Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ГЕРОЕВ КНИЖНАЯ СЕМЬЯ»
книгопанорама
Оформление: выставка «Детство с книгой!»
Музыкальное оформление: песни из мультфильмов
Дети входят в библиотеку под музыку (звучат мелодии из мультфильмов и фильмов-сказок)
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Мы ждали вас с нетерпением! Проходите в читальный зал.
Дети: (проходят в читальный зал, рассаживаются)
Ведущий: Ребята, вы знаете, что в последнюю неделю марта, во время весенних каникул во всех библиотеках нашей большой страны и в городах, и в сёлах проходит Неделя детской и юношеской книги или Книжкины именины?
Дети: Да.
Ведущий: Во время Книжкиных именин отмечают юбилейные дни рождения детских книг. Ребята, кто расскажет, когда проходил Книжкины именины первый раз и в каком городе?
Дети: В марте 1944 года, в Москве, в Колонном зале проходил праздник детской книги. Только один день.
Ведущий: Правильно. А замечательный детский писатель Лев Кассиль придумал название этому празднику «Книжкины именины. Где и сколько дней праздновали книжкины именины на следующий год?
Дети: На следующий год Книжкины именины уже проходили в двух городах (в Москве и Ленинграде) и длились они уже целую неделю. Поэтому Книжкины именины стали называть Неделей детской и юношеской книги.
Ведущий: А уже на третий год, ребята. Неделю детской книги стали отмечать по всей стране во всех библиотеках в дни весенних каникул. Во время празднования ребята участвуют в литературных праздниках, во время которых читают стихи, поют песни, рисуют любимых героев из любимых книг, показывают театральные постановки по любимым книгам. Для ребят, которые любят и читают книги, весенние каникулы становятся интересными, увлекательными познавательными. Они много узнают нового и многому учатся. Ведь «Чтение – вот лучшее учение». Это сказал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.
В этом году мы тоже отмечаем именины книг. Посмотрите на книжную выставку «Детство с книгой», сколько здесь книг-именинниц (ведущий проводит обзор «Книги-юбиляры» - по времени 5-7 минут; на каждой книге прикреплены скрепками листки с юбилейными числами, обязательно во время обзора делается акцент на возраст книг, на их популярность у многих поколений).
Ведущий: Сегодня нашу игровую программу мы посвящаем нашим именинницам, но не просто игровую программу, а целое праздничное соревнование. Для того, чтобы нам начать игру-соревнование, надо разделиться на две команды (деление на команды обычно делается по рядам: 1 ряд - 1 команда, 2 ряд – 2 команда. Начинаем соревнование.
Первый конкурс «Назвался груздем, полезай в кузов». Кто-нибудь участвовал в таком конкурсе? А кто из вас слышал такую русскую пословицу и может её объяснить?
Дети: Эта пословица обозначает: если взялся за какое-то дело, то выполняй его до конца, неси все тяготы ( если дети будут затрудняться, то объяснить им пословицу ).
Ведущий: А задание этого конкурса очень простое – придумать название своей команде и дружно, хором, громко его произнести. За каждое старательно выполненное задание команда получает 1 очко (к подсчёту очков обычно привлекаются педагоги, который приводят детей в библиотеку; им выдаётся лист соревнования, разделённый на две части, каждая часть имеет заголовок – название команды; в соответствующих колонках они проставляют палочки-очки; после проведения объявляют количество очков, заработанных в конкурсах и общий счёт).
Дети: (дети сами придумывают название командам; громко, по очереди, после команды ведущего «Книги-именинницы приветствует команда…» произносят названия своих команд, за что получают по 1 очку; если затрудняются с названием команды, то ведущий предлагает детям свои названия: для 1-й команды – «Читальный зал», 2-ой команды – «Абонемент»; если дети незнакомы с лексическим значением этих слов, надо объяснить их ).
Ведущий: Молодцы! Каждая команда заработала своё первое очко, поздравляю.
Второй конкурс «Дыма без огня не бывает». А у нас не бывает названия команды без чего?
Дети: (говорят свои версии).
Ведущий: Не бывает команды без девиза и песни. Потому что, произнесённый хором девиз или спетая вместе песня имеют чудодейственную, волшебную силу, которая помогает всем объединиться и преодолеть все испытания, пройти все трудности и победить. А так как у нас проходит соревнование и каждой команде предстоит пройти испытания в виде конкурсов, викторин, то конечно девиз и песня не только не помешают, но и помогут в стремлении к победе. Внимание, задание конкурса: придумать девиз, дружно и громко его произнести, а потом дружно спеть какую-то хорошую песню. За старательность произнесения девиза и дружное пение каждая команда получит по 2 очка (1 очко за девиз и 1 очко за песню ).
Дети: (придумывают сами и исполняют).
(если у детей не получается быстро придумать девиз и песню, надо предложить 1-й команде девиз «Чтение - лучшее учение!», 2-й команде девиз «Жить без чтения – тяжкое мучение!». А для исполнения песен предложить 1-й команде исполнить один куплет с припевом песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» ( музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского ) , 2-й команде – куплет с припевом песни «Пусть всегда будет Солнце» ( музыка А. Островского, слова Л. Ошанина).
I. От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся…
Поделись улыбкою своей –
И она к тебе ещё не раз вернётся.
ПРИПЕВ: И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
II. Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
ПРИПЕВ: Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Ведущий: Молодцы! Прошу объявить результаты соревнований.
Член жюри: За прекрасное и дружное исполнение песен и девизов каждая команда получает по 2 очка. Общий счёт: команда «Читальный зал» получила 3 очка, команда «Абонемент» получила тоже 3 очка. Счёт равный.
Ведущий: Третий конкурс «Язык без костей» ( конкурс чтецов ). Какая интересная русская пословица. А что она означает?
Дети: Это говорят о людях, которые могут наговорить всего чего угодно.
Ведущий: Наверное, вы уже поняли, что придётся в этом конкурсе что-то говорить. Но не всё конечно, что придёт в голову, а придерживаться основной темы «Поздравление книг–юбиляров с именинами!». И не просто поздравление, а поздравление стихами. Задание: каждый член команды может прочитать отрывок из любого, а лучше из любимого стихотворения и заработать для команды 1 очко.
Дети: (читают стихи для книжек-именинниц, слушатели аплодируют каждому чтецу).
Ведущий: Молодцы! Наговорились, что мёду напились. Стихи слушать - одно удовольствие. Сколько вы, ребята, знаете стихотворений! Я думаю нашим книгам – юбилярам этот конкурс пришёлся по душе. А теперь послушаем наше справедливейшее жюри.
Член жюри: (объявляет результаты прошедшего конкурса и общий счёт ).
Ведущий: (поздравляя вырвавшуюся вперед команду, ведущий должен обязательно приободрить отстающую команду словами «Соберитесь, и обязательно повезёт в следующем конкурсе», «Не расстраивайтесь. Реванш впереди, ведь впереди ещё много конкурсов» ). А сейчас четвёртый конкурс «Не верь речам, а верь своим глазам». К Книжкиным именинам наши читатели рисуют, как настоящие художники, иллюстрации к любимым книгам. Многие из них вы увидели, если обратили внимание, на наш вернисаж в окне библиотеки «Любимых книг любимые герои». Кто не видел, то обязательно, когда будете выходить из библиотеки, обратите внимание и полюбуйтесь рисунками читателей. А у меня другие рисунки читателей, на которых изображены литературные герои. Я буду показывать каждой команде по очереди рисунки, и при этом буду называть литературного героя. Но вы не верьте моим речам, а верьте своим глазам. Правильно называйте литературного героя и обязательно название и автора книги, где живёт этот герой. За каждый правильный ответ 1 очко.
(ведущий показывает рисунки, идёт соревнование, затем даётся слово члену жюри, который подводит итоги конкурса и сообщает общий счёт)
Ведущий: Пятый конкурс «Хорошая речь коротка». Объяснять пословицу думаю не надо. Понятно, что в этом конкурсе нужно будет отвечать очень коротко - одним словом. Я вам буду загадывать загадки по очереди каждой команде, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте, и за каждую правильную отгадку будете получать честно заработанное очко. Чтобы вам было легче, скажу, что все загадки о библиотеке. Библиотека – дом книг, любимый и родной. Здесь книги живут на полках и ждут своих читателей. Здесь отмечают книги свои именины. Книги очень радуются, когда читатели берут их почитать домой. На время книжки уходят в гости к читателям, а потом снова возвращаются и их могут взять с собой другие читатели. Библиотека для книг - всё равно, что для каждого из нас родина. Внимательно слушаем загадки…
1. Знает каждый шалунишка –
Стать умней поможет… (Книжка)
2. Знает каждый читатель
Книги пишет …(Писатель)
3. Сапоги тачает сапожник,
А иллюстрации к книге рисует… (Художник)
4. Книги здесь не продают,
Их бесплатно выдают.
Не магазин и не аптека,
А любимая …(Библиотека)
5. На любой вопрос он даст ответ,
Поможет, подскажет и даст мне совет.
Не учитель и не аптекарь,
А верный друг… (Библиотекарь)
6. Весною, осенью, зимою, летом
Ходят и ходят по библиотекам…(Читатели)
7. Книги на дом выдадут в момент
В отделе с названьем…(Абонемент)
8. Читают тихо здесь и стар, и мал
В отделе с названьем …(Читальный зал)
9. Не хочу стоять у ёлки,
Постою у книжной …(Полки)
10. Если быть читателем твоё призвание,
Должен ты назвать сначала автора, потом … (Название)
11. Мне отыскать страницу не сладко,
Ведь я забыл положить …(Закладку)
12. Библиотекарь вам не скажет «нет»,
Ведь есть в библиотеке… (Интернет)
13. Как писать любое слово не поможет мне букварь –
Есть для этого …(Словарь)
14. Я много увидел, я много узнал,
Когда на досуге читал я …(Журнал)
15. Люблю я на диване летом
Читать любимую …(Газету)
16. Бежать в библиотеку мне не лень.
Войду и всем скажу я: «Добрый….(День)
17. Книгу нашли тебе – не молчи как рыба,
Скажи библиотекарю… (Спасибо)
18. Если уходишь, не забудь на прощание
Сказать библиотекарю… (До свидания)
(ведущий после проведения конкурса даёт слово члену жюри, который подводит итоги конкурса и сообщает общий счёт)
Ведущий: Шестой конкурс «Пословица недаром молвится». Пословиц у русского народа, как и у других народов, много. Есть пословицы о труде, о Родине, о дружбе, о семье. А есть пословицы о книгах, чтении. Думаю, нашим книжкам-именинницам будет приятно их услышать. Задание конкурса: каждой команде я буду читать пословицы о книгах и чтении, но не полностью. Ваша задача подумать, вспомнить пословицу, и сказать окончание пословицы. За каждое правильное продолжение команда получает по очку. Будьте внимательны, пословицы должны быть вам хорошо знакомы.
Книга подобна воде, дорогу пробьёт (везде.).
Золото добывают из земли, а знания (из книги).
Книга в счастье украшает, а в несчастье (помогает).
С книгой жить – век (не тужить).
Прочёл новую книгу, словно встретился (с другом).
Книга наш друг, без неё как без (рук).
Не красна книга письмом, а красна (умом).
Кто много читает, тот много (знает).
Не на пользу читать, коли только ( вершки хватать).
Немного читай, да много (разумей).
(ведущий после проведения конкурса даёт слово члену жюри, который подводит итоги конкурса и сообщает общий счёт)
Ведущий: Седьмой конкурс – викторина «Верному другу цены нет». Такая хорошая пословица, и такая верная. И так подходит к нашему мероприятию. Ведь книги – самые настоящие верные друзья. Правда, ребята?
Дети: Да!
Ведущий: Книги приходят к нам на помощь в любой ситуации. Когда нам грустно, мы берём в руки весёлую книгу, и от плохого настроения не остается и следа. Когда нам надо сделать домашнее задание, написать сочинение, узнать что-то новое, то и в этом нам помогает книга. Когда нечем заняться, то отдохнуть тебе тоже поможет книга. Мамам, которые хотят для своей семьи приготовить что-то вкусное, приходят на помощь книги по кулинарии. Папам, которые хотят что-то смастерить, тоже поможет книга. Нет лучшего отдыха, чем чтение хорошей художественной книги – сказки, рассказа, повести, романа… И действительно, ребята, в таком случае книга самый верный и ценный друг, бесценный друг, друг, которому цены нет.
У кого, кроме книг, есть друзья, поднимите руки. А что значит быть другом?
Дети: (говорят свои версии)
Ведущий: Перед вами книги, в которых живут верные друзья (обращается внимание детей на выставку «Любимые книги» ). Давайте вспомним друзей, которые живут в этих книгах. Я буду называть для каждой команды литературного героя, а вы постарайтесь вспомнить имя его друга. За каждый правильный ответ 1 очко.
Братец Лис и …(братец Кролик) – Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
Лиса и… (журавль) - рус. нар. сказка «Лиса и журавль»
Котёнок Гав и … (щенок Шарик) - Г. Остер «Котёнок по имени Гав»
Карандаш и …(Самоделкин) – Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Попугай Кеша и …(мальчик Вовка) – А. Курляндский «Попугай Кеша летит на Таити»
Обезьянка Анфиса и …(девочка Вера) – Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
Папа Карло и …( Джузеппе) – А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Маша и …(медведь) – рус. нар. сказка «Маша и медведь»
Алиса и …(кот Базилио) – А. Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»
Наф-Наф, …(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф) – С. Михалков «Три поросёнка»
Лев и …(собачка) – Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Малыш и …(Карлсон) – А. Линдгрен Малыш и Карлсон»
Черепаха и …(Львёнок) – С. Козлов «Как львёнок и черепаха пели песню»
Пятачок и …(Винни-Пух) А. Милн / Б. Заходер «Винни Пух и все-все-все»
Чебурашка и …(крокодил Гена) - Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Дядя Фёдор… (пёс Шарик и кот Матроскин) – Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Девочка Элли… (Страшила, Железный дровосек, Тотошка) – А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тёма и …(Жучка) - Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»
Арто и …(дедушка Мартын Лодыжкин и мальчик Серёжа) – А. Куприн «Белый пудель»
Чук и …(Гек) – А.П. Гайдар «Чук и Гек»
Лёля и …(Минька) – М. Зощенко «Лёля и Минька»
Том Сойер и …(Гекльберри Финн) – М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
Принц Эдуард Тюдор и …(нищий Том Кенти) – М. Твен «Принц и нищий»
Тимур и …(его команда) - А. Гайдар «Тимур и его команда»
Хома и …(Суслик) – А. Иванов «Про Хому и Суслика»
Робинзон Крузо и …(Пятница) – Д.Дефо «Робинзон Крузо»
(ведущий после проведения конкурса, даёт слово члену жюри, который подводит итоги конкурса и сообщает общий счёт)
Ведущий: А сейчас последний восьмой конкурс «Сказка к мудрости ступенька». В этой русской пословице сказано, что сказка ступенька к мудрости. А как вы думаете, почему сказка – это ступенька к мудрости?
Дети: (говорят свои версии)
Ведущий: Правильно. Сказка учит отличать добро от зла, как поступать в трудных ситуациях, каким в жизни надо быть, чтобы к тебе хорошо относились, учат любить природу, животных, родную землю. Этот конкурс будет, наверное, самым интересным для вас, потому что к нам в гости на Книжкины именины пришли в гости литературные герои. А вот из каких они сказок вы должны угадать. За правильный ответ 1 очко. А сейчас внимание сказка начинается …
(сначала идёт кукольный спектакль по сказке А.Иванова «Про Хому и Суслика» , а затем кукольный спектакль по сказке Г. Остера «Котёнок по имени Гав»; дети отгадывают сказки; подводятся итоги соревнования и вручаются призы)
Ведущий: Закончилась наша игровая программа. Ребята, вы молодцы! Мне понравилось, что во время состязаний вы помогали друг другу. Вам понравились сказки?
Дети: Да!
Ведущий: Я хочу вам представить наших артистов (называются имена, фамилии и школу, где они учатся). Давайте им скажем «Спасибо!» и громко им поаплодируем, как настоящим артистам ( дети приветствуют артистов аплодисментами). Я думаю, что после нашего праздника вы чаще будете бывать в библиотеке и читать интересные книги, которых у нас очень много. Большое спасибо за внимание. До свидания!
Литература:
1. Бобкина, Л.Н. Книжкины именины: [Материал об истории праздника Неделя детской и юношеской книги»; для 4-6 кл.] /Л.Н. Бобкина //Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 2. – С. 9 – 11.
2. Побединская, Л.А. Жили-были сказки: Сценарии праздников /Л.А. Побединская.- М.: ТЦ Сфера, 2001. – 64 с. – (Вместе с детьми).
3. Словарь русских пословиц и поговорок /Сост. В.П. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1967. – С. 257.
4. Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев /С.А. Тунгулукова //Читаем, учимся, играем. – 2008. - №1. – С.4-5.
Составитель: библиотекарь Новосёлова Т.В.