Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Библиотечный урок
«Что такое библиографический указатель?»
(Использование библиографических пособий при выборе литературы)
…Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет
разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она научит вас уважать человека и самих себя,
она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М. Горький
Дорогие друзья! Мы пригласили вас совершить путешествие в удивительный и волшебный мир библиографии. В ходе нашего путешествия я познакомлю вас с библиографическими пособиями и работой с ними.
Вы наверняка сталкивались с проблемой поиска нужной литературы для учёбы при написании докладов и рефератов на интересующие вопросы. А начну я с любопытной истории. Однажды в библиотеку пришёл странный мальчик. Одни читатели просили определённую книгу, другие – любую, а этот мальчик указал пальцем на полку с книгами и сказал: «Дайте мне первую от края». На следующий день, возвращая прочитанную книгу, он попросил вторую от края. Потом третью, четвёртую…. Оказалось, что этот мальчик решил прочитать все книги на свете. А звали его Томас Эдисон.
Знаменитый впоследствии изобретатель Эдисон всегда умел доводить задуманное до конца. Но от чтения всех книг на свете он отказался. Как вы думаете почему?
(Ребята отвечают).
Да просто потому, что это неосуществимо. Невозможно прочесть не только все книги в мире, но даже все книги одной библиотеки. К примеру, в нашем фонде около 36 тысяч книг.
Не хватит жизни для их прочтения. Но огорчатся по этому поводу не стоит. Читать все книги незачем. Главное – суметь отобрать то, что действительно необходимо. Это не просто, ведь книг – великое множество, а вы, дорогие читатели, одни. Книги как, океан, в котором, не умея плавать, можно утонуть.
А что может стать вашим спасательным кругом, конечно библиография.
Что же такое библиография?
А библиография – это книгоописание. Прежде всего, библиография предлагает списки. Они помогут вам выбрать книгу для чтения. В библиотеке также есть алфавитный и систематический каталоги, но они знакомят нас с литературой, которая находится в фонде библиотеки.
А сейчас я вам рассказу немного об истории формирования библиографии.
С детских лет каждый человек учится, усваивает накопленные до него знания. Знания хранятся на страницах книг – когда то рукописных, а теперь печатных. Книг много, очень много. Ученые считают, что с середины XV века, когда в Европе было изобретено книгопечатание, издано более 30 миллионов книг. Эти огромные книжные богатства принято сравнивать с океаном. Океан не только огромен, - он становится опасной стихией, когда человек не может в нем ориентироваться. А книжный океан имеет еще одно свойство: ежегодно он прибывает на полмиллиона книг.
Издавна люди искали способ управляться с книжными богатствами. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений, издавались избраннее произведения и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с XI века стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым и емким словом – «изборники».
Уже в древнем мире появились обширные библиотеки, служители которых не могли запомнить все папирусные свитки или глиняные таблички – число их достигало многих тысяч. Тогда на помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а в современном понимании это – библиографические пособия. (Слово «библиография» от древнегреческих слов «библион» - книга и «графо» - пишу) появилось в I веке н. э. и обозначало тогда труд переписчика книг. В III веке, с гибелью античной культуры, это слово исчезает из обращения и возрождается в новом значении в XVIII Франции – описание книжных богатств. В наше время термин «библиография» называют область деятельности по подготовке и передаче читателям информации о произведениях печати.
Библиография держит в своих руках нити информации, тянущиеся ко всем печатным материалам. С её помощью можно найти и разузнать все, что известно человечеству и о чем рассказано в книгах и статьях.
Эмблемой библиографии еще в старину был золотой ключ, а определение её звучало как «ключ ко всем знаниям». Этот ключ доступен всем, нужно только научиться пользоваться им.
Ребята послушайте. Однажды теплым майским вечером на окраину большого города случайно забрёл молодой лось. Стали сбегаться дети, подходили взрослые, появилась (тогда ещё), милиция… никто не желал зла великану, все пытались помочь гостю вернуться в родной лес. Его подталкивали грузовиком, поливали из брандспойта – бесполезно. Наконец, кто – то догадался обратиться к помощи библиотеки. И прочли совет в журнале: если лось пришёл в город, лучше не трогать его, ночью он сам может уйти в лес. Но прочли это, к сожалению, поздно: зверь погиб от нервного перенапряжения.
Как много значит вовремя прочитанная нужная книга, статья! Вовремя – значит не только в таких исключительных ситуациях. Например, в период выбора жизненного пути (конкретной профессии), в момент, когда застопорилась работа, когда не ясно, что и как делать дальше.
Вы все знаете, что в любой компании особой популярностью пользуется тот, кто может рассказывать истории, самые разные, вычитанные из книг. А если вдобавок называет автора почти любой прочитанной книги, тогда почетная кличка «ходячая энциклопедия» надолго закрепляется за этим человеком.
А сейчас отгадайте загадки:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)
Говорить - не говорит,
Слышать - не слышит,
Но всё знает и нам объясняет. (Книга)
Голубка бела в избу влетела,
Что на свете видала, про всё рассказала. (Газета)
Бело поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет. (Бумага, буквы, пишущий)
Без языка, без голоса,
А всё расскажет. Книга).
Молодцы, ребята. Но теперь давайте поговорим, что, же такое библиографическое пособие. Специалисты – библиографы и библиотекари, изучая книги, критические материалы, отбирают лучшие произведения и составляют рекомендательные библиографические пособия, советуя, рекомендуя в них, литературу по определённым темам, которые можно найти в фонде библиотеки. Больше того, многие пособия не только знакомят с заглавиями нужных книг, но и раскрывают кратко их содержание, помогают решить вопрос, который возникает при выборе избранной читателем темы.
Библиографические пособия чрезвычайно разнообразны – по объёму, назначению, форме, содержанию и структуре. Библиографические пособия всегда составляются с конкретной целью информирования определённой группы читателей, по определённой теме. Библиографические пособия существуют в разнообразных видах.
Сегодня с некоторыми из них мы с вами познакомимся и попробуем научиться работать с ними. В этом нам помогут предисловия. Начнем мы знакомство с библиографическими пособиями, которые уже стали историй книжных издательств и деятельности библиотекарей, как прошлых лет, так и современной библиотечной продукцией, так же зайдем на сайт Азовской ЦБС, где познакомимся с детской страничкой.
1. Рекомендательный указатель книг для дошкольников «Книги маленьким», в помощь воспитателям детских садов и родителям. (1968 год издания). Книги в рекомендательном указателе систематизированы (разделены) с учётом возраста читателя: для детей 2-3 лет; для детей 4 – х лет и для детей 5-7 лет.
2. Тематический иллюстрированный каталог для учащихся 2-3 классов под названием «Что нам читать?» был подготовлен примерно в 70 годы прошлого столетия. Он изготовлен интересной формы в виде книги, в которой на каждой странице рядом с иллюстрацией из книги можно прочесть автора и название книги, и краткую аннотацию о ней.(прочесть и продемонстрировать некоторые странички из каталога).
3. Рекомендательный список «Салют, Победа!» посвящен 40 – летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, был издан в 1984 году в городе Ростов - на – Дону. В содержание списка вошло несколько разделов, вот некоторые из них: «Несутся отцовские песни из огненных лет к сыновьям!», «Вставайте! Вставайте! Вставайте! В опасности наша земля!», «Поэзия» и многое другое.
4. В мире информационных технологий вы ребята свободно владеете компьютером и регулярно готовите к урокам презентации на различные темы, а раньше библиотекари для быстрого выполнения запросов пользователей на интересующую их тему подходили творчески к оформлению различной формы библиографической продукции, вот посмотрите например на список 1996 года «Экология от А до Я», пролистывая его Вы узнаете , что такое атмосфера, биосфера, вода и так далее по алфавиту.
5. К 300 - летию российского флота в 1996 году был подготовлен рекомендательный список «О российском флоте» для учащихся 6 – 8 классов. Открыв его, вы прочтете, что в 1996 году наша страна отмечала юбилей, 300 - летиеРоссийского флота. Знаешь ли ты как зарождался русский флот? Кто принёс морскую славу России? А началась история российского флота с Петра I. Это он в 1696 году построил Азовский флот, а позднее создал сильнейший флот на Балтике. Могущественные флотилии стали надёжными защитниками границ России. Если тебя заинтересовала данная тема, перелистай этот список, в нём ты найдёшь увлекательные книги о русском флоте.
6. В форме бабочки выполнен рекомендательный список так же составленный в 1996 году для школьников 5 – 9 классов «Летающие цветы» В развороте он напоминает порхающую бабочку, внутри которой на маленьких крылышках вы прочитаете список книг об удивительных и хрупких созданиях природы - бабочках.
7. Творчество библиотекарей не знает границ, они всячески стараются украсить свою работу, вот например рекомендательный список «Эдуард Николаевич Успенский» сопровождается рисунками литературных героев по представленным в списки произведениям писателя Э. Н. Успенского.
8. В форме выходящего из–за тучки улыбающегося солнышка, выполнен рекомендательный список 2003 года «Тайны природы» подготовленного для учащихся 5- 6 классов. Открыв его, вы узнаете, что список составлен в алфавитном порядке фамилий авторов книги статей. Листая следующую страничку, вы прочтёте, что перед вами небольшой список книг о животном и растительном мире. В природе до сих пор ещё много тайн. Всюду плавают, ползают, летают, бегают «живые загадки», которые щедро поставила перед нами природа…
9. Вы знаете, что наша библиотека носит имя великого русского писателя Максима Горького, а деятельность библиотеки направлена на историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения, поэтому мы готовим списки об истории нашей страны. Рекомендательный список литературы для школьников 3-5 классов «Страницы истории нашей Родины» составлен в алфавитном порядке фамилий авторов книг. В список вошли легенды, предания и рассказы о патриотизме русского народа, о его борьбе с угнетателями и высокой культуре Древней Руси. На каждой странице списка вы можете увидеть обложку книги, автора, название и краткую аннотацию произведения. Список был подготовлен в 2004 году.
10. Рекомендательный список «Следствие ведёт черный котёнок» для школьников 6-8 классов призывает вас юные сыщики, окунуться в тайны и загадки, непонятные явления, конечно же, море приключений, и детективных историй, в общем, знакомит с серий книг «Черный котёнок и твой детектив».
11. Своеобразную летопись литературы о Великой Отечественной войне создают аннотированные библиографические указатели: Дни воинской славы России» и «Полководцы второй мировой войны», которые вышли в издательстве «Пашков дом» в 2005 году к знаменательной дате – 60 - летию Победы в Великой отечественной войне.
12. В 2012 году к 75 – летию Ростовской области в форме територии нашей области выполнен рекомендательный список «Ростовской области – 75 лет!».
13. В форме зелённого листа с божьей коровкой выполнен в 2012 году экологический рекомендательный список «Зеленый мир».
14. Но одним из необычных рекомендательных списков является список научно – популярной литературы для школьников среднего возраста это «Динозавры». Его уникальность заключается в том, что на каждой фигурке динозавра вклеена цветная обложка и краткая аннотация книги. Все книги можно взять на детском абонементе.
Помимо рекомендательных списков в нашей библиотеке готовятся и информационные списки литературы, это списки без аннотации книг. Он так же выполнен по разделам на определенные темы и в алфавитном порядке авторов.
1. Информационный список «Школа для девочек» поможет вам найти ответы на вопросы: как начать вязать, как правильно вести хозяйство, как овладеть техникой кроя и многое другое.
2. Информационный список «История России» предложит вам книги об истории древней Руси, о петровских временах, об языческих богах и героях нашей необъятной Родины.
3. Читая информационные списки «Дай Джим на счастье лапу мне» (для школьников среднего и старшего возраста) и «Бобик, Шарик, Дружок – Друг» (для детей младшего школьного возраста) вы познакомитесь с книгами, в которых рассказывается о самом верном друге человека, о собаке, об её воспитании и содержании, прочтете много забавные и интересных историй.
4. О музеях, которые посвящены литературным героям расскажет вам информационный список «Музеи мира, посвященные литературным героям», из него вы узнаете, что есть музей Маленького принца, о музее барона Мюнхгаузена, музей Дон Кихота и другие.
5. Так же в библиотеке есть обзор электронных ресурсов «Великая Победа». Обзор состоит из рубрик: «Вспомним всех – это нужно живым…»; «Военная техника Великой Отечественной войны»; «Слава победителям!»; «Боевые операции Великой Отечественной войны» (обзор электронных ресурсов подготовлен Центральной библиотеке им. Н. К. Крупской).
(Просмотр электронных вариантов рекомендательных информационных списков на сайте Азовской ЦБС www.azovlib.ru, просмотр детской странички на сайте)
(Просмотр развивающего мультфильма «Свинка – Пеппа – Библиотека»)
И в заключение нашего библиотечного урока хочу прочитать вам стихотворение Н. Найдёновой «Мой друг»
Хорошая книга –
мой спутник, мой друг, -
с тобой интересней
бывает досуг.
С тобою дорога
моя далека –
в любую страну
и в любые века.
Ты мне говоришь
про дела смельчаков,
про злобных врагов
и смелых чудаков,
про тайны земли
и движенье планет…
С тобой ничего
непонятного нет.
Тобой дорожу я,
тебя берегу,
без книжки хорошей
я жить не могу!
Использованная литература:
1. Библиотечно – библиографические занания – школьникам: Прак. Пособие [Текст] / Гос. респ. дет. б- ка РСФСР. – 3 – е изд., перераб. И доп. – М.: Кн. палата, 1989. – С. 134.
2. Моргенштерн, И.Г. Занимательная библиография [Текст] / И. Г. Моргенштерн, Б. Т. Уткин. – М.: Книга, 1978. – С.4 – 24.
3. Галда,Е.А. Плавание по книжному морю [Текст] / Е.А. Галда, М.П. Бочкарёва// Читаем, учимся, играем. – 2011. - № 11. – С. 10.
Подготовила заведующая библиотекой им. М. Горького
Скороходова О. Г.