Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ОСТРОВ КНИЖНЫХ СОКРОВИЩ»
Сценарий часа открытий для детей 7-10 лет
Оформление: книжная выставка «Книги – лучшие друзья!», портреты детских писателей, аудиозаписи песен и фрагменты мультфильмов.
ВЕДУЩАЯ: В конце марта, в дни весенних каникул, все ребята нашей страны справляют именины. Виновники этого торжества не Саши и Маши, не Коли и Толи, не Кати и Марины, а наши верные друзья – книги. Неделю напролет длится этот праздник, и называется он – Неделя детской и юношеской книги. Ежедневно в библиотеках происходят важные события. Для любителей книг там устраивают книжные выставки, беседы, викторины и праздники.
Первый раз этот веселый праздник был проведен в 1943 году. Продолжался он всего 1 день, и участвовали в нем только москвичи и ленинградцы. Но уже на следующий год праздник длился неделю, и его стали устраивать по всей нашей стране. Во время одного такого праздника, на его открытии в Москве перед ребятами выступил писатель Лев Кассиль. Начал он так: «Дорогие ребята, поздравляю вас с днем книжкиных именин!». С тех пор Неделю детской книги стали называть книжкиными именинами.
Ребята, я рада видеть вас на нашем празднике книги. Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса и Олимпии, маяк в Александрии и др.
Но есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это – книга. «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный труд от поколения к поколению». Эти замечательные слова сказал английский философ и историк Френсис Бэкон.
Когда я открываю интересную книгу, то сразу оказываюсь в мире героев, событий и таинственности. Поэтому мой совет вам, ребята: читайте книги! Вас ждут невероятные приключения и тайны! Ведь вы любите книги? А как вы относитесь к книге? Что она для вас значит?
(Ответы детей: В книге можно узнать весь мир, книга – это твое будущее, книга – это полезный досуг, книга учит нас наравне с учителями и др.)
ВЕДУЩАЯ: Ребята, сегодня у нас состоится необычное путешествие – мы отправимся в путешествие по Острову Книжных Сокровищ.
Его вы не найдете на глобусе и карте,
О нем вы не прочтете в учебниках своих.
На остров попадают лишь только те ребята,
Что прочитали сами немало детских книг.
Чтобы благополучно обойти весь остров, необходимо сделать несколько привалов и выполнить интересные литературные задания. Вы согласны?
Закройте вашу книжку,
Допейте вашу чашку,
Дожуйте ваш дежурный бутерброд.
Ведь мы сейчас все вместе
Захлопаем в ладоши,
И поплывет наш белый пароход.
Возьмем с собой смекалку,
И дружбу взять нам надо:
Они по морю знаний поведут.
Счастливые находки,
Таинственные клады
На Острове Сокровищ Книжных ждут.
Приветствую вас, друзья, на нашем библиокорабле! Мы отправляемся в путь!
(Звучит песня О. Василенко «Морское путешествие».)
Ну, вот мы и прибыли на Остров Книжных Сокровищ. И наш первый привал называется «Всезнайки».
(Звучит «Песня Знайки и его друзей».)
Здесь вас, ребята, ждет игра «Кто есть кто?». Подберите к словам, которые я буду вам называть, соответствующие им слова:
● Мойдодыр → Умывальник
● Дядя Федор → Мальчик
● Багира → Пантера
● Рикки-Тики-Тави → Мангуст
● Гассан Абдурахман ибн Хаттаб → Джинн
● Гена → Крокодил
● Сивка-бурка → Конь
● Тортилла → Черепаха
● Цокотуха → Муха
● Фунтик → Поросенок
● Колобок → Хлебобулочное изделие
● Айболит → Доктор
● Дядя Стёпа → Милиционер
● Печкин → Почтальон
● Чук и Гек → Братья.
С первым заданием вы справились на «отлично»! А теперь – вперед! Нас ждёт очередное приключение!
(Звучит песня из мультфильма «Волшебник Изумрудного города».)
Мы совершили следующую остановку. Она называется «Маленькие Книголюбы». Смотрите, морская волна принесла нам бутылку с посланием! Наверное, кто-то попал в беду?! Сейчас мы это узнаем (достаёт записку). «Приветствую вас, юные читатели! Пожалуйста, помогите мне выбраться с Необитаемого острова. Чтобы вернуться домой, я должен разгадать эти загадки, а затем из первых букв отгаданных слов сложить новое слово. Надеюсь, что вы справитесь с этим заданием! Робинзон Крузо». А вот и задание: отгадать загадки и из первых букв отгаданных слов составить новое слово.
● Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и ее саму, и ее бабушку. (Красная Шапочка из сказки Ш. Перро).
● Главный герой вместе с друзьями летал на воздушном шаре, ездил на автомобиле в солнечный город и летал на Луну в ракете. Но потом понял, что лучше всего – дома. (Незнайка из сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «незнайка на Луне» Н. Носова).
● Как зовут ребеночка,
Который стал козленочком,
Не слушался сестрицу,
В копытце пил водицу?
(Братец Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
● Он работал врачом на корабле, который однажды потерпел крушение, и оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер).
● Этот герой совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги и шлема – белый халат и шапочка, в руках – саквояж. Но, как и богатыри, он совершает подвиги. Только он никого не убивает, а, наоборот – лечит. (Доктор Айболит из сказки К. Чуковского).
И какое слово у нас получилось?
(Дети хором отвечают: КНИГА.)
Правильно: книга! Мои юные друзья, нам пора продолжить свой путь. Держим курс на привал «Золотоискатели».
(Звучит песня из мультфильма «Клад».)
Знаменитый физик Сергей Иванович Вавилов говорил: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». По праву «золотоискателями» можно назвать библиотекарей, ведь они разыскивают для вас самые лучшие, интересные и нужные произведения в Гималаях книг. Почувствуйте и вы себя в роли «золотоискателей». Подберите к фамилиям писателей, расположенным в левой колонке, пару – название произведения, которое написал этот писатель.
Игра «Подберите пару»:
● А. Гайдар → «Чук и Гек»
● И. С. Тургенев → «Муму»
● Ю. Олеша → «Три толстяка»
● Э. Успенский → «Дядя Фёдор, кот и пёс»
● Н. Носов → «Незнайка в Солнечном городе»
● А. Толстой → «Золотой ключик»
● Д. Родари → «Приключения Чиполлино»
● Р. Киплинг → «Маугли»
● А. Милн → «Винни-Пух и все-все-все»
● Г.Х. Андерсен → «Снежная королева»
● С. Аксаков → «Аленький цветочек»
● П. Бажов → «Серебряное копытце»
● Л. Кэрролл → «Алиса в стране чудес».
Золотодобытчики вы достойные! Нам снова пора в путь.
(Звучит «Библиотечная песня».)
А теперь нас ждет последний привал, который называется «Знатоки сказок». Ребята, вы любите сказки? Ответив на вопросы нашей викторины «Угадай сказку по событиям», вы сможете определить, насколько хорошо вы их знаете. Я называю событие, а вы – автора и заглавие.
● Шарманщик мастерит деревянную куклу. Она оживает и сбегает от отца. В конце концов, кукла вернулась и помогла создателю стать богатым. (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Эта книга, как и многие другие, – именинница! В 2016 г. ей исполняется 80 лет.
● Главный герой воевал с мышиной армией. Он победил колдовские чары мышиной королевы, из куклы превратился в человека и женился на даме своего сердца. (Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»).
Книга празднует свое 200-летие!
● Отец главного героя попадает в тюрьму. Мальчик-луковка отправляется в путешествие. Он находит друзей. Вместе они побеждают злого принца Лимона и освобождают родных. (Д. Родари «Приключения Чиполлино»).
Этой книге исполняется 65 лет.
● Как рассказывал сам герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»).
Она была написана 225 лет назад.
● В гости ходит он чуть свет:
Для хозяина беда!
И «пыхтелки», как поэт,
Сочиняет иногда.
И на мёд имеет нюх,
Он зовётся… (Винни Пух.)
Книге А. Милна исполняется 90 лет.
● Неизвестный науке зверь, приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в телефонной будке. Потом он нашел много друзей, и его жилищные проблемы разрешились. (Э. Успенский «Приключения крокодила Гены и его друзей»).
Эта замечательная книжка празднует свой 50-летний юбилей.
● Кто не моет, не стирает,
Мусор, грязь не убирает?
От кого сбежали чашки?
Есть такая замарашка.
Ни к чему вопросы, споры –
Всем знакома та Федора.
Я дала тебе подсказку,
Назови скорее сказку. (Федорино горе.)
Этой книге писателя К. Чуковского – 90 лет.
● В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча»,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан. (Дядя Степа.)
Книга С. Михалкова празднует свое 80-летие.
Вот мы с вами и попутешествовали по Острову Книжных Сокровищ. Этот остров оказался …
(Дети хором отвечают: «Библиотекой!»)
Правильно, ребята! Я благодарю всех, кто принял участие в нашем мероприятии и «бродил» с нами по нашему книжному острову – библиотеке. Пусть у вас останутся только самые положительные впечатления о нашем с вами путешествии! До новых встреч!
Использованная литература:
1. Бритвина, Л.В. Чтение – вот лучшее учение / Л.В. Бритвина // Читаем, учимся, играем.- 2008.- №3.- С. 61-64.
2. Майборода, Т.В. Вас в сказку добрую зовем / Т.В. Майборода // Читаем, учимся, играем.- 2007.- №1.- С. 28-31.
3. Сухин, И.Г. Литературные игры для маленьких читателей / И.Г. Сухин.- М.: Рольф, 2001.- 192 с., ил.- (Внимание: дети!).
4. Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев // С.А. Тунгулукова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- №1.- С. 4-5.
Составитель: зав. библиотекой им. А. Гайдара И.В. Иванова