Включить версию для слабовидящих

День знаний 2019

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ДЕНЬ ЗНАНИЙ 2019
сценарий

Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые учителя и родители!
   Всего несколько часов тому назад закончилось лето… Ах, лето! Как прекрасно оно было! Как упоительно и восхитительно, не правда ли?
  И как быстро оно закончилось. И сегодня, 1-го сентября, за школьные парты вновь сели тысячи школьников.
  Так уж повелось, что 1-е сентября – день начала учёбы. Это помнят ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, это знаете и вы, ребята, и готовитесь к этому дню, как к празднику.
  Традиционно первый учебный день нового учебного года называют Днём знаний. И сегодня мы пригласили вас на урок знаний в библиотеку.

/видеоролик 1-е сентября/

Чтец:

Уже земля сменила платье
Надела праздничный наряд
Сегодня праздник! Школьный праздник
По всей стране, у всех ребят!
Хоть солнцем лето нас дразнит,
Уже звонок зовет.
И будет длиться школьный праздник
Не целый день, а целый год!
Первый школьный звонок
Вновь зовет на урок.
Значит, кончилось звонкое лето.
В эти дни сентября, детям радость даря,
Каждый год повторяется это.
Опять настал учебный год,
Опять, друзья, нас парта ждет,
А мы, войдя в свой светлый класс,
Начнем о Родине рассказ.
Светлы и бескрайны просторы России,
Стоит величаво твердыня Кремля.
Своей красотой и могучею силой
Ты славишься в мире, держава моя!
С надеждой и верой под небом свободным
Мы свято России любимой верны. 
Пусть в мире и дружбе живут все народы 
Под флагом трехцветным могучей страны.
Вот гордо вскинул два крыла
Твой герб двуглавого орла.
И звуки гимна величаво 
Плывут над вечною державой,
Свободно реет в небе синем
Трехцветный флаг моей России.

В День знаний хочется сказать
Друзьям не по секрету:
Я так хочу учёным стать,
Чтоб изучать планеты.
Слетать сначала на Луну,
А после – на Юпитер
И прославлять свою страну
Каскадами открытий!

Ведущий: Вот и кончились летние каникулы, начался новый учебный год! По­зади жаркое лето, река, походы, свобода. Впереди -школа! Как вы знаете, нет ничего вечного, в том числе каникул. Все течет, все меняется! Изменились и вы, хотя сами этого, может, и не за­метили. И как, наверное, приятно прийти в родную школу, встретить­ся с товарищами, увидеть любимых учителей!

Чтец:

Здравствуй, осень золотая!
Здравствуй, школа! На урок
Нас зовёт, не умолкая,
Переливчатый звонок.
Мы с веселыми друзьями
Вдаль на школьном корабле
Поплывем по морю Знаний
К неизведанной земле.
Мы хотим весь мир объехать,
Всю вселенную пройти.
Пожелайте нам успеха
И счастливого пути.

Чтец:

Говорят не зря кругом:
Школа — наш родимый дом.
Тот, кто думает не так,
Нам с тобою первый враг.
Ты пойми, что для страны
Твои знания нужны:
В подворотне не гуляй,
А конспекты составляй!
Пусть другой спешит в буфет
Портить зубы от конфет,
Ты учи на зло ему
Про Герасима с Муму.

Чтец:

Промчалось лето красное, 
Весёлое и вольное.
Настало время классное,
Дворовое и школьное.
Немножечко дождливое,
Холодное и стужное,
Но всё-таки счастливое
И очень-очень дружное. 
(А. Усачёв)

Ведущий: Из года в год 1 сентября  школы и библиотеки приветливо открывают вам свои двери. Сегодня вы вновь собрались чтобы вместе и отправиться в увлекательное, интересное, хоть порой и трудное путешествие по Стране Знаний. Этой страны вы не найдете ни на одной карте или глобусе, ее там нет. Эту страну предстоит открывать вам самим с помощью учителей. От вас самих, зависит кем вы станете: знайками или незнайками.

Ведущий: Ребята, образование в России имеет длительную историю.
   Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было. Дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб.
  Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители.
Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

Ведущий: Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.
  В 1028 году сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.
  Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно­приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви).

Чтец:

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как  Веди, Г – глаголь
И учитель для науки 
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины 
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась 
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке. Н. Кончаловская.

Ведущий: Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делила своё дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», -говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков. Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло.

Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков - уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - закончил школу. Всё зависело от способностей. В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшими училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

В доме своём, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.

Ведущий:

В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.

   Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала Перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания...». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом - каждый на указанное учителем место.
  Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»... Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

(Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребятасоставляют слово.)

Буквы для карточек:

«Добро», «Он», «Мыслете». (Дом).

«Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

Молодцы! Справились с заданием.

Ведущий: Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз.
Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги. Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но больше всего они боялись розг. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет.»

Ведущий: Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова,  а каждый четверг готовую еду –блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша.
Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками».
Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть »

Входит Мальвина: Привет! И о какой каше вы говорите? Что здесь кашей кормят?

Аня: Привет! А ты кто такая?

Мальвина: Как кто такая? Я же Мальвина – девочка-красавица. И к тому же необыкновенная умница!

Аня: Ха-ха! Мальвина! Меня не обманешь! Мальвина! Да у Мальвины волосы синие, а у тебя – русые!

Мальвина: Какая смешная девочка! Это сегодня я – русая,а вчерабыла с фиолетовыми волосами,а захочу – завтра в зелёный их выкрашу! Это тебе не те времена, когда про меня Карло Колоди сказку сочинил, а А.Н.Толстой сделал её литературный перевод. Я же сейчас современная Мальвина! Но иногда меня нет-нет, да и посетит ностальгия.(Мечтательно)
(Надевает синий парик)
Ну, а сейчас, узнаёшь меня?

«А роза упала на лапу Азора»

   Помню, с каким трудом, обучала я чистописанию этого шалопая Буратино, а он вместо пера всё носом, носом норовил писать. Но, однажды, он всё-таки испугался, когда сунул в чернильницу свой нос, а когда собрался им писать с него на бумагу упала огромная клякса.

Аня: Опять ты меня смешишь! Перо – это у птиц! Чистописание? Чего ему учить? Будь внимателен! Не делай ошибок! Не зачеркивай слов! Вот и будет всё чисто написано!
(Передразнивая)  Учить чистописанию!

Мальвина : Напрасно иронизируешь! Урок чистописания был одним из самых сложнейших в школе.

Писать красиво не легко
«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»
За буквой буква, к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Аня (задумчиво): А на чём и как писали в древней школе?
   Ведущий: писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой  бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «...духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

Ведущий: Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

Книги ваши добре храните
И опасно наместо кладите;
Книгу кладя, печатью вверх закрывай
Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.
Книги к старосте в соблюдение,
Со молитвой, приносите,
Тако же заутро принимая,
С поклонением, относите.
Книги свои не вельми разгибайте,
И листов в них тож не пригибайте.
Книг на седалищном месте не оставляйте,
Но на уготованном столе
Добре поставляйте.
Книг аще кто не бережёт.
Таковый души своей не бережёт.

Ведущий: А в чём переносили ученики свои школьные принадлежности?

Ведущий: На Руси сначала школьники пользовались плетёнными заплечными коробами, которые назывались «туесами». Чуть позже в обиход вошли мягкие заплечные мешки на затяжке «кисы».
   Ещё позже появились заплечные сумки, которые давали максимум свободы в движении. А ещё они позволяли распределить нагрузку на скелет человека.  Первоначально это были ранцы, а позднее рюкзаки, ещё позже стали использовать портфель.

Ведущий: А во что одевались ученики древнерусской школы?

Ведущий: Первоначально ученики ходили в школу в том, что  могли предоставить им родители.
    Мальчики носили широкие штаны и рубаху-косоворотку, на голове – картуз. У девочек – сарафан.
   Первая форма появилась у учеников гимназии. Мальчики носили  курточки с, отложными воротничками, а девочки – строгие коричневые платья и фартуки. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана пережитком прошлого и отменена.

См.: История парты: дополнительный материал
        История чернильницы: дополнительный материал
        История школьной формы: дополнительный материал

Ведущий: В наши дни, ребята, бе­лый фартук и кружевные во­ротнички встретишь не часто, наверное, лишь рассматривая ста­рый альбом с фотографиями.

Ведущий: Да, согласна с тобой. Но всё-таки, мне кажется, в ноше­нии определённого фасона одеж­ды в школе нет ничего дурного. Ребята привыкают к дисципли­не, чувствуют «равенство», оде­ваясь практически одинаково. Никакой зависти у одноклассни­ков нет. Может, сначала форма кому-то и не нравится, но к ней быстро привыкаешь и даже начинаешь гордится ею.
См.: Воспитание на Руси: дополнительный материал

Ведущий: Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам!»
   А нашему поколению есть чему у них поучиться:
   Во-первых - это аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.
   Во-вторых - терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра и до вечера.
   В-третьих - трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.
   А самое главное - послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.

Чтецы:

Отпылало лето жарким зноем,
 Позади счастливейшие дни...
И опять, как прежде, мы с тобою
В утро ранней осени пришли...
И опять начнется все сначала
В школе от звонка и до звонка.
Снова от сентябрьского причала
Понесет нас школьная река...
За окошком листопад.
Пролетело лето.
В средней школе ждут ребят
Прежние предметы.
Это новые страницы,
Сложные программы.
Будет нелегко учиться,
Но помогут мамы.
Перед толстой стопкой книг
Сняв в почтенье шляпу,
Как примерный ученик,
Вспомнит школу папа.
Твёрдо встанут у руля,
Поведут к победам
Прежние учителя.
С ними страх неведом!
Мы сегодня рады встретить
Всех своих учителей.
И хотим опять за парты –
Заниматься поскорей!
Знаем, это не надолго:
Скоро рвение пройдёт.
Но сегодня день особый –
Школа нас к себе зовёт!

Выходит мальчик. Берет с пола мячик, раскрашен­ный, как глобус, и начинает его подбрасывать.

Входит Маша.

МАША: Здравствуй, Вася!

ВАСЯ: Привет, Машка! Ты зачем пришла?

МАША: Уз­нать, почему тебя не было в школе. Ведь сегодня 1 сентября — День знаний.

ВАСЯ:

В школу больше не пойду,
Потому что не хочу!
Потому что каждый день
Мне учиться в школе лень!
Не желаю я учиться,
Лучше буду веселиться!

МАША:

Ладно, в школу не ходи!
Дома ты, лентяй, сиди!
Без тебя нам будет лучше,
Перестанешь всех нас мучить,
Обзываться и кидаться,
Стулья новые ломать
И на партах рисовать.
И поэтому, бездельник,
Ничего не будешь знать!

(Вася бросает мяч-глобус в Машу, Маша его ловит.)

МАША:

Вот, к примеру, шар земной —
Неспроста такой цветной.
А вопрос к тебе простой:
Кто так много миль проплыл
И Америку открыл?

ВАСЯ:

Маш, я этого не знаю,
Я ведь книжек не читаю.
Спросим лучше у ребят,
 Пусть они и говорят.

МАША:

Ладно, пусть нам скажут дети.
Кто поймал шар, тот ответит!

(Бросает мяч-глобус читателям каждый раз, когда задает геогра­фический вопрос.)

  • • Кто так много миль проплыл И Америку открыл? (Колумб.)

возвращайте глобус мне.

  • • Сейчас попробуйте ответить: Воды иль суши больше на планете? (Воды.)
  • • Полюс Северный и Южный. Каждый полюс снежный, вьюжный.  Отвечай-ка на вопрос: На каком сильней мороз?(На Южном полюсе).
  • • Континентов всего шесть, Я прошу их перечесть. (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.)
  • • Четыре океана на планете. Какой из них самый большой? Ответьте.(Тихий океан.)
  • • Россия — это наша любимая страна. А на каком материке находится она? (На материке Евразия.)

Ну, ребята, молодцы!
 В географии сильны!
А не то что, Вася, ты.

ВАСЯ:

География — наука!
Буквы, цифры это скука.

МАША:

Я вам буквы покажу,
Нет в них скуки, докажу.
Есть интересная игра —
Мы вспомним нужные слова.

(Маша достает из папки желтые, вырезанные из бумаги в кленовых. На каждом листе написана  определенная буква. Далее Маша поочередно показывает листочки зрителям, а затем прикрепляет их на планшет)

МАША:

  • • Какая это буква? (А.)

На букву «А» есть города,
Один  из них Анапа.
Ещё какие города
Вы знаете на букву «А»?
(Азов, Архангельск, Астрахань…)

  • • Какая это буква? (О.)

На букву «О» есть имена,
Вы  «называйте их, друзья!
(Ольга, Олег, Оксана, Олеся, Остап,Офелия и др.)

  • • Какая это буква? (К.)

Задачка к вам моя легка!
Вы перечислите животных,
Названье у которых с «к».
(Крокодил, кабан, кролик, конь, коза, крыса, кенгуру, койот, кит и др.)

  • • Какая это буква? (Л.)

Вы на «л» без промедленья
Называйте мне растенья.
(Липа, лиственница, ландыш, лаванда, левкой, лилия, лютик, лен, лимон, лук, люцерна и др.)

  • • Какая это буква? (ш.)

Вспоминайте не спеша
Всю одежду с буквы «Ш».
(Шуба, шапка, шарф, шляпа, шинель, штаны, шорты, шаль и др.)

Смотрите, сколько букв у нас!
Составим слово мы сейчас. Что это за слово? (Школа.)

ВАСЯ:

Ясно, буквы надо знать
И слова уметь читать.
Но зачем нужны мне цифры
 И к чему считать учиться?
Если посчитать хочу,
Калькулятор я включу.

(Достает из кармана калькулятор и всем его показывает.)

МАША:

Но когда решить не сможешь
Ты задачку, то, увы,
Самый лучший калькулятор
Не заменит головы.

ВАСЯ:

Ладно, Маша, мы посмотрим,
Как решишь задачу ты.
Шел по городу я как-то налегке,
Семь ворон увидел на кусте,
Я скорей схватился за рогатку,
Выстрелил в одну из них украдкой.
Ты скажи мне, Машка, побыстрей:
Сколько птиц, осталось на кусте?

МАША (схватившись за голову):

Ну ты, Вася удивил —
Чуть ворону не убил.
А ответ к твоей задачке
У меня, бесспорно, есть:
 Семь минус одна ворона —
 Остается только шесть.
Но, конечно, в самом деле
все вороны улетели.
А теперь я предлагаю,
Чтоб ребята порешали
Интересные задачи,
И желаю им удачи!

Ведущий: Задачки в стихах:

В зоопарке он стоял,
обезьянок все считал:
две играли на песке,
три уселись на доске,
а двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы их успели?
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли. Оли, Гали, Вани
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать им пироги. (12 штук)

Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало,
Даже больше, чем сначала. (Три.)

  За окном сидели птички,
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц? (Пять.)

 У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал ещё тетрадку Наде. Сколько у неё тетрадей? (Шесть)

Ведущий: Ребята, а теперь решите другие задачи. Сможете?

1 .Когда гусь стоит на двух ногах, он весит 4 килограмма. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (4кг)
2.Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно вывалилось. Сколько яиц осталось? (ноль)
3. 4 яйца варилось 4 минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? (4 минуты).
4. У трёх сестёр по одному брату. Сколько всего детей в этой семье? (четверо).
5. Двенадцать братьев друг за другом ходят, Друг друга не обходят! Что это за братья? (месяцы).
6. Произведение каких однозначных чисел даёт число 5? (1 и 5).

Ведущий: а сейчас, ребята, я хочу предложить вам ряд интересных заданий по русскому языку.

1.Например, я называю слово в единственном числе, а вы хором – форму множественного числа.

Дуга - дуги                  житель - жители
Рука – руки                 любитель – любители

Мука -                         учитель - учителя

Ведро — ведра                   День — дни

Цыпленок — цыплята         Бедро — бедра

Пень — пни                         Козленок — козлята

Метро — ... (нет)                 Лень — ... (нет)

Бочонок - бочонки               человек – люди

  1. А теперь, ребята, наоборот. Я называю форму множественного лица, а вы форму единственного.

Певцы - певец              орехи - орех
Венцы - венец               успехи - успех
Щипцы -                        доспехи –

  1. B следующем задании Вам, ребята, необходимо подобрать одно коренные слова женского рода.

Повар - повариха                            купец - купчиха

Портной - портниха                          храбрец -

  1. Подобрать однокоренные слова мужского рода:

Коза — козел            Оса —

  1. Ребята! Образуйте теперь из имён прилагательных имена существительные.

Новый - новость                              полный - полнота

Сосновый - сосна                            чёрные - чернота

Мёрзлый - мерзлота                         ясный – ясность

  1. Существительные из глаголов:

Знать — знание                        Палить — пальба

Сиять — сияние                       Молить — мольба

Влиять — влияние                   Молотить — молотьба

   Спать — ... (спанье                    хвалить – хвальба

  Сейчас, ребята, мы проведем ещё конкурс, который называется «Буква заблудилась». И Вам надо найти «заблудившуюся» букву и исправить её на правильную. Например стихотворение:

 «На виду у детворы
Крысу красят маляры»,
- правильно так:
«На виду у детворы
Крышу красят маляры».
А теперь задание:
1.Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной. (Звери)

2.Посмотрите-ка ребятки,
Баки выросли на грядке. (Маки)                                           

3.Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)

4.Мы собрали васильки,
На головах у нас щенки. (Венки)

  1. Говорят, один рыбак
     В речке выловил башмак,
    Но зато ему потом
    На крючок попался дом.
     Миша дров не напилил,
    Печку кепками топил.

Вася: очень интересно. Давайте продолжим наш конкурс.

Ведущий: А сейчас, ребята, давайте вспомним сказки. Ведь каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки извлекли следующие уроки.

1 .Слушайся старших.(сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

2.Не жадничай.(Золотая рыбка. Жадные медвежата)

З.Как аукнется - так и откликнется.(Лиса и журавль).

А сейчас поговорим о сказочных чемпионах.

1 .Гимнастка,  исполняющая следующий трюк «В одно ухо влезает, а в другое вылезает» (Крошечка - Хаврошечка).

2.Гимнаст - любитель кувыркаться через голову? (Колобок)

3.Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает, счастливо судьбу его решает? (Иван царевич).

4.Гонщик на печи? (Емеля).

МАША:

Вы просто умницы, друзья мои!
Собраться в школу Васе помогли.
Ведь всем известно с малых лет –
Ученье —это свет.

  Ну что, Вася, теперь-то ты бу­дешь ходить в школу?

ВАСЯ: Да, ведь неучем-то оста­ваться не хочется.

В школе будем мы учиться,
Станем грамотнее мы.

МАША:

Всех учебников страницы
Нам полезны и нужны.

Уходят.

(Выходит Паж)

Паж:

Здравствуйте, господа!
Не сам я к вам прибыл сюда,
А прислан из царской конторы.
Уберите все лишнее вон,
А здесь поставьте царский трон.
Встречайте, господа!
Сам царь идет сюда.

(Выходит Царь, садится на трон.)

ЦАРЬ:

Видал я царей и царевичей,
Королей и королевичей,
И всяких вельмож!
Лишь в библиотеке я не бывал
Да таких славных ребят не встречал!

   Позовите ко мне Звездочёта. Пусть расскажет нам, что ожидает ребят в новом учебном году.

(входит Звездочёт)

Звездочёт: 

Слуга, принеси трубу, я взгляну.
(Слуга приносит Звездочету подзор­ную трубу.)
Эй, неба не видно! Закажите Луну!
Ты видел, промчалась комета Галлея?
Пройдет 819 линеек.
В созвездии Льва повернулась фигура –
У вас будет 102 часа физкультуры.
Чтоб пятиклассники научились считать и писать,
Им русский язык и математику надо узнать.
А их, я даю вам честное слово,
Будет по 204 урока и того и другого.
Меркурий, синея уходит в зенит —
За год 2448 звонков прозвенит!

Ведущий: Уважаемый Звездочёт! Скажи, пожалуйста, что год учебный нам пророчит?

Звездочёт:

Хронические недосыпания. 
Непредвиденные вызовы родителей в школу. 
Временную амнезию во время ответов у доски. 
Циклические (в конце каждой четверти) припадки любви к школьным учителям. 
Быть героем школьных историй. 
Славу победителя в школьном кроссе. 

Ведущий: А чего стоит опасаться в наступившем учебном году?

Звездочёт:

  1. Своего острого языка.
    2. Перемен в личной жизни, которые произойдут на большой перемене.
    3. Слишком активного пользования Интернетом, что может сказаться на успеваемости
    4. Потерять учебник по геометрии. 
    5. Падений на уроках физкультуры
    6. Однажды весной прийти в школу без брюк и не заметить этого. 
  1. Ведущий: А что о нас говорят учителя?

Звездочёт: Лучше бы вам этого не знать.

Ведущий: Чтобы Вы хотели пожелать нам всем на предстоящий учебный год?

Звездочёт:

- Пусть с вами чаще встречаются сердечные приступы любви к одноклассникам.
- Пока ты будешь 7 раз обдумывать ответ, другие уже поднимут руку и ответят. Будь более решительным.
- Не экономь на своем здоровье. Не пропускай уроки физкультуры.
- Выучи однажды все уроки и проживи хоть один день в году спокойно.
- Будь более расточительным на комплименты для одноклассниц и мамы.
- Засыпая, чаще думай о том, что завтра будет все замечательно.
- Не ходи в школу натощак, это может плохо отразиться на твоем настроении.
- Поменьше в тетрадях ошибок и больше на лице улыбок.
- И еще несколько более серьезных пожеланий: крепкого вам здоровья, долготерпения, усидчивости, выносливости, ответственности. Желаю учиться на "4" и "5", успешно закончить учебный год.

Ведущий: Теперь выполним пару ритуалов, которые помогут нам учиться в этом году хорошо. Чтобы это произошло, надо очистить голову от всех ненужных мыслей. 
Ритуал № 1. "Очищение головы от дурных мыслей". Почешите голову обеими руками, затем сбросьте то, что пристало к вашим пальцам на землю, и так 3 раза! Очистили голову для новых знаний. А теперь нужно призвать побольше пятерок.

Ритуал № 2. Ритуал обращения к Повелителю Пятёрок. Сейчас вы хором должны произнести священную фразу: "Икретяп ан ясьтичу учох!". Затем вскинуть вверх руки с растопыренными пальцами, которых, как известно, по пять на каждой руке, и которые также символизируют отметку "5".

Ведущий: Проведенные ритуалы не только освобождают полезный объем, но также заряжают новыми силами, необ­ходимыми для очередного учебного года. Однако, одних сил недостаточно, если нет желания прикладывать эти си­лы в нужном направлении. Учеба требует усердия и приле­жания, которые отнимают значительно больше сил, чем футбол или даже марафонский забег. А посему я приготовил для вас «Порошок усердия», по специальной – засекреченной – рецептуре.

«Порошок усердия»

Ведущий даёт ученикам  кусочек обыкновенного мела. Ребята передают мел по кругу, при этом каждый из них проводит мелом по одной ладони и затем растирает меловой след обеими руками.

Вот теперь можно смело приниматься за учёбу. Учиться будете только на «5» и «4».

Ведущий: Подошёл к окончанию наш урок знаний 2019. и завершим мы его символическим ритуалом зажигания «Огня знаний».

Ведущий разводит в специальной чаше «Огонь знаний».

Ведущий: Ребята, а сейчас каждый из вас возьмёт в руки свою свечку и по очереди зажжёт от общего огня свой персональный «огонёк знаний». При этом, ребята, вы должны сказать тёплые слова и пожелания на новый учебный год всем своим одноклассникам.

/во избежания пожара свечки сразу потушить/

Ведущий: Ребята, сохраните свечи до конца учебного года и зажигайте их только в случае крайней необходимости – когда не получается выполнить какое-нибудь задание или когда нет желания учиться.

Ведущий: С Днём Знания вас, ребята! С первым школьным днём! Хорошего вам настроения и успехов в учёбе!

Составитель: Мишахина Л.А., библиотекарь абонемента Библиотеки им. А. Штанько

 

 

2         425