Включить версию для слабовидящих

Багров Традиции народовластия на Дону

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Багров, П.  Традиции народовластия на Дону / П. Багров // Ваш выбор.- 2020.- № 5.- С. 12-17.

  Демократия, парламентаризм, народовластие — три тысячелетия назад еще не существовало таких понятий, но люди, селившиеся по берегам Тихого Дона, уже в то время жили по закону «равный среди равных». Чтобы понять причины природной тяги наших предков к вольной жизни, приглашаем отправиться в мультимедийный исторический   парк  «Россия  моя  история», на интерактивную экспозицию-экскурсию, подготовленную Избирательной комиссией Ростовской области и посвященную истории демократических традиций Ростовской области.
  «Край Тихого Дона», «Степное раздолье», «Казачья вольница», — какими только эпитетами не награждают нашу малую родину — Ростовскую область. И это на самом деле удивительная земля. Ее уникальность связана с тем, что здесь с древних времен переплетались судьбы, обычаи и культурные традиции различных народов и этносов — скифов и сарматов, кипчаков и татар, русских и украинцев, армян и греков, а еще разномастного беглого люда, искавшего спасения от деспотичной власти в бескрайних донских степях. Всех их объединяло стремление к свободе, самоопределению и независимости.
  Экспозиция в мультимедийном парке «Россия моя история», посвященная истории выборов на Донской земле, работает вот уже второй год, и ее актуальность со временем только возрастает. Технически она реализована в виде ряда стендов, объединенных общим сюжетом, и мультимедийного интерактивного комплекса, который позволяет в произвольном порядке, на основе модной ныне сенсорной технологии перемещаться вдоль виртуальной хронологической линии, уходящей корнями в античный период истории Донского края. Каждый посетитель может проследить динамику избирательной активности и причудливые метаморфозы выборных должностей, существовавших на Дону на разных отрезках его истории, при необходимости останавливая трансляцию на интересующих его моментах.
  Попасть на выставку можно совершенно бесплатно — и это принципиальная    позиция    Облизбиркома,    который рассматривает  данный проект исключительно как образовательный, просветительский. Стоит согласиться:    знать историю и обычаи своей страны, родного края, — обязательное   условие   для   того, чтобы воспитать у себя подлинное гражданское мировоззрение. Без погружения в прошлое разобраться в механизме  современного    демократического государства будет трудновато, не говоря уже о том,   чтобы  осознанно  воспользоваться  своим  конституционным правом избирать и быть избранным.   
   
Мультимедийный комплекс «История выборов» выгодно отличается технически — для его демонстрации не нужны громоздкие стеллажи, стеклянные шкафы с подсветкой и огромные площади. Кроме того, содержание представляемой информации и иллюстративный материал теперь полностью оцифрованы и могут дополняться или обновляться, нисколько не влияя на доступность экспозиции для широкой публики.
  Продолжим занимательное путешествие в седую старину.

Из глубины веков…
  Народовластие стало популярным и распространилось на Дону не вдруг и не сразу. Так, на правом берегу реки Мертвый Донец — в прошлом основном рукаве устья реки Танаис, греческие колонисты в III в. до н. э. основали свое поселение с одноименным названием. Сегодня это территория Мясниковского района Ростовской области (хутор Недвиговка).

1СамоуправлениеТанаис1

  Танаис жил по всем правилам античной демократии и просуществовал почти 800 лет (до V в. н. э.). Древняя культура эллинов здесь тесно переплелась с местным колоритом, появились новые традиции и обычаи. Этнически Танаис представлял собой пестрое смешение греков и осевших на земле кочевников, и все они осознавали себя полноправными гражданами своего города.
  Административное устройство города-полиса Танаис было уникальным и заметно отличалось от того, которое традиционно было распространено в Римской империи и Боспорском царстве.
  Высшие должностные лица в Танаисе — архонт и эллинарх — были выборными. Эллинарха выбирала община эллинов (потомков греков и римлян), архонта — община танаитов (местных жителей — степняков).
  Общины были взаимосвязаны и взаимозависимы, существуя в рамках единой правовой системы, причем гражданские права здесь значили больше богатства и влияния. Любой свободный гражданин города имел право избирать и быть избранным в магистрат. Выборных должностей в Танаисе было более десятка (см. схему 1), причем порядок этот сохранялся столетиями!
  Голосование в Танаисе проводилось часто и по самым различным поводам. Известно несколько видов подачи голосов. Один из них назывался хейротония, или «выбор». Сегодня мы называем такое голосование «открытым». Этот способ народного волеизъявления обычно применялся в народном собрании, когда требовалось принять решение. Другой избирательной процедурой была псефофория — тайная баллотировка с помощью жребия.

К мегомам казачьего самоуправления
  Значительная часть познавательного материала выставки Облизбиркома связана с казачьим периодом истории Ростовской области. И это понятно — более четырех веков донское казачество оставалось в России символом непреклонного стремления к свободе и самоопределению.
  Всего через два поколения после опустошения ханом Тамерланом Подонья разрозненное казачество сумело основать свою республику. Появление на географических картах территории Войска Донского датируется 1520 годом. Постепенно донские казаки добились фактического признания своего протогосударства сопредельными властителями, включая и амбициозного Ивана Грозного. Конечно, государю Всея Руси факт существования у границ своих владений свободолюбивой воинственной общины, основанной на принципе народовластия, был не по душе. Однако казачество прикрывало юг Московского государства от экспансии османов и Крымского хана.
 Избранная казаками система выборной атаманской власти строилась по принципу вертикального самоуправления: от Войскового атамана до атаманов станиц и городков. Это касалось и законодательных, и исполнительных органов власти. Такая демократическая форма назначения лидеров была совершенно чужда общественному устройству остальных русских земель.
  Высшим законодательным органом казаков был Войсковой круг — общее собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. В Войсковом круге участвовали совершеннолетние казаки за исключением провинившихся перед общиной.
  Круг имел статус представительного учреждения: здесь рассматривали вопросы войны и мира, обсуждались дипломатические и религиозные проблемы, происходил прием в казачью общину новобранцев, принимали решение об основании новых казачьих городков. Кроме прочего, Войсковой и станичный круги имели судебные полномочия, наказывая за провинности на основе обычного права. Постановления круга были обязательны для всех казаков.
   Исполнительную власть в Войске Донском представлял атаман (с тюркского — «отец народа»), его помощник — есаул, следивший за исполнением распоряжений атамана, и войсковой дьяк. Все они избирались всенародно сроком на год.
  Атамана выбирали депутаты от казачьих городков, каждый из которых был вправе выдвинуть своего кандидата — не моложе 18 и не старше 54 лет, служившего в войске, имевшего безупречную репутацию и обязательно семейного.
  Избранный прямым голосованием атаман принимал из рук докладчика символы власти: насеку (посох с шаровидным серебряным навершием), булаву (стержень с металлической набалдашником на конце) и пернач — символ атаманской власти, правосудия и воинского старшинства. Правда, в старину у донцов в обиходе была шуточная присказка: казачья демократия — это два дня до выбора атамана и... два года атаманской диктатуры. Ну что ж, идеальных демократий не бывает...
  С вхождением в состав Российского государства традиции самоуправления    донского    казачества стали  испытывать  серьезное давление. Сыграли свою роль и казачьи восстания — Степана Разина, Кондратия   Булавина   и   Емельяна Пугачева. Указом Петра I в  1721 году  Войско   Донское   перешло  в подчинение  Военной   коллегии,   а атаманов стал назначать император своим указом. Этим актом завершилась ликвидация суверенных прав и государственной автономии Войска Донского. Войсковой кругу донских казаков был официально упразднен и заменен станичным сбором, где казакам зачитывали указы и постановления властей. Однако, несмотря на запреты, Круги все же существовали под названием «сходов» до самого 1917 года, сохраняя в урезанном виде казачье  самоуправление. Казаки    были    окончательно лишены своих прав в    1921    году   — Власть Советов и казачья   вольница с   ее    приверженностью       личным правам и свободам оказались   несовместимы...

Город vs станица
  Следующей вехой в становлении демократического общества на Дону стали реформы русского императора Александра II (того самого, который отменил крепостное право). Из школьного курса истории,  многие помнят, что гораздо более значимым из преобразований императора-новатора стала реформа местного самоуправления. Она открыла путь для роста выборной активности на территории Донского края, а потому заслуживает отдельного комментария.
  Согласно земской реформе в России объявлялись бессословные выборы в органы местного самоуправления. В 1870 году началось формирование городской власти нового типа — городских дум! Дума стала основным представительным органом управления в российских городах. Гласные Думы (то есть члены думского собрания с правом решающего голоса) на территории Области Войска Донского избирались лишь теми городскими жителями, которые соответствовали определенному избирательному цензу. Избиратель должен был иметь статус подданного Российской империи, быть не моложе 25 лет, жить в городе не менее двух лет, иметь достаток собственное предприятие, торговую лавку и пр.) и располагать недвижимостью в черте города. Очевидно, что таким критериям соответствовали немногие весьма состоятельные горожане. Вот их-то интересы и отстаивала Городская дума.
  Земства как выборные органы местного    самоуправления    были  введены на Дону в 1876 году, после выборов окружных и областных земских собраний Области Войска Донского. Донские земства избирались по четырем «куриям» (сословиям):
  первая курия — землевладельцы, коннозаводчики и шахтовладельцы;
  вторая — торговый люд;
  третья — станичные общества;
  четвертая — крестьянские общества.
  Земства немало сделали для развития медицинского обслуживания населения и расширения системы начального образования. Однако камнем преткновения стал финансовый вопрос — распределение земских обложений (налогов на сословия) по казачьим округам. Кроме того, казаков раздражало вмешательство земств в отбывание воинской повинности и уравнение станичных обществ в правах с сельскими общинами. На практике функции земств часто пересекались с деятельностью казачьих администраций, а правители Войска Донского всегда ревностно оберегали свою власть. Началось противостояние двух структур. В итоге в 1882 году Госсоветом Российской империи было решено приостановить действие положения о земских учреждениях на Дону. Земство в казачьем крае просуществовало всего шесть лет. Но... прижилось в Ростове-на-Дону, Таганроге и Нахичевани-на-Дону, по статусу не входивших в Область Войска Донского.

1СамоуправлениеВек19

Демократия по советскому образцу
  С каждым годом монархия в России сдавала свои позиции — в начале XX века были легализованы политические партии, учрежден новый избираемый законотворческий орган страны — Государственная Дума. Жестокое подавление мятежа 1905 года окончательно оттолкнуло большую часть населения от царя. Наконец грянули Февральская, а затем и Октябрьская революции 1917 года. Противостояние либерального Временного правительства и альтернативных выборных органов власти (советов рабочих и солдатских депутатов) закончилось победой последних и установлением советской диктатуры, которая вскоре подчинила себе всю страну. Пришла советская власть и на Дон.
  Все силы нового государства рабочих и крестьян были брошены на строительство общества с широким участием в управлении государством рядовых граждан. Право избирать и избираться в Советской России наконец-то    получили    женщины.
  Отныне в стране не существовало регионов с «особой» структурой самоуправления. На всю территорию СССР, включая Ростовскую область, датой основания которой является 1937 год, распространялось единое законодательство.
  Конституция СССР претерпела несколько редакций — 1924, 1936 и 1977 гг. Однако все три советских основных закона имели существенный пробел: они не гарантировали личные права и свободы граждан.
  На бумаге политические свободы предоставлялись — свобода слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным. По факту же гарантировались лишь социальные и экономические права —   право на труд, на отдых, на бесплатное образование, медицинское обслуживание,    на    материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности; равноправие граждан всех рас и национальностей; равные права женщин с мужчинами во всех областях государственной, хозяйственной и культурной жизни.
  Имело место социальное неравенство — советская «номенклатура» (чиновничий аппарат) располагала куда большими возможностями в социальном и политическом отношении, чем миллионы обычных граждан. Руководящей силой в стране была Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), а точнее партийная бюрократия. Все иные идейные течения были запрещены.
  Демократия в Советском Союзе строилась на вертикали советов народных депутатов — на уровне района, города, области, республики, страны. Высшим органом государственной власти в стране был Верховный совет СССР (ВС СССР) —  советский парламент. Он состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза занимался общими вопросами жизнеустройства СССР, а Совет Национальностей ведал сферой, связанной с национальными особенностями сотен народов и народностей, живших в СССР.
  Депутаты Верховного совета, который являлся единственным законодательным органом СССР, представляли все слои населения (больше половины из них были рабочими или колхозниками, треть составляли женщины) и работали в нем не на профессиональной основе, как в западных парламентах, а собирались на встречи (сессии ВС  СССР) не реже двух раз в год.
  Депутаты постоянно общались  с населением. Они не только участвовали в принятии законов, но и контролировали их исполнение на местах. Иными словами, Советы народных депутатов сочетали в себе исполнительную и законодательную власть, а это значит, что СССР номинально являл собой пример прямой демократии! Правда, был один нюанс: выборы депутатов происходили обычно без всякой альтернативы — в качестве кандидатов в депутаты в избирательных округах выставлялось лишь по одному (!) претенденту, хотя никаких юридических ограничений на количество кандидатов не было. В этом-то и заключается признанная искусственность советского «парламентаризма».
  Но это вовсе не означало, что депутатский мандат был «фейковой       бумажкой». Депутатами в СССР, как правило, становились активные в общественном и политическом от ношении, известные люди — видные   рабочие,   аграрии,   именитые ученые, выдающиеся деятели культуры,   военачальники   и,   конечно, местные лидеры коммунистической партии. Они действительно решали вопросы на местах и учитывали в своей работе наказы своих избирателей. Одному из них — нашему земляку, замечательному писателю М.А. Шолохову, посвящен специальный раздел интерактивной выставки Облизбиркома.

Новое время
  Рано или поздно конфликт личного   бесправия   и   коллективного     безволия в советском обществе должен был привести к застойным явлениям в социальном развитии. Это понимало   и  руководство   страны, которое в 1985 году инициировало экономические и политические преобразования. Гласность, перестройка    и    демократизация    общества стали основным девизом реформ. Прежние времена окрестили периодом тоталитаризма.
  Прошедшие в 1989-1990   гг. в СССР выборы народных депутатов были сверх конкурентными, а политическая активность населения била все рекорды. Однако разразившийся на фоне реформ экономический кризис, наряду с ошибками руководства страны во внешней и внутренней политике, обрушил государственность Советского Союза...
  Российская Федерация, выросшая на руинах СССР, избрала единственно возможную политическую форму государственного устройства, которая обеспечивала сохранение страны и возможность ее дальнейшего развития.
  Нынешняя политическая система России основана на Конституции, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, с учетом масштабного пакета поправок, вступивших в силу этим летом.
  В основе государственности России лежат три базовых принципа:
  демократизм (носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является народ);
 республиканская модель государственного устройства (речь идет о разграничении властей — законодательной, исполнительной и судебной);
  федерализм (Россия — конституционная федерация).
  Мы, россияне, в результате прямых выборов формируем четыре института власти: Президента РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а также представительные (законодательные) органы государственной власти своего региона и органы местного самоуправления.
  В Ростовской области главным законодательным органом является Законодательное Собрание (ЗС РО), работающее сегодня в формате шестого созыва. В составе ЗС РО — пять партийных фракций: «Единая Россия», «КПРФ», «Коммунисты России», «ЛДПР» и «Справедливая Россия».
  Законодательную власть в РФ представляет парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы (450 депутатов) и Совета Федерации, представляющего органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (в его составе — по два представителя от каждого региона).
  Исполнительную власть в РФ представляет Правительство РФ и подотчетные ему федеральные министерства, службы и агентства. В Ростовской области исполнительная власть принадлежит областному правительству, которое возглавляет губернатор. С 2010 года во главе нашего региона стоит Василий Голубев.
  Судебная власть находится в компетенции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общего судопроизводства, арбитражных судов, а также местных судебных органов — мировых, конституционных и уставных.
   Местное самоуправление в систему государственной власти в РФ не входит. Президент России также не относится ни к одной из ветвей власти.
  Для реального народовластия в России жизненно важно формирование национально ориентированного гражданского общества, остро ощущающего    принадлежность    к своему государству,  его  культуре. Эту задачу сегодня решают молодежные политические организации и движения,    бизнес-ассоциации, организации представителей местного самоуправления, представители образования, науки и культуры — Российский союз молодежи (в Ростовской   области   он   представлен Донским союзом молодежи),     Российский     союз промышленников и предпринимателей, общественное объединение    поддержки    малого бизнеса «Опора России» и др.
  Каждый  из нас сегодня располагает правом выбора — выбора пути, которым пойдет наша страна, а значит и нашего с вами будущего.

 

 

2         425