Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ
«В плену стихов и загадок»
ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАГАДОК
Загадки, скороговорки, детские считалки – принято называть малыми формами устного народного творчества – фольклора.
Знаете ли вы, что история загадок насчитывает не одно тысячелетие и берет свое начало в первобытном обществе?
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далекие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.
У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. В русских народных свадебных обычаях вплоть до 19 века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все ее загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее
убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа – таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – попробуйте! Любая загадка – это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжется» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3 – 4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придет беда – потечет вода». (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке – образное, поэтическое восприятие окружающего мира. Объектами загадок чаще всего становилось то, что повседневно окружало человека: жилище, домашняя утварь, природные явления, растения, животные и сам человек.
Определение загадки дал специалист по фольклору В. П. Аникин: « Загадка – это поэтическое замысловатое описание, какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытывать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».
Загадка – это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Она состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). Часто в загадке определенным способом скрыта и отгадка. Это может быть метафора или какое – то другое иносказание. В народе даже появилась загадка о загадке: «Без лица в личине».
Загадки помогают познавать окружающий мир, развивают логическое мышление, наблюдательность, являются своеобразной формой развлечения. Развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами. Загадки способствуют развитию наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность и вызывают положительные эмоции у детей.
Загадки – это затейливая поэзия народа
Есть старинная загадка:
Крепь – город,
Да Бел – город,
А в Беле – городе
Воску брат.
О чем она? Оказывается, о курином яйце. Загадки не отгадать, если не знать, как строились города на Древней Руси. Их огораживали рядами стен – «городами». Так, в средневековой Москве был земляной город, белый каменный город – Китай – город и, наконец, Кремлевская стена. С городскими укреплениями, которые помещаются одно внутри другого, и сравнивается яйцо. Крепь – город – это яичная скорлупа, Бел – город – это белок, а то, что именуется братом воску, - желток. А вот загадка совсем мудреная:
Тур – потутур
Потутурившись сидит,
Ждет гостей из Нова – города.
Кто этот загадочный тур и каких гостей он ждет? Настоящий тур – это дикий бык, зубр, могучее, сильное животное. Если на него нападали, он становился очень опасным. Когда – то зубры водились во многих местах Европы и Азии. Теперь они уцелели лишь в заповедниках – в Беловежской пуще, в Закавказье. Об этих турах нередко говорится в древних рукописях. Так, об одном князе сказали, что он был храбр, «как тур». Кого же туром в шутку назвала загадка? Кота: он прильнул к полу, настороженный, готовый к прыжку, - «потутурился», ждет мышей. Но почему мыши – «гости», да еще новгородские?
Северная земля, покрытая лесами, мхами и болотами, не могла прокормить себя скудными урожаями. Новгородцы покупали хлеб в Поволжье, везли его на судах издалека. Издавна этим занимались купцы, или, как их называли в старину, «гости». Купцы меняли товары на хлеб, а у себя торговали им с выгодой. В те времена ездить в сопредельные земли было опасно. Недаром ходила пословица: «Одно взять – или воевать, или торговать». Пословица приравнивала торговлю к войне. Новгородских купцов часто грабили, когда их суда плыли мимо чужих владений. Вот и в загадке шутливо говорится о князе – туре, который приготовился напасть на едущих за хлебом. Ведь и мыши идут в дом за едой. Чтобы отгадать загадку с целым набором смешных, придуманных слов – «потутур», «потутурившись», оказывается, надо знать историю, природу страны и старинный язык.
Обширна и разнообразна наша земля. Южные окраины России окружены горами. Чем дальше на север, тем реже встречаются возвышенные места. По равнине текут широкие реки. А на севере – тундра. Ее омывают волны океана. Загадки не преминули отметить разнообразие местностей России.
Загадку о небесном своде, звездах и месяце сложили те, кто сравнил необозримую степь с пасущимися на ней стадами, с ночным небом.
Поле не мерено,
Овцы не считаны,
Пастух рогат.
Чем больше знакомишься с загадками, тем шире раскрывается земной и небесный простор. Звезды, их поблескивание, месяц и восходящее солнце, тьма и свет опоэтизированы в загадках.
Медленное течение вод в равнинах реках тоже отмечено в загадках, которые даже ритмом передают неторопливость движения.
Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит.
А вот загадка про быстрый ручей:
Между гор,
Между дол
Бежит белый конь.
Как картинно сравнение пенящегося, порожистого ручья с белогривым конем!
Люди, живущие у гор, сочинили загадку про водопад:
День и ночь кричит,
А голос не устанет.
Поморяне сравнили воду в котле с морем, а дужку – с журавлиной шеей:
Через сине море
Журавлино горло.
В труднопроходимых северных лесах река – важный путь, и о ней загадывают:
По какой дороге
Полгода ходят,
Полгода ездят?
Иное дело – равнина и хорошие удобные дороги. Бойкая загадка о колесах передает быстрое движение телеги по ровной дороге:
Едем, едем –
Не объедем.
Разнообразно и красочно отразился в загадках старинный быт. Недалеко от города Торжка ходила загадка про горячую кашу:
В городе Торжке
Продают бабу в горшке.
А за Уралом была повсеместно распространена загадка про пельмени – о том, как их варят:
Бежали овцы
По калинову мосту,
Увидали зорю,
Побросались в воду.
Из загадки про бочонок мы узнаем, какие материалы идут на его изготовление:
Сам дубовый,
Пояс вязовый,
А нос липовый.
Интересна загадка про то, как устроено сито:
В лесу: тяп, тяп;
Дома: ляп, ляп;
По краешкам: тпрусеньки!
В серёдке: но!
В сите есть сшитая лыком обечайка, то есть дранковый обод, согнутый лубок, бока сита и полотно – часть сита, сотканная из конского волоса. Загадка и говорит о том, как в лесу с липы дерут лыки, снимают луб, идущий на обод, - «в лесу: тяп, тяп». По краям сита – лыковые ремешки, «тпрусеньки». Они названы так потому, что мочальными (тоже из лык) гужами, вожжами, останавливали лошадь. В середине сита – «но!». Возгласом намекают на конский волос, из которого сплетено полотно. «Дома: ляп, ляп» - это сито в ловких руках хозяйки.
Из загадок можно узнать многое. Загадки об избе, ее углах, матице – поперечной балке – и бревенчатом накате на ней, о петлях и двери знакомят с устройством жилища. Чтобы отгадать загадку, надо знать, из какого дерева делают половицы, какую древесную породу употребляют на изготовление рам, чтобы они не мокли от влаги, в каком углу ставят печь, чтобы как можно больше тепла шло в дом. Загадки говорят о печном челе, шестке, загнетке, трубе, заслоне, кочерге, ухвате, помеле, лавке, столе, горшке, чугунке, мутовке, кадке, лохани, самоваре, полатях – словом, творцы загадок воссоздали обстановку, внутреннее убранство, утварь и посуду старинного дома. Из загадок узнаешь и о том, что шло в пищу крестьянина, что носил он в будни и в праздники, увидишь двор и огород, хлев, закут, конюшню, сенник. Со всеми подробностями названы части конской упряжки.
Полно изображена в загадках работа. Загадки переносят нас в лес, на пасеку, в поле. Не так – то просто отгадать загадку:
Вырастет сосна –
Коровам сестра.
Это конопля. Она высокая – ее сравнивают с сосной. Интересно, а в чем же «родство» конопли с коровой? Оказывается, из конопляных семян давят масло; масло, конечно другое, сливочное, получают и из жирного коровьего молока: снимают вершки, сбивают сметану и проч. Поэтому конопля и названа коровьей «сестрой». Так в загадке «породнились» корова и конопля.
Интересны загадки о зверях, птицах, рыбах, пресмыкающихся – о тех, кто водится в лесах, озерах и реках. Они подмечают повадки разных животных: неутешная птаха – кулик «плачет, а из болота нейдет», а вертлявая и хлопотливая сорока «вертится, как бес, и повёртка в лес». Много наблюдательности в таких загадках.
Особо повезло комару. Людская фантазия становится неистощимой, когда речь заходит об этом назойливом и неотступном мучителе всего живого на сырых, болотистых местах:
Крылья орловы,
Хоботы слоновы,
Груди кониные,
Ноги львиные,
Голос медный,
Нос железный,
Мы их бить,
А они – нашу кровь лить.
Наконец приходит пора загадкам о книге, гусином пере, карандаше, разным головоломкам. Загадки оборачиваются замысловатыми вопросами. Ведь самое слово «загадать» издавна означало задумывать, замышлять, предлагать что – либо неизвестное для решения. Предмет, который загадывается, скрыт, и о нем говорится намеком, посредством иносказания. Предметы изображаются с помощью других, таких, которые имеют сходство с загадываемыми.
Черный конь
Скачет в огонь.
Лихой сказочный конь – это кочерга. А что общего у неё с конем? И конь, и кочерга одинаковой «масти» - черные. Кочергой бьют по пылающим головешкам – и вот она уже скачет. Согнутая, она похожа на выгнувшего шею коня. Но это еще не все. Хитроумный творец заключил отгадку в самих словах загадки: конь черный прыгает. Загадки учили не только понимать поэзию обиходных вещей, но и учили слушать, как звучат наши слова.
В загадках много причудливых сравнений. Сопоставляются, казалось бы, совсем непохожие предметы и явления:
Два братца
Пошли в воду купаться.
Ведра, как братья, похожи друг на друга, а то, что они «купаются», объясняется просто: воды не набрать, не окунув ведра.
Загадки поражают причудливыми картинами. Небо – синяя шуба и так велика, что «покрыла весь мир». Гигантская птица машет крыльями, но не летит:
Птица Юрица
На ветер глядит,
Крыльями машет,
Сама ни с места.
Это ветряная мельница. Она названа Юрицей, потому что стоит на юру – на открытом ветрам месте. Здесь снова своеобразная игра словами: с обозначением открытого места «юр» связано придуманное название несуществующей птицы – Юрицы.
Пришитые пуговицы сравниваются со стайкой воробышков, которые прилетели и уселись рядышком на шестике – кайме:
Полон шестик воробышков.
Воображение человека «нарядило» сноп в золотой кафтан, подпоясало его и уложило набок:
Лежит мужичок
В золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так и не встанет.
В загадках образ часто становится сказочным.
Раскат грома сравнивается со ржанием и топотом коня:
Конь бежит –
Земля дрожит.
Сивый жеребец
На всё царство ржет.
Туча на небе, огромная орлица – закрывает крыльями солнце:
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
В наше время тоже создаются загадки, но они другие. Раньше было неизвестно, кто сложил ту или иную загадку – да этого и сказать было нельзя, так как каждая из них переходила из уст в уста и сильно менялась. Новые загадки создаются отдельными лицами, хотя придумать хорошую загадку одному человеку, безусловно, трудно.
А теперь поговорим о поэзии.
Поэзия окружает человека с самого рождения: пестушки, потешки, колыбельные звучат у кроватки новорожденного. Едва научившись говорить, ребенок пытается «подсказать» родителям последнее слово в каждой строке стихотворения, которое они читают ему. Поэтому, еще не зная ни одной буквы, он начинает заучивать стихи наизусть. И так было испокон веков. И сейчас мы с вами тоже поиграем.
Викторина «Поэтический калейдоскоп»
Вы любите стихи? А много ли стихов вы слышали за свою жизнь? Отвечая на вопросы разминки, вы, я думаю, удивитесь, как много стихотворных строчек знакомо вам даже наизусть!
Красота! Красота! Мы везем с собой… (Кота)
Вместо шапки на ходу он надел… (Сковороду)
Пошла муха на базар и купила…(Самовар)
Ты все пела? Это дело: так поди же,… (Попляши)
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот… (Задом наперед)
Три девицы под окном пряли поздно… (Вечерком)
Умывальников начальник и мочалок… (Командир)
У лукоморья дуб зеленый, златая цепь… (На дубе том)
У меня зазвонил телефон. Кто говорит?... (Слон)
Мальчик радостный пошел, и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду - … (Плохо)
Она была разиней, резиновая… (Зина)
Назовите авторов этих стихов. (Стихи С. Михалкова, С.Я.Маршака, К.Чуковского, Крылова, Пушкина, Барто, Маяковского)
К поэзии относятся по–особенному – с уважением и даже трепетом. Ее называют высокой, а некоторые – святой! В ней ищут и совета, и красоты,и возвышенного настроения. Но лучше понять и полюбить стихи, можно сначала попробовать открыть их тайны. Представим себе такой диалог:
- Можно ли пересказать стихи?
- Пересказать красиво вряд ли получится, наверное, вообще невозможно. Во – первых, у стихов, как и у музыки, есть собственный ритм! Это первый секрет. Если пересказывать, ритм исчезнет. Стихи звучат то напевно, то бодро, то задумчиво. А иногда и не очень благозвучно…
А почему? Потому что они говорят иногда о вещах грустных, трудных. Тут и звуки нужны соответствующие. Это второй секрет – «Звукопись». Еще один секрет «Олицетворение». Что это? Это когда о неживом говорится как о живом, т.е стихи оживляют!
Читать стихи надо очень внимательно. В них нет ничего случайного.
А теперь скажу о звуках. Приходилось ли вам, ребята, замечать, что в обычной, торопливой речи слова звучат как – то небрежно, все звуки не проговариваются, даже бывает немного «каши»? Люди вообще порой и не думают о том, как звучит их речь. Главное – донести информацию. В стихах все по – другому: слова «поставлены» так, что звучат четко и ясно, обретают свою настоящую силу.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
(Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»)
Здесь не только небо дышит – дышат все звуки: гласные, согласные. Поэт дает им свободу и простор!
- Наверное, это качество настоящего таланта. А бывают не только одаренные поэты, но и одаренные читатели?
- Да, можно даже научиться талантливо читать стихи! Чтобы понять, «что внутри» стихотворения, надо всмотреться, вслушаться в него, и тогда откроются его смысл и очарование.
СОВЕТЫ, КАК СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ЧИТАТЕЛЕМ
1. Перечитывайте стихи! С каждым прочтением они будут становиться прекраснее и загадочнее. Вам будет открываться все то, что пережил, прочувствовал сам поэт.
2. Воображайте, фантазируйте вместе с ним! Ведь, написав стихи, он сделал лишь часть работы, остальное – за вами: это ваш душевный труд. Пусть он приносит вам радость и новые,
еще никем, кроме вас, не открытые секреты.
А сейчас, ребята, я хотела бы, чтобы вы рассказали свое любимое стихотворение. Конкурс чтецов.
Подготовила: Кравченко.О. В., библиотекарь детского абонемента библиотеки им. А. Штанько