Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ВЕЧЕР ПОЭЗИИ
"СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА СИЛУЭТ"
Оформление: Книжная выставка «Серебряные струны Серебряного века», портреты поэтов Серебряного века.
Музыкальное оформление вечера. Музыка Евгения Дога, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Вертинского.
(Звучит музыка Евгения Дога из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь")
1 ведущий: Поэзия Серебряного века: Одного из сложнейших и интереснейших периодов духовного развития России, эпохи "русского ренессанса", эпохи обострения эстетической чувствительности, эпохи беспокойства и исканий, возбуждения, напряженности, трагичности времени.
2 ведущий Поэзия Серебряного века – это блоковская "серебряная лира в твоей протянутой руке, ахматовский "серебряный месяц над серебряным веком", все цветаевские стихи - "серебряные дребезги"…
1 ведущий: Литературный процесс рубежа веков, во многом определялся общим для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывающихся в ближайшем для них литературном окружении. Русская культура серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей.
1 сообщение: ЗИНАИДА ГИППИУС И ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ. Две звезды поэзии Серебряного века. Они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день. В 1913 году Мережковский посвятил их союзу такие строки:
Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры,
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь,
Любовь не любит земных разлук.
Из стихотворения "Берегись"
Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью:
Многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней:
Для Гиппиус же любовь - это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. "Не любить" для нее означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".
Звучат стихи Мережковского и Гиппиус: "Как часто выразить любовь мою хочу"; "Если"; "Единый раз вскипает пеной"
2 ведущий: МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА очень похожа на свое имя: в ней тоже было много силы, много характера, порой - капризов, обид, но главное - это много любви. Слишком упряма, слишком смела - не по-девчоночьи! - всего слишком. Она и сама о себе написала: "Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!"
2 сообщение: Чем дальше она уходила от собственного детства, тем труднее ей писалось. Иногда и крик, и стон как бы заслоняли сам стих. Чувство дома - и было для Цветаевой спасительным, как бы ни складывалась ее судьба. Оно только усиливалось после ранней смерти матери, Марии Александровны. Усилилось, когда Марина с 9-летней дочерью уехала к мужу, бывшему "белому" офицеру, в Прагу. Все в ней только усиливалось с годами - это и есть талант. 3 года она прожила, ничего не зная о муже, - и при первом же известии бесповоротно решила ехать. Потому что для нее дом - это там, где Дом, где семья вместе, в кругу, в любви. Гражданская война разделила для Цветаевой ее дом личный и ее огромный Дом - Россию. Им уже не дано было срастись вновь.
Хотя Цветаева и возвратилась, подозрительность и страх встретили ее. Встретили и ужаснули. Казалось, что бежать больше некуда: Мужа по приезду почти сразу арестовали и расстреляли, дочь Алю - отправили в один из лагерей. У миллионов было так же или почти так же, но Марина Цветаева не понимала и не любила чисел. Ее лишенная пристанища и поддержки родных душа испытаний не выдержала.
Она ушла из жизни сама. Так и остался для Марины настоящий, земной, теплый Дом мечтой:
А вот как она писала о любви в стихотворении "Любовь":
Ятаган? Огонь?
Поскромнее, - куда как громко!
Боль, знакомая, как глазам - ладонь,
Как губам –
Имя собственного ребенка.
Звучат стихи Цветаевой: "Вчера еще в глаза глядел"; "Я тебя отвоюю у всех земель"; "Осыпались листья над Вашей могилой"
Исполнение песни "Мне нравится, что Вы больны не мной"
1 ведущий АННА АХМАТОВА: "Анна всея Руси"
3 сообщение. Эта удивительная женщина уже с появлением своей первой книги стихотворений "Вечер" (1912 год) заявила о себе не только как о поэте бесспорного таланта, но и зрелости, отточенности творчества:
Практически все стихотворения ее первых сборников - о любви. Написаны совершенно нетрадиционно для того времени. Ахматова изображает "жизнь сердца" женщины в его конкретности. Стремится передать ощущения своих лирических героинь через детали, причем детали быта несут у нее весомую эмоциональную нагрузку.
Каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман. Вот один из таких романов (стихотворение "Смятение"):
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся.
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.
И загадочных древних ликов
На меня посмотрели очи.
Десять лет замираний и криков.
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты. И стало снова
На душе и пусто и ясно.
"Роман кончен. Трагедия 10 лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте, взгляде, слове:" (Критик Василий Гиппиус)
Границы поэзии Ахматовой раздвигаются настолько, насколько читатель может стать соавтором поэта.
Звучат стихи Ахматовой: "Сжала руки под темной вуалью"; "Вечером"; "После ветра и мороза было";
"Есть в близости людей заветная черта"
2 ведущий: И, конечно же, для нас в поэзии Серебряного века СЕРГЕЙ ЕСЕНИН занимает особое место:
4 сообщение Его стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческих душ и продолжают звенеть уже на протяжении более 90 лет.
Кто же они - прекрасные возлюбленные поэта, вдохновлявшие его на создание шедевров любовной лирики?
Анна Алексеевна Сардановская, сестра друга детства Есенина, юношеское увлечение поэта. Ей посвящены стихотворения "Зачем зовешь" (к сожалению, до сих пор не найдено) и "За горами, за желтыми долами".
Мария Парменовна Бальзамова, подруга Анны Сардановской, трепетный, чистый образ "тургеневской девушки". Платонические чувства поэта к ней нашли воплощение в стихотворениях "Ты плакала в вечерней тишине" и "Не бродить, не мять в кустах багряных."
Анна Романовна Изряднова, корректор типографии Сытина, первая гражданская жена Есенина:
Лидия Ивановна Кашина, владелица Константиновского усадебного дома, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина "Зеленая прическа".
Зинаида Николаевна Райх, секретарь редакции газеты "Дело народа", жизнерадостная красавица, первая официальная жена и мучительная любовь поэта. Противоречивые отношения между Есениным и Райх нашли отражение в стихотворении "Письмо к женщине".
Айседора Дункан, великая американская танцовщица, давшая обет безбрачия после смерти 3 своих детей ( двое упали в автомобиле в Сену, а новорожденный умер ), но ставшая второй официальной женой Есенина и открывшая поэту шедевры мирового искусства.Память о ней - в поэме "Черный человек".
Августа Леонидовна Миклашевская, талантливая актриса Московского камерного театра, строгая женщина и заботливая мать, подчинившая сердце разуму и потому не ставшая женой поэта. Ей посвящено 7 стихотворений из цикла "Любовь хулигана". Среди них и "Заметался пожар голубой".
Шагандухт Нерсесовна Тальян (в замужестве Тертерян) - поэтический образ Шагане в цикле стихотворений "Персидские мотивы".
Надежда Давыдовна Вольпин, поэт, переводчик, женщина, любившая Есенина, родившая ему сына - Александра:
Софья Андреевна Толстая, внучка великого писателя, успевшая стать третьей официальной женой поэта и серьезной его любовью. Ее образ - в стихотворении "Видно, так заведено навеки".
Звучат стихи Есенина: "Не бродить, не мять в кустах"; "Заметался пожар голубой"; "Письмо к женщине".
2 ведущий: Когда говорят о «Серебряном веке» русской литературы имеют в виду конец ХIХ - начало ХХ столетия. Однако нужно помнить, что первые десятилетия ХХ века – сложнейшая пора в истории России, пора войн и революций. Зачастую трагически складывались судьбы поэтов той эпохи. Но в наследство нам осталась необыкновенная поэзия, к которой хочется обращаться вновь и вновь.
Звучит романс «Отговорила роща золотая» на стихи С.А. Есенина.
Сценарий разработан зав. Библиотекой им. С. Есенина Л.О. Вершининой