Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Горбенко Анатолий Александрович, директор ГОУК «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник»
Год рождения: 1948 год,
Место рождения с. Приморка Неклиновского р-на, Ростовской обл.
Горбенко Анатолий Александрович был принят на работу в Азовский краеведческий музей в 1970 году в качестве научного сотрудника и трудится здесь уже 33 года, из них 30 лет - директором.
Благодаря настойчивости и энергии руководителя была проведена реставрация здания бывшей городской Управы, филиала музея «Пороховой погреб», открыты новые филиалы - Мемориальный музей Р.Л. Самойловича, выставочный зал «Меценат».
Несмотря на сложное экономическое положение, в последние годы в Азовском музее-заповеднике велось интенсивное строительство лабораторно-экспозиционных корпусов. К настоящему времени уже введены в строй новые здания административно-лабораторного корпуса, фондохранилища, экспозиционной пристройки № 1 и № 2.
Благодаря высокому профессионализму и большому опыту работы, а также творческому и современному подходу к любому порученному делу, Анатолий Александрович пользуется авторитетом и уважением среди своих коллег не только в пределах нашей области, но и в других регионах России. Поэтому закономерным стало приглашение А.А. Горбенко для участия вучредительном заседании Совета музеев России, где Азовский музей-заповедник выступил в качестве одного из соучредителей.
Много внимания уделяет директор музея творческому сотрудничеству с коллективами других профильных учреждений не только в России, но и за рубежом. Результат этого сотрудничества - проведение совместных научно-исследовательских конференций и семинаров, организация выставок зарубежом, издание историко-археологической литературы.
Анатолий Александрович неоднократно награждался грамотами областного и городского отделов культуры за активное участие в культурной и общественной жизни города и области, награжден знаком Министерства культуры «За отличную работу». Несмотря на большую загруженность на работе, он находит время и для работы в общественных организациях, таких как городской градостроительный совет, комиссия по присвоению почетных званий и т.п. В 1995 году по результатам конкурса, объявленного средствами массовой информации, А,А. Горбенко был назван в г. Азове «Человеком года», а в 1996 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры».
Баранникова, А. «Зарабатываем 42% всех доходов областных музеев» Алиса Баранникова //Город N. – 2017. – 28 февраля.
Азовский музей-заповедник отличается не только качеством экспозиций и программ, но и успешной коммерческой деятельностью. Его директор Анатолий Горбенко научился зарабатывать на реставрационных работах, сувенирной продукции и даже покосах травы. В прошлом году Азовский музей посетили 203 тысячи человек, благодаря которым музей заработал 32 млн рублей.
Для сравнения: оказавшийся вторым Ростовский областной краеведческий музей заработал только 7 млн рублей. Свои доходы музей-заповедник тратит не только на пополнение коллекций, но и на создание комфортных условий для посетителей.
N: — Во многих путеводителях и отзывах Азовский музей называют «лучшим провинциальным музеем страны». Это какое-то официальное звание?
А.Г.: — Я точно не знаю, откуда оно появилось, но, вероятно, из-за рейтинга «Музеев России». Мы в первой тридцатке из 1167 музеев, на сайте «Культура РФ» мы в числе 15 наиболее просматриваемых из 3300, на «Интермузее-2010» завоевали Гран-при.
N: — Музей привлекает много посетителей?
А.Г.: — По итогам года у нас очень неплохие результаты — 203 тысячи посетителей. Больше только у областного музея краеведения. А по числу проведенных экскурсий мы абсолютные лидеры в регионе — провели 4700 экскурсий.
N: — А как это сказывается на экономических показателях?
А.Г.: — В 2016 году выручка составила 32 миллиона рублей. Для сравнения: на втором месте — Ростовский областной краеведческий с 7 миллионами. Мы зарабатываем 42% всех доходов областных музеев. Хотя сравнивать с областными музеями нельзя, у нас же не только экскурсии и входные билеты. Мы выполняем реставрационные работы для музеев области, а теперь еще и Крыма — у нас неплохие реставрационные мастерские по дереву, металлам, керамике. Мы выполняем таксидермию для всего Северного Кавказа. Ведем большой объем археологических работ. При этом музей — бюджетная организация. Коммунальные и значительную часть хозяйственных расходов покрывает бюджет. Бывает, что не все нужды попадают в бюджетное финансирование. Например, прошлое лето оказалось очень урожайным — покосы травы проводили семь раз, а у нас площади огромные. А вот доходы идут на развитие. В 2016 году получилось закупить хорошее фондовое оборудование. Можно конечно ждать, пока дойдет очередь, выделят финансирование. На приобретение оборудования нам на 2017 год выделено 1,3 млн рублей, а мы в 2016 году за счет средств от приносящей доход деятельности закупили более чем на 5 миллионов. Я считаю, что средства на развитие нужно давать туда, где они работают на полную мощность, а не распределять «всем сестрам по серьгам». Где нужнее. Очень важное направление развития — мотивация сотрудников. У нас очень интересные надбавки для инициативных и профессиональных — бывает и 300-400% от оклада (цифра большая, но это от оклада 4000-7000 руб.).
N: — Недавно музей повысил тарифы — это необходимая мера?
А.Г.: — К сожалению, да. И мы уже услышали возмущения по этому поводу. Минимальная цена входного билета выросла с 20 до 100 рублей в зависимости и от категории посетителя и объема экспозиции. Сейчас на эти деньги даже мороженое не купить. Не все можно предусмотреть в бюджете, некоторые люди не понимают, что территория валов, да и музея, сама по себе не убирается, косится, охраняется, снабжается водой, что нужны газонокосилки и, наконец, люди, которые за зарплату в 6 тысяч рублей качественно работать не будут. Каждое повышение — это диалог с общественностью.
N: — Вы много внимания уделяете развитию инфраструктуры — это настолько важно?
А.Г.: — Некоторые коллеги уже посмеиваются над моим увлечением «туалетной темой». Мы уже везде оборудовали туалеты. Я считаю, что в каждом музее должны быть и туалет, и пеленальный столик, и лифты для инвалидов, мы так и сделали, и на это бюджет выделяет средства. Видел, как это организовано во Франции, а потом группа музейных сотрудников оттуда посещала Ростовскую область. Было очень стыдно. Сейчас мы оборудовали места для отдыха. Школьные экскурсии приезжают со всей области, на весь день. Родители готовят ребенку с собой «котомку» — надо где-то организованно остановиться. Раньше они сидели на земле рядом с валами, теперь мы при Пороховом погребе оборудовали лавочки, столики, чтобы можно было пообедать. Элементарные удобства и для детей, и для сопровождающих.
N: — Как удалось сделать музей привлекательным для такой большой аудитории?
А.Г.: — Первоначальный толчок дал визит Тура Хейердала. Когда он работал в музее, о нас вышло огромное количество репортажей, публикаций. О нас узнали, заинтересовались. До этого кто знал о нашем музее? Прямо скажем, немногие: есть такой Азов, там какой-то музей. Еще помог канал «Рен-ТВ». Конечно, подача информации у них очень своеобразная, но люди приходят: космические карты ищут, черепа пришельцев. Это повод познакомить любопытствующих с реальными научными данными. Они после звонят: «А можно после этого к вам еще приехать?» Я считаю, что любая информация о музее, даже самая несуразная, — это привлечение новой публики. Одновременно мы постоянно ведем информационную работу. Актуализируем сайт, освещаем находки. Наша целевая аудитория — молодежь, они получают информацию из интернета, значит, мы должны ее как можно быстрее разместить. Привлекает не только экспозиция — на валах рядом с кордегардией сейчас любимое место молодежи. Там постоянно собираются, спортом занимаются, приходят с мячами. Бывают там и такие «спортсмены», что приходят пива попить, но теперь охрана вежливо просит их удалиться.
N: — У вас большой ассортимент оригинальной сувенирной продукции. Как удалось избежать общего направления «китаизации»?
А.Г.: — Мы стараемся своих ростовских приглашать. С Семикаракорскими мастерами давно дружим. Все производители местные, они сами приходят. Выручка от продажи сувениров составила в прошлом году 3,3 млн рублей. Это в десять раз больше, чем у ближайшего «конкурента». Но это не особо прибыльно в итоге, скорее репутационный вопрос. Мы берем совсем небольшую наценку — 10-20%. На то же, что у нас, посмотрите цены в Ростове. Но мы берем массовостью — можно продать одну вещичку за год, а можно сотню. У нас есть даже коллекционеры, которые охотятся за новыми линиями, ждут выходов новых видов сувениров.
N: — Музей сильно пострадал в послеперестроечный период?
А.Г.: — Сверка фондов показала, что все наши музейные предметы сохранились. Это больше говорят наши недоброжелатели. Мы смогли сохранить и коллектив — когда денег не было, зарплаты не давали совершенно, а мы выдавали зарплату вовремя, изыскивали любые средства — из доходов музея. Нам обещали возместить из бюджета, но потом забылось. Ну и ладно. Мы весь комплекс административных зданий построили в тот период. Тогда заработали хорошие деньги от выставки в Японии, много работали зачетами. Тогда были руки развязаны. Балки перекрытия, например, когда разваливался вертолетный завод, оттуда привезли. Кирпич, раствор, блоки — через пять-шесть организаций. Нам якобы давали деньги, они якобы платили налоги. Когда был у нас представитель президента Владимир Яковлев, он прямо спросил: «Когда вы это строили?». Я ему прямо ответил: «Когда все воровали». Было, конечно, не раз, когда ко мне приходили с вопросом: «Чем помочь?» Отвечал: «Давай машину кирпича». Приезжали, выгружали. Все строилось на человеческих отношениях.
N: — А сейчас музею кто-то оказывает помощь?
А.Г.: — Сейчас особо желающих нет, да и ходить с протянутой рукой мне не позволяют принципы, это просто неприлично. А за какие-то работы — пожалуйста. Мы можем выполнить многие работы — от археологических изысканий до детских мероприятий, реставрацию музейных предметов, изготовление таксидермической продукции.
N: — Отношения с местными властями складываются хорошо?
А.Г.: — Мы с городом немного и дружим, и поругиваемся, они нам пеняют, что мы закрываем всю свою территорию. В прошлом году огородили часть территории валов забором, навели там порядок, теперь нас не упрекают, что там грязно. Почему? На нашу территорию люди позволяли себе заезжать на машинах. Сложилась ситуация: ветер, на машину упало дерево. Кто виноват? Собственник. Мы вынуждены были платить. Город отказался — не их территория. Ну, раз это наша территория и мы несем за нее всю ответственность, в том числе и за безопасность, мы приняли меры. Мы вывезли кучу всякого мусора, барахла, шприцы, бутылки. Жильцы поначалу возмущались — мол, всегда ходили там, а теперь загородили. Негде собаку выгулять. В этом году загородим оставшуюся часть. Зал «Меценат» был на балансе городского отдела культуры, впрочем, как и музей. Когда музей выделился из города в область в 1992 году, мы разделили баланс, и объект долго был спорным. Нас поддержала прокуратура. А было, что и на само здание заглядывались: мол, было бы неплохо тут разместить городскую администрацию. Зато когда речь заходит о мероприятиях, у нас полное согласие с городской администрацией. Азовское сидение — историческую часть — готовим мы. Городская часть — это организация питания, охрана, областной отдел туризма и города выделяет средства, свои добавляем. Это знаковое мероприятие и для музея, и для города. Около пятнадцати тысяч участников и основная масса — это постоянные посетители нашей экспозиции, в основном приезжие.
N: — А у вас есть любимый экспонат?
А.Г.: — Конечно, это наш любимый слоник (скелет трогонтериевого мамонта, жившего 800-600 тысяч лет назад, в межледниковый период. Это единственный в мире скелет с целым черепом. — N). Мы и конкурсы ему посвящали, и мероприятия. Золото — золотом, а слон уникален. Долго с ним возились, построили зал ему специально. Он побывал в Японии — в Ниигате, был центром экспозиции в «Русской деревне», где была выставка именно по нашей палеонтологии.
N: — Главная особенность музея — палеонтологическая коллекция?
А.Г.: — Во всей стране палеонтологических музеев мало. Головной в Москве — Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова — по праву считается одним из крупнейших естественно-исторических музеев мира. Мы с ними дружим. Есть еще академический в МГУ, но он совсем небольшой. Но все-таки главная и любимая наша тема — это археология и Азовские походы Петра I.
N: — Как музей готовится к юбилею?
А.Г.: — На юбилей особых массовых мероприятий не планируется. Будут, прежде всего, памятные издания. Будет обновляемая юбилейная экспозиция, ряд новых выставок. 17-18 мая приедут гости из всех музеев. Конечно же, пройдет «Ночь в музее», тем более так интересно совпало — как будто 100 лет назад знали, что будет Международный день музеев. Будет юбилейная сувенирная продукция. Продолжатся уже запланированные работы. Завершается ремонт в лекционном зале, где у нас проходят наши официальные мероприятия, и вновь примет посетителей планетарий. Самая активная работа сейчас на валах. Основная идея создания музея под открытым небом на валах принадлежит Ивану Грунскому, его у меня в замминистра забрали. Турникеты с аннотациями, дорожки, пушки, башни — это первый этап. Большие планы у нас на эту территорию музея-заповедника — создание экспозиции об Азовских походах Петра I (это территория крепости построена при Петре I). Надо закончить ограду, сделать постоянное освещение.
N: — А в целом какие планы у музея?
А.Г.: — Планов много, но предавать их гласности не в моих правилах. Сейчас привыкли к скороспелым проектам — «вот сейчас за год все сделаем». Так не получится. Потребовались десятки лет, чтобы достигнуть сегодняшнего уровня. Мне вот понадобилось больше сорока лет, чтобы начать разбираться в музейном хозяйстве. И я еще далеко не во всем разобрался.
Светлая память Анатолию Александровичу Горбенко
Ушел из жизни один из самых известных и уважаемых азовчан, Почетный гражданин Азова, директор Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника Анатолий Горбенко. Ему было 69 лет, 49 из которых он посвятил работе.
Анатолий Александрович прошел трудовой путь от рабочего до руководителя одного из лучших в мире музеев.
Он родился 27 октября 1948 года в селе Приморка Неклиновкого района Ростовской области. Сразу после школы пошел работать разметчиком на таганрогский завод «Красный котельщик», год проработал слесарем на Таганрогском заводе «Виброприбор». Потом Анатолий Александрович поступил на исторический факультет Ростовского государственного университета. Далее в его трудовой книжке было всего две записи. С 1970-го по 1973-й год Анатолий Горбенко был научным сотрудником Азовского краеведческого музея, а с ноября 1973 назначен его директором. Эти 44 года стали для Азова настоящей эпохой. В 2001 году музей обрел статус государственного учреждения культуры, а с 2003 года — переименован в «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник».
За годы руководящей работы Анатолия Горбенко музей значительно изменился. Было отреставрировано и приспособлено для музея здание бывшей Городской управы. Проведена масштабная реконструкция экспозиционных и фондовых помещений.
В состав музея вошли такие памятники федерального значения как «Валы Азовской крепости XVII-XVIII вв.» и «Пороховой погреб», памятник регионального значения «Мемориальный музей Р.Л. Самойловича» и выставочный зал «Меценат».
Несмотря на сложное экономическое положение, с 1994 по 2002 год в Азовском музее-заповеднике велось интенсивное строительство лабораторно-экспозиционных корпусов. Площадь музея за эти годы выросла с 550 кв.м. до 7071,8 кв.м. Количество посетителей увеличилось с 25 тысяч до 203 тысяч. Музей стал доступен для людей с ограниченными физическими возможностями.
Огромное значение в своей работе Анатолий Александрович уделял сохранению историко-культурного наследия города Азова и Ростовской области. При его непосредственном участии были разработаны зоны охраны объектов культурного наследия Азова. Для сохранения и изучения объектов археологического наследия в музее был создан отдел археологии.
Итогом работы археологов стали коллекции общероссийского и мирового уровня, в том числе уникальные предметы из золота и серебра скифо-сарматского периода, кашинная керамика, предметы вооружения и конской упряжи, бытовая утварь. Гордостью музейного собрания является экспозиция «Сокровища кочевников Евразии». На ней представлены более 20 000 редких экспонатов с III тысячелетия до нашей эры по XIV век нашей эры.
Экспонаты из фондов Азовского музея-заповедника были представлены на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Рязани и других уголках страны. Музейные раритеты экспонировались в Японии, Франции, Шотландии, Швейцарии, Германии, Австрии.
Анатолий Горбенко являлся инициатором создания музейных мастерских по реставрации предметов из керамики, стекла, металла и дерева. Это позволило музейным реставраторам ежегодно восстанавливать более 800 фондовых предметов.
При его поддержке в музее была создана таксидермическая лаборатория — благодаря этому экспозиция «Природа Нижнего Дона» стала одной из лучших в Донском крае. Чучела, изготовленные сотрудниками музея, представлены во многих учреждения культуры Ростовской области и Краснодарского края.
Благодаря Анатолию Горбенко, одним из направлений работы музея стала издательская деятельность. Более 30 лет он являлся бессменным ответственным редактором научных изданий музея. Азовским музеем-заповедником ежегодно выпускаются объемные иллюстрированные издания. В их числе — каталоги фондовых коллекций, серии изданий, посвященных научной деятельности, археологическим исследованиям в Азове и на Нижнем Дону.
В 2008 году Анатолию Александровичу было присвоено звание «Почетный гражданин г. Азова». За большой вклад в развитие музейного дела и многолетний плодотворный труд в 2017 году он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Ростовской областью».
Анатолий Горбенко до последних дней жизни был предан служению науке и выбранной миссии по сохранению историко-культурного наследия. Светлая память об Анатолии Александровиче навсегда останется в сердцах земляков.