Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ЦЫГАНЕ
Ростовская область исторически полиэтнична. По информации правительства региона, на ее территории проживают представители более чем 150 народов и этнических групп.
Столетие назад в донском регионе насчитывалось всего 2,8 тысячи цыган, что составляло 0,1% общего населения (2,8 миллиона жителей). По данным Ростовстата, примерно на одном уровне численность этнической группы оставалась около 30 лет. А вот в 1959-м ее количество выросло почти вдвое — до 4,8 тысячи человек из общих 3,3 миллиона населения (0,15%).
Еще через 30 лет, в 1989-м, показатель превысил 11 тысяч человек (0,26%), а к 2002 стало 15,1 тысяча (0,34% от 4,4 миллиона человек). Примерно столько же насчитывалось тогда чеченцев, азербайджанцев и татар.
До 2010 года количество этнических групп продолжало расти. К моменту переписи населения в Ростовской области стало 16,6 тысячи цыган (0,39%) из 4,3 миллиона жителей региона.
А в 2020-м их состав стал уменьшаться, как и численность всего населения в целом. Специалисты насчитали всего 14,6 тысячи цыган из 4,2 миллиона жителей Ростовской области. Их процентное соотношение снизилось до 0,35%, но оставалось довольно высоким по сравнению с другими народностями. Цыгане занимают пятое место по количеству человек на территории региона после русских (3,6 миллиона), армян (86,3 тысячи), турок (40,5 тысячи) и украинцев (26 тысяч).
Отметим, что донской край всегда был многонациональным регионом, где в мире проживают представители разных этносов.
Ростовская область расположена на пересечении основных путей миграции населения и в непосредственной близости к горячим точкам, сюда постоянно прибывают беженцы, в том числе цыганской национальности, из Кавказского региона, азиатских стран и из стран СНГ. Прирост цыганского населения идет и за счет высокой рождаемости: часто в цыганских семьях рождается от пяти до двенадцати детей.
Условно цыганское население, проживающее на Дону, можно разделить на три большие социально-этнические группы:
Первая группа — это сэрвы и влахи, вторая группа — это русские и российские северные цыгане, а также плащчуны и кишиневские (молдавские) цыгане. Также сюда относят большую группу рома из восточных регионов России, которых можно объединить под условным названием сибирские цыгане.
Третья группа — это ловари, рычхари, кэлдэрари и крымские цыгане. На Дону они появились позже других.
Представители первой группы, прежде всего, сэрвы, наиболее уважаемые и образованные цыгане. На территории России они находятся с XV века, а на Дону появились приблизительно в XVI веке. По преданию, легендарный казачий атаман Ермак Тимофеевич принимал сэрвов в казаки, и они в составе казачьих дружин участвовали во всех походах и набегах на сопредельные территории. В XVII-XVIII веках сэрвы стали селиться в северных и западных районах донского края. Основной род занятий — кузнечное ремесло. Массовый процесс оседлости завершился в 20-30-е годы ХХ века.
Цыгане этой группы принимали активное участие в создании артелей в городах, а в сельских районах — в организации цыганских колхозов. Процессы сближения цыган с окружающим населением (в основном с украинцами и русскими) проходили более активно. Многие сэрвы имеют высшее образование. Среди них есть ученые, учителя, артисты, инженеры, сотрудники правоохранительных органов и т.д. Большинство владеет различными профессиями: есть водители, токари, строители, а в сельском хозяйстве — механизаторы, доярки, животноводы, агрономы.
Влахи появились в России в середине XVII века, на Дону — в XIX веке. Вели кочевой образ жизни. К оседлости перешли в 1950-х годах.
Русские цыгане появились в начале XVIII века в районе Пскова и Петербурга. Они пришли из Германии через Польшу и Прибалтику. На Дону они появились в 20-е годы ХХ века. Часть «русских» цыган принимала участие в создании артелей и колхозном строительстве. Переход к оседлости в основном завершен в 60-е годы ХХ века. То же самое по срокам оседлости можно сказать и о других цыганах этой группы. Различия лишь в том, из каких мест они пришли в Россию и где остановились на постоянное место жительства.
Рычхари в Ростовскую область пришли в 40-50-е годы ХХ века, в северные районы. Оседлость в основном завершена в 1950-е годы. Их представители трудятся главным образом в животноводстве — это ветеринары, доярки, пастухи … Кэлдэрари пришли на Дон в 1950-х годах. Род занятий — лудильщики, специалисты по изделиям из металла. Кишиневские цыгане появились в Ростовской области примерно в это же время. Крымские цыгане отличаются от коренных донских цыган по религии: они мусульмане. В Ростовской области они тоже появились в 1950-х годах. В целом цыгане этой группы пребывают в относительной изоляции от остального населения.
Цыганский табор
В 1925 году был создан ВСЦ — Всероссийский Союз цыган. Отделения ВСЦ появились во многих городах России, в том числе и в Ростове-на-Дону.
В 1926 году, весной, впервые была создана цыганская коммуна «Хутор Крикунова».
В 30-е годы организовались колхозы. В городах области ·создавались цыганские артели. В Ростове-на-Дону, на заводах «Ростсельмаш» и «Красный Аксай», работали цыганские бригады. Цыганские колхозы были созданы в Тарасовском районе, в пригородах Ростова и Таганрога.
Цыгане – это веселый и талантливый народ, который живет практически везде, они кочуют и радуются жизни.
Несмотря на то, что цыгане по своей сущности являются кочевниками, в современном мире очень редко можно встретить такие кочующие с одного места на другое, таборы. У них не принято жить отдельно и часто в одном месте проживают все члены огромной цыганской семьи: бабушки, дедушки, сестры, братья, тети и дяди.
Цыганская свадьба
Самое грандиозное событие – это цыганская свадьба. На свадьбу съезжаются все родственники, поздравляют молодоженов и дарят подарки. Застолье является заключительной частью свадьбы, после чего молодые становятся официально мужем и женой. В прошлые времена, когда цыгане собирались в таборы, свадьбы оговаривались уже тогда, когда дети еще только начинали ходить. Родители полностью решали судьбы своих детей, и свадьба тогда уже была простой формальностью, общим пышным торжеством.
У цыган существовал обычай похищение невесты, но это было очень опасное занятие, потому что в том случае, если жених сможет увезти свою любимую так далеко, чтобы их не поймали, тогда через какое-то время их признают мужем и женой. Если же вора цыгана поймают, тогда уже не избежать жестокой расправы над смельчаком.
В настоящее время этот обычай сохранен, но он осуществляется только с согласия родственников и считается лишь дополнительной игрой, хотя выглядит все довольно серьезно. Невесту сажают на резвого скакуна и увозят ее в неизвестном направлении. В цыганской семье оба супруги равны, все обязанности распределяются всегда поровну и обычно семьи цыган очень крепкие. Между супругами возникает взаимное уважение, они живут, душа в душу и воспитывают своих многочисленных детей в любви и уважении к родителям и старшему поколению. В цыганском семействе мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное.
Дети
Детям в цыганских семьях всегда многое позволяется, предоставляется значительная свобода. Тем не менее, они выполняют повседневные обязанности – например, «кеттеринг коштис» (собирать дрова и хворост для растопки), убирают в доме и ходят за водой. Не имея дорогих игрушек, дети забавляются с животными, подражают действиям родителей, взрослых братьев и сестёр. Это стимулирует развитие ума и воображения и служит подготовкой к независимой жизни.
Профессии
Профессии придаётся очень большое значение, и поэтому с ней связано много обычаев. Например, принято выбирать профессию в рамках традиционных занятий семьи или этногруппы. Профессии делят на «цыганские» и «нецыганские», то есть пристойные для цыган и нежелательные для цыган.
К «цыганским» профессиям относят профессии, связанные с музыкой, актёрским ремеслом, шоу-бизнесом, работой с железом и техникой, «магическими услугами», религией, работой с животными, педагогикой и психологией (особенно для женщин), а также ювелирное ремесло и ремёсла, связанные с кустарным изготовлением предметов быта, таких как корзины, верёвки, кирпичи, посуда и т. п.
Традиционными для цыган областями деятельности являются искусство, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки). Нежелательными занятиями являются фабричная работа, уборка улиц и журналистика.
Жилище
Основным жилищем цыган-кочевников является палатка или шатер. Конструкция такого жилища рассчитана на сильную ветровую нагрузку. В качестве опоры используется 8 шестов. Сверху натягивается толстое полотнище. Для афганских цыган характерно неровное натяжение полотна, а турецкие используют бочкообразные конструкции. Вид полубочки сформировался под влиянием стандартной повозки, которую используют таборы. Молдавские цыгане делают низкие палатки, в которых невозможно стоять во весь рост. Спальное место сооружали в зависимости от района проживания. В теплых регионах могли спать на настилах, а в холодных требовалось делать кровати, чтобы не замерзнуть от холодной земли.
Цыгане всегда стремились останавливаться возле рек и озер. Выбирали местность ближе к лесу, чтобы иметь естественное укрытие от ветра. У классического цыганского шатра даже есть «дверь», представляющая собой занавес. Такие шатры называют катунами.
Цыгане, тяготеющие к оседлому образу жизни, сооружали дома из кирпича. Такие постройки называли кирпичниками, причем для скрепления использовали глину, которую добывали в лесу. По-настоящему оседлые предпочитали селиться в землянках. Вокруг кроватей развешивали балдахины, которые уберегали от кровососущих насекомых.
У кавказских цыган палатки ставили таким образом, чтобы они были достаточно близко к земле. Однако сами цыгане в своей массе полагают, что палатка должна быть высокой. Чем выше ее вершина, тем жилище считается красивее. Деревянные шесты, на которые опирается полотнище, цыгане тщательно полируют. Они считаются предметом гордости, а за настоящую роскошь принимают остов, блестящий на свету.
Оседлые цыгане помимо землянок пользуются пещерами (например, в Сакраменто). Балканские цыгане строят лачуги, а наиболее прогрессивные жители сельской местности Румынии возводят дома из кирпича. При этом еду готовят обычно на открытом воздухе, используя глинобитный очаг, что придает пище приятный вкус.
Одежда
Цыгане — древний народ, выходцы из Индии. Считается, что в Индии они относились к одной из низших каст, и это стало одной из причин их исхода оттуда. Далее цыгане расселились по всему миру. Изо всех стран и мест, где они жили, они вбирали культуру местного населения. Это сказывалось и на одежде. Цыгане всегда были бедны, поэтому их одежда была добыта у местного населения, или куплена по дешевке, или попросту украдена.
Также интересно то, что цыганки ходят босые. Эта привычка у них зародилась еще в Индии. Национальный костюм цыганки — это пышная юбка с воланами, блуза с широкими рукавами, золотые украшения. Мужчины — красная рубаха и обязательно кольцо в ухе. Огромная любовь цыган к украшениям, особенно золотым объясняется очень легко. Если, к примеру, европейский человек заработает много денег, он купит себе хороший дом, землю. А у цыган с древних времен постоянного дома не было, поэтому на заработанные деньги они покупали украшения и одевали все на себя, чтобы не потерялось.
Кухня
Кухня цыган очень проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, говядину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Цыгане часто вели кочевой образ жизни, и поэтому, в рецептах цыганской кухни преобладают тенденции венгерской, болгарской и румынской кухонь. Это фаршированная рыба и дичь, мясо, обжаренное на раскаленной сковороде, а затем тушенное с зеленью, быстро обжаренный на вертеле шашлык, лепешки с мясным фаршем и болгарским перцем. Мясо подается со всевозможными овощами, популярный гарнир — томаты, фаршированные перченой брынзой. Традиционный напиток, конечно же, вино, особенно молдавское.
Цыганские танцы
В цыганских танцах хорошо развиты только три вида: танец русских цыган, балканских цыган, фламенко испанских цыган.
Танец русских цыган хорошо известен по советским фильмам. У женщин это сложная игра рук и ног, взмахи юбкой, трепет плеч; плавное начало и буйная, быстрая концовка. У мужчин это дробь, обхлопывание ладонями туловища и ног, махи руками, как крыльями.
Цыганский фламенко появился, как интерпретация русского народного, в XIX веке и значительно с тех пор развился, дополнившись элементами фламенко (игра с юбкой, постановка пальцев); от восточных корней в нём только дрожь плечами и кистями, некоторые движения рук, особый взмах волосами. Фламенко у цыган примерно такой же, как у андалусийских испанцев, только резче, «диче».
Цыганские песни
Одним из самых любопытных фактов на протяжении истории существования цыганской культуры является удивительная способность представителей цыганской нации схватывать суть местного фольклора и музыкальных особенностей и придавать им некие уникальные черты, которые в дальнейшем замечательным образом влияют на стилистику существовавшего задолго до них песенного, музыкального или танцевального жанров.
Россия по праву может гордиться своей ветвью в музыке, которую создали цыгане. Неподражаемая прелесть, тайна, энергия, свобода, которые царят в цыганско-русских песнях и романсах, не поддаются никакому словесному описанию. Это тот самый случай, когда слова бессильны. Надо слушать, надо забыть обо всем, что волнует вас в повседневной жизни. Надо окунуться в эту чарующую напевность.
ДРУЦ, Е., ГЕССЛЕР, А. ЦЫГАНЕ: очерки
Цыгане. Смуглые, черноволосые, пёстро одетые, они сразу бросаются в глаза. Поражает извечная тяга к перемене мест, ореол таинственности, окружающий этот народ испокон веков. Сколько знаменитых музыкантов и танцоров вышло из их среды. А история цыган, их жизнь, обычаи? В этой книге рассказывается о цыганах то, что до сих пор было мало кому известно или не известно вовсе.
ЗОЛОТЫЕ МОНИСТА: Сказки и песни цыган
Кто из русских не любит цыганской песни, искромётного, зажигательного цыганского танца? Мимо искусства, фольклора цыган не прошёл, пожалуй, ни один из крупных деятелей культуры – цыганская тема присутствовала в творчестве Александра Пушкина, Льва Толстого, Евгения Баратынского, Владимира Даля, Алексея Писемского, Александра Куприна, Максима Горького, Александра Блока и других русских писателей.
В книге представлены сказки и песни цыган России.
КАЛИНИН, А. ЦЫГАН
Всемирно известный роман донского писателя Анатолия Калинина.
«…Ни одно из своих произведений Калинин не писал с такой страстной и беззаветной самоотдачей, как свой роман о Клавдии и Будулае», – вспоминает дочь писателя Наталья Калинина.
Первая часть романа, изначально задуманного как повесть, вышла в 1961 году в журнале «Огонек»; последняя – девятая – в 2011 году уже после смерти автора.
На протяжении сорока с лишним лет Калинин вновь и вновь возвращался к своим героям, их трудной любви, за их судьбой следили миллионы читателей и телезрителей.
Роман был неоднократно экранизирован, на его основе создано несколько театральных постановок, написана романтическая опера, а его герои стали поистине народными – любимыми и родными.
СКАЗКИ И ПЕСНИ РОЖДЁННЫЕ В ДОРОГЕ. Цыганский фольклор /Сост. Е. Друца и А. Гесслера
Наиболее полная публикация фольклора (проза и песенное творчество) русских цыган в художественном переводе.
ТИХВИНСКИЙ, В.Н. ЦЫГАНСКИЙ РОМАН
Эта книга не только о фашистской оккупации территорий, но и об оккупации душ. В этом – новое и старое, вчерашнее и сегодняшнее. Вечное. В этом новизна и своеобразие автора. Русские и цыгане. Немцы и евреи. Концлагерь и гетто. Немецкий угон в Африку. Цыганский побег. Мифы о любви и робкие ростки первого чувства, расцветающие во тьме фашистской камеры. И сердца, раздавленные сапогами расизма.
ФОЛЬКЛОР РУССКИХ ЦЫГАН /Сост. Е. Друца и А. Гесслера
Сборник прозаического и песенного фольклора русских цыган в художественном переводе. В основу сборника положена опубликованная этими же составителями в 1985 году книга «Сказки и песни, рождённые в дороге».