Включить версию для слабовидящих

Каменные изваяния_бабы

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Рычагова, Е. Поговорим о «бабах»: музейная коллекция каменных изваяний «бабы» /Е. Рычагова//Азовская неделя. – 2009. – 30 июля. – С. 8.

207  В донских степях половцы хозяйничали около двухсот лет. Борьба с ними открыла первую страницу русской литературы великим «Словом о полку Игореве». Азов же обязан им основанием и именем. К сожалению, материальных свидетельств о пребывании в наших краях племен, сыгравших в истории города столь значительную роль, сохранилось немного. Среди них – каменные изваяния, попросту – «бабы».
  С момента основания музея во дворе порохового погреба вырос целый сад этих удивительных статуй. Время не пощадило их: ветер, дождь и солнце стерли индивидуальные признаки, однако при внимательном рассмотрении еще можно различить шлемы воинов, косицы на спине мужских фигур, сапожки, чулочки, а с одной общей их особенностью не в силах были справиться ни годы, ни погода. Как и тысячу лет назад, они сжимают в растопыренных пальцах сосуды – ключик, объясняющий предназначение идолов. Вспомните, как мы поминаем предков – ставим им еду, питье, мысленно или вслух беседуем с ними, веря, что будем услышаны. И в этом отношениималочем отличаемся от кочевников. Они тоже клали пищу для погребенного родственника – на сосудики в руках изваяний. Сами же статуи предназначались для заменыумершегона его поминках и служили временным вместилищем одной из его душ, которая принимала участие в поминальном пиршестве.
   То есть «бабы» были непременной частью распространенного среди кочевых племен культа предков. Само слово «баба» - это переиначенное на русский ладтюркоязычноеслова «вава», что означало предок.Отголскидревних верований и традиций сохранились до наших дней. «Этнографические исследования показали, - рассказывает старший научный сотрудник И.Р. Гусач, - что и у современныхтюркоязычныхнародов (в частности, у казахов) существовал обычайзаменять покойника напоминках деревянной куклой, наряженной в одежду умершего. Куклу усаживали между гостями, угощали едой и питьем».
   Ставились статуи в поминальных святилищах на курганах и возвышенных местах. Если «баба» изображала человека прославленного, выдающегося, обожествленного после смерти, воспринимаемого современниками защитником и покровителем, она так и оставалась на вершине. Ей поклонялись, приносились жертвы. «Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, что оставить овцу перед идолом надо», - писал древний поэт. Если же каменная фигура делалась с заурядного половца, ее по прошествии какого-то времени сносили в восточный сектор кургана и прикапывали.
   Уважительное отношение к истуканам продолжалось на протяжении столетий не только со стороны половцев, но и других народов. Составители древнерусской книги отмечали в своем труде: «А на речке наТерновкестоит человек камен, а у него кладут Белгорода станичникидоездныепамяти, а другие памяти кладут на Самаре у двухдевоккаменных». Даже когда «бабам» уже не придавали культового значения и служили они путевыми вехами, их не разрушали и не уничтожали. И лишь где-то в 17-18 веках статуи божков запросто могли стать стройматериалом и пойти на закладку фундамента.
   Музейная коллекция «баб» стала складываться ровно пятьдесят лет назад. Сегодня она насчитывает 15 каменных изваяний. Последние пополнения годичной давности прошли реставрацию и заняли почетные места в каменном саду Порохового буквально неделю назад. Это две женские фигуры. Одна, выполненная из ракушечника, была раскрашена белой и красной краской. Скульптор одел ее в шапочку необычной формы, штаны, сапожки, прикрепленные ремешками к поясу. Грудь «дамы» украшена двумя гривнами и ожерельем. Вторая статуя – из песчаника, она лучше сохранилась и более интересна в качестве предмета для исследования кочевой культуры. У нее прекрасно сохранились черты лица, которые наверняка имеют портретное сходство с оригиналом. На голове высится высокая конусообразная шапка, из-под которой выходят «рога» - украшения из войлочной трубочки, перевитой проволокой. Волосы спрятаны под «лопасть» - тканевую накидку. И, самое главное, - у нее на груди четыре гривны. По-видимому, на Юге России это первая статуя со столь большим количеством шейных обручей. Скорее всего, они указывают на принадлежность умершей к верхушке половецкой аристократии. Поэтому за «бабой» закрепилось другое, более подходящее к ее статусу название: «царевна».

 

 

2         425