Включить версию для слабовидящих

Чеботарёв В. Храм святителя Николая Мирликийского в Азове

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В Г. АЗОВЕ

Вячеслав Чеботарёв

Краткое Житие иже во святых, отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Святитель Николай, друг и угодник Христов, защитник православной веры, добрый и скорый помощник в бедах и великий чудотворец, почитался на берегах Азовского моря с незапамятных времён. С Азовским морем связано особенное чудо Святителя - «чудо об Артемиде».

Родился Святитель Николай около 280 года в городе Патара, римской провинции Ликия. Его родители христиане Феофан и Нонна происходили из знатного и богатого рода. С первых дней жизни младенца его поведение было необычным: во время кормления Николай сосал молоко только из правой груди матери, а по средам и пятницам вкушал лишь один раз, и то вечером, в девятом часу. Это знамение предопределило весь образ жизни Николая. Так, от младенческих пелён до самой кончины святой проводил среду и пятницу в строгом посте и воздержании.

02 7Николай был единственным ребёнком в семье. Будущий святитель усердно посещал церковь. Епископ города Патары (На I Вселенском Соборе в 325 г. этот епископ занимал 31-е место по старшинству епархий) рукоположил избранника Божьего в диакона, а затем в священника. После смерти родителей Николай получил большое наследство. Но блестящее состояние не приносило ему радости. Щедрая рука Николая была простёрта к нуждающимся людям и словно многоводная река изливала на них обильную милостыню.

В городе Патара в доме по соседству с блаженным Николаем жил знатный и очень богатый человек. Он имел трёх дочерей, отличавшихся необычайной красотой. Вследствие неблагоприятных обстоятельств этот богач разорился и потерял прежнее влияние, ибо жизнь века сего непостоянна. Несчастный отец не смог выдать девушек замуж, так как женихи стали гнушаться их крайней бедностью. Постепенно сосед Николая впал в нищету - его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда он задумал превратить своё жилище в дом блуда, отдав дочерей на любодеяние, и таким образом добыть средства к существованию. Смотрение Божье мудро устраивает жизнь святого - Господь привёл Николая в Миры, главный город митрополии, как раз в то время, когда скончался предстоятель Ликийской Церкви. Духовенство и народ находились под влиянием удивительной богоугодной жизни почившего архиепископа. Господь открыл собору о своём избраннике - святом Николае. Вскоре после избрания предстоятелем митрополии Николай Мирликийский созвал Поместный Собор, на котором шла речь о положении клира и всей Церкви. Архиепископ Николай был кроток нравом, незлобив и смирен духом. Он одевался очень просто и скромно - в одеждах иерарха не было никаких украшений.

Языческие правители Римской империи устроили очередное гонение на Церковь: повсюду были разосланы указы императоров Диоклетиана (284 -305 гг.) и Максимиана (293 -311 гг.) (были соправителями до 305 г. - авт.), предписывающие христианам либо отречься от веры в Единого Бога и поклониться идолам, либо быть казнёнными. Несмотря на гонения, архиепископ Николай продолжал дерзновенно исповедовать Истинного Бога и был готов пострадать за Христа. Святой Николай был схвачен и вместе с другими христианами мужественно претерпевал тяжкие страдания, голод, жажду и тюремную тесноту. Блаженный Николай совершил подвиг, равный его предшественникам - святым мученикам Крискенту, Диоскориду и Никоклу.

Не раз ещё возобновлялись гонения на христиан в восточной части империи, до той поры, пока с помощью Божьей равноапостольный император Константин (306-337 гг.) в 323 году не одержал окончательную победу над соправителем Ликинием (308-323гг.). Только тогда для всех христиан наступило время свободы вероисповедания и св. Николай стал разрушать идольские храмы и очищать город от языческой скверны.

Так, воюя с духами зла, всеславный иерарх пришёл в святилище Артемиды. Это величественное сооружение красотой и размерами превосходило все остальные и было любимым прибежищем демонов. Ревностный защитник благочестия Николай разрушил храм Артемиды до самого основания. Лукавые духи, испуская вопли, бежали из своего жилища, побеждённые молитвенным оружием воина Христова Николая. Именно с этим событием разорения капища Артемиды в Мирах чудесно свяжется через несколько десятилетий другое чудо Святителя в Азовском море, над плывущими из округи Танаиса и устья Дона моряками.

С установлением спокойствия в Церкви христиан стали волновать богословские вопросы своей веры. Один из пресвитеров (священников - авт.) Церкви - Арий неправильно учил, что Сын Божий Господь Иисус Христос не есть Истинный Бог, а Высшее Творение. Эта пагубная ересь, арианство, стремительно расползалась повсюду и вводила многих христиан в заблуждение. Церковь благочестиво учила, что у Святой Троицы Ипостаси одной природы и одной сущности, Сын и Святой Дух равны Отцу. Она провозглашала три Ипостаси равносильными и равнобожественными, не сливая и не смешивая их.

Один из иноков Студийского монастыря повествует о дерзновенном поступке на Первом Вселенском Соборе 325 года верного служителя Христова: «На заседании Собора Николай, воодушевлённый ревностью о Господе, не стерпев арианского богохульства, ударил еретика по щеке. Отцы сочли дерзким этот поступок. Николай был лишён архиерейского сана и заключён в темницу». Но Сам Христос и Пресвятая Богородица одобрили Божественную ревность славного поборника истины. Они явились в темницу и вручили ему Евангелие и святительский омофор. В это же время несколько отцов Собора удостоились дивного видения.

Владыки узрели заключённого в тюрьму Николая. С левой стороны от блаженного узника стоял Спаситель, подающий ему Евангелие, а с правой - Богородица, возлагающая на него святительский омофор. Архиереи отправились в темницу и увидели Николая, облачённого в омофор, с Евангелием в руке. Отцы Собора поняли, что дерзновение мужественного иерарха было угодно Богу. Святого немедленно освободили из заключения, возвратили ему архиерейский сан и воздали почести как угоднику Божьему.

Однажды в Константинополе архиереи попросили всеславного Николая возглавить службу. Во время Таинства, когда богоносный отец произнёс: «Святая святым», все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. С великим страхом они прославили Бога, творящего чудеса через Своих угодников. Народ, собравшийся в храме, причастился Божественных Тайн из ангельских рук светоча Христова.

Утром великий заступник помолился и отправился в царский дворец. Императору доложили о прибытии Мирликийского архиепископа. Когда Служитель Христов вошёл в тронный зал и увидел самодержца на троне, то солнце сквозь окно бросало лучи на лицо монарха и слепило ему глаза. Чудотворец Николай снял со своих плеч мантию и накинул её на солнечный луч, затенив лицо Императора. И, о чудо! Мантия не упала. Все увидели, как она висит в воздухе на солнечном луче, ничем не поддерживаемая.

Константин был поражён. Он встал с трона, с трепетом поклонился святому, облобызал его и спросил: «Раб Бога Вышнего, что привело тебя к нам? Что же случилось в Ликии?» «Владыка самодержец!», - отвечал Святитель - «во время переписи столичный чиновник из-за ненависти и неразумного соперничества то ли со мной, то ли с кем-то из жителей города решил причинить зло моей пастве. По наущению дьявола он обложил податью в десять тысяч сто пятьдесят два солида нашу бедную епархию и убедил твоё величество утвердить этот непомерный налог. А другой чиновник, посланный в Миры собирать подать, подверг горожан сильным притеснениям и наказаниям, требуя её уплаты. Многие ликийцы разорены, впали в крайнюю нищету и страдают от голода».

Государь с волнением слушал епископа из Ликии. Все это время мантия архиерея висела на солнечном луче. Константин снял мантию, своими царскими руками надел её на плечи угодника Божьего и посадил высокочтимого гостя около себя напротив трона. Самодержец приказал протонотарию и хартулярию Феодосию принести лист и написать: «Жители Мир должны ежегодно выплачивать налог в сто солидов. От остальной подати наше величество освобождает город по просьбе за бедных преподобного Николая».

Константин подписал документ киноварью, скрепил его золотой печатью и вручил христову святителю. Благочестивый монарх попросил прощения у архиепископа Николая. Государю было стыдно, ибо он по неведению допустил несправедливое притеснение Ликии. А архиерей Божий стал молиться за Императора и благодарить его за оказанную милость.

Архиепископ Николай всегда быстро приходил на помощь к людям, которые с верой обращались к нему в трудных обстоятельствах. Во времена засух и неурожая он был бдительным попечителем ликийской паствы. Однажды Азию охватил страшный голод (или большая засуха 333 г. - авт.). Многие области нуждались в поставках хлеба. Поэтому ликийцы не смогли закупить привозное зерно. Божественный иерарх Христов явился ночью в сонном видении купцу, который намеревался проплыть мимо Ликии на кораблях, нагруженных хлебом.

Святитель дал ему деньги в залог, повелел плыть в Миры и там продать зерно. Утром купец проснулся и сразу увидел три золотые монеты, вложенные в его ладонь преподобным отцом. Хлеботорговец был изумлён этим чудом. Он приплыл в андриакскую гавань и, продав зерно жителям города Миры, рассказал им о сонном видении и трёх золотых монетах. По описанию купца горожане узнапи в явившемся к нему человеке епископа Николая и воздали благодарение Богу, прославляя своего сердобольного заступника. И многие другие чудеса совершил святитель Христов.

Предивный угодник Христов дожил до глубокой старости. Святитель с молитвой на устах мирно отошёл в сопровождении святых ангелов в вечную жизнь ко Господу в середине IV века. Честное тело праведного иерарха было положено в построенной им соборной церкви. От святых мощей угодника Божьего совершалось множество чудес. Они источали благовонное многоцелебное миро, которым помазывались больные и получали исцеление от телесных и душевных недугов. Святые мощи архиепископа Николая почивали в этом храме семь с половиной веков — до перенесения в Бари в 1087 г. (большей их части) и в Венецию в 1097 г. (оставшейся в Мирах части мощей). После преставления Святитель Николай совершил невероятное множество чудотворений. Одно из них, как мы уже сказали, прямо связано с устьем Дона и Азовским морем.

Предыстория чудес Святого в Северо-Восточном Приазовье

Это событие случилось в наших краях в конце IV века. К этому времени известный город Танаис перенёс множество сотрясений. Цветущий полис Боспорского царства превратился в скромное поселение, где продолжала теплиться жизнь.

История христианства в Танаисе и его округе не изучена. Не исключено, что оно было принесено сюда святым Апостолом Андреем, поскольку спецификой апостольской проповеди было первичное благовестив среди иудеев, которые, как и в других боспорских городах, проживали и в Танаисе. Нельзя исключать и то, что коренное население Танаиса: сарматы (алано-танаиты), меоты, греки, могли быть знакомы с христианством благодаря развитой торговле с боспорскими и римскими городами: Пантикапеем, Херсонесом, Коринфом и др. Также христиане могли попадать в Танаис и др. нижнедонские поселения путём военных походов сарматских племён на «христианские» провинции Рима, такие как Армения, Каппадокия и Понтещёв п. п. II века. Сами римские воины часто были христианами и мучениками, а в устье Дона известны стоянки легионов.

Около 236 года этот город, до того входивший в состав Боспорского царства, был занят готами - германскими племенами. Многие переселенцы отошли в местность современного х. Рогожкино. Кроме Танаиса, готы также поселялись в дельте Дона. Конгломерат готских племен (бораны, герулы, собств. остготы - авт.) в III-TV вв. был сильнейшим в северочерноморских степях. Власть готов и их союзников простиралась с востока на запад от р. Дон и Киммерийского Боспора (совр. Таманский и Крымский п-ов - авт.) до границ Римской империи на Дунае. Поселившись в боспорских городах, готы использовали флот этого царства для грабительских набегов на римские провинции. Порой готы доходили глубоко вглубь империи, а римская армия, деморализованная дворцовыми интригами и переворотами, не могла защитить свою родину от этих северных варваров.

Ко времени этих победоносных нашествий готских племён на римские владения сер. III века относится их первое знакомство с христианством. Не исключено, что эти варвары также узнали евангельскую весть в Крыму и Боспоре. Так или иначе, эти язычники-варвары уводили из римских владений множество пленников, а среди них и христиан, и перевозили их в места своего обитания в Крым, Боспор, пополняя их здешнее число. Так могли появиться новые христианские общины в окрестностях Танаиса.

03 7Около 370-375 гг. на Дон пришли новые завоеватели - гунны и разгромили здесь готов. Гунны огнём и мечом прошли готские и боспорские владения. Многие города исчезли. Танаис также сильно пострадал, но люди ещё не покинули этот древний город. Здесь теплилась жизнь, велась торговля, ходила имперская монета с изображением христианских императоров.

Чудо Святителя Николая «об Артемиде»

Ко времени 380-390-хх гг. относится одно из ранних чудес Святителя Николая на море близ Танаиса. Описание чуда рассказывает нам следующее. Тогда в местности Танаиса были и язычники, поклонявшиеся Артемиде. [12] Здесь же добывалась и велась торговля нефтяными продуктами. И вот произошло так, что лукавые и злобные бесы, обитавшие в капище Артемиды, которое в своё время сокрушил Святитель, решили отомстить ему уже после его блаженной кончины в середине IV века именно из северо-восточного Приазовья. В Танаисе или около него, где христиане уже чтили св. Николая, а некоторые из них собирались плыть в Миры Ликийские к раке Святого, один бес принял вид женщины, которая передала некий закрытый сосуд. Благочестивые христиане-моряки не ожидали обмана и взяли сосуд.

После того, как они отплыли и были уже в пути, одному из них явился Святитель Николай в ладье и велел выбросить этот сосуд в морскую пучину. Когда команда это сделала, произошло невиданное: загорелось море. Оказалось, что в сосуде содержался не елей для лампад, а вещество «нафта» - взрывоопасная нефть, которое могло бы в случае контакта с огнём взорвать храм в Мирах! Моряки, почувствовав облегчение, прославили Бога и Его Святого угодника и благополучно добрались до Ликии.

В декабрьских «Четьях-Минеи» святителя Димитрия Ростовского (ок. 1695 г.), в житии святителя Николая буквально сообщается о некой группе «богобоязненных мужей», живших «при устье реки Танаиса». Это говорит нам о том, что местные христиане-паломники из числа нижнедонских туземцев (алано-танаитов, готов и др. - авт.) могли быть не только из самого полуразрушенного Танаиса, но и из ближайших к нему небольших поселений в дельте Дона, хотя пока раннехристианских артефактов на Нижнем Дону ещё не найдено. Поездка к святителю Николаю не была для крещённых местных сармато-алан и готов необычным делом. По сообщению гомилии святителя Астерия митр. Амасийского (н. Vb.) христиане из числа жителей побережья Меотиды (Азовского моря - авт.) и устья р. Танаис (Дона) уже имели опыт паломничества в прибрежные римские города, в данном случае, к мощам святого мученика Фоки Амасийского (н. II в.). Так или иначе, это чудо Святителя связано с Азовским морем и Нижним Доном.

Первый православный храм Святителя Николая в северо-восточном Приазовье

С тех пор прошло немало столетий. Менялись племена Нижнего Дона и места их обитания. И вот почти через 1000 лет в Приазовье появляется православный храм Святителя Николая - борца за Православие. С конца XIII века на территории нынешнего Азова появляется крупный город Золотой Орды - Азак, а рядом с ним колония генуэзцев и венецианцев - Тана.

Как в Азаке, так и в Тане проживали основные представители православной веры, греки-византийцы, аланы и русские. Первые были искусными торговцами и моряками, вторые – коренным местным населением; третьи – невольниками, купцами и подданными хану воинами. В Азак – Тане, конечно, существовали православные храмы, но сколько их было точно не известно. В 1395 году монгольский хан Тамерлан (1361 – 1405 гг.) уничтожил христианское поселение Азак – Таны. Пострадали как православные, так и латиняне. В 1419-1429 годах итальянцы восстанавливают крепость Тану, то татарский Азак был постепенно забыт. В венецианской части Таны был греческий квартал. В нём в 1442 году она состоятельная крещёная татарка Нарахата передала во владение греческой церкви участок земли под строительство храма. Затем был построен православный храм св. Николая Греческого (desaint– Nicolas– desGrecs), церковная школа и мастерская. В 1451 году латинские документы упоминают о его функционировании.04 7

Строительство храма и его дополнительных зданий велось с благословения правящего архиерея епархии, куда тогда входил Азак-Тана - Аланского митрополита, находящегося в г. Трапезунде и на средства богатых ктиторов и попечителей, из числа известных жителей Таны Катерины и Георгия Юстиниано или Джусти-ниано, Луки Чиврано, Франциско Корнарио и др. Одним из её настоятелей был грек отец Та-тулий. Прихожане этого храма были православные посетители и жители Таны: послы, купцы, ремесленники, воины, рабы из числа греков, алан, зихов, черкесов, русских и др. Сам многонациональный приход свт. Николая в Тане был материально небогатым, а его настоятель о. Татулий едва успевал оплачивать налоги администрации католической венецианской Таны, благодаря молитвам Святителя и своевременным вкладам упомянутых ктиторов.

На их средства была приобретена необходимая богослужебная утварь и прочее. Кроме того, этот храм пользовался особым покровительством Аланско-Трапезундского митрополита, права которого признавала венецианская администрация в Тане. Его существование в Тане было выгодно как для латинян-венецианцев, так и для православных греков-трапезундцев, поскольку являлось неким связующим звеном в их взаимной торговле.

Располагалась первая известная в Азове Никольская церковь ориентировочно в районе современного грузового порта или бывшего пивзавода. Храм мог действовать до захвата Таны турками в 1471 году.

Казачий Никольский храм в Азове и чудеса Святителя

Несмотря на османское иго, православные жители Приазовья, азовские греки и донские казаки помнили и чтили своего покровителя - Святителя Николая. Помнили и о его танском храме. И вот в 1637 году после ожесточенных и кровопролитных боев турецкий Азов капитулировал перед казаками. Во время взятия крепости совершались Божественные чудеса. Одним из первых мероприятий донских и запорожских казаков было устройство, а точнее восстановление «древнего» Никольского храма, но уже не на прежнем месте танского храма св. Николая Греческого, хотя на этот счёт есть много иных мнений. Об этом событии говорят повести об Азовском Осадном Сидении донских казаков. Очень может быть, что сначала «Николин» казачий храмовый престол был устроен при греческом Предтечевом храме, бывшем в Азове ещё с 1527(9) г. И лишь после некоторого времени Никольский храм стал функционировать в отдельном здании и месте.

05 7Также известно, что во время бомбардировки крепости в 1641 году турками «все городовые стены и башни они поганые збили и церковь Иванна Предтечи и полаты все розбили по подошву, а церковь Николы чюдотворца розбили в полы потому, что та церковь стоит в ниском месте». А также, что «все наши азовские крепости роспалис стены и башни все и церковь Предтечева, и полаты все до единыя розбили у нас по подошву самую и снаряд нашь пушенной переломали вес. Одна лише у нас во всем Азове городе церков Николы чюдотворца в полы осталась, потому ея столко осталос, что она стояла внизу добре у моря под гору».

Также мы знаем, что в критический и ужасный момент турецкого артобстрела укреплений в Азовской крепости казаки констатируют, что «у нас в Азове городе стояла церковь святого пророка и Предтечи Иоанна, подняли ево света на руки и принесли иво света в церковь к Николе Чюдотврцу. Потому что та церковь стоит в Азове города внизу к морю возле самой стены цела, ничем не вредима, а ядра все по верху через ту церковь переходят».

Так состоялось историческое событие - перенесение чудотворного образа св. пророка Иоанна Предтечи в Никольский храм, ставший единственным церковным зданием в осаждённом Азове. Храм был деревянным. Эти сообщения указывают, на то, что Никольский казачий храм находился ниже крепостных стен, недалеко от Предтечева храма и в нижней части горы в современной «крепостной» части   Азова.   Она   называлась «Топрак-кале» или «Земляной город». Однако с математической точностью установить место казачьего Никольского храма сегодня невозможно, поскольку в этой зоне города археологические работы велись ограничено, а также потому, что сама упоминаемая возвышенность могла быть отчасти деформирована с течением веков и в силу других геологических причин.

В Никольском, в отличие Предтечева храма казачьего Азова, служило не только монашествующее духовенство. Согласно отпискам донских казаков, уже в 1638 году в эти два азовских храма были привезены книги и богослужебная утварь из самой Москвы от царя и патриарха. Однако антиминс для Никольской церкви вместе с белым клиром (женатыми священником и диаконом - авт.) для её освящения и богослужения казачий Азов получил от Астраханского архиерея. Кроме этого у казаков тогда были беглые и пришлые черноризцы-священники из Киевской митрополии, хотя при этом донцы всегда старались сноситься с Московским Патриархом.

Кроме Никольского храма у казаков-азовцев были и чудотворные иконы Святителя. Во время штурма города в обозе казаками были оставлены «чёрный поп Серапион» и 10 человек «дабы молилися Богу и угодникам его Иоанну Предтече и Николаю Чудотворцу». Святитель Николай неотлучно помогал благоверным казакам-азовцам. Известно его великое чудо исцеления слепого казака Евтро-пия. Это произошло, когда «в 7149(1640) году, 25 декабря, на заутрени по 9-й песни, образ св. Иоанна Предтечи испустил слезы из очей «до конца брады своея». Увидев «от суха древа слезы», донские казаки возвестили о чуде Науму Васильеву. Войско собралось в круг «и о таком знамении великаго человеколюбия Божия вопрошаше священников». По общему совету подняли образ Николая Чудотворца с другими иконами и пошли со звоном и молебным пением «к церкви образа святаго славнаго Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна». Тут прозрел донской казак Еунтропий, который, бывши в полоне у турок, обещался в случае освобождения «идти в монастыр святаго чудотворца Николы, в Чернеев монастырь, постричися». Освободившись, он забыл свое обещание и зажился на Дону. Тут и напала на него слепота, вот уже около года. Прозрев, Еунтропий опамятовался и пошел с Дона в монастырь».06 7

Незабываемо и участие Святителя Николая в оказании Божественной помощи донским казакам во время 112-дневной осады турками Азова в 1641 году. Как они сами свидетельствуют, что тогда «Пречистая Дева Богородица Мария, Мати Христа Бога нашего, сошед с небес с чин ангелы, да с нею же Иоанн Предотеча и святитель Николай Чюдотворец престаша на помощь нам казакам и победиша и прогониша турецкаго злочестиваго царя Брагима окаян-наго, сильнего, но ждущее казаки, в Азове си-дичи в земляных шанцах, что хощетещёот турецких людей бытии приступ, престаху и чаяще казаки от турок смерть себе скорую ждущее. И посмотриша казаки един по единому из шанцов выходити, и посмотриша казаки на гору и не ви-деша на горе ни единаго турка нет. И собраша казаки в круг и начата советовати: да идем братия и видим, где турецкое войско. И пошли казаки с оружием на гору. И видеша казаки, яко силою Божиею, помощию Иоанна Предтечи и Николы Чудотворца прогонимы быша турок. И поидоша из города в степь и видеша в степи: вся азовская степь турок мертвыми телами наполнена, и шатры турецкие пусты».

Святителя казаки видели вполне ясно, что он «великий архиерей Божий святитель Христов Никола чудотворец в светлых ризах. И мы то видим бедные великое милосердие Бо-жие, все падоша на землю ниц со слезами».

Казаки всегда во время осады шли со святыми знаменами в бой, взяв «иконы чудотворные, Предтечину, да Николину да пошли с ними противу бусурманов на выласку».

Донские казаки, потомки тех героев-азовцев, всегда помнили об этих чудесах. Судьба азовских икон Святителя тех лет неизвестна. Есть письменные сведения, о том, что казаки, сдавши туркам Азов, построили после 1641 года два монастыря, Предтечев и Никольский, когда «идоша казаки две недели два дни, и придоша казаки на тих(ой) Дон месяца октября 12-го дня. И создаш(а) казаки по совету своему честный монастырь во имя Иоанна Предотечи и Николы Чудотворца. И поставиша в монастыре две церкви древяныя, а чернаго попа Серапиона поставиша игуменом. В том манастыре постригоша 200 казаков в монашеский чин. И бысть обитель, и нача монахи сами собою во обители строити и распространяти и хлеб собою пахати». Однако местоположение их неизвестно.

Новые храмы Святителя в Приазовье

Так или иначе, возрождение Православия в Азове происходит при Петре Великом (1689-1725 гг.), после взятия турецкой крепости Азак в 1696-1711 году. Тогда здесь были устроены храмы и монастыри. По одной из версий здесь был построен и Никольский храм. Однако пока этот вопрос до конца не решён. Тем не менее, точно известно, что в петровское время около Азовской крепости существовала Никольская слобода, с соимённой церковью, по-другому ещё называемая «приходом» и состоящая из 438 подворий.

После ряда русско-турецких войн с 1774 года Азовская крепость и Приазовье навсегда остаётся за Россией. Вновь строятся храмы. Помнят и чтят Святителя Христова Николая в Приазовье. Например, с 1798 года действует Никольский храм в селе Екатериновка и в др. сёлах. Православный Азов также помнил о Святителе. В городском Успенском соборе находился Николаевский придел d = 2,84 м, h = 4,97 м. во время с 1890-х по 1932 год.

Кроме того, в родовом имении настоятеля Успенского собора протоиерея Николая Браиловского имелся небольшой домовой храм-часовня в честь св. Николая. Здание этого храма находилось во дворе современного диспансера по ул. Дзержинского 45. В 1920-30 гг. здесь могли проходить нерегулярные богослужения. В 1930-х годах все азовские храмы были закрыты, в том числе Никольский домовой храм-часовня. Верующие люди и в период советских гонений продолжали в своих домах вместе с другими иконами хранить святые иконы Чудотворца Николая.

Современный Никольский храм в г. Азове

Следующей вехой возрождения Никольского Азовского храма стало устроение соимённого прихода на улице Свердлова, 115 в 2008 году. С 1994 года здесь в бывшем помещении кинотеатра «Дон» была устроена церковь и функционировал приход в честь Азовской иконы Божией Матери. После постройки нового Полкового храма в честь Азовской иконы Божией Матери в 2007 году приход переехал на новое место по улице Макаровского. С 2008 года в здании прежней церкви был устроен приход в честь свт. Николая Мирликийского Чудотворца. Тогда же усилиями протоиерея Александра Мирошниченко, был сделан капитальный ремонт здания прежнего храма. Храм находится в западном микрорайоне г. Азова, называемом «Малакановка», по причине существования здесь в 1760-1820-х гг. переселённых сектантов: духоборов и малакан.

Этот Свято-Никольский храм был не первым в этом микрорайоне. Когда-то недалеко от него действовали два храма: южнее первый Полковой 235-го пехотного полка в честь Рождества Пресв. Богородицы в 1914-1920-х гг.; севернее - второй Успенский, перенесённый из центра города в 1951-1960 гг. Теперь в храме активно проводится богослужебная и церковно-приходская жизнь. Нынешний настоятель храма иерей Николай Рогожников. Так, сегодняшний Никольский храм и приход стал современной эстафетой древней храмовой памяти города Азова. Ныне он стал здесь практическим восстановлением древнего престольного дня в честь Святителя Николая. Будем же, как наши древние предки-христиане: танаиты, греки, донцы и россияне, помнить и чтить Угодника Божия Николая, совершившего столько чудес в наших приазовских краях!

Об особой иконе Святителя

Нельзя забыть и об особой русской иконе Святителя «в житии» (вариант иконы: «Никола Великорецкий» - авт.), где иконографически точно в 17 клемме было изображено «чудо об Артемиде» на Азовском море с моряками, плывшими из устья р. Танаис. Она была написана в 1713 году, через два года после сдачи Петром Первым Азова туркам. Авторами её являются вологодские иконописцы Иван Марков и Иван Никифоров. Происходит она из местного храма св. ап. и ев. Иоанна Богослова, ныне хранится в Вологодском Областном краеведческом музее.

О престольном дне

Престольный день азовского храма свт. Николая имеет празднование трижды в году: 6/19 декабря - его память; 9/22 мая - Перенесение его честных мощей из Мир Ликийских в Бар град... и 29 июля/11 августа - Рождество святителя Николая, хотя в месяцеслове РПЦ праздников Святому имеется шесть.

Об установлении местного празднования Святому

Вопрос об этом не решён. Но чудо Святителя «об Артемиде», так или иначе, связано с местностью устья Дона. Поэтому установление местного церковного торжества - это необходимость, так же, как и написание Азовской иконы Божией Матери «Осадная», где должны быть отражены божественные чудеса во время Азовского осадного сидения 163 7-41гг., в которых принимал участие и свт. Николай Мирликийский.

Источники и литература:

1.Бойко А.Л. Православные древности Азова в храмах столиц войска Донского. Краевве записки. Вып. 1 - Новочеркасск, 1994.-С. 47.

2.Бугаевский, А. 2004. Новый опыт состав ления жития святителя Николая //Правило веры и образ кротости. Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии, сборник статей. - М., С. 73-91.3.  Бурлака В. О. Азов - город с тысячелетней историей //Очерки истории Азова. Вып 13.-Азов, 2005.-С. 103.

4.Вознесенский А., Гусев Ф. Святитель Николай Чудотворец /А.Вознесенский, Ф. Гусев-М., 2005.-С.664.

5.Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия  Ростовского.  Кн.  4,  репринтное изд.-М, 1906.-С. 197-199.

6.Орлов, А.С. 1906. Сказочные повести об Азове «История» 7135 г.- Варшава, 1906. - С. 270.

7.Перепечаева, Л. Б. 2001. Азов - пограничная крепость России к. XVII - н. XIX вв. //Очерки истории Азова. Вып. 6. - Азов, 2001.-С. 15-18; 88-95.

8.Фомичев, Н. М., Бурлака, В. О. Тана - международный транзитный порт в XIV в.//Очерки истории Азова. Вып. 10. - Азов, 2003.-С. 15.

9.Черкасова, С.А. Русская гимнография святителю Николаю: проблемы её изучения //Правило веры и образ кротости. Образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. - С. 356 -369.

10.Шелов, Д. Б. Личные имена на амфорах из Танаиса  //Нумизматика  и  эпиграфика.-1978.-Вып. XII.-С. 47-55; 11. Шелов, Д. Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М., 1972. - С. 327.

2         425