Включить версию для слабовидящих

Фоменко В.Т. Красный пароход

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

КРАСНЫЙ ПАРОХОД

Фоменко В.Т.

Когда пытаешься представить модель или прорисовать схему родственных связей между азовскими семьями с начала XX века, получается картина, напоминающая густо сплетённую узлами сеть. Этими малыми и большими узлами обозначены семьи, к которым тянутся связующие нити родных, двоюродных, троюродных родственников, сватов, кумовьёв, друзей, знакомых и пр. По этим связям всегда быстро распространялась любая существенная новость в Азове. Всё осталось в нашем городе по-прежнему. Разве что, с появлением мобильных телефонов, процесс этот доведён теперь до крайней моментальности. Любая ниточка азовских семейных сплетений тянется, затрагивает и раскрывает порой интересные судьбы людей. Стоит только потянуть какую-то, как будешь увлечён интересной историей из жизни города или человека. Одна такая ниточка, родственно связанная с городским головой Виссарионом 035 6Ивановичем Мышкиным, привела меня к интересной азовской семье - Кулагина Захара Иосифовича. Хочется рассказать о нём, как о родоначальнике славной  плеяды мореплавателей и его младшем сыне Иване. Сам Захар Иосифович был родом из Запорожья. В молодые годы матросом доставлял Сивашскую соль из Крыма на судах, в разные места, в том числе и в Азов. Был он неграмотен, но смекалист, и понял, что иметь дело с Азовом очень выгодно. Здесь, как нигде, всегда нуждались в соли, особенно, азовские прасолы. Терпеливо накапливая деньги, Захар купил в Азове подворье на улице Гоголя. Построил в порту соляной склад. Позже приобрёл парусное судно, на которое уже имел возможность нанять шкипера и трёх матросов. Нишу соляного дела в Азове Захар Кулагин успешно занял на долгие годы.

В конце 50-х годов XIX века Захар женился. Его жена Вера была на десять лет моложе, что считалось нормальным в Азове. В течение 16 лет в семье один за другим, крепкими и здоровыми родились дети: Марфа, Василий, Андрей, Иван, Агафья. Отец семейства - Захар Васильевич, хотя и расписывался до конца своей жизни крестиком, постарался создать условия детям, чтобы обеспечить им образование. Старший сын Василий получил инженерное образование и впоследствии стал владельцем пивзавода в Ростове. Два других сына пошли по отцовской стезе мореплавания. Постигая морские науки, они получили дипломы штурмана дальнего плавания. Андрею по душе пришлась Феодосия, где он обосновался и совершал рейсы на судах в Чёрном море. Младший, Иван, в 1914г., будучи опытным штурманом, пересёк экватор. Но прославил он Азов и молодую советскую республику одним примечательным заокеанским плаваньем, о чём необходимо написать подробнее.

В 1925 году, впервые, к берегам Америки прибыл советский торговый пароход «Вацлав Боровский», который привёл азовчанин, капитан Кулагин Иван Захарович. Этот пароходный рейс имел для молодой советской России большое политическое значение, так как её государственный флаг впервые появился у берегов США, не признававшей тогда страну Советов. Не без основания опасаясь распространения «красной заразы», портовые власти и полицейские порта г. Норфолка штата Вирджиния, куда причалил пароход, запретили капитану Кулагину и его команде выходить на берег. Пополнив запасы угля и продовольствия в порту, 055 6пароход направился вдоль восточного побережья американского континента. В следующем порту Саванна - в Бразилии, команде и капитану судна также запретили выйти на берег. Кулагин выразил протест представителю американской фирмы, для которой был доставлен груз. Тогда портовые власти пошли на уступку и дали согласие капитану советского парохода выйти на берег в сопровождении двух полицейских. Иван Захарович твёрдо и хладнокровно заявил о том, что разгрузка судна начнётся лишь тогда, когда будет обеспечен достойный сход команды на берег. Власти порта вынуждены были согласиться, но предупредили Кулагина о том, что если кто-то из команды сбежит и не вернётся на пароход, капитан обязан будет выплатить штраф по тысяче долларов за каждого. Но, среди подобранных достойно представлять страну Советов - 48 членов экипажа, таких не нашлось, и быть не могло.

056 6Неожиданная встреча для капитана Кулагина и его команды произошла в Монтевидео. Советский пароход встретили ещё на подходе в порт. Сотни уругвайцев на лодках и мелких судах, размахивая советскими и уругвайскими флагами скандировали: «Друзья! Друзья!». Затем на причале состоялся 15 - тысячный митинг с букетами и флагами, организованный уругвайскими коммунистами.

Возвращаясь на родину, пароход « Вацлав Воровский» зашёл в Гавану загрузить сахар - сырец для Лондона. Здесь власти, опасаясь митингов, запретили капитану заходить в гавань, и предписали установить пароход на рейде, куда для его загрузки решили доставлять сахар на барже. Представителям профсоюзов Гаваны удалось посетить пароход, где были устроены дружеские встречи с командой, с обменом национальными флагами. Рейс советского парохода «Вацлав Боровский» у берегов Америки длился 7 месяцев. Впервые флаг советской страны побывал в портах США, Бразилии, Уругвая, островов Барбадос, Тринидат и на Кубе.

Второй раз советский флаг на американский континент доставили экипажи лётчиков Чкалова и Громова в 1937 г, совершая беспосадочный полет Северный полюс - США.

В сентябре 1925 г., на обратном пути в Лондон, капитан Кулагин тяжело заболел. По прибытии в Лондонский порт ему предложили остаться лечиться, но Иван Захарович категорически отказался, ссылаясь на то что, он должен довести пароход на родину.

057 6После прибытия в Ленинград Иван Захарович скончался в 1926 году в возрасте 52 лет. Его последнее желание – быть похороненным в Азове – осуществилась. Тело его доставили в цинковом гробу в Азовский порт, установили для прощания в клубе моряков, располагавшемся в бывшем доме купца Легноса – на спуске, сразу у крепостных ворот. Похоронили известного азовского капитана с почестями на азовском кладбище. Спустя год рядом с Иваном Захаровичем похоронили его отца – Захара Иосифовича Кулагина вместе с его 97 годами прожитой жизни.

Гордиковы

Почему мне вспомнился этот случай, описанный летом 1909 года в местной азовской газете, читатель поймёт дальше. Ниточка от этого случая тянется всё к тому же Кулагину Захарову Иосифовичу. К то лето а Азове прохожие долго не могли привыкнуть к часто носившемуся по улицам города двухметровому колесу, внутри которого, управляя рулём, сидел юноша с сияющим лицом. Неизвестно, сколь долго ещё бы бегало и пугало это колесо собак и гуляющую азовскую публику, если бы не врезалось оно 3 августа, в лошадь и бричку кагальницкого извозчика. Как сообщалось в местной печатной хронике новостей: удар оказался такой силы, что лошадь была сбита с ног; сам же молодой человек очутился под ней. Вскочи тогда колесо на спину лошади, продолжала газета, не отделался бы колёсный всадник только ушибами и разбитой физиономией. Под лошадью оказался тогда никто иной как семнадцатилетний родной внук Захара Кулагина - Иван Гордиков, получивший у азовских уличных обывателей известность - в образе моноциклиста Гордикова. Отец пострадавшего испытателя технических новинок Семён Иванович Гордиков служил шкипером у Захара Иосифовича Кулагина на его парусном судне «Св. Николай». О семье Гордиковых в то время хорошо отзывались в кругу порядочных семейств города. 058 6В молодые годы Семёну приглянулась старшая дочь Кулагина - Марфа. Хотя разница в возрасте между ними составляла 10 лет, Захар Иосифович и его супруга Вера Ивановна, вспомнив свою молодость, почли эту разницу в летах как благо, и согласились выдать Марфу за серьёзного тридцатилетнего шкипера. Вот так нить судьбы дочери Захара Иосифовича Кулагина Марфы вплелась в азовское семейство Гордиковых.

Марфа жила за Семёном, как за прочной стеной, в любви и согласии. Но их жизнь омрачалась чередой печалей. Смерть часто навещала их дом и уносила нарождавшихся детей. Дети умирали в основном от детских болезней, в младенчестве, на первом году жизни. Из четырнадцати родившихся детей Семёна и Марфы выжили только пятеро: Андрей, Иван, Владимир, Антонина и Клавдия. Через год после рождения Клавдии, в 1905 году, смерть уведёт с собой в могилу отца семейства - 53 летнего шкипера, Семёна Ивановича. Рано оставшись без кормильца, дети росли в материнской заботе и помощи со стороны родственников, прежде всего - дедушки Захара и бабушки Веры. Захар Иосифович, несмотря на свой преклонный возраст, старался вытащить своих внуков в люди, как вытаскивал ранее своих детей - путём образования.

Старший внук Андрей, по совету деда продолжил дело отца; плавал летом матросом на его судне, учился в мореходной школе г. Таганрога. После Таганрогской школы окончил Рижское мореходное училище и в 1908 г. возвратился в Азов, штурманом малого плавания.  Перспективного молодого штурмана приняли в пароходство Древицкого, старшим помощником капитана на пассажирский пароход «Слава», осуществлявший рейсы по Дону, из Азова в Ростов и обратно.

059 6Внук Иван, уже упомянутый вначале, как любитель техники и необычной езды, поступил в технический вуз. После объявления Первой Мировой войны ему было присвоено офицерское воинское звание, с последующим направлением на фронт. В гражданскую войну, в 1919г. его вместе с женой, азовчанкой Александрой Сидоренко унёс в могилу особо свирепствовавший в то время тиф. Не успели обзавестись детьми, как нити продления их семьи навсегда оборвались.

Младший внук Владимир, закончив в Азове гимназию, поступил и закончил в Петрограде технический вуз. Был крупным инженером - конструктором в области турбостроения. В 1937 году по доносу был осуждён и расстрелян. Детей отправили в детдом, жену сослали в Казахстан, где она и умерла в холодном бараке

Как жестоко прокатилось время первой половины XX века по азовским семьям, по семьям России. Три войны, контрреволюционный террор, голод, разруха, тиф, сталинские репрессии, раскулачивание, расказачивание, иммиграция, ссылки и пр. - словно бритвой исполосовали судьбы, истерзали семьи! Сколько оборвано родственных связей, исчезло фамилий и продолжателей своего рода! Какой интеллектуальный потенциал страны был уничтожен!060 6

Ну, а что же внучки Кулагина? Как сложилась их судьба?

Антонина окончила азовскую гимназию, преподавала в начальных классах школ, вышла замуж. Прожила долгую жизнь, вырастила сына, умерла в 1981 г, в один год со своим мужем Н. Е. Радиным.

Самая младшая внучка - Клавдия, со временем преобразилась в красивую особу, получила экономическое образование, вышла в 30 - е годы замуж за Марка Ильина - режиссёра театра Ленинского комсомола в Ростове-на-Дону. Долгое время работала главным экономистом Ростовского областного отдела культуры. Растила, воспитывала и выучила детей, расстрелянного в 1937г. брата Владимира Семёновича. Умерла в 1989г.

О дальнейшей судьбе старшего внука Захара Кулагина - Гордикова Андрея Семёновича, возникает необходимость написать подробнее.

Продолжение следует

 

2         425