Включить версию для слабовидящих

Хидекель Б. Полвека «Азовфильму»

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Борис Хидекель

ПОЛВЕКА «АЗОВФИЛЬМУ»

(Продолжение. Начало в № 3)

Кто Вы, Валентин Бойко?

Вполне может быть, что на стол директора накануне принятия решения о заводской киностудии легла справочка из отдела кадров о Валентине Бойко. Информация предельно сжатая. Родился в 1937, коренной азовчанин, закончил десять классов в школе №1, служил в армии, через год был комиссован по состоянию здоровья, до призыва работал подручным на карусельном станке в пятом мехцехе завода КПО. По возвращении из армии - киномеханик в кинотеатре «Сталинец» («Родина»). Заочно закончил Ростовский кинотехникум. На оптико – механический пришёл 8 – го июня 1964 года вначале в отдел Бориса Бегишева, затем – к Олегу Давыдову. Вот и вся официальная биография.

Николай Георгиевич не мог знать, что после школы Валентин поступал во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), единственный на весь СССР. Кто не помнит, в этом инстimage001итуте, да ещё на актёрское отделение, претендовало до сотни абитуриентов на место (в 2013 году -118). Киноактёров знала и любила вся огромная страна, их отождествляли с обаятельными отважными героями, роли которых они исполняли. Гагарины ещё и не помышляли о своей грядущей всемирной славе и миллионах будущих последователей. А тогда, казалось, вся молодёжь страны мечтала только об одном – стать такими же великими и узнаваемыми, как их киноэкранные кумиры. Со стороны провинциального юнца такое намерение – прорваться во ВГИК - могло бы показаться верхом наглости. Но, прежде всего, это по-чапаевски дерзко и смело, а смелость города берёт; и потом, удавалось же некоторым безвестным мальчишкам и девчонкам из немыслимых медвежьих углов бескрайнего Союза поймать птицу удачи, а мы что - лыком шиты?; наконец, какой-никакой актёрский опыт и успех в его активе уже имелись. Ему в роли Кая из «Снежной королевы», Александра Чацкого из «Горя от ума» и в десятке других ролей не раз горячо аплодировал школьный зал. Он поставил пьесу «Аттестат зрелости» В. Гераскиной и сыграл в ней главную роль себялюбца Валентина Листовского. Это окрыляло и вселяло уверенность. Но мечтал он не о театральных подмостках. Только кино!

Неудача ошеломила юношу. Жизнь лишалась всякого смысла. Если не кино, то чем ещё можно заниматься на этой земле?! Зря, что ли, рядом с его родительским домом находится кинотеатр «Октябрь» (первый кинотеатр в дореволюционном Азове), а в нём киномехаником работает его старший брат Георгий.

Разве может быть случайностью стечение этих двух обстоятельств, разве это не знак судьбы? Разве не знает он до мельчайших деталей любой советский фильм довоенной и послевоенной поры, просматривая их раз за разом при малейшей возможности? Георгий старше Валентина на целых одиннадцать лет. И на войну! Его авторитет в глазах младшего брата безграничен. Георгий был превосходным фотографом и беззаветно любил кино, не мог и младший не заразиться этой страстью. Работал Георгий (для друзей – Жорж) киномехаником до самого прихода в город оккупантов, а после освобождения Азова - до призыва в 1943 году на фронт. Демобилизовавшись из армии в 1950 году, он вновь встал у киноаппарата. Кинобудки в «Октябре» тогда не было, и демонстрация фильмов велась с балкона двумя кинопроекторами. Так что зритель, обернувшись, мог увидеть на балконе тёмный силуэт колдующего у аппаратов киномеханика и часто рядом маленькую фигурку – Валентина.

Не удивительно, когда в приморском городке пацаны бредят романтикой дальних плаваний, увлекаются парусным спортом – море - то рядом. Оно постоянно напоминает о своём соседстве. Рыбаки и моряки – профессия здесь распространённая.

Но Валентина водная стихия совершенно не пленяла, зато стихии света и воздуха сладко будоражили воображение. Из них, из этих стихий, родились кино и авиация. Эти два чуда цивилизации возникли во второй половине - конце девятнадцатого века почти синхронно. За столетие стали достоянием самых широких масс. А тиражирование любого гениального технического достижения человечества начисто лишает его ореола чуда. Привычка чудес не признаёт. Слава Богу, такое происходит не всегда и не со всеми. Когда в послевоенную начальную школу привозили киноустановку, учеников не надо было созывать, уговаривать. Сбегались все. Плотно сгрудившись, они из тёмной глубины зала с замиранием сердца, раскрыв рты, под убаюкивающе монотонный стрёкот проекционного аппарата, следили за происходящим на белой простыне вместо экрана. Фильмы были немыми, и, в общем – то, по большому счёту, зрителям было всё равно, о чём они. Все впечатления вытеснялись ощущением счастья от соприкосновения с чудом. Вот оно, рядом, а не где-то в недоступной аппаратной.

Валентин как раз и относится к тем немногим, для кого кино и самолёт   остались чудом на всю жизнь. Неудача на конкурсе обескуражила, но не сломала его: кино, в конце концов, – это ведь не только артисты, но и режиссёры, кино – и звукооператоры, и ещё масса других профессий. Главное – не предать свою мечту и сохранить верность своей первой любви. Как – то, много позднее описываемых событий, кадровики оптико – механического предложили работникам самого престижного в городе завода анонимно ответить на единственный вопрос: «Почему Вы работаете не по специальности, полученной в вузе (техникуме)»? Этот вопрос можно было трактовать так: почему Вы ради работы на престижном заводе положили на полки свои дипломы? Валентин Бойко написал: «Я пришёл на АОМЗ с единственным желанием - создать киностудию. Почему именно на оптико - механический? Профиль как – то соответствует: оптика и механика – всё это близко к кино». А в заключение добавил: «Анонимок не терплю и называю свою фамилию». Один из всех опрошенных, он не image0041укрылся под безвестностью. Впрочем, если бы и утаил своё имя, угадать его не составило бы труда: второго такого энтузиаста кино на заводе больше не было. Не ошибся он, между прочим, и в своём наблюдении. Прошло несколько лет, и завод, помимо профильной продукции, приступил к производству товаров широкого потребления. В списке этих товаров заметное место заняли отличные фотоувеличители и кинопроекторы. Руководство завода чутко уловило и оперативно отреагировало на тенденции в спектре культурных запросов населения и ответило предложением. К тому времени в семьях азовчан перестали быть редкостью любительские кинокамеры восьми – и шестнадцатимиллиметрового форматов. Теперь многие события городского и семейного масштаба можно было запечатлевать уже не только на фото,- но и на кинокамеру. Нужна была демонстрационная аппаратура. И завод её изготовил. В Азове даже возникло движение кинолюбителей, которое возглавил замечательный человек, бывший заместитель редактора «Красного Приазовья» Александр Иванович Прокопов. К сожалению, Прокопова давно уже нет, неизвестна и судьба любительских кинокадров, которые могли бы стать бесценным вкладом в историю нашего города. На фоне повального увлечения кинолюбительством совершенно естественно, что идея создания собственной заводской студии, как «призрак по Европе», уже бродила в головах многих заводчан. Она нуждалась в инициаторах. На октябрьских праздниках 1964 года председатель завкома профсоюза Николай Петрович Игнатов и вожак заводской комсомолии Владимир Скулов обратили внимание на кинокамеры в руках многих молодых инженеров и техников завода, преимущественно приезжих. «А мы можем организовать киностудию при заводе? – С таким вопросом обратились они к стоявшему рядом Валентину. Ответ последовал незамедлительно: «Конечно! Только не любительскую, а профессиональную». Они знали его как страстного поклонника кино и поверили в него сразу и безоговорочно, как позднее и Николай Георгиевич. Не сомневался в своих силах и сам Валентин Михайлович. Он был обязан сделать студию.

Обязан! Иначе – позор перед всеми, кто верил в него, позор перед светлой памятью Леонида Ивановича Крючкова.

Леонид Иванович, как и старший брат Валентина, тоже воевал, но на флоте. Преподавал в Батайской школе киномехаников. Один из первых в области создал киностудию при киношколе. Прямо в школьном дворе. Оборудование для неё мастерил своими руками, используя всякий хлам: из деревянного шкафа соорудил сушильный шкаф, из баков – проявочную машину. После Георгия именно он оказал огромное влияние на формирование у Валентина профессионального, ответственного подхода к кино, многому научил его. Он передавал своим воспитанникам не только навыки умелой демонстрации фильмов, но приобщал их к творческому процессу создания кино. Этому и учился у него Валентин. Студия Крючкова выпускала рисованные мультяшки, хотя Леонид Иванович в душе мечтал о создании художественных фильмов. Не довелось: он утонул, спасая сына. К счастью, совместно с Валентином Бойко и Валентином Ерёменко успел-таки снять на шестнадцатимиллиметровую плёнку игровой юмористический фильм «Опасное увлечение», в котором оба Валентина сыграли роли таких же, как они сами и их старший друг, беспредельно преданных кино чудаков. Благоразумным людям такие человеческие экземпляры кажутся едва ли не блаженными, да и ведут они себя в жизни нестандартно, «не как все люди». Вне всяких сомнений, услышь Валентин на памятном совещании у директора совершенно немыслимое: «Вот тебе наш «карт - бланш» на создание и работу киностудии, но ни копейки за свой труд ты получать не будешь», - он без промедления принял бы это условие.

Мог не знать Николай Георгиевич и о том, что ещё до рождения «Азовфильма» Валентин в паре со своим самым давним другом Валентином Ерёменко снимали для областной телепрограммы «Сельский час» сюжеты продолжительностью в одну минуту. Работали, что называется, на коленке. Кроме съёмочной камеры КС 50 Б да энтузиазма, – ничего. Отснятую плёнку на коррексе (чтобы не слипались витки её) проявляли в тазике по секундомеру, превратив тёмный погреб в отцовском доме В. Бойко в кинолабораторию. Сушили проявленную плёнку в тридцатиметровом коридоре третьего этажа школы №1. Длина коридора совпадала с длиной плёнки. Работали поздними вечерами, когда неугомонные обитатели школы разбегались по домам. Перед просушкой тщательно мыли полы, чтобы избавиться от вездесущей пыли. Потом процесс сушки рационализировали, сколотив рамы с рядами гвоздей по ширине плёнки, которые не давали ей смещаться в стороны. Чтобы плёнка не рвалась при высыхании, к концам её прикрепляли резинки. В целом процесс достаточно рутинный и утомительный.  

image006 На пути к желанной цели - созданию киностудии – приходилось проявлять изобретательность и смекалку. Работа студии была немыслима без звукозаписывающего аппарата КЗУС-10. А это целый комплекс из диспетчерского пункта, усилителя записи, шкафа питания, автотрансформатора и пульта. Правда, пульт студия успела приобрести раньше. Изготавливалась такая аппаратура под конкретный заказ, штучно на Ленинградском заводе КИНАП с санкции самых высоких верхов. В тот год разрешение было спущено на два КЗУСа: один для краевого телецентра в Красноярске, второй - в Азов. Валентин помчался в командировку на завод, рассчитывая за день - два решить проблему. Дел-то всего ничего – проконтролировать отгрузку выполненного заказа. Прибыл в Северную столицу, как на юг: шляпа да осенний плащ, совсем не уместные в декабрьском Ленинграде. На заводе его огорошили так, что и в плаще жарко стало: ни к одному из заказов по существу и не приступали. А квартал уже на исходе. Валентин Михайлович челноком изо дня в день сновал от цеха к цеху то с чертежами, то с готовыми деталями, придавая ускорение выполнению заказа. Не прошло и двух недель в беготне и мыле, как изделие было готово. И торжествующий худрук киностудии возвратился домой не с пустыми руками. Жизнеутверждающий финал, почти как в незатейливых советских фильмах. Но счастливый конец этой истории был всё - таки омрачён жесточайшей простудой, с которой он и вступил в новый год.

Забавен финал этой истории: в свой следующий визит на завод В. Бойко узнал от самих участников работы над аппаратами, что они получили премии за выполнение заказов в срок. Так залётный командированный из Азова помог питерцам заработать дополнительную денежку.

С бору по сосенке он неутомимо собирал оборудование для «Азовфильма». Стал едва ли не завсегдатаем на складах Северо – Кавказского военного округа, приобретал в Ростове, в Ленинграде, в Одесской и Московской киностудиях всё необходимое для полного цикла кинопроизводства. Студия обзавелась двумя проявочными машинами, тремя съёмочными камерами, аппаратом синхронной съёмки, копировальным аппаратом, звукомонтажным столом, тремя студийными магнитофонами, операторской кран - тележкой. Часть аппаратуры была не новая, но в хорошем рабочем состоянии. Фонотеку для студии приобретать не понадобилось: за многие годы братья Бойко собрали богатейшую коллекцию грампластинок с записями преимущественно классической музыки.

Случались в ходе закупок и курьёзы. Однажды Н. Васильеву позвонили из главка и сообщили, что В. Бойко приобрёл широкоформатную камеру, которая не соответствует параметрам уже имеющегося кинооборудования. Конфликт возник на ровном месте – из-за невнимательной или не очень компетентной расшифровки москвичами маркировки камеры. Куплено было именно то, что надо.

Когда недоразумение рассеялось, Николай Георгиевич с присущим ему чувством юмора закончил разговор шутливой просьбой: « Вы уж, пожалуйста, бронепоезд не купите».

Дорога к созданию студии была усеяна и розами, и шипами от них. Однажды, когда Валентину показалось, что всё тянется невыносимо медленно и желанная цель отодвигается, как линия горизонта, у него произошёл срыв, о котором и по сей день не может вспоминать без краски стыда. В разговоре с Николаем Георгиевичем выплеснулось его отчаяние: «Я думал, что буду работать, я хочу работать… Но как в таких условиях?... Я мог бы устроиться уже куда-то, например, на «Мосфильм»… Н. Васильев внимательно выслушал Валентина и ответил: «Лучше быть хозяином в маленьком деле, чем бегать в большом для кого - то за сигаретами». После недолгой паузы успокоил: «Я помню о ваших проблемах. Думаю, мы решим вопрос с помещением».

На все приобретения требовались деньги, и всякий раз, встречаясь с В. Бойко, главный хранитель заводской копеечки главбух Николай Ильич Вертьянов, с нажимом на «о», полусердито - полуодобрительно вопрошал: «Ну что, Бойко, Голливуд строишь?»      

Голливуд не Голливуд, а «Азовфильм» медленно и неуклонно рос. Как и было обещано директором завода, студии выделили две комнаты в левом от входа крыле заводского Дома культуры. Одна из них превратилась в тон-ателье, другая – в операторскую. Студия приступила к работе.

 

Киностудия в лицах и фильмах

 

image008Кино - всегда итог усилий и творчества коллектива. Излишне говорить, что «Азовфильм – это не один В. Бойко, а множество имён и необычных людей. От самых истоков студии рядом с Валентином был Олег Цыганков, внучатый племянник знаменитого главы дореволюционного Азова Виссариона Мышкина.

Это без преувеличения не человек, а симфония талантов и мастерства. Казалось порой, что нет такого дела, с которым он не справился бы. Умный и тонкий фотограф, увлечённый кинолюбитель (его фильм стал победителем в областном конкурсе), классный токарь, таксидермист (выполнял заказы для Азовского музея), охотник, рыболов, коллекционер широкого профиля, обладатель уникальных дореволюционных книг с автографами Мышкиных и Цыганковых, мастер на все руки: электронщик, токарь, автослесарь, мастер по дереву, создатель интересного домашнего музея. Занимался инкрустацией, изготавливал памятные значки. Библиотеку, многие экспонаты домашнего хранилища дочь Олега, Ирина, сама в прошлом музейный работник, после смерти отца передала в Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник. Олег отличался широким кругом интересов. В особенности его занимали биология и история. Ушёл он из жизни в 1985 году в пятидесятилетнем возрасте.

Надёжным товарищем и союзником Валентина на всю жизнь оставался Николай Негреев. Их дороги, как параллели в неэвклидовой геометрии, всё время пересекались. Учились в одном классе. После школы работали в одном цехе завода КПО. Армейские пути их на время развели: Валентин служил в Подмосковье, Николай – в Германии. Оба закончили кинотехникум. И само собой, Н. Негреев не мог не прийти на студию.

Как   и Олег Цыганков, он принадлежал к породе так называемых «штучных» людей. Николай обладал врождёнными техническими способностями, и image010роль его в налаженной работе киностудии невозможно переоценить. Если бы и для людей полагался, как в советские времена для продукции массового спроса, знак качества, Николай первым был бы удостоен его с формулировкой «эталон надёжности». Во всём. Когда студия прекратила работу, его «с ручками и ножками» взял в студию анимационных фильмов «Солнышко» её руководитель и преданный друг «Азовфильма» Александр Цыбулин. Спустя годы Александр Васильевич вспоминал о нём: «Более восьми лет проработал на нашей киностудии в качестве звукотехника Николай Васильевич Негреев. Без его мастерства и безотказности невозможно было бы полноценное озвучивание фильмов студии». («Встреча с детством». 40 лет творческой деятельности детской образцовой киностудии анимационных фильмов «Солнышко»). По-детски простодушный и непосредственный, он был отчаянно задиристым спорщиком на любые темы. Его нестандартные подходы к толкованию событий и явлений способны были загнать в тупик не только неосторожного оппонента - всю Академию наук. Известно, что трудней всего отвечать на детские вопросы. Во многом он, отец и дед, оставался ребёнком всю свою жизнь. И дети его любили, чувствуя в image0121нём своего.

На «Азовфильме» атмосфера сложилась деловая, но дружеская: обращались друг к другу без различия чинов и возраста: Михалыч, Валентин, Гена, Борис, Саша и т. д. И только Н. Негреев в порядке исключения и, невзирая на годы, очень редко был Николаем, а чаще Колей, Кокой и даже Кокушкой. Потому что на студии его тоже любили и высоко ценили. Умер Николай Васильевич в сентябре 2009-го, на семьдесят первом году жизни.  

«Ещё был на студии Генка, очень выделяющийся над всеми нами своим ростом, на нём не только в прямом, но и в переносном смысле висела вся тяжёлая киноаппаратура». Автор этих строк азовская журналистка и поэтесса Любовь Оконцева (Любовь Кузьменко)

Она хорошо знала, о чём писала в статье «Мечтатели «Азовфильма, или с днём кино, киношники!» («Читай-теленеделя», №35, 26 08 2008), потому что выпускницей Ленинградского университета Любовь Андреевна с дипломом теле - и радиожурналиста, расставшись с прежним местом работы, пришла на «Азовфильм». Готовила сценарии сюжетов и дикторские тексты для студии. А «Генка» - это Геннадий Белоусько, киномеханик по профессии, кинооператор и image0141обязательный участник на всех этапах создания фильмов. Самый молодой из азовфильмовцев.

В коллективе «Азовфильма» работников было раз – два и обчёлся. Поэтому каждый выступал как оператор, осветитель, монтажник, обработчик плёнки, работал на записи и синхронизации звука и изображения. Проще сказать, чем им не приходилось заниматься. Во время краткосрочной стажировки на «Мосфильме» В. Бойко как - то рассказал старейшему советскому звукооператору Кериму Мамедовичу Амирову, как и в каком составе работает его коллектив. Удивлению знаменитого «киношника» не было предела: «Не может быть! У нас на студии больше ста пятидесяти специальностей, и каждому специалисту работы хватает выше головы». В этом удивлении сквозило и недоверие. Он не мог представить себе, как можно справиться с производством фильмов при таких скромных возможностях. И, правду сказать, некоторая доля правоты в его скептицизме присутствовала. А секрет в том, что штат студии являлся только верхушкой айсберга. Киностудия стала не единственным в городе, но достаточно влиятельным центром культурного притяжения. И к ней, как к роднику, тянулись жаждущие. Они, друзья «Азовфильма, группировались вокруг штатного состава как ядра этого образования и участвовали в работе студии в меру своих способностей и возможностей. Принцип, на котором строились отношения, был прост – дружба. Там задерживались лишь настоящие единомышленники. Рублём никогда и не пахло.

В книге о заводе «Обретая мощь и славу. 1946 – 2001» в разделе «Информационное обеспечение» (автор В. Ерёменко) уделено достойное место заводской киностудии и перечислены имена многих ее помощников. Назовём тех, кто ещё не упоминался. Сценарии и дикторские тексты к фильмам писали: Ю. И. Бибик, одно время возглавлявший заводской комсомол; В.А. Зинченко, профессиональный журналист, бессменный редактор заводской многотиражки от её основания в 1979 году и до последнего image016номера в 2014 году. Писал не только для студии, но и о студии; писал Г.К. Кирий, кандидат филологических наук; писал для студии и автор этих строк, преподававший в те годы в Ростовском госуниверситете. В числе операторов нельзя не упомянуть О.Г. Сеника и Г.А. Шаблю. Художественным оформлением фильмов занимались О.М. Радченко и В.А. Срывков.

В музыкальном сопровождении участвовал В.С. Попов. Над титрами колдовали заводчанин Г.Н. Дронкин и работник городской типографии В. Ф. Мышкин. Фотографии для фильмов выполнял старший брат Валентина, работник завода КПА, Г.М. Бойко. Техническую помощь студии на первых этапах её деятельности осуществлял Константин Харсеев, безвременно ушедший из жизни. image018Особо следует отметить заслуги и роль А.В. Цыбулина, руководителя мультстудии «Солнышко», принявшей от «Азовфильма» киноэстафету.

Студия всегда получала от него щедрую и всестороннюю помощь конкретным делом, в том числе и в художественном оформлении фильмов. Консультантами при создании фильмов были А.В. Волков, И.Я. Бобро, В. Е. Жигур, В.И. Лапшин, Г.Х. Харисов. Существенную поддержку работе студии оказывали главный технолог завода А.Н. Зацепилин, его заместитель А. Г. Погорелов. Активно поддерживали киностудию председатель профкома А.М. Иванов и заместитель секретаря парткома В.В. Дудчак.

Была у «Азовфильма» и своя группа поддержки, разумеется, неформальная, которая болела за её успехи и окрыляла студийцев морально. В числе первых по праву следует назвать имена Антонины Аксёновой, Олега Давыдова, Юрия Котлярова, Альберта Сагательянца.

Олег Николаевич в войну летал на самолётах, что в глазах Валентина было высшей аттестацией и лучшим поводом для дружбы, увлекался фотографией, был замечательным рассказчиком и просто очень умным и мудрым человеком.

Юрий Котляров работал на АОМЗ начальником транспортного цеха, без его помощи невозможно представить, как киностудии удалось бы транспортировать к местам съёмок операторскую кран – тележку. Человек он был ярко и щедро одарённый, невероятного обаяния. К сожалению, о Георгии Бойко, Олеге Давыдове и Юрии Котлярове приходится говорить в прошедшем времени.

Альберт Сагательянц в юности, как и Валентин, и так же без успеха, штурмовал ВГИК и навсегда заболел кино.

Антонина Аксёнова была надёжным тылом, помощником и советчиком в многотрудных и хлопотных буднях киностудии.

 

(Продолжение следует)

2         425