Включить версию для слабовидящих

Старая сказка о верном коньке

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

СТАРАЯ СКАЗКА О ВЕРНОМ КОНЬКЕ
Литературный вечер

(На сцене за столом сидит Вера и рассматривает книги о лошадях и сказочных животных. Появляются Катя и Наташа)

КАТЯ: Вера, так вот ты, оказывается, где!

НАТАША: Я сразу догадалась, что ты после занятий в свою любимую библиотеку пойдёшь. Мы с Катей тоже решили выбрать что-нибудь интересное.

КАТЯ: Вера, а что ты с таким интересом рассматриваешь? Это какие-то энциклопедии?

ВЕРА: Книги о лошадях и волшебных существах. Вы же помните, на уроке литературы Ксения Павловна дала мне задание — подготовить доклад о персонаже, который встречается в сказках. Я думала-думала и решила, что хочу написать о каком-нибудь волшебном скакуне. Тем более что лошадей я очень люблю и умею ездить верхом.

НАТАША: Это мы знаем, Вера! Мы были на твоих соревнованиях и видели, как ты отлично выступаешь.

КАТЯ (ненадолго задумавшись): Я из сказочных лошадей только Сивку-Бурку могу вспомнить. Она помогла Ивану выполнить задание царя и взять в жёны красавицу-царевну.

ВЕРА: «Сивка-Бурка», конечно, сказка интересная, но у меня другая идея — сделать доклад про Конька-Горбунка, которого придумал русский сказочник Пётр Павлович Ершов.

НАТАША: Вера, это отличная идея! Так в чём же трудность?

ВЕРА: Я хотела написать не только о сказке, но и о её авторе. Тем более что в этом году он — юбиляр, 6 марта 2020 г. исполняется 205 лет со дня его рождения. Но материалов так много, а времени так мало...

КАТЯ: А давайте попросим библиотекаря Ирину Ивановну нам помочь! Она всегда на мои вопросы отвечает, книги интересные советует. Думаю, и на этот раз не откажет.

(Появляется Библиотекарь со стопкой книг)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ну что, Верочка, определилась с темой своего доклада? Или ещё литературу посмотришь?

ВЕРА: Да, я буду писать про волшебного Конька-Горбунка.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Отлично! Сейчас принесу тебе эту сказку...

ВЕРА: Ирина Ивановна, мне нужна ваша помощь — я бы хотела добавить в свой доклад краткую биографию П.П. Ершова и, может быть, какие-нибудь интересные факты о его творчестве.

НАТАША: Вы можете рассказать нам об этом писателе?

КАТЯ: Нам очень любопытно!

БИБЛИОТЕКАРЬ: С удовольствием. Давайте перенесёмся на два века назад и познакомимся с биографией нашего героя...

В СЛАВНОМ ГОРОДЕ ИШИМЕ

(Слайд—П.П. Ершов)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Наш герой появился на свет 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Его отец Павел Алексеевич Ершов был чиновником и много ездил по стране по делам, связанным со службой. Маленький Петя был очень болезненным, и родители не знали, выживет ли он. Когда малышу исполнился годик, Ершовы решили для спасения своего сына поучаствовать в необычном древнем обряде, неизвестно откуда пришедшем в Сибирь. Называется он «продать сына».

ВЕРА: Продать?! Как же так?!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Не волнуйся, Вера. (В зал) Ребята, сейчас вы увидите небольшую сценку и поймёте, в чём заключалось это действо... (Библиотекарь, Вера, Катя и Наташа встают у кулис)

Сценка «Продаём сына»

(Слайд — деревенская изба. Появляются Рассказчик, Мать, Отец. У  Матери на руках свёрток или кукла, изображающие ребёнка)

РАССКАЗЧИК: Старинный обряд «продажа сына» проводился так: мать и отец ребёнка, который часто хворал, звали нищего. Тот заходил во двор и становился перед окном...

(Слайд — окно в деревенской избе. Появляется Нищий. Мать протягивает ему «ребёнка»)

МАТЬ: Купи!

НИЩИЙ: А сколько возьмёте?

ОТЕЦ: Грош!

(Нищий кивает, а затем уходит)

РАССКАЗЧИК: После этого «проданного» ребёнка клали обратно в колыбельку. (Мать и Отец уходят)
Грош, друзья, это мелкая медная монетка. Считалось, что такой обряд поможет малышу выздороветь. А помог ли он Пете, вы сейчас узнаете... (Уходит)
(Библиотекарь, Вера, Катя и Наташа возвращаются на сцену)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Действительно, мальчик окреп и стал себя чувствовать гораздо лучше. Когда он вырос, то шутя любил повторять: «Цена мне — грош». Семья нашего героя из-за работы отца часто переезжала. Маленький Петя видел разные города, знакомился с бытом народностей Русского Севера, восхищался красивой и удивительной природой. Он обожал слушать старинные предания, сказки и истории, которые рассказывали по вечерам старики.

ВЕРА: А где учился Ершов?

БИБЛИОТЕКАРЬ: В 1824 г. родители определили Петю и его брата Николая в Тобольскую гимназию. Мальчики жили в купеческой семье Пиленковых — родственников матери.

НАТАША: Наверное, будущий писатель хорошо учился?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, он был очень старательным. А по выходным занимался в литературном кружке. Там гимназисты читали русскую и зарубежную классику, обсуждали собственные литературные произведения. Руководил кружком директор гимназии Иван Павлович Менделеев — отец будущего выдающегося химика. Именно Иван Павлович помог развитию дарования и хорошего литературного вкуса Петра Ершова.

УДАЧНЫЙ ДЕБЮТ

(Слайд — Императорский Санкт-Петербургский университет)

КАТЯ: Пётр Ершов получил высшее образование?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Да. Когда они с братом окончили гимназию, то отец перевёлся в Петербург, где юноши поступили в Императорский Санкт-Петербургский университет. В 1831-1835 гг. наш герой учился на историко-филологическом факультете.
Любопытно, что во время занятий всем казалось, что Пётр внимательно записывает лекции. Но на самом деле он сочинял стихи.

(Слайд — П.П. Плетнёв)

В университете П. Ершов познакомился с преподавателем и профессором русской словесности Петром Александровичем Плетнёвым, поэтом и критиком, другом Александра Сергеевича Пушкина.

(Слайд — А.С. Пушкин)

Именно Плетнёв однажды принёс Ершову томик замечательных сказок А.С. Пушкина. И наш герой решил, что будет сочинять волшебные произведения. Он хотел писать о народе — находчивом, умном, талантливом, о людях, сильных духом и характером.

ВЕРА: А когда Пётр Ершов написал первую историю?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Во время обучения в университете. Закончив работу, он представил на суд В.А. Жуковского и А.С. Пушкина своё первое крупное произведение — сказку «Конёк-Горбунок».

(Слайд — обложка книги «Конёк-Горбунок»)

НАТАША: Александру Сергеевичу понравилось это произведение?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Поэт похвалил начинающего автора: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». А П.А. Плетнёв во время одной из лекций прочитал с университетской кафедры отрывок из «Конька-горбунка» и назвал студентам автора сказки — их сокурсника Петра Ершова, сидевшего тут же в аудитории. Юноша был счастлив! В 1834 г. сказка была опубликована отдельным изданием.
  К Ершову пришёл успех, он стал известным литератором: ходил на литературные встречи, искал новых знакомств, пробовал себя в различных жанрах. Он был полон планов и надежд! Но... в писательском мире того времени всё было очень не просто. Политика и литература плотно переплетались. После публикации сказка надолго попала под запрет цензуры, и второе её издание вышло только в 1856 г.
  Приближающееся окончание университета было связано у молодого сибиряка с проблемами. Он не смог получить желаемую должность, приходилось расставаться с друзьями, порывать с литературной средой. Противоречивые чувства вызывало и прощание с самим Петербургом, к которому он привязался.
  В 1836 г. наш герой вернулся в Тобольск и устроился учителем в гимназию, а с 1857 г. стал директором гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Одним из его учеников был будущий знаменитый химик Дмитрий Иванович Менделеев.
  Ершов любил искусство и даже был инициатором создания любительского гимназического театра. Он написал несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», комическую оперу «Якутские божки», «Черепослов». Печатал свои стихотворения в журналах «Библиотека для чтения» О.И. Сенковского и «Современник» П.А. Плетнёва.
  20 марта 1858 г. П.П. Ершов вновь посетил Санкт-Петербург — город своей юности. Это была служебная поездка по делам гимназии: он был вызван для встречи с министром просвещения. В 1862 г. наш герой вышел в отставку. В последние годы жизни он был дружен с талантливым сибирским художником и писателем Михаилом Степановичем Знаменским. После смерти Ершова Знаменский помогал в воссоздании биографии писателя.
  Пётр Ершов скончался в Тобольске 30 августа 1869 г. Похоронен он был там же, на Завальном кладбище. На могильном камне написано: «Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк-Горбунок».
  Ребята, для миллионов людей этот писатель останется человеком, создавшим незабвенную волшебную историю «Конёк-Горбунок». Эта сказка издавалась огромными тиражами не менее 130 раз на 27 языках народов мира.

ВЕРА: Большое спасибо, Ирина Ивановна, за ваш интересный рассказ.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А сейчас, ребята, чтобы проверить, всё ли вы запомнили, предлагаю ответить на вопросы викторины.

ВИКТОРИНА «ПОЭТ. СКАЗОЧНИК. ДРАМАТУРГ»

(Библиотекарь задаёт вопросы. Ребята отвечают, за правильные ответы получая сувениры)

Вопросы

  • В каком году родился Пётр Ершов? (В 1815 г.)
  • За сколько маленького Петю «продали» нищему, чтобы с помощью определённого ритуала сделать ребёнка более крепким? (За грош)
  • В каком городе учился в гимназии Пётр? (В Тобольске)
  • В каком городе учился в университете Ершов? (В Санкт-Петербурге)
  • В каком году Пётр Петрович написал сказку «Конёк-Горбунок»? (В 1834 г.)
  • В каком году сказка «Конёк- Горбунок» вышла отдельным изданием? (В 1834 г.)
  • Какому великому русскому поэту понравилась сказка «Конёк- Горбунок»? (А.С. Пушкину)
  • С 1857 г. Пётр Павлович Ершов был назначен директором Тобольской гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Кто из будущих великих учёных был его   учеником? (Д.И. Менделеев)
  • Чем кроме поэзии увлекался Пётр Ершов? (Театром)
  • В каком городе похоронен знаменитый литератор? (В Тобольске)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Вижу, слушали вы очень внимательно! Ребята, я знаю, что все вы прекрасно знаете сказку «Конёк-Горбунок». Предлагаю выполнить несколько заданий. Переходим к первому. Сейчас вы увидите на слайде фрагмент текста. В четырёх словах допущены ошибки. Вам нужно не только их исправить, но и из букв, которые вы добавляли, сложить имя героя сказки.

«НАЙДИ ОШИБКИ»

(На слайде демонстрируется фрагмент текста. Ребята выполняют задание. Из букв В, Н, И, А должно получиться слово «Иван»)

Задание

Царь-девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна-то и тонка,
Чай, в обхат-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёка.
Пусть полюбтся кому,
Я и дром не возьму.

Ответ. Ошибки в словах: обхват, цыплёнка, полюбится, даром.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы! Имя главного героя сказки — Иван. А мы продолжаем. Следующий конкурс называется «Волшебный сундучок». (Выносит небольшой сундучок, в котором находятся вырезанные из бумаги изображения предметов из сказки «Конёк-Горбунок»)

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ваша задача — угадать по описанию предметы, изображения которых находятся в сундучке.
(Библиотекарь задаёт вопросы. Ребята отвечают. После каждого правильного ответа Библиотекарь демонстрирует предметы. Ответившие верно получают сувениры)

Задания

  • За этим предметом царь отправил Ивана по   просьбе Царь-девицы к «морю-океяну». (Перстень)
  • Её Иван постоянно брал с собой, кладя за пазуху. (Краюшка хлеба)
  • Волшебный предмет, который Иван нашёл в поле и из-за которого случились все несчастья. (Перо Жар-птицы)
  • Крупа, с помощью которой Иван поймал Жар-птицу. (Пшено)
  • Жидкое вещество, благодаря которому Иван «...стал пригожий, что ни в сказке сказать, ни пером не написать!» (Молоко)
  • Головной убор царя. (Корона)
  • Традиционная обувь русских крестьян. (Лапти)
  • Брат Царь-девицы. (Солнце)
  • Ими было засеяно поле. (Зёрна пшеницы)
  • В них Иван прятал перо Жар-птицы. (Тряпица, шапка)
  • Этот элемент гардероба помог Ивану поймать Жар-птицу и не обжечь руки. (Рукавицы)
  • Без них не может обойтись ни одна лошадь, которая используется в хозяйстве. (Подковы)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Отличный результат, ребята! Перед тем как мы перейдём к следующему заданию, предлагаю немного отдохнуть и посмотреть фрагмент замечательного мультфильма «Конёк-Горбунок».

(Демонстрируется фрагмент мультфильма «Конёк-Горбунок»)

А сейчас предлагаю ответить на новые вопросы.

«САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

(Библиотекарь задаёт вопросы. Ребята отвечают, за правильные варианты получая сувениры)

Вопросы

  • Сколько сыновей было у старика? (Трое)
  • Сколько коней — «да таких, каких поныне не бывает и в помине» — родила кобылица? (Двоих)
  • Сколько лет Чудо-юдо Рыба-кит лежал поперёк моря-океана? (Десять)
  • За сколько дней царь велел Ивану достать перстень Царь-девицы? (За три)
  • Сколько котлов приготовили Ивану по распоряжению царя и что было в них? (Три котла: с молоком, водой варёной и водой студёной)
  • Для поимки Жар-птицы главному герою потребовались корыта и ширинки (полотенца). По сколько штук? (Два корыта и две ширинки)
  • Сколько лет исполнилось Царь-девице? (Пятнадцать)
  • В каком возрасте был царь, когда надумал жениться? (Ему было семьдесят лет)
  • Сколько кораблей проглотил Чудо-юдо Рыба-кит? (Три десятка)
  • Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка)
  • Какой длины были уши у Конька-Горбунка?. (Один аршин)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы! Друзья, а как вы думаете, чему учит нас сказка П.П. Ершова? (Ребята отвечают)

ВЕРА: Мне кажется, она демонстрирует, насколько важно избавляться от зависти, злобы, жадности, лживости. А ещё автор показывает нам, что необходимо уметь дружить, быть смелыми и не пасовать перед трудностями.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Спустя много лет после публикации сказки Пётр Павлович писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь». Так и получилось: мы и сейчас с большим удовольствием читаем про «конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами», про незадачливого Иванушку, глупого царя и пре-красную Царь-девицу...

Ребята, давайте закрепим знания этой замечательной сказки решением кроссворда.

КРОССВОРД «ЗА ГОРАМИ, ЗА ЛЕСАМИ...»

(Библиотекарь выносит плакат с кроссвордом и прикрепляет его к стене. Вера раздаёт маркеры и фломастеры. Библиотекарь задаёт вопросы. Ребята отвечают, вписывая правильные ответы в ячейки и получая сувениры)

1ЕршовКросс1

Вопросы

По вертикали

1.  Там жил старик и его сыновья. (Село)

2. Кто на рынке приказал всем, чтоб не покупали двух красивых вороных коней, которых привёл Иван? (Городничий)

3.  Сколько шапок серебра попросил  за  вороных  скакунов Иван? (Десять)

5.  Какого цвета была кобылица? (Белая)

6.  Какой  брат  первым  отправился сторожить пшеницу? (Старший)

10.  Кто говорил такие слова: «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?» (Горбунок)

По горизонтали

4.  Что в «долгом времени, аль вскоре» приключилось с героями? (Горе)

7.  Имя старшего сына старинушки. (Данило)

8.  Кто из царских слуг невзлюбил Ивана и строил против него козни? (Спальник)

9.  Закончите фразу: «Что за поле! Зелень тут словно камень ...» (Изумруд)

10. Имя среднего сына старинушки. (Гаврило)

11.  Что украл спальник у Ивана? (Перо)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, память о знаменитом сибирском сказочнике Петре Павловиче Ершове живёт в сердцах людей многих поколений. В честь поэта в Тобольске названа улица, а также установлен памятник. На нём написано: «Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк-Горбунок». Село Безруково, в котором родился наш герой, переименовано в Ершово.
  13 июня 2015 г., в ознаменование 200-летнего юбилея со дня рождения автора, был открыт бронзовый памятник в городе Ишим. Скульптура отражает основные образы творчества поэта: рядом с Ершовым верный Конёк-Горбунок, за спиной — Жар-птица, а кресло заменила Чудо-юдо Рыба-кит.

ВЕРА: Большое спасибо, Ирина Ивановна! Я столько сегодня интересного узнала о П. Ершове и его сказке, что сделаю самый лучший доклад.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Я надеюсь, Вера, ты получишь за свою работу высший балл. Друзья, наше мероприятие подходит к концу. Если, вас заинтересовала жизнь и творчество поэта, то можете посмотреть книги на выставке. (Проводит обзор экспозиции, предлагая ребятам взять и прочитать понравившиеся издания)

Ковальская, М.В.  Старая сказка о верном коньке/ М.В. Ковальская// Читаем, учимся, играем.- 2019.- №12.- С. 45- 49.

 

 

 

 

 

2         425