Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Горбовский, Л. Калейдоскоп народов и культур [народы в эпоху средневековья] /Л. Горбовский //Петровский бульвар. – 2007. – 25 июля. (№ 14). – С. 26; 31 июля. – С. 25.
Уже несколько тысячелетий на территории нашего региона непрерывно сосуществуют представители различных этносов, хозяйственных укладов, вероисповеданий. По сути, здесь соприкасались различные миры. Их взаимодействие иногда принимало характер ожесточенного конфликта, иногда - мирного взаимовыгодного сосуществования. Но особенно усложняется картина в эпоху средневековья.
КАЖУЩЕЕСЯ ЕДИНСТВО
Начиная с конца 4 века, после вторжения гуннов, господствовавшие здесь в течение тысячелетий племена, говорившие на иранских наречиях, начинают вытесняться тюрко-язычными племенами. Это не означало, однако, поголовного уничтожения старых обитателей пришельцами. Как правило, побежденные просто становились подданными пришельцев, выплачивали дань, кочевали там, где укажут новые владыки, а также вместе с ними ходили теперь в военные походы. Достаточно быстро происходило сближение различных племен. Этому способствовали и близость быта всех кочевников, и возникновение брачных связей, и зачастую совместное кочевание по одним маршрутам. Аристократы и воины быстро усваивали престижную моду завоевателей. В эпоху раннего средневековья на пути сближения различных племен еще не стояло религиозных препон. Часто племенные союзы состояли из племен, говоривших на разных языках. Так, например, в племенной союз мадьяр вошли тюрки-кавары. При взгляде со стороны для невнимательного чужеземца все люди, обитавшие в евразийских степях, представлялись некоей единой общностью. Именно поэтому арабы все степные народы называли тюрками. Но это было кажущееся единство. Пытливый путешественник легко замечал, что на территории степи проживают весьма разные народы, говорящие на разных языках и имеющие подчас очень разную культуру. Иногда такое параллельное сосуществование по соседству очень разных народов продолжалось многие столетия. Например, на территории Волжской Булгарии и в Приуралье вплоть до 14 в. в окружении тюрок проживали венгерские племена. Однако сосуществование различных этносов никогда не было идиллическим, часто побежденным, спасаясь от истребления, приходилось уходить буквально на край света.
ПОБЕДИТЕЛИ И ПОБЕЖДЕННЫЕ
Мало кто знает, что якуты, ханты, манси, селькупы, кеты не всегда жили в тайге и тундре. Их предки переселились сюда из степей, спасаясь от жестоких врагов. История и мифология кочевых народов буквально переполнена сообщениями о поголовном истреблении враждебных племен. Так, например, говорится о полном уничтожении врагами гуннов, аваров, тюрок, татар. Сообщения эти, как правило, сильно преувеличены, но жестокости в степи к побежденным хватало. Если кочевники еще могли относительно мирно ужиться друг с другом, то сосуществование кочевых скотоводов и оседлых земледельцев было возможно только в условиях существования сильной государственной власти у кочевников. Только государство было способно удерживать кочевников от агрессии и регулировать их отношения с земледельцами. И каждый раз после создания у кочевых племен государства, в наших степях возникают земледельческие поселки и города. С гибелью государств гибнут села и города. Несмотря на, казалось бы, очевидную выгоду торговли с оседлыми, кочевники раз за разом уничтожали все оседлое население в степной зоне.
"СВОИ ПОГАНЫЕ "
Иногда этим совершенно различным мирам удавалось сосуществовать на одной территории благодаря использованию различных ландшафтов. Так, например, южнее Киева в 12 - первой половине 13 вв. живут племена печенегов, огузов и баяндуров (берендеев). Они кочевали по солончаковым водоразделам, а по берегам рек на опушках лесов пахали землю русские. К тому же эти кочевники - «свои поганые», т.е. свои язычники, как их называет русская летопись, являются надежным щитом Киевской земли от нападений с юга и вообще самой боеспособной частью киевского войска. Но такое мирное сосуществование, исключение из правил, потому что оно вынужденное. Каждое вторжение новой народности на европейские степи только усложняло и без того калейдоскопически пеструю картину расселения различных народностей на территории Восточной Европы.
СТРАНА АЛАНОВ
Уже Хазарский каганат представлял собой многонациональное государство. В его состав входили, помимо хазар, которые сами были лишь группой племен, здесь проживали тюрки-болгары. Под этими двумя названиями были объединены весьма различные племена, многие из которых представляли собой осколки более ранних тюркских народностей. Второй, а может, и первой по численности группой населения, помимо тюрок, были аланы. Этот народ имеет поистине удивительную историю. Ираноязычные кочевники, некогда гроза римлян, к 8 веку они в значительной части стали оседлыми. События Великого переселения разметали этот народ по всему Средиземноморью. Нет, наверное, ни одного европейского народа, в котором не текла капля аланской крови. Одновременно этот народ в 8-14 веках лучше всех умудрялся уживаться с кочевыми народами Восточной Европы. Отчасти потому, что часть алан занималась отгонным скотоводством и по хозяйственному укладу была не так уж далека от кочевников. Хазарский каган переселял большие группы аланов на сотни километров, так возникла целая страна аланов в Донской лесостепи. Третьей группой являются различные угорские племена. Самыми известными среди них становятся мадьяры, всю первую половину 10 века терроризировавшие Западную Европу. Но помимо них здесь жили и другие угорские племена, оставшиеся безвестными. А еще в состав Хазарского каганата входили финские племена мордвы и восточнославянские племена вятичей, северян, полян и различные северокавказские племена и греки причерноморских городов и восточногерманские племена готов в Крыму. А если учесть переселяющихся сюда со временем огузов, иудейских, арабских, персидских купцов, то картина получится еще более пестрой. Как же всем этим народам удавалось уживаться на одной территории? Это было не столь трудно, пока государство было сильно. Но как только оно слабеет, нарастают конфликты. Заканчивается все катастрофой, от которой не выиграла ни одна из групп населения.
МОНГОЛЫ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ
Но вся пестрота населения Хазарии меркнет перед тем, что происходило на территории Евразии в эпоху монгольских завоеваний и существования государств Чингизидов, одним из которых стала Золотая Орда. Нужно отметить, что часть монгольской аристократии вполне серьезно намеревалась уничтожить все оседлое населения на территориях, которые можно было использовать для ведения кочевого скотоводства. Немало народов обязано своим существованием ученым китайцам и уйгурам и, прежде всего, первому министру Чингисхана ЕлюйЧуцаю, которые убедили монголов, что гораздо выгоднее наладить регулярную эксплуатацию покоренных земледельческих стран. Монголы, как любой другой народ, создающий империю, являлись настоящими интернационалистами.
Любой человек, независимо от своего происхождения, признавший власть монголов, мог добиться в их государстве самых высоких постов. Как, например, венецианский купец Марко Поло, ставший важным сановником при дворе Хубилая. Имелись в этом «интернационализме» и темные стороны. Как никогда ранее, монголы широко использовали покоренные народы в качестве «пушечного мяса», особенно при штурмах городов. Например, русские князья в 1278 г. для хана Менгу Тимура взяли аланский город Дедяков, населенный, между прочим, единоверными им православными. Это была эпоха великого перемещения и перемешивания народов. В это время в сердце Монголии Каракоруме можно было встретить парижанина, особу китайского императора из монголов охранял отряд русских телохранителей, а в Азаке можно было купить рабыню-китаянку. Некоторые этносы перемещались массами на сотни и тысячи километров, как многие кочевые племена. На нашей Донской земле за тысячи километров от родины был похоронен енисейский кыргиз (нынешние хакасы).