Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Горбовский, Л. Хазарский каганат /Л. Горбовский //Петровский бульвар. – 2007. – 13 июня (№ 8). – С. 25.
Середина VII в. Начинается самый темный период в истории европейского средневековья. Гаснут последние очаги античной образованности. На руинах римских городов пасутся козы. Западная Европа разделена на два десятка варварских королевств, образованных различными германскими племенами. Византия, выдержав тяжелейшую войну с Персидской империей и с трудом отбиваясь от северных варваров - славян, получает страшный удар с неожиданной для себя стороны. После страшного поражения от южных кочевников арабов в битве на реке Гиеромакс за несколько лет византийцы теряют всю Палестину, Сирию, Египет. Отдельные отряды мусульман доходят до Босфора. Арабы также захватывают Персию, врываются в Среднюю Азию и на Кавказ. Китай после длительной борьбы, не только военной, но и дипломатической, добивается сначала распада, а затем и ликвидации Тюркского каганата. Еще в течение нескольких столетий китайским крестьянам не нужно будет бояться хищных соседей с севера.
Середина VIIв. В наших степях возникает новое государство - Хазарский каганат. Это всего лишь небольшой осколок великого Тюркского каганата, но ему на столетия было суждено пережить все государства кочевников, возникшие одновременно с ним. Кто такие хазары? Чтобы это понять, нужно вновь обратиться к истории кочевых обществ.
В отличие от народностей оседлых земледельцев, у кочевников никогда не существовало народов в нашем понимании. У их потомков вплоть до настоящего времени сохранилась племенная структура. Племена могут объединяться в союзы или дробиться на части. В случае военного поражения племя может распасться на отдельные роды и семьи, и его название навсегда исчезнет. Часть племени может переселиться на тысячи километров, и тогда в двух разных племенных союзах будут существовать два племени мангыт или кунграт. Иногда же небольшое племя, во главе которого становится талантливый военный предводитель, подчиняет себе ряд соседних племен. Возникает кочевое государство. Тогда название этого племени становится названием всех племен этого государства. Носить такое наименование становится почетно. Об этой особенности психологии кочевников рассказывает проницательный итальянский монах XIII в. Иоанн ди Плано Карпини. Так было с именем тюрок, первоначально названием маленького племени в несколько сотен человек. Так позже будет с именем монгол. При этом человек, называвший себя монголом или арабом, вместе с тем оставался членом племени барын или ханифа. То есть названия тюрок, монгол, хазарин, татарин являются не названиями народов, а обозначением, как бы мы сказали сейчас, гражданства. Сказать в XIV в. татарин - значило то же, что сказать в наши дни россиянин или американец.
Итак, племя хазар, пришедшее некогда из Центральной Азии в середине VIIв., за каких-то двадцать лет объединяет кочевые племена Восточной Европы под своим господством. Многие из них теперь тоже называются хазарами. Им подчиняется и ряд оседлых народов. Среди последних для нашей истории важно отметить алан на Северном Кавказе и славян, живших в лесостепных районах Подонья. От Днепра до Волги, от Камы до Дагестана раскинулись владения каганата хазар. Вскоре начинаются ожесточенные войны с арабами, рвущимися на север. После нескольких десятилетий борьбы с переменным успехом хазары потерпели поражение, но сил для завоевания севера у мусульман уже не осталось. Если бы не героическая оборона хазарами южных рубежей Восточной Европы, кто знает, может быть, мы бы с вами сейчас все поголовно были бы мусульманами. Но жизнь пошла другим путем.
История Хазарии знает не мало славных страниц. Но для нас сейчас важно отметить, что впервые за сотни лет ситуация в степи стабилизировалась. Новые волны кочевых племен больше не проносились через наши степи. Опустошения, произведенные арабским нашествием на Северном Кавказе, привели к тому, что центр политической жизни Хазарского каганата смещается из Дагестана в Калмыцкие степи. Сюда переселяются сами хазары. Переселяют и другие народы.
В зависимости от ваших политических взглядов вы можете называть такие переселения по-разному, но их практиковали правители всех государств во все времена. Самым масштабным стало переселение алан с предгорий Северного Кавказа в район современных Воронежа и Харькова. На новом месте возникает целая страна со своими городами.
В начале XX в. археологи, вновь открывшие эту страну, назвали ее остатки памятниками салтово-маяцкой культуры. Между 730 и 950 годами вся степь покрывается сетью поселений и городков.
Что же произошло? Ранее мы уже рассказывали о кочевническом типе хозяйства. Его особенностью было то, что широкие степные просторы могли приютить только очень небольшое число кочевников. Один км мог прокормить лишь 1-2 человек. Можете посчитать сами, сколько человек могло проживать на территории нашей Ростовской области. Как же быть, если людей и их скота становится больше? Приходится либо начинать войну за новые пастбища, либо переходить к оседлому земледелию и рыболовству, которое могло прокормить в десятки раз больше людей на этой же территории. Кочевники предпочитали первый вариант, но он был не всегда возможен. И вот в VIIIв. они были вынуждены иногда переходить к оседлости. Не сомневайтесь, при первой же возможности они вновь станут кочевниками, но сейчас им приходится пахать землю и ловить рыбу.
Как это не покажется удивительным, ни на территории Азова, ни на территории Азовского района в период 730 - 950 гг. не существовало ни одного крупного поселения. Причем на территории Азова находок этого времени столько же, сколько на любом кусочке Приазовских степей.
В заключение скажем, что хазарский каганат не был так уж примитивен. В это время здесь существует даже не одна, а две системы письменности. И они существуют здесь уже тогда, когда в далекой Моравии братья Кирилл и Мефодий еще только создают свою азбуку для славянских языков. Причем хазарские алфавиты не использовались больше нигде и исчезли вместе с самим государством. Чем не повод для проявления местного патриотизма?