Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Темякова, Л. О чем молчат памятники. Душа, заключенная в память [о скульптурах малых форм в нашем городе] /Л. Темякова //Читай-теленеделя. – 2001. – 26 сентября. – С. 5.
Памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Они рождаются и умирают. А для нас они – привычная, неотъемлемая часть пейзажа. Ходим мимо и не замечаем. А ведь у каждого азовского памятника своя, неповторимая история, и каждый может рассказать немало интересного.
Скульптуры, удобно расположившиеся возле площади IIIИнтернационала и в парке – не просто фигуры из камня. В каждой из них живет частичка души мастера. И это тоже еще одна история. Заметьте, у нас, в Азове, нет ничего лишнего и случайного. Каждый дом, улица, фонарь, скамейка имеют свою судьбу. И эти судьбы, сливаясь, создают историю нашего города. Поэтому Азов кажется гостям необычным, уютным и даже каким-то сказочным.
Лет семь назад приехал к нам молодой скульптор из Пензы Сергей Олешня. Назвавшись нашим земляком, он хотел как-то выразить любовь к городу и предложил провести в Азове симпозиум скульпторов. Они здесь будут отдыхать, купаться, загорать, а на память каждый оставит изваяние из камня.
Приехало десять скульпторов из разных городов России: Москвы, Питера, Уфы, Томска, Ростова, Казани. Их поселили в Кагальнике на базе стройтреста. Из-под Каменска привезли одиннадцать глыб песчаника. Тема – историческая. Конечно, некоторые мастера от нее отошли и сделали то, что шло из сердца.
Инициатор всей этой затеи, Сергей Олешня, изваял скифскую бабу. Отдыхающего казака, разлегшегося на газоне, вырубил скульптор из Тамбова. По-моему, это самая популярная после трона скульптура. В народе ее называют «Илья Муромец после бурной ночи», а на его оттопыренную коленку любят присесть девушки.
Трон сделали ребята из Уфы, и назвали его философским.
Волшебного дракона сделала девушка из Рязани, а самый молодой из скульпторов изваял песочные часу, которые стоят возле гостиницы. Заслуженные мастера оформили фонтаны Нептуном и женщиной на шаре.
Работать скульпторам в Азове понравилось, и главный архитектор города Владимир Фоменко пригласил их еще раз. Они приехали следующим летом и поселились в гостинице. Теперь они делали животных и работали прямо в парке. Их уже было одиннадцать человек – супружеская чета привезла с собой дочь-студентку. Пеликан, изваянный девушкой, стал ее курсовой работой.
У жука, на который очень любят вскарабкиваться малыши, был прототип. Скульптор из Рязани увидел навозника, важно катящего шарик. Этот жук стал волшебным и вошел в историю…
Над своими изваяниями авторы трудились месяц. Венцом работы стал памятный знак, на котором каждый скульптор оставил свой «автограф», вырезав фигурку животного.
Сергей Олешня внес большой вклад в оформление улиц и архитектурных форм Азова: медная доска на Крепостных воротах, ангел над входом в Свято-Троицкий храм, фигуры в фонтане у Белого дома – все это его рук дело.
Однажды министр культуры Калмыкии какими-то судьбами попал в наш Азов, и эти скульптуры ему очень понравились. Он предложил президенту республики украсить фигурами столицу. Перехватившие нашу идею пошли еще дальше – они пригласили западных мастеров, в том числе и японских. Все-таки у калмыков и жителей страны Восходящего Солнца есть что-то общее. Таких фигур из белого известняка в Элисте множество. Они огромные и разбросаны по всему городу…