кладах».
Но уже в июле 1896 годаазовцышироко праздновали 200-летний юбилей взятия крепости русскими войсками под командованием Петра. В посаде проживало тогда более 25 тыс. человек. Азов имел 459 торговых и промышленных заведений, две прогимназии, ремесленную школу, женское духовное и земско-приходское мужское училища.Культурная жизнь протекала в клубах купеческом и для приказчиков, а также в синематографе; можно было посетить библиотеку с читальней или погулять в городском саду.
В начале XX века Азов приобрёл черты малого города юга России и даже имел некоторую экономическую стабильность благодаря торговле хлебом. Общество «Народное просвещение» во главе с М. А. Макаровским,вернувшимсяв 1916 году изСанкт-Петербургапосле окончания физико-математического факультета, своей задачей ставило пробуждение самостоятельности и активности населения. Михаил Аронович обратился казовцамс просьбой помочь достроить Народный дом, где со временем разместятся чайная и столовая, театр и кинематограф, вечерняя школа для взрослых, библиотека, читальня и музей, «где с пользой и удовольствием можно будет провести несколько часов...».
Впервые идею о создании в городе музея истории, древностей и природы предложил заведующий Ростовским музеем М. Б. Краснянский: он прислал в июле 1916 года в Азовскую общественную библиотеку письмо и предложил в дар коллекцию минералов и древностей. Но тогда на его предложение не отреагировали.К этой идее вернулся Макаровский, через местную газету «К делу» призвавший жителей принять участие в создании музея учебных пособий и жертвовать для него всё, «что там может быть полезно: старинные монеты... картины, гравюры, открытки, модели, чучела и скелеты, фотографические снимки...» и многое другое.
На календаре значилась дата: 17 мая 1917 года. С этого времени начался сбор материалов для музея. Макаровский был уверен, что «музей пробудит вазовцахсознательную любовь к своему городу...», воспитает в них гражданское чувство, заставит интересоваться собственной историей, жизнью своих предков.
В июле 1918 года вошедшие в город каратели К.Икаеваповесили нескольких азовчан. Среди них был и М. Макаровский. Казалось, вопрос о музее похоронен вместе с инициатором его создания. К тому же строительство Народного дома тоже приостановилось.
Но 8 декабря 1918 года городская управа неожиданно приняла предложениегородского головыоб организации музея при управе: «Музей может служить отличным наглядным пособием для настоящих и будущих городских деятелей...». Дополнительной кгорбюджетусметой от 4 октября 1919 года было утверждено финансирование музея – 70 000 рублей. Часть предметов оказалась из числа собранных ещё приМакаровском. Однако 1 марта 1920 года Азов заняли части Красной Армии.
К этому времени деятельность музеев и охрана исторических памятников в стране были отнесены к компетенцииНаркомпроса, а на местах музейным строительством с декабря 1918 года занималисьгубОНОи его секции.На Донуэтот процесс начался только с 1920 года.
После сокращения с шести до одного работника состава краевого комитета по делам музеев, с ноября 1921 года с госбюджета были сняты Константиновский и Азовский музеи. О дальнейшей судьбе музея в Азове ничего не известно. Но декреты ВЦИК и СНК от 8 марта 1923 года и от 7 января 1924 года запрещали разрушать исторические и археологические памятники, а обнаруживаемые исторические ценности надлежало сдавать в ближайшие государственные музеи. Эти же документы давали возможность изучать памятники, в том числе Азовскую крепость.
Уже в 1923 году в Азове начала работу Северо-Кавказская экспедиция Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК), но поскольку государственного музея в городе на тот момент не было, находки отправлялись в музеи Ростова-на-Дону и в Новочеркасский.
С 1926 года в Азове почти каждое лето будет работать в составе археологической экспедиции под руководством А. Миллера ростовский археолог, историк С. А.Вязигин. Будучи одновременно директором Донского областного музея искусств и древностей и членом отдела по делам музеев, он проявит к памятникам Азова большой интерес. Тогда же он познакомится с известным азовским краеведом-любителем И. Д.Тиуновым. Измаил Дмитриевич был родом из Одессы, окончил Московский университет и стал специалистом в области языкознания, преподавал русский язык и литературу в Риге иЛибаве, знал шесть языков. В 1916 году он как директор и преподавательЛибавскогореального училища эвакуировался вместе с учебным заведением в Азов. Заинтересовавшись историей города, помимо работы над переводом «Слова о полку Игореве...», на всю жизнь увлёкся краеведением.
В фондах Азовского музея-заповедника хранится часть архиваТиунова. Его личные документы, а также переписка 1930-х годов отражают не только широкий круг интересов этого уже немолодого человека (он родился в 1880 году), но помогают выявить круг его общения. Среди тех, кто писалТиунову, - донские историки Б. Кокенай, М. Полторацкая, Б. Лунин, М. Миллер и другие.
Но в конце 20-х и в 30-е годы XX века в Азове чаще других бывал С.А. Вязигин. В качестве члена отделагубОНОпо делам музеев Сергей Александрович не раз обследовал памятники города, участвовал в археологических экспедицияхГАИМКа. В перепискеТиуноваиВязигинаесть сведения по вопросам краеведения, об археологических раскопках. О них нередко писала также газета «Молот». Так, 4 июня 1927 года была напечатана заметка об осмотре в АзовеВязигиным«городища Приазовского и крепостных валов» где сообщалось также о принятом Азовским горсоветом решении: «организовать базу охраны (древностей) при районо и приступить к устройству музея».
Реализованыбыли эти задачи или нет, неизвестно. Хотя некоторые косвенные данные позволяют предположить существование в Азове музея в конце 1920-х годов. Если он и был, то существовал недолго. В начале 1930-х годов донские историки-краеведы и археологи Краснянский, Лунин,Вязигини другие подверглись преследованиям по печально знаменитой 58-й статье УК. Музейно-краеведческое движение отныне свелось к политико-просветительским задачам, а научная деятельность отошла на второй план.
На волне новых задач в крае с середины 1930-х годов началось массовое создание краеведческих организаций.
В Азове решением президиума горсовета 27 января 1935 года был утверждён штат «районно-краеведческого музея». Организатором его стал заведующий Азовской гидрометеостанцией И.Д. Тиунов; директором утвердили И.Г. Мязина, возглавлявшего Азовское районо иполитпросветотдел. По распоряжению Азово-Черноморского бюро краеведения музеи в Ростове и Новочеркасске обязаны были выделить организуемому в Азове часть экспонатов. В сентябре того же года изНовочеркасскогомузея сообщили: «Экспонаты можно забрать по вашему усмотрению. Приблизительный вес их будет 8-10 пудов». Самымсложнымоказалось подыскать необходимое помещение.Горкомхозтак долго его искал, что сотрудники, вынужденные складывать экспонаты где-то в кладовой, в конце концов, отказались получать зарплату. Это произошло в июле 1936 года. Наконец удалось приспособить под музей небольшое помещение бывшей аптекиЧекунована улице Ленинградской, 39.
6 ноября 1937 года, в канун 20-летия Октября, музей был торжественно открыт, о чём сообщила газета «КолхозноеПриазовье» 16 ноября. Как сообщил автор заметки, за 6-8 ноября его посетили более 1500 человек. Какую площадь занимал музей, каково было содержание экспозиции, неизвестно.
Однако уже 16 декабря та же газета опубликовала заметку под названием «О музее забыли»: «Музей влачит жалкое существование... За переданноечулфабрикебывшее здание музея горсовет взял 15 000 рублей; на эти средства он должен был оборудовать другое».
Только из этой заметки ясно, что у музея прежде всё-таки было помещение, и позже оно будет упоминаться не иначе как «Дом музея». Здание это занимало угол квартала на пересечении проспекта К. Маркса и улицы Ленинградской, т. е. в самом центре Азова. Но в силу разных причин его отдали швейной артели. В заметке упоминалось также о плохом состоянии порохового погреба на территории бывшей Азовской крепости, который горисполком из года в год отдавал в аренду рыбокомбинату под льдохранилище. Автор публикации - скорее всего Измаил Тиунов. Он - уже в роли директора - по-прежнему хлопочет о музее, организует раскопки вместе сВязигиным. Оба даже готовили к печати книгу об Азове. Но события первой половины 1940-х всё изменили: музей в период оккупации был разрушен, экспонаты почти все погибли, некоторые расхищены. И после окончания войныТиуновувсё пришлось начинать заново.
По воспоминаниям азовчан, первую выставку экспонатов музей открыл в верхнем, сводчатом зале порохового погреба; но её вскоре закрыли из-за плохих условий экспонирования: Азовский горисполком нижний этаж погреба (подвал) по-прежнему сдавал в аренду сначала рыбокомбинату, затемпивзаводупод льдохранилище.
Между тем в город, особенно в летнее время, вновь стали приезжать туристы, любители старины. Состояние крепостных валов и погребов оставалось неудовлетворительным, а музея не было вовсе.
21 августа 1951 года Тиунов в служебной записке на имяпредгорисполкомаП.И. Иванченко напомнит о скором окончании срока аренды «Дома музея» швейной артелью «Прогресс» и попросит разрешения занять одну из освобождающихся комнат «в связи с накоплением материалов и их обработкой для предстоящего восстановления Азовского исторического музея». Срок аренды истекал 3 января 1952 года. Мы не знаем, что власть ответилаТиунову, но вопрос об открытии в городе музея затянется до 1959 года. 14 января 1952 года умер Измаил Дмитриевич. Освобождённое артелью здание музею не передадут, т. к. с 1954 года егоснесути начнётся на этом месте строительство первого в Азове четырёхэтажного жилого дома.
Азов к этому времени стал промышленно развивающимся городом, население его увеличилось по сравнению с предвоенным почти в полтора раза и составило 39,9 тыс. человек.В феврале 1959 года музей решено было открыть к 1 мая в пороховом погребе. Выставку из фондов музея открыли в июле 1959 года. Отныне музей занимал весь пороховой погреб (было разобрано внутреннее перекрытие). 10 августаАзгорисполкомнаконец принял решение о передаче музею более просторного помещения на главной площади города - имени IIIИнтернационала, 11; для этого решено было перестроить трёхкомнатную квартиру и магазин. Их соединили дверным проёмом.
30 мая 1960 года в четырёх залах открылась экспозиция по природе и истории края.
Многие азовчане приняли участие в создании музея. При нём вплоть до середины 1980-х годов будет действовать общественный совет.
В последующие годы коллектив музея (8 человек) под руководством директора Е.П. Чумаковойвёл активный поиск материалов об Азове и крае; помощь в формировании его первых коллекций оказывали некоторые центральные музеи (ГИМ, Эрмитаж, музей Московского Кремля и др.).
По сложившейся в советские годы традиции к 50-летию Октября, в частности, остававшийся с 1959 года закрытым пороховой погреб вновь откроется в 1967 году. До настоящего времени в нём находится экспозиция по истории крепости и диорама «Поход Петра Iна Азов в 1696 г.» (автор А. Чернышёв). Единственное на юге России такого рода фортификационное сооружение окончательно превратилось в музейный объект, стало филиалом Азовского историко-краеведческого музея.
Чуть раньше было принято Постановление № 475 Совета Министров РСФСР от24.05.66 г «О границах охранных зон вокруг памятников истории и культуры г. Азова»; стало возможным регулировать застройку вокруг памятников. С этого времени музей постоянно вёл борьбу за утверждение охранных зон в Азове, подготовив соответствующие документы. Правда, власти города не всегда будут признавать эти зоны... Часть памятников спасти так и не удастся. К этим проблемам в городе вернутся в начале 1990-х годов. Инициатором вновь будет музей.
В начале 1960-х годов в городе завершится строительство зданий райкома КПСС и райисполкома, а «высвобождаемое здание по ул. Московской, 38» предложено было передать «историко-краеведческому музею в долгосрочную аренду».Произошло это 13 июля 1966 года. До переезда музея в одно из самых примечательных зданий в центре города оставалось десять лет.
Время с 1972 по 1976 год будет потрачено на ремонт и реконструкцию помещений, которые постепенно освободят сначала районные власти, затем различные организации. По окончании всех работ здание, почти не изменённое снаружи, многое утратит из внутреннего устройства и декора.
В 1892 году по проекту городского архитектора Ф. Н.Гаузенбаумабыла построена в стиле эклектики дума и управа. Второй этаж заняли органы городского самоуправления, а залы первого - магазины купцов. Справа, по Петровскому бульвару, соседом думы стал городской общественный банк. В 1905 году слева от здания думы азовский купец И. Шалашный построил жилой дом. Позже между управой и домомШалашногобыла сделана пристройка, которая превратила эти постройки в единый комплекс. Сюда в 1976 году и переехал Азовский краеведческий музей.
Здание музея стало визитной карточкой города. Общая площадь музея-заповедника (вместе с филиалами, крепостными валами и крепостными воротами) сегодня составляет свыше 75 000 кв. метров.
БорановаГ. Свидетель истории /Г. Боранова //КрасноеПриазовье. – 1984. – 14 августа.
Двухэтажное серое здание с башней и двумя шпилями на углу улицы Московской и проспекта К. Маркса хорошо известно азовчанам. В нем располагается Азовский краеведческий музей. Это одно из старейших зданий города. Оно было построено в 1892 году по проекту архитектора Ф.Н. Гаузенбаумав стиле «эклектика» и предназначалось для городской управы.
В 1897 году в Азов торжественно отмечали двухсотлетие взятия Азова войсками Петра I. Возле здания управы была устроена иллюминация, а в самом здании — торжественный прием, память о котором хранит Петровское меню, которое экспонируется в Пороховом погребе. Однако через два десятилетия здание стало свидетелем и участником значительно более важных исторических событий — революционных. В бурные октябрьские дни возле здания городской управы проводились митинги. 1 (14) ноября 1917 года передсобравшимисяазовчанами с балкона городской управы выступил представитель Ростово-Нахичеванского военно-революционного комитета большевикБотвинов:
— Мир, свободу, хлеб вам могут принести только большевики, — сказал он, — потому что они выражают интересы трудящихся.
Выступившие вслед за ним фронтовики поддержали посланца революционного Ростова.
В январе 1918 года возле здания управы прошли митинги против расквартирования в Азове белогвардейских частей.
В апреле — июле 1918 года в здании работал первый большевистский Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с В. Я. Квашей. Это было очень трудное и суровое время. 8 мая 1918 года немцы и белогвардейцы заняли Ростов. Красные части вынуждены были отойти на левый берег Дона, к Батайску, но 30 мая был занят белыми и Батайск. Азов стал прифронтовым городом.
В это время, в мае, в станицу Елизаветинскую, в хутора Обуховку и Дугино был введен Багаевский белоказачий полк.
С противоположного берега - из Городища белые вели обстрел Азова. Один из трехдюймовых снарядов попал в карниз здания, да так и остался там на многие годы.
1 марта 1920 года 15-я Инзенская стрелковая дивизия освободила Азов от белогвардейцев. В Азове, как и на всей донской земле, устанавливается Советская власть. В здании бывшей управы размещаются партийные, советские, комсомольские органы. Оно становится штабом созидания новой жизни, центром строительства социализма в Приазовье.
Отсюда в начале Великой Отечественной войны ушли на фронт, в ополчение, в партизаны члены районного комитета партии и райкома комсомола З. П.Шкурко, С. Д.Сибиль, Н.Чевела, Н. Тимченко, Г. Гавришев, Р.Телухи многие другие. Секретарь Азовского РК ВКП(б) 3. П.Шкуркостал секретарем подпольного райкома.
В черные дни фашистской оккупации в здании размещалась немецкая комендатура. Здесь томились коммунисты, активисты перед отправкой в гестапо в Ростов или на расстрел — в карьер кирпичного завода. Но 7 февраля 1943 года здание стало свидетелем последнего боя с фашистами.
До перехода в новое здание здесь продолжали работать Азовский городской комитет партии и исполком городского Совета. На первом этаже были магазины. Наверное, потому, что здание тесно связано с историей города, многие люди проявили горячую заинтересованность в его дальнейшей судьбе. Благодаря участию ветеранов гражданской и Великой Отечественной войн, партии и труда, общества охраны памятников в 1971 году было принято решение исполкома горсовета о передаче здания под музей. Проведена огромная работа по его реставрации. Значительную сумму на реставрацию — 50 тысяч рублей — внесло общество охраны памятников.
С 1976 года в этом здании находится Азовский краеведческий музей. Основной фонд его насчитывает более 90 тысяч музейных предметов. Музей является обладателем уникального палеонтологического экспоната — скелета слона-трогонтерия, животного более древнего, чем мамонт. Его возраст — 500 тысяч лет.
Фондовые коллекции нумизматики, керамики, металлов, тканей, часов и механизмов, изобразительного искусства, редкой книги и другие позволяют создавать интересные и разнообразные выставки.
Музей бережно хранит и собирает документы и материалы по истории Приазовья. А это, в первую очередь, его люди. К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в музее откроется экспозиция залов революции, гражданской и Великой Отечественной войн.
Ежегодно Азовский краеведческий музей принимает более 150 тысяч посетителей.
Так старейшее здание города продолжает служить людям. Здание Азовского краеведческого музея — историко-революционный и архитектурный памятник местного значения. На нем установлены три мемориальные доски.
Рычагова , Е. Музей – это особенный мир /Е. Рычагова //Азовская неделя. – 2010. – 20 мая.
Международный день музеев празднуется во всём мире с 1977 г.
В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы.
Уже несколько лет, кроме Международного дня музеев, проходит еще один праздник - Ночь музеев. Это инициатива французских музейщиков. В России Ночь музеев проводилась несколько раз. Со временем она, вполне вероятно, наберет популярность не менее, а может быть, и более чем Международный день музеев.
Сегодня музей - научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов. Главное назначение музеев - сохранение и представление коллекций. Именно коллекции являются основой знаний, компетенции, социальной интеграции и ценности музеев для общества.
Самая большая концентрация музеев на душу населения в мире отмечена в Финляндии.
«Хранители древнейшей старины, ценители музейной тишины» Азовского музея-заповедника отметили профессиональный праздник в кругу коллег со всей области, которых, по словамзаведующей научно-просветительским отделом И.Г.Афанасьевой, было чем удивить! В залах появились новые экспонаты, выставки (в этом году одних только плановых -20, а есть еще и спонтанные, приуроченные к определенным событиям).
Музей, несмотря на то, что по-прежнему является консерватором в деле сохранения накопленных коллекций для будущих поколений, приспособился к изменениям быстро развивающегося, активно живущего современного общества, стал по-хорошему открытым, интерактивным, работает в духе творчества и инноваций. Так, в Пороховом погребе, залах палеонтологии, природы, «золотой комнате» установлены игровыемультимедийныепанели. При подготовке экспозиций используются отвечающие всем требованиям времени технологии, методы подачи материала, дизайнерские решения. Для маленькой публики музей перестал быть «храмом», где тихо ходят и сдувают пыль с экспонатов: при общении с группами детей практикуются игровые моменты, некоторые из предметов старины даже разрешается трогать руками.
Наверно, поэтому, а еще благодаря богатейшим коллекциям и уникальным экспонатам (таким, как скелеты трогонтериев, динотерия, сокровища кочевников), АМЗ - одно из наиболее посещаемых учреждений культуры области. В прошлом году в нем побывало... 201300 человек! Люди приезжают сюда со всех уголков России. Очень много детей: в каникулы здесь не пройти!
Музей стал не просто познавательным центром, а местом, где в человеке пробуждаются красота и доброта, где совершается погружение в историю, где можно оглянуться на пройденный путь, осознать и понять его, чтобы разобраться в настоящем и грядущем: «музей - это дверь в прошлое и окно в будущее».
«Музей, - утверждает Ирина Афанасьева, - это свой, особенный, мир. В нем среди древних и обыденных, диковинных и невзрачных вещей живет и трудится коллектив единомышленников, которому, чтобы выполнять обязанности собирателя, хранителя,экспозиционера, исследователя, просветителя, приходится не только заниматься творчеством, но и скрупулезно делать рутинную работу. Мы знаем, что результат зависит от каждого, и вносим по мере сил и возможностей свою лепту в общее дело. Археологи восполняют пробелы в летописи Донского края. Реставраторы по металлу, дереву, керамике, ткани вдыхают в экспонаты вторую жизнь. Сотрудники камеральной обработки шифруют и моют керамику. Хранители осуществляют функционирование одного из важнейших звеньев музейной цепи - фондов. Во всех мероприятиях нас поддерживает отдел электронной техники. Кропотливую работу ведет сектор учета, без которого не проходит ни одна выставка. На плечах исторических отделов лежит исследовательское бремя. Научная библиотека создает информационно-образовательную среду, где мы черпаем необходимые сведения. Также в музее есть единственная на Юге Россиитаксидермическаялаборатория, сотрудники которой являются одновременно палеонтологами и хранителями фонда природы, насчитывающего более 10 000 единиц! Руководит сложным музейным организмом, вносит в него гармонию и слаженность заслуженный работник культуры, Почетный гражданин города А.А.Горбенко.
Планы и замыслы музейщиков велики иамбициозны. Уже готов проект обер-офицерских казарм. В ближайшем будущем изменится внешний облик двух первых залов исторической экспозиции - «Бронза» и «Ранний железный век». Сразу в трех номинациях АМЗ представит свои проекты на Всероссийском музейном фестивале «Интермузей».
Дик, Н. Сокровища кочевников Евразии: об экспозиции музея-заповедника /Н. Дик //Азов. – 2010. - № 3. (октябрь). – С. 12-13.
Уникальная экспозиция Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника «Сокровища кочевников Евразии» (кочевые народы между Азией и Европой.III тысячелетие до н.э. -XIV в. н.э.), аналогов которой нет в мире, более 10 лет готовилась к открытию старшим научным сотрудником музея М. Е. Филимоновой. Ныне на экспозиции демонстрируется около 20 тысяч ценнейших предметов различных размеров и форм из бронзы, серебра и золота. За долгие годы работы азовским реставраторам удалось восстановить удивительный комплекс сарматского воина - меч в золотых ножнах, золотыефалары, браслет и нарядную конскую сбрую.Кроме этого, на экспозиции представлены серебряные сервизы римского происхождения, золотые ювелирные предметы, исполненные в традициях греко-римского ювелирного искусства I - II вв. н. э., декоративные наборы конской упряжи своеобразного полихромного стиля конца Ш - первой половины IV в. н. э., не известного ранее в Северном Причерноморье.
Самыми значительными экспонатами, составляющими основу экспозиции, являются предметы из погребального комплекса I в. н. э. из кургана первого могильника «Дачи» на окраине г. Азова, раскопанного в 1986 году археологической экспедицией Ростовского государственного университета совместно с азовскими археологами под руководством Е.И. Беспалого: знаменитый меч в золотых ножнах, уникальный по своему декоративному оформлению, исполненному в сарматском полихромном зверином стиле; золотыефалары с фигурами львов и античными камеями, золотой браслет, парадная конская сбруя.
Жемчужиной экспозиции является единственная в мире, реконструированная старшим научным сотрудником Азовского музея-заповедника М.Е.Филимоновой ипрофессором РГУ С.И. Лукьяшко, золотая конская попона - накидка жертвенного коня последней четверти I в. п.).размером 210 см на 110 см. Накидка состоит из 15 тысяч мелких нашивных золотых пластин: 11 тысяч бляшек восьми типов с причудливым орнаментом в виделунницы, трехступенчатой пирамидки, треугольника, головы барана, стилизованного изображения мирового древа и узла Геракла; трех тысяч полусферических бляшек и маленьких ромбов, одной тысячи бляшек разных форм и размеров. В древности пластины были нашиты на основу, истлевшую за два тысячелетия, и составляли узор, фрагменты которого удалось зафиксировать. С целью сохранности уникальных экспонатов золотая попона укладывается для экспозиции вручную, а хранится в фондах в сотнях целлофановых пакетах.
В погребениях сарматской знати азовские археологи встречают иноземные изделия, в том числе металлическую посуду римского и средиземноморского происхождения, которая нередко составляет целые сервизы. Два подобных сервиза также представлены в экспозиции. Здесь можно увидеть и оригинальный серебряный кувшин, украшенный мифологическими сценами, не имеющий аналогов в сарматских погребениях и памятниках Северного Причерноморья. Здесь можно увидеть предметы быта и роскоши кочевнической знатипозднесарматскогопериода (II-IV вв. н. э.) - золотые изделия, выполненные в традициях греко-римского ювелирного искусства: подвески, серьги, ожерелья, флаконы для ароматических веществ, украшенные сердоликом, гранатом или цветным стеклом в напаянных гнездах.
География и история происхождения предметов – наследия кочевых племен, живших на Нижнем Дону на протяжении трех тысячелетий, самая различная – с VIII века до н.э. по XIV век н.э., наиболее ранние археологические находки, представленные в экспозиции, датируются III– IIтысячелетиямидон.э.
Ювелирные украшения, детали конской упряжи, золотая и серебряная посуда, оружие были обнаружены в результате археологических раскопок на территории Низовья Дона и Ростовской области.Авторы раскопок:Е.И. Беспалый, И.В. Белинский, Г.С. Бейсов, А.Л. Бойко, И.Б. Бращинский, И.Г. Бабешко, И.В. Волков, Н.Н. Головкова, А.А. Горбенко, В.П. Глебов, С.В. Гуркин, И.А. Гордин, И.В. Гудименко, В.П. Копылов, В.Я. Кияшко, В.А. Кореняко, Е.В. Козюменко, С.И. Лукьяшко, П.А. Ларенок, К.К. Марченко, В.Е. Максименко, И.Н. Парусимов, В.В. Потапов, К.Ф. Смирнов, Н.М. Фомичев, Э.А. Федорова-Давыдова, В.В. Чалый, В.В. Яценко.
Большинство экспонатов из экспозиции «сокровища кочевников Евразии» побывали в японских городах Токио, Киото иФукуока; в 1993 году-вШвейцарии и Цюрихе, в 1995 году - во французском городеДаулас; в 1997 году - в Шотландии, в городе Глазго; в 2001 году - во французских городах Тулуза и Париж.
С 26 апреля по 26 октября 2009 года выставка «Золото степей» с экспонатами из главной азовской экспозиции работала в Музейном центреКунстхалле, городЛеобен, Австрия. За это время выставку посетили 65480 человек. А с 25 ноября 2009 года по 25 мая 2010 года с раритетами Азовского музея-заповедника знакомились жители Германии в выставочном залеРайсс-Энгельхорн-Музеен(г.Маннгейм). За почти шесть месяцев пребывания выставки в Германии с ней ознакомились свыше 50 тысяч немцев и жителей европейских стран.
На протяжении ряда лет Азовский музей-заповедник принимает участие в крупнейших экспозиционных проектах всероссийского и международного уровней.Предметы из коллекции драгоценных металлов экспонировались в Японии, Франции, Великобритании, Швейцарии, в музеях г. Москвы (Государственный исторический музей, Музей искусств народов Востока), в Государственном Эрмитаже (г. Санкт - Петербург).
Проект экспозиции Азовского музея-заповедника «Сокровища кочевников Евразии» (автор экспозиции М.Е. Филимонова, дизайнер Ю.Б. Бессмертный) в 2006 году стал финалистом VIII Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей-2006».