Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ПРАЗДНИК ПОКРОВА
Но покуда веет вольный ветер
И в степи колышется трава,
Будет снова чудо на рассвете
На казачий праздник Покрова
Н. Туроверов
Праздник Покрова - один из самых почитаемых на Руси, о чем свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с фамилией Покровский (до середины XIX в. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь самых главных праздников). В то же время многие плохо представляют себе сам смысл термина «покров», да и сама история праздника всёещё недостаточно изучена. Обратимся к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.
В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден «варварами» (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь. ВоВлахернскомхраме, где хранилась бесценная реликвия - риза Богоматери и часть Её пояса, совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученикЕпифанийудостоились чудесного видения.
Это событие так описывается в православной литературе: «некогда во время совершения всенощнаго славословия в храме во Влахернах(где хранилась риза Богоматери с омофором, т. е. большим головным покрывалом, и частию пояса,— пришел туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний. (знатный юноша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх,— (или Полиевкт, или Антоний III, но вернее первый) и один из его слуг. По обычаю своему св. Андрей стоял, как доставало сил: иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный видит своими очами величественную жену, идущую от царских врат (каковыми вратами у греков назывались «главныя входныя» во храме двери) со страшною свитою, из коей честный Предтеча и сын Громов (Иоанн Богослов) поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали, поя гимны и «духовныя» песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный,подошед к Епифанию, сказал: «видишь ли Госпожу и Царицу мира»? — «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностию и Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там. В службе этого дня св. Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу, как «церквечудное украшение», «верным царем пособие набранехи воином соблюдение» «и всему миру предивный покров» и моля Ее покрыть нас «омофором милости» Своей «от нахождения противных, от глада же и труса и междоусобныя брани», взывает к Ней: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиерей, заныгрешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославлыдия».1
Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре устрашенные необъяснимыми небесными знамениями варвары сняли осаду и в страхе бежали.
Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.
На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как «Покров Богоматери над Русской землей» - местом особого почитания Царицы Небесной.
Ф.Ф. Марченко, Л.И. Отарова
(По материалам книги:Святой дух праздников Христовых/ Сост. О.Ганченко- Ростов н/Д, 1996.-С.160-162)