Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
В ТАЙНАХ СТАРЫХ ФОТОГРАФИЙ
Владимир Фоменко
Как бы мы не пытались отпускать своё далёкое прошлое, старые фотографии всегда напомнят о нём и увлекут в минувшие годы. Память о человеке через два, три поколения обычно переходит в духовную область. К этому необходимо добавить, что раньше старые фотографии берегли как драгоценность, передавали их из поколения в поколение. Эти фотографии всегда были на виду, и по обыкновению висели в рамочках на стенах, в жилых домах часто рядом с иконами. Желание вглядываться в лица родственников или незнакомых людей на старинных фотографиях, в их позы, выверенные фотографом, одежду, наряды, головные уборы, причёски, награды, окружающие предметы и пр., было не просто любопытством. В нём проявлялось неизъяснимое влечение к своим истокам, своим предкам, которые смотрели из пожелтевших снимков, и как бы говорили: -«.. .мы жили в своё время, мы были вот такими; умчали нас времена, как и вас умчат!». Современная фотография - это изображение, полученное без химии, с помощью цифровых технологий. Массовость, доступность фотографирования, превратила фотографию в кратковременную, легко стираемую память. Тысячи, сотни тысяч цветных качественных изображений - моментов из нашей жизни, мелькают теперь перед нами, исчезают, появляются и вновь исчезают, почти не оставляя следов и размышлений. Во всём этом современном визуальном восприятии массы, вырванных из нашей действительности фотографических моментов, исчезает потребность в одухотворённости памяти о собственной жизни. Как это не парадоксально, но массовое увлечение «селфи», так называемых «самоснимков», только усугубляет этот процесс.
В то же время, чрезмерное увлечение прошедшими событиями вряд ли имеет смысл, т.к. мы не в силах ими управлять. Да и всё это означает - «заведомо красть» у себя настоящее, ибо только оно и имеет смысл в любом текущем моменте жизни. Выявление прошлого за счёт настоящего оправдывается лишь пользой. Опыт прошлого помогает нам часто, как помогает заблудившемуся в лесу возвращение назад, чтобы двигаться дальше. Прошлое не только предупреждает нас о логичности случая, о возможном повторении драматических событий, но и предоставляет нам подсказку, яркие примеры, ориентиры из судеб людей для преодоления сложных жизненных ситуаций.
Как-то, лет пятнадцать назад, мне попалась на глаза небольшая - размером 8 х 17см., очень ценная для истории Азова старинная фотография. Ценность её определялась событием, местом и временем, а также большим количеством азовчан, запечатлённых с изумительной фотографической чёткостью. Момент, отнятый фотографом у далёкого времени, выразил событие из городской школьной жизни 1924 года. Сюжет момента банально прост: по случаю завершения учебного года, во дворе школы №1, после общешкольного родительского собрания, все присутствовавшие, решили сфотографироваться.
При первом беглом осмотре не сразу можно было убедиться в том, что фотография не так уж и проста, и несёт в себе главную особенность - общую тревожную напряжённость в лицах. На фотографии вместилось и замерло по команде фотографа около ста человек. Всех их объединило не только желание сфотографироваться на память о себе, для последующих поколений, но и общая забота, тревога о предстоящей судьбе своих детей. Фотография была снята в конце мая, спустя 4 месяца, как умер глава государства - Ленин, которого (как говорил мне мой дед) простой народ уважал и возлагал на него свои чаяния и надежды, несмотря на безобразия жестокости новой власти. Город, как и страна, ещё не справился с губительными последствиями гражданской войны: живуче - потаённой и явной классовой ненавистью, экономической разрухой, детской беспризорностью, голодом, сопутствующими болезнями.
Судя по одежде, люди ещё донашивали на себе наследие от царской России и в большинстве своём представляли бывшее мещанское сословие. Дети бедняков и рабочих ещё не все имели подходящую одежду и обувь, чтобы ходить поголовно в школу. Это наглядно подтверждал на переднем плане босоногий мальчик с мячиком, сидевший в рубашке - «ночнушке», которую он носил, видимо, на все случаи детской жизни. Вглядываясь, спустя годы, внимательно в лица, отобранные из общей фотографии, возникло желание разузнать как можно больше о них и всех остальных.
В этих лицах не было радости. Их грусть скрывала, прежде всего, мысли о тяжёлом времени сложного периода жизни в Азове, беспокойство о настоящем и непонятном будущем. Им удалось выжить во всеобщем хаосе трагического времени 1914 -1921г., но свет впереди для них ещё был далёк и призрачен. Узнать, раскрыть различные жизненные истории, переплетённые с судьбами этих азовчан, несомненно, повлиявшие на последующие поколения - это, признаюсь вам, увлекательнейшее исследование!
Немаловажно, что все они - часть большой истории Азова и как-никак, наши предшественники, жившие в нашем, тогда небольшом городке, образно говоря, мостили дорогу для нашей с вами жизни. Все, изображённые на общей фотографии, кроме детей, родились вXIX веке. Всех их, конечно, уже нет в живых. Заниматься исследованием их судеб, или хотя бы одной из них, невероятно сложно, и под силу разве экстрасенсу. Но мне удалось ухватиться за одну, - ещё живую ниточку, которая и привела к одному из запечатлённых, участников родительского собрания. Оказывается, живёт в Азове азовчанка, которая могла присутствовать тогда и остаться на этой фотографии вместе со своим отцом.
Это - Архипова Лидия Андреевна. В то время ей, Лидии Гордиковой, шёл девятый год, и она уже училась в этой школе вместе с двумя своими старшими сестрами. По этой причине и пришёл тогда - 18 мая 1924 г., на родительское собрание их отец Андрей Семёнович Гордиков. На фотографии он сидит в центре, кем - то помеченный двумя крестиками. Андрей Семёнович был в то время не просто отцом трёх школьниц, но и уважаемым всеми человеком - председателем родительского комитета школы. Для более разборчивого восприятия фрагмент с изображением А. С. Гордикова выделен из общей фотографии, увеличен и помещён отдельно.
Итак, мы подошли к продолжению описания жизни, достойной своему времени - жизни Андрея Семёновича Гордикова, потомственного жителя нашего города, судьба которого не серой нитью вплетена в историю Азова первой половиныXX века.
Продолжение следует