Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Во что верили наши предки? //Петровский бульвар. – 2007. – 20 июня (№ 9). – С. 7.
До IV в. ни христианство, ни иудаизм особо широкого распространения в Северном Причерноморье не получают.
К 313 г., когда фактически христианство становится государственной религией, по подсчетам западных богословов, христианами были не более 10 - 20% жителей Римской империи.
На далекой окраине античного мира, которой в это время было Северное Причерноморье, христиан не могло быть много. Данные археологии, в частности, раскопанные в Херсонесе и Пантикапее склепы с христианской символикой (которой в это время был отнюдь не крест), наглядно свидетельствуют, что горожанам христианство было известно, но число христиан во II- IVвв. было крайне невелико.
Весьма загадочным является культ «Бога высочайшего», распространенный в Танаисе. Об этом культе говорят надписи, найденные опять-таки при археологических раскопках. Но и предположение об иудаизме жителей Танаиса является всего лишь предположением.
Первые века нашей эры были временем возникновения целого ряда новых религиозных культов, о большинстве из которых нам известно очень мало, поскольку они были уничтожены. Культ «Бога высочайшего», существовавший в Танаисе, так, вероятно, и останется для нас загадкой.
В конце IV века в христианство был обращен Херсонес. Но сама историческая эпоха не способствовала дальнейшему распространению христианства в Причерноморье. Оседлое население стремительно сокращалось, а кочевников обратить в христианство было очень трудно. Смена веры, как правило, сопровождается полным или частичным уничтожением всей прежней культуры. Удивительно ли, что люди отказывались становиться христианами. На территории самой Римской империи обращение в христианство сопровождалось массовым насилием. К племенам варваров по понятным причинам насилие применить было невозможно. По политическим соображениям отдельные вожди кочевников могли принимать христианство, как это сделал «царь гуннов» Грод в 529 г., но они либо погибали от рук своих соплеменников, либо для них христианский бог становился просто еще одним из богов, которым они поклонялись.
При императоре Юстиниане в уцелевших городах Крыма строятся в большом количестве церкви, многие из которых вы можете видеть до сих пор среди развалин Херсонеса. Но варвары упорно не желали становиться христианами. Не стали ими и союзники Византийской империи хазары. Хотя дочь кагана Хазарии Чичак в 732 г. и стала византийской императрицей-христианкой Ириной, родственники ее сохраняли веру отцов до конца VIIIвека.
Принятие новой веры - вообще процесс очень длительный. Если кто-то считает, что в 1000 г. все русские люди были христианами, как и князь Владимир, тот очень сильно заблуждается. Что же касается разобщения народа и правителя, то вот очень интересный факт. На родине, в наших степях, они восстали против власти кагана, но теперь в новой обстановке они всячески стали подчеркивать свой иудаизм, как способ сохранить свою самобытность. Так что принятие иудаизма было явлением совершенно аналогичным принятию новой веры в любой другой стране, и в его исторической судьбе никакого отрицательного значения не имело.
Иудаизм кагана не мешал в целом добрососедским отношениям Византии и Хазарии. Хазары не мешали миссионерской деятельности Византии на землях Крыма. Но попытки обратить в христианство самих хазар были безуспешны. Сам знаменитый Константин Философ, более известный как Кирилл - создатель азбуки для славян, проиграл раввинам религиозный диспут, устроенный при ставке кагана. Свидетельством распространения иудаизма в нашем регионе стало надгробие с изображением двух семисвечников, выставленное теперь в экспозиции Азовского музея-заповедника.
Ослабление Хазарского каганата в начале Xв. привело к тому, что государства ранее, бывшие вассалами империи, начинают от нее постепенно отдаляться. При этом в политических целях они принимают новую веру. Почти одновременно булгары на территории современного Татарстана принимают ислам, а аланы и касогии на Северном Кавказе принимают христианство. Поскольку представители этих народов обитали в это время и на территории нашего края, именно этот момент можно считать временем появления здесь христианства.