Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Фёдор Марченко
После смерти великого завоевателя Александра Македонского в 323 году до н.э. царство его распалось и было поделено между военачальниками. Один из них, Птолемей, ставший царём Египта, покорил иудеев своей властью.
При сыне Птолемея, Филадельфе, который хорошо относился к иудеям, по его распоряжению были переведены с еврейского языка на греческий книги Священного Писания. Перевод сделали семьдесят толковников – переводчиков, то есть, людей учёных. Этот перевод предназначался для знаменитой Александрийской библиотеки, которую основал сам царь Египта Филадельф.
В числе семидесяти переводчиков находился и Симеон. Старец Симеон, по свидетельству Священного предания, был человеком праведным и благочестивым. Он служил в храме. Праведный Симеон хорошо знал греческий язык, в то время широко распространённый в империи А. Македонского. Занимаясь переводом книги пророка Исаии и дойдя до пророчества «Се Дева во чреве зачнёт и родит Сына», он усомнился, как девица может родить отроча. В своей рукописи он хотел ножом изгладить написанное. Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав его руку, сказал: «Веруй тому, что написано, ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, доколе не увидишь родившегося от пречистыя Девы Христа Господня». С того времени Симеон-праведный с пламенным желанием ожидал пришествия Христова.
По закону Моисееву все еврейские родители должны были своих первенцев на сороковой день принести в храм для посвящения Богу, при этом полагалось приносить жертву. Матерь Божия и Иосиф принесли для жертвы двух птенцов голубиных, так как были бедны.
По преданию, Симеон жил 300 лет, желая исполнения предсказанного Ангелом. В тот день, по внушению Духа Святого, он пришёл в храм. Симеон-праведный встретил младенца Иисуса («сретение» - от древнерусского, церковно-славянского слова «съphтени господьне» – букв. «встреча»), взял его на руки и, славя Бога, сказал: «Теперь Ты, Владыко, отпущаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую – Ф.М.), по слову Твоему (т.е., согласно Твоему обещанию – Ф.М.), с миром (т.е., спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Обратившись к Богоматери, он предсказал ей: «Вот из-за него (младенца – Ф.М.) будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А тебе Самой оружие пройдёт душу», - это значит, что Она Сама будет страдать. Иосиф и Мария дивились сказанному, что тайна Божия уже открылась праведному Симеону.
Праздник Сретения Господня повсеместно в христианском мире начал праздноваться в VI веке (542-й год правления Византийского императора Юстиниана). Он означает встречу Господа с человеком – созданием Своим Иисусом Христом, по воле Божественной предназначенным для спасения Мира.
На Руси Сретение связывалось в народном сознании, прежде всего с хозяйственными делами. Оно знаменовало конец зимы и начало весны («зима с весной встречается»), подготовку к весенним полевым работам.
Источники:
1. «Закон Божий» / протоиерей Серафим Слободский / США, Джорданвиль, 1999 г.- (репринтное издание).
2. «Святой Дух праздников Христовых» / Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 1996 г.
3. «Училище Благочестия» - С-Петербург, издание книгопродавца И.П. Тузова - Гостиный двор- № 45, том I, 1891 г., (репринтное издание).