Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Ломакина, С. Песня жить помогает /С. Ломакина // Аргументы и Факты на Дону, 2020.- № 43.- С. 3. – (21-27 октября)
Прошлое и настоящее самого старого хора на Дону
15 мая 1936 года в Москве прогремело открытие Центрального музея В.И. Ленина. Примерно в это же время на Дону появился первый народный хор - организовали его в хуторе Обуховка Азовского района, отметили среди своих и тихо.
Спустя 75 лет, музей закончил своё существование, а хор живёт. В следующем году ему исполнится 85 лет. Корреспондент «АиФ на Дону» съездила в Обуховку и встретилась с хористками.
ЧАСЫ ОТ СТАЛИНА
Январь 1936 года на Дону выдался мягким - весь месяц температура держалась в районе нуля, поэтому репетиции только что созданного при Елизаветинской моторно-рыболовецкой станции струнного оркестра проводили хорошо — руки у музыкантов не отмерзали. Народ в оркестр прибывал и прибывал, и в мае 1936 года руководители решили создать хор нижнедонских казаков из станицы Елизаветинской и окрестных хуторов. Играли старинные песни казаков-низовцев, плясали, пели частушки.
К середине 1937 года в хоре уже было больше 70 участников, и третья часть его — танцоры. Ансамбль возглавил Аким Лукич Шишкин, коренной казак и собиратель фольклора. Благодаря ему и сложился репертуар коллектива и его особенный почерк. Обуховцев заметили, в 1939 году впервые пригласили выступать на ВДНХ в Москву, а дальше была война. В 1944 году хор возглавил вернувшийся с ранением Евдоким Михайлович Халявин и руководил им полвека: артисты из народа выступали перед ранеными в госпиталях, потом помогали восстанавливать страну. В 1948 году поехали на Всесоюзный смотр сельской художественной самодеятельности, с танцорами хора занимался легендарный Игорь Моисеев. Тогда случился курьёз: казаки вдруг узнали, что их выступление в концерте будет последним, и возмутились: «Как так? Невжеж мы хужей, чем другие?» Игорь Моисеев рассмеялся: «Наоборот — закрывают концерт всегда лучшие. Так что не подведите».
Артисты не подвели: товарищ Сталин остался очень доволен — каждому участнику хора подарили на память именные часы.
А участников в те времена было уже под 80 человек, и чтобы попасть в Обуховский народный хор, нужно было ещё пройти прослушивание. Пели на шесть голосов, хотя партитур не знали. Ведь даже руководитель хора Евдоким Халявин не имел музыкального образования: работал мотористом в рыбсовхозе, но каждую свободную минуту старался посвящать музыке. Другие хористы тоже имели «нормальную» работу: были рыбаками, трактористами, телятницами, малярами.
Расцвет хора пришёлся на 60-80-е. В 90-е состав уменьшился в два раза, а к сегодняшнему дню подошли 18 человек.
Самой молодой участнице 58 лет, самой пожилой - 80. Все женщины. И все с особенными историями, в которых песня — и отдушина, и главная любовь.
Семеро участниц хора согласились встретиться со мной во дворе Нелли Саввовны Ващенко. Родом она из Республики Коми, приехала на Дон в декабре 1973 года.
— В Обуховку я влюбилась сразу: домики каменные, все покрашенные, чистенькие, улицы светлые. Такая же любовь у меня случилась и к хору, услышала я их впервые в 1974-м. Они запели, я сижу, а слёзы текут и всё внутри переворачивается. Сама я петь не умею, но очень хотелось что-то сделать, чтобы про наш хор узнали все...
Вот уже больше сорока лет Нелли Саввовна так и делает: вначале была народным конферансье, а потом взяла на себя все организационные вопросы коллектива. В Обуховке её любя прозвали «продюсером». В 90-е пошла с шапкой по предпринимателям: «Вы же знаете наш хор, нашу гордость? Вы же его любите? Помогите...»
— Денег за выступления вам ни разу не платили? — спрашиваю и тут же получаю в ответ волну хохота.
— Да яки деньги? Это мы плотим, чтоб попеть! - отвечает одна из хористок. — В советское время судоремонтный завод выделял нам по три, а то и по пять рублей на человека на дорогу. И автобус давал. Мы заезжали на рынок, покупали продукты, пять капель, а что такое, все мы люди, не злоупотребляли же, и с шутками-прибаутками в путь. По всей Ростовской области, в Краснодарский край, в Сочи, Новороссийск, куда позовут. Хорошее было время.
ЕСЛИ МУЖ ЗАПРЕЩАЕТ
То, что в хоре нет молодых, главная боль Нелли Ващенко. Куда она только ни ходила, с кем только ни говорила: давайте привлечём молодых, люди-то уходят, а у хора такая история! Разве ж можно?
— Но что сделаешь, если раньше все работали рядом, — объясняет другая хористка. — Репетиция в пять, в три начальник уже отпускает — ты артистка, тебе надо на хор, иди. А сейчас молодые работают в городе — пока доехали, пока приехали, уже и ночь. Это ж всё добровольно, и денег ни копья. Спасибо, что руководитель у нас молодой, Гриша Половинка. Консерваторию окончил, баянист, каких ещё поискать, благодаря ему и держимся...
Потом разговор заходит о том, что большинство хористок начинали ходить в коллектив девочками, а возвращались уже бабушками. Яркий пример — история Таисии Ильиничны Матвеевой. Ей 79 лет: «Пришла я в хор ещё в 7-м классе и ходила до самой свадьбы. А потом муж запретил. У нас был областной смотр. Евдоким Михалыч просит у моего: ну, пусти, мы ж в Ростов и обратно. Нет, и всё. И так я не ходила, хотя скучала, я ж любительница песен. Потом муж умер, я помянула его год и сразу пришла. С мужем прожила 53 года...»
И хоть история эта характерная, были и исключения: кто-то из казачек настаивал на своём, кто-то придумывал какие-то ухищрения, чтобы поехать и попеть. Больше везло тем, у кого мужья были в хоре.
Так случилось у Антонины Дмитриевны Шишкиной. В Обуховском народном хоре она с 1967 года, там пел и её муж. Антонина Дмитриевна всю жизнь проработала в школе, но и хор был значимой частью её жизни. Воспоминаний хватит на приключенческий роман: и как широко отмечали всем коллективом их свадьбу; как на седьмом месяце беременности она вместе с хором не могла выбраться из Порт-Катона, ночевали зимой на речном вокзале; как на генеральной репетиции фестиваля народных хоров руководитель с баяном вышел на сцену, а часть коллектива «ушла» в оркестровую яму: провалилась лестница. Руководитель сразу не понял, что стоит на сцене один. Как полдороги толкали автобус, застрявший в грязи, как возвращались пешком и попадали в самые смешные ситуации...
ПЕЛИ СЕРДЦЕМ
Рассказывая о своём хоре, Нелли Саввовна постоянно подчёркивает, что ценность его она не преувеличивает. И приводит пример: как-то в Старочеркасске на сборном концерте все спели, а обуховцы поют и поют — надо бы и честь знать, но люди не отпускают. В конце-концов, когда их уже открыто попросили, люди пошли за ними и просили петь ещё и ещё.
— И вдруг кто-то из зрителей сказал: «Давайте хоть как-то отблагодарим артистов?» Пустили бубен по кругу. Мы тогда насобирали рублей пятьсот, а как пришли к машине — хлоп, а у нас слили бензин. Собранных денег как раз хватило заправиться, — смеётся Саввовна.
— А ещё мы в клубах выступали! - припомнила Людмила Алексеевна Синилова. — В клубе «Лила», потом в «Корке». Да, пели с 10 вечера и до четырёх утра. Деньги заработали и домой приехали под утро. Какой бы муж- казак такое выдержал? (смеётся) Один там меня на танец пригласил: я ему про хор рассказываю, а он улыбается и кивает. Чи не слышит? Я опять рассказываю, и опять он всё то же — головой машет. А мои лежат со смеху. Прихожу, а они говорят: «Люда, та то ж немец! Он же по-русски ни бельмеса не понимает!» Так же было, девчата?
Девчата покатываются со смеху, тут же вспоминают концерты перед детьми «новых русских» в нулевых, разговор уходит далеко и мягко переходит в пение.
Хористки поют вдохновенно: некоторые закрывают глаза, многие плачут и у меня слёзы подходят к горлу на песне «Не для меня». Чтоб перебить волну, говорю о том, что читала где-то, будто бы певицы из народа всегда поют неправильно.
- Неправильно. Нас учили на смотре, что надо петь отсюда, — Вера Ивановна Марченкова проводит руками по животу снизу вверх. — А мы поём грудью, там сердце, нагрузка большая идёт, так нельзя. Мы пробовали от живота, но не получается. Поэтому, как пели сердцем, так и поём. Сколько уже нам той песни осталось?..
Захарова, М. Песни на все времена: Обуховский народный казачий хор /М. Захарова //Приазовье. – 2011. – 13-19 апреля (№ 14). – С. 12.
Старейший казачий хор в России был образован при Елизаветинской моторно-рыболовной станции в 1936 году. Возглавил творческий коллектив Аким Лукич Шишкин, который одновременно руководил и церковным хором. И все церковные артисты стали членами казачьего хора, в котором было 50 человек.
С ними хутор ожил
Самой юной участницей хора в 1936 году была 12-летняя Алевтина Нескубина. И нет ничего удивительного в том, что девочка стала хористкой в таком возрасте. Вся семья казака Евграфа Андреевича Нескубина была одной из самых певучих. Был запевалой и он сам, герой-кавалерист 5-го Донского кавкорпуса.
Алевтина Евграфовна в обуховском хоре выступала почти 70 лет.
- Когда появился наш фольклорный коллектив, хутор ожил, - вспоминает она. – народ так соскучился по веселью и радости, что клубы по воскресным дням были переполнены. Голоса у певцов были поставлены достаточно хорошо, а местный фольклор, казачьи песни, были неповторимыми. Наши хуторяне в первый же год создания хора уже выступал с концертами в Азове.
А перед Великой Отечественной войной делегация обуховцев посетила первый раз Москву, ВДНХ. Демонстрировали достижения в сельском хозяйстве – фрукты, овощи, рыбу. Выступали и артисты хора. Сам Сталин посмотрел концерт, и обуховцы ему запомнились.
Донских казаков – в Кремль
Дальше была война, и хор выступал в госпитале. Раненые встречали артистов в колясках, на костылях. Им аплодировали и встречали на бис. После освобождения Обуховки донскими казаками сразу же возобновились репетиции хора. Его возглавил Евдоким Михайлович Халявин и руководил им более полувека.
- В 1948 году мы вместе с терскими казаками, кубанскими и уральскими казаками в составе единой группы выступали в Москве, - рассказывает Алевтина Евграфовна. – Концерт на сцене Большого театра произвел на зрителей потрясающее впечатление. Когда мы собрались уходить, в нам подошел хормейстер В.А. Никольский и передал просьбу Сталина: «Пригласить донских казаков в Кремль».
В Светлом зале Кремля было очень много зрителей – все члены правительства во главе со Сталиным. Обуховцы исполнили лучшие свои номера, в том числе песню «Поехал казак на чужбину».
- Волнение было настолько сильным, что мы даже не слышали своих голосов, - вспоминает Нескубина.
Сталин был покорен выступлением обуховских артистов. После чего подарил каждому участнику хора наручные часы.
В память о выступлении в Большом театре в 1954 году коллектив получил занавес из Большого театра – красное полотно, расшитое золотыми нитками. Его торжественно вручил руководителю хора Е.М. Халявину министр рыбной промышленности России. Еще одним подарком был телевизор, большая редкость в ту пору на Дону. Его поставили на клубной сцене села Обуховка, телепередачи ходили смотреть всем селом
Народный хор
- Наш хор всегда выходил на сцену в заключение концерта, - рассказывает Нелли Ващенко, администратор коллектива уже более тридцати лет.
- Мы из-за этого обижались. А московский хореограф Игорь Моисеев однажды нам на это ответил: «Радоваться надо! Вас же «на закуску оставляют!»
О прославленном хоре были сняты три документальных фильма.
В 1963 году хор получил звание народного. А его руководителю Евгению Михайловичу Халявину присвоено звание «Заслуженный деятель культуры РСФСР». Выступать перед правительством более не доводилось. Но зато обуховцы всегда участвовали в фестивалях, конкурсах, концертах.
- Люблю я наш хор, - говорит Нелли Ващенко, - хоть сама никогда не пела, нет к этому способностей. Артисты поют, и отчетливо слышен наш, местный напевный говор. В репертуаре больше двадцати песен, которые не знает никто, кроме нас. Такие, как «Вей, сильнее, ветер игривый», «На дубовом рундуке» (рундуком в Обуховке называли лодку), «Как за Доном, за рекою казаки гуляют».
Уникальные песни – от бабушек
Сейчас в Обуховском хоре 17 казачек и один казак. Троих солисток постоянно приглашают на выступления в клубы Москвы.
На счету коллектива множество наград за участие в различных мероприятиях.
Как признаются певуньи – песня не дает им стареть. Людмила Ивановна Абакумова, Антонина Дмитриевна Шишкина, Людмила Ивановна Труфанова – активные участницы хора с 1965 года. Елена Стрельникова в хоре с 1958 года, Александра Порфирьевна Горелова с 1954-го года.
- Приглашают нас выступать не только на фестивали казачьих песен, но и ростовские ночные клубы, - улыбается Нелли Савовна. – Несмотря на, что певуньи наши - женщины в возрасте, все легкие на подъем, веселые и раскованные. Поднимут настроение любому зрителю!
Однажды обуховские артистки так здорово выступали в элитном клубе, что ростовская молодежь не усидела и пустилась в пляс под казачьи напевы. А владелец заведения сделал записи их песен и частенько ставит теперь слушать посетителям.
Как-то раз на репетицию хора в Обуховку приехал американец. Он услышал старинные казачьи песни и попросил разрешения записать их, чтобы увезти с собой в Америку. Там, по его словам, они очень ценятся.
Когда Обуховский народный казачий хор в очередной раз подтверждал свое звание народного, члены квалификационной комиссии удивленно поинтересовались:
- Где вы берет эти уникальные песни?
- От бабушек, - ответили певуньи.
-А исполнительский талант нам Бог дает, и земля наша.
Сегодня коллектив готовится к майским праздничным концертам, к Шолоховской весне, и несмотря на трудности с аккомпаниатором и не слишком частые репетиции, хор продолжает работать и даже пополняется. Недавно появились в составе Галина Андреевна Середина, Елена Леонидовна Стельмашова, Зоя Николаевна Гапонова и дочь старейшей участницы хора – Галина Алексеевна Сухарева. А это значит, что свой 75-летний юбилей, который состоится нынешней осенью, хор встретит в полном расцвете.