Включить версию для слабовидящих

2023 Год педагога метод пособие

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

2023 год – год педагога и наставника: методические рекомендации для библиотекаря //Центральная библиотека им. Н. Крупской, ИКЦ, МБО /Сост.  Н.А. Спасская, Л.И. Калашникова Н.В. Жукова. - Азов, 2023.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Вероника Тушнова

  2023 год в Российской Федерации Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника.
  Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации. Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. Библиотекам как давним и надежным партнерам образовательных учреждений предстоит включиться в эту работу. Сделать свою работу в Год педагога и наставника разнообразной и полезной как для педагогов, так и для всех читателей библиотек.
  Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.
  Исходя из этих определений, стоит строить работу библиотек. В деятельности библиотек можно выделить два основных направления: это информационная поддержка образовательно-педагогического процесса и популяризация профессии педагога. Важнейшим условием успешной работы библиотек в Год педагога и наставника является раскрытие информационных ресурсов и создание условий для обеспечения к ним широкого доступа, организация выставок и мероприятий, раскрывающих образ учителя, отражающих наследие выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, способствующих повышению социального престижа профессии.
  Вашему вниманию предлагается информационный материал, который поможет организовывать выставки и мероприятия, раскрывающие образ педагога, отражающие наследие выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, способствующие повышению социального престижа профессии.
  Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения.
  Согласно словарю Ожегова, учитель — это человек, который кого-либо чему-либо обучает. Учителя работают не только в школе, они передают знания в колледжах и институтах, школах искусств и других учебных заведениях.
  Современный педагог – это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.
  Наставник — это помощник в учёбе. Обычно он: проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие коммуникации, креативного мышления; следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время; консультирует семью о процессе учебы, следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями; решает организационные и технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.

К году ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

  В Год педагога и наставника в Российской государственной библиотеке для молодёжи стартует проект профориентационного наставничества «Библиотека Вдохновителей» — это цикл образовательных, мотивационных встреч с лидерами различных профессий, добившихся выдающихся результатов, проекты которых приносят пользу людям и делают лучше жизнь в нашей стране.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»
    Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запустил в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Во всех школах страны учебная неделя будет начинаться с классного часа «Разговоры о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Комплект методических материалов для педагогов может пригодиться и в работе с детьми в библиотеке 

Портал «Культурадляшкольников.РФ» 
   2 апреля 2022 г. начал работу портал «Культурадляшкольников.РФ», который объединяет все доступные цифровые ресурсы о культуре для детей и молодёжи. Также на площадке будут собраны спектакли, лекции и лучшие примеры отечественного кинематографа. Доступ к порталу бесплатный. Им могут пользоваться дети, их родители и учителя. Ресурс призван популяризировать культуру среди российских детей и подростков. Его также можно будет использовать в качестве дополнительного пособия при подготовке школьных уроков 
   Материалы будут регулярно обновляться, чтобы обеспечить максимально интересный контент для пользователей 

Портал «Культура.РФ»
  День учителя: материалы о педагогах прошлых веков, аудиокниги по школьной программе и фильмы об учителях
  Церковные школы, домашнее образование дворян, советский всеобуч: грамотных и компетентных в жизненных вопросах учителей уважали на Руси с древних времен. Ко Дню учителя портал собрал спецпроект, в котором рассказывается об известных педагогах, их особых методах работы и интересных подходах к образованию. А еще можно посмотреть лекции, послушать аудиокниги по школьной программе и прочитать произведения классиков.

Видеопортал UniverTV.ru
  UniverTV.ru – это открытый образовательный видеопортал.
  Здесь вы можете: посмотреть образовательные фильмы на различные темы; побывать на лекциях в ведущих российских и зарубежных вузах; посетить престижную научную конференцию или научно-популярную лекцию по интересующему вас вопросу; в разделе «Школа» – увидеть лучшие образцы преподавания сложных школьных тем.

Портал Philology.ru.
  На филологическом портале Philology.ru  представлена информация, касающаяся филологии как теоретической и прикладной науки. Основным разделом портала является библиотека статей, методических пособий и других текстов по языкознанию и литературоведению.

Открытый урок. Первое сентября.
  Издательский дом «Первое сентября» ежегодно проводит онлайн-фестиваль педагогических идей под названием «Открытый урок». Его главная цель – представление и популяризация педагогического опыта работников образования. На сайте можно найти большое количество материала, который будет интересен библиотечным специалистам – сценарии праздников, презентации к внеурочным занятиям о творчестве известных писателей и поэтов; деловые игры и квесты, приуроченные к знаменательным событиям страны; методические разработки и др.

Для мероприятий в библиотеке

День учителя: коллекция названий мероприятий

День учителя: сценарии

Стихи про учителей: русские и зарубежные поэты-классики

«Учитель – наставник и друг»: библиотечный урок

1 сентября – День знаний: электронная коллекция

Рекомендательные списки литературы

  Учитель — человек, перед которым, хотя бы мысленно, хочется, как в хрестоматийных некрасовских стихах, «смиренно преклонить колени»? Или тот, о котором вспоминать не хочется, а если вспоминаешь, то с отвращением и досадой?
   Детско-юношеская литература, как зеркало школьной жизни, отразила разные учительские типажи. Предлагаем вам несколько рекомендательных списков книг об учителях и школе

Образ учителя в художественной литературе: рекомендательный список

Сказочные школы: книжная выставка

10 книг о необычных школьных учителях: рекомендательный список

7 отрывков о школе из русской литературы, актуальных и сегодня: материалы Культура.РФ

Нет благороднее призвания… образ учителя в литературе

Учитель, перед именем твоим...: аннотированный рекомендательный список литературы

Школьные истории: список книг, фильмов, мультфильмов

Школа, учителя и ученики на полотнах художников:

Школа и учителя в изобразительном искусстве: рассказ о картинах

Школьный вернисаж: классы на полотнах художников

Учитель в живописи: подборка картин

Школа в кинематографе

6 фильмов о школе, снятых по книгам: подборка экранизаций

Топ-9 фильмов о школе по «десятиклассному» рейтингу: фильмы для досуга детей и подростков //Культура.РФ

Школьные драмы в советском кино: подборка отечественных фильмов разных десятилетий //Культура.РФ

Полезные статьи

100 учителей, ставших писателями. Или наоборот…:

Памятники учителям в России: 7 памятников учителям

Наставники российских императоров: от бабушки до Жуковского: статьи раздела Образование //Культура.РФ

Первые учителя русских классиков: публикация раздела Литература //Культура.РФ

Учитель в России: от «мастера-невежи» до статского советника: статьи раздела Образование //Культура.РФ

Юбилеи педагогов в 2023 году:

19 февраля – 200 лет со дня рождения русского педагога К. Д. Ушинского

13 марта - 135 лет со дня рождения советского педагога А.С. Макаренко

13 июня - 145 лет со дня рождения советского педагога-экспериментатора С.Т. Шацкого

22 июля - 145 лет со дня рождения польского педагога Я. Корчака

28 сентября - 105 лет со дня рождения советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского

Важные даты в Год педагога и наставника

  В разделе собраны статьи о праздновании профессиональных праздников учителей, педагогов и работников образования в некоторых странах и праздничные даты, связанные со сферой образования и воспитания.
  Самыми заметными датами являются Всемирный день учителя и День учителя в России, отмечаемые 5 октября, и, конечно же, День знаний.

4 -10 января - Неделя науки и техники для детей и юношества

21 января - Международный день аспиранта

23 января - День ручного письма (День почерка)

25 января - День студента (Татьянин день)

1 февраля - Всемирный день чтения вслух

3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой

7 февраля – День российского бизнес-образования

21 февраля - Международный день родного языка

1 марта - Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)

14 марта - Международный день числа «Пи» (День учителя математики)

21 марта - Всемирный день поэзии

23-31 марта - Неделя детской и юношеской книги. Неделя музыки для детей и юношества (Весенние каникулы)

2 мая - Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)

22 мая - Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)

24 мая - День славянской письменности и культуры

25 мая - День филолога

6 июня - День русского языка. Пушкинский день

20 июля - Международный день шахмат

 Вторая суббота августа - День физкультурника (День учителя физкультуры)

1 сентября - День знаний

8 сентября - Международный день грамотности

26 сентября - Европейский день языков (День учителя иностранных языков)

27 сентября - День воспитателя и всех дошкольных работников

1 октября - Международный день музыки (День учителя музыки)

2 октября – Международный день социального педагога

5 октября - День учителя

19 октября – Всероссийский день лицеиста

17 ноября - Международный день студентов

22 ноября - День словаря

29 ноября - День рождения буквы Ё

4 декабря - День информатики (День учителя информатики)

14 декабря - День Наума Грамотника - день, когда на Руси начинались занятия

День учителя в странах мира

16 января – День учителя в Таиланде

7 марта – День учителя в Албании

9 марта – День учителя в Ливане

5 сентября – День учителя в Индии

10 сентября – День учителя в Китае

11 сентября – День учителя в Аргентине

15 сентября – День учителя в Азербайджане

1 октября – День учителей и наставников в Узбекистане

14 октября – День национального образования в Польше

15 октября – День учителя в Бразилии

Мудрые цитаты об учителях:

  Великий тот учитель, который проникается делом, какому учит. (Катон Старший)

  Учитель творит Человека. Эти мудрые и весомые слова можно сказать только о матери и об отце. (В. Сухомлинский)

  И учитель, прохаживающийся в тени храма в окружении учеников, дарит им не мудрость свою, а только веру и способность любить.

  Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет вас к порогу вашего собственного ума. (Халиль Джебран)

  Учитель для школы — это то же самое, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мёртвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в неё жизнь и движение... (А. Дистервег)

  Учитель – это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна. (Э. Хоббард)

  Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (В. Белинский)

  Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Д. Менделеев)

  Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Э. Хоббард)

  Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Т. Фуллер)

  Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)

Писатель-педагог: наставник многих поколений

  Педагог – это больше, чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог (если он по-настоящему любит свою работу) не только учит и поучает, но и воспитывает. Иногда бывает и так, что педагог меняет свою профессию и, например, становится писателем. А писатель, как сказал Эрнест Хемингуэй, «если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».
  В этом разделе предлагаем вам познакомиться с известными писателями с неизвестной стороны, с теми, кто выходил к школьной доске или вставал за университетскую кафедру, чтобы читать лекции, просвещать или помогать сфере образования.

Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920 – 14 мая 1983)

  Русский советский писатель, публицист, литературовед. Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948), защитил кандидатскую диссертацию (1951). В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
  «Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: – Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». (из очерка «О первом учителе»)

Фёдор Александрович Абрамов: биография

Фёдор Александрович Абрамов: биография //ПроДетЛит

Фёдор Александрович Абрамов: биография //Биограф

Анненский Иннокентий Федорович (1 сентября 1855 – 13 декабря 1909)

  Русский поэт, драматург, переводчик, критик.
  В 1879 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича, был директором гимназии в Царском Селе (1896-1906).

Дети
Вы за мною? Я готов.
Нагрешили, так ответим.
Нам – острог, но им – цветов…
Солнца, люди, нашим детям!
В детстве тоньше жизни нить,
Дни короче в эту пору…
Не спешите их бранить,
Но балуйте… без зазору.
Вы несчастны, если вам
Непонятен детский лепет,
Вызвать шепот — это срам,
Горший – в детях вызвать трепет.
Но безвинных детских слез
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.
Ну, а те, что терпят боль,
У кого как нитки руки…
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке…

Иннокентий Фёдорович Анненский: биография

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950)

  Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.

Павел Петрович Бажов: биография

Павел Бажов: биография

Бианки Виталий Валентинович (11 февраля 1894 - 10 июня 1959)

  Советский писатель, автор произведений о природе для детей.
  В 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.
  «Тогда была принята лекционная система преподавания. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Ел. «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки»)

Виталий Валентинович Бианки: биография

Виталий Бианки: биография //ПроДетЛит

Бродский Иосиф Александрович (24 мая 1940 - 28 января 1996)

  Поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987).
  Интересно, что Бродский, окончив всего восемь классов средней школы, преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в американских и британских университетах на протяжении 24 лет.
  «»Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают». Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете – о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…». (Лев Лосев)

Иосиф Бродский: биография

Иосиф Бродский: биография //Культура.РФ

Варламов Алексей Николаевич (23 июня 1963)

  Российский писатель, публицист. Доктор филологических наук, ректор Литературного института им. А. М. Горького. Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США.
  «Говорить о литературе и писать книги – слишком смежные занятия, и тут легко наступить друг другу на ноги».
  Алексей Варламов о том, как соединяются две профессии писатель и педагог:
  «Если и помогает, то опосредованно, как любая деятельность, любые впечатления, встречи, лица, разговоры позднее так или иначе отражаются в том, что ты пишешь. И в этом смысле преподавание литературы ничем не лучше (а может быть даже и хуже), чем преподавание математики либо географии. Говорить о литературе и писать книги – слишком смежные занятия, и тут легко наступить друг другу на ноги. А вот vice versa, как вы говорите, пожалуй, помогает, хотя одновременно и мешает. Когда я читаю лекции о литературе, о судьбах русских писателей ХХ века, о писательской стратегии, о литературном мире и литературной войне, я вольно или невольно рассуждаю не как филолог, для которого первичен текст, а как писатель, которому в первую очередь интересен человек, создатель этого текста. Я практически не пользуюсь такими традиционными литературоведческими понятиями, как жанр, композиция, метод, стиль, художественный прием или что там еще есть, ни новыми дефинициями типа дискурса, а больше обращаюсь к судьбе человека, его поступкам, мыслям, страстям, которые отражены в автобиографической прозе, воспоминаниях, письмах, дневниках, рабочих записях. Мне интересно наблюдать, как через человека проходит история, как он или за него кто-то делает выбор, я распутываю клубки сложных личных отношений, исследую писательскую среду, мне важно понять, как складываются отношения автора с его окружением, с властью, с собственным талантом. Пытаюсь «заразить» студентов таким вот, несколько не филологическим подходом. Его не надо абсолютизировать, нельзя все к нему сводить, ни в коем случае от филологии традиционной или новейшей не стоит отказываться, но в небольших дозах такой побег мне кажется полезным. А как писателю мне это все помогло тем, что когда ком моих наблюдений, споров со студентами, обсуждений, созерцания их горящих глаз стал огромным, когда мне стало недоставать одного только биографического материала и в душу постучался вымысел, тогда я взялся за роман, куда потекли мои герои, вымышленные и нет, и последним пришел давший ему название – «Мысленный волк».

Алексей Варламов: биография

Геласимов Андрей Валерьевич (7 октября 1966)

   Российский писатель.
  Окончил Якутский государственный университет. По образованию филолог. Работал доцентом кафедры английской филологии Якутского университета, преподавал стилистику английского языка и анализ художественного текста. Ведет семинар в Литературном институте.
  «Учителя были, но научили немногому. Скорее, подтолкнули. Впрочем, возможно, в этом и состоит суть педагогики» (из интервью Prochtenie.ru).

Андрей Геласимов: биография

Гоголь Николай Васильевич (1 апреля 1809 - 4 марта 1852)

  Проходил обучение в Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине (позже Нежинский историко-филологический институт князя А. А. Безбродко, а затем Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя).
  Одним из эпизодов жизни будущего писателя, только переехавшего в Петербург, стала его работа преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение). Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых). В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал авторский курс.
  Один из его бывших студентов писал: «Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти». Однако с невиданным энтузиазмом взявшись за преподавание, он довольно быстро к нему охладел. Гоголю стало откровенно скучно. В 1835 году он отказался от профессуры, оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе. «Я расплевался с университетом, – резюмировал Николай Васильевич. – Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее».

Николай Васильевич Гоголь: электронная коллекция

Гончаров Иван Александрович (18 июня 1812 -15 сентября 1891)

  Писатель, литературный критик. Учился на словесном факультете Московского университета. Гончаров был домашним учителем двух старших сыновей художника Майкова – Аполлона (будущий поэт) и Валериана (будущий литературный критик и публицист), которым преподавал латинский язык и русскую словесность.
  «Образовательное и воспитательное влияние школы на учащихся у нас мало значительно; школа, средняя и высшая, сообщает у нас лишь агрегат знаний, представляющий нередко полный хаос… У нас учатся в гимназиях и в университетах лишь для прав, для аттестатов и приобретают таковые без большого труда…»

Иван Александрович Гончаров: биография

Иван Гончаров. Не только на букву «О»: //ВО!круг книг: Блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотек Челябинска

Ершов Пётр Павлович (6 марта 1815 - 30 августа 1869)

  Русский поэт, прозаик, драматург, автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок».
  В 1831-1835 гг. учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. Вернувшись по окончании университета на родину (1836 г.), работал учителем Тобольской гимназии, затем стал инспектором (с 1844 г.) и директором (с 1857 г.) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников – Дмитрий Иванович Менделеев.

Пётр Павлович Ершов: биография

«Я сердцем жил…»: Петр Ершов //ВО!круг книг: Блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотек Челябинска

Жуковский Василий Андреевич (9 февраля 1783 - 24 апреля 1852)

   Русский поэт, переводчик, критик, основоположник романтизма в русской поэзии. Учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1817 году стал учителем русского языка великих княгинь Александры Федоровны (будущей императрицы) и Елены Павловны. Осенью 1826 года назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. Для юного наследника престола Жуковский разработал специальную педагогическую программу на основе лучших европейских образцов и даже составил для него распорядок дня. Связь Александра II со своим учителем была настолько сильна, что многие исследователи именно в образовании будущего императора видят зерно его знаменитых реформ 1860-х годов.
  Своим учителем считал Жуковского А. С. Пушкин. В сентябре 1815 года Жуковский дарит ему в честь окончания поэмы «Руслан и Людмила» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Василий Андреевич Жуковский: биография писателя

Коваль Юрий Иосифович (9 февраля 1938 - 2 августа 1995)

  Детский писатель, сценарист, художник, автор песен. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Преподавал там русский язык и литературу, географию, историю, пение и др. Иногда составлял для учеников диктанты в стихотворной форме. Например, четверостишие на правописание шипящих:

На полу сидела мышь.
Вдруг вбегает грозный муж
И, схватив огромный нож,
К мыши он ползёт, как уж…

Юрий Иосифович Коваль: биография

Юрий Коваль: страницы биографии

Юрий Коваль: жизнь и творчество //ПроДетЛит

Кучерская Майя Александровна (р. 1970)

  Российская писательница, литературовед и критик.
  Окончила русское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, затем училась на отделении славянских языков и литературы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Профессор филологических наук, преподает на факультете филологии ГУ ВШЭ.
   Майя Кучерская о том, как соединяются две профессии: «Писательской работе все только мешает. Отвлекает. К лекциям надо готовиться, курсовые работы читать  Моя любимая фраза в Википедии, в биографиях разных европейских или американских знаменитостей «После того, как его/ее новая книга стала бестселлером, он/она сумела оставить преподавательскую работу и сосредоточиться на творчестве». Но это мечты! В реальности едва я получаю возможность сосредоточиться исключительно на том, что так люблю, мне становится скучно. Потому что я и людей люблю, тем более молодых, незашоренных, и преподавание мое мне мило – это живая работа, обогащающая и сердце, и ум».

Городские истории Майи Кучерской: статьи

Майя Кучерская: интервью //Папмамбук

Родари Джанни (23 октября 1920 – 14 апреля 1980)

  Итальянский детский писатель, журналист.
  Автор книг «Приключения Чиполлино» (1951) и «Джельсомино в Стране лжецов» (1959). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и с 17 лет начал преподавать в начальных классах сельских школ.
  «Уже несколько лет прошло после того, как я перестал преподавать, но, взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой истории. Так я начал писать для малышей».
  «Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, умеют только поэты, которые живут с народом общей жизнью и говорят его языком. Таким поэтом представляется мне Джанни Родари. В его стихах я слышу звонкие голоса ребят, играющих на улицах Рима, Болоньи, Неаполя», – так писал почти полвека тому назад Самуил Яковлевич Маршак, объясняя, почему он перевел на русский язык стихи тогда еще никому не известного итальянского поэта

Джанни Родари: биография

Джанни Родари: биография и творчество //ПроДетЛит

Толкин Джон Рональд Руэл (3 января 1892 – 2 сентября 1973)

  Английский писатель, поэт и филолог.
  Автор знаменитых произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион», оказавших огромное влияние на мировую культуру.
  В 1915 году с отличием закончил Оксфордский университет, но был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне. Вернулся домой с инвалидностью. Последующие годы посвятил научной карьере: сначала преподавал в Университете Лидса, затем вернулся в Оксфорд и получил там должность профессора англо-саксонского языка и литературы, стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет). В 1945 году Толкин стал профессором английского языка и литературы в оксфордском Мертон-колледже и оставался на этом посту до отставки (1959). Много лет работал сторонним экзаменатором в Дублинском университетском колледже.

Толкин Джон Рональд Руэл: биография

Толстой Лев Николаевич (9 сентября 1828 - 20 ноября 1910)

  Русский писатель, публицист, мыслитель.
  Толстой предпринимал попытки получить университетское образование, но довести их до конца ему так и не довелось, что не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. Известно, что в поездках по Западной Европе (Германия, Франция) в 1860-1861 гг. он уделял большое внимание изучению местного опыта народного образования и тамошних образовательных учреждений. Еще в 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде.
  Яснополянская начальная школа для крестьянских детей явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Толстой сам вёл занятия вместе с несколькими постоянными учителями. В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» (опубликована в 1872 г.), затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений. К этому же периоду относится возобновление занятий в яснополянской школе, хотя и ненадолго.
  Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи («О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование»), письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни.
  «Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…»

Лев Николаевич Толстой: электронная коллекция

Лев Николаевич Толстой: жизнь и творчество //Культура.РФ

Тургенев Иван Сергеевич (9 ноября 1818 - 3 сентября 1883)

  Великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик.
  Сам писатель не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. Одним из его дел было составление проекта «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», текст которого начинался так:
  «Есть факты, очевидная полезность которых до того несомненна, что не нуждается ни в каких доказательствах. К таким фактам принадлежит необходимость распространения грамотности и элементарных общеполезных сведений в России. <…> Нам кажется, что настало время собрать воедино, направить к определенной ясной цели все эти отдельные силы, заменить частные, всегда более или менее неудовлетворительные попытки совокупным, обдуманным действием всех образованных русских людей – одним словом, свести в это благое дело могущество единодушных дружных усилий и светосознательной мысли. Проникнутые этим убеждением, мы предлагаем основать «Общество для распространения грамотности и первоначального образования»».
   Тургенев считал своей обязанностью практически способствовать просвещению собственных крестьян. Вскоре после отмены крепостного права, в 1862 г., своим распоряжением подарил барский дом в Грибовке для школы. А в 1863 г. учредил и открыл школу в имении в Спасском. Иван Сергеевич отпускал средства на ее содержание (жалованье учителям и покупку учебников и учебных пособий), следил за тем, чтобы в ней преподавали хорошие педагоги, и за тем, какие успехи показывают ее ученики.

Иван Сергеевич Тургенев: электронная коллекция

Иван Тургенев: жизнь и творчество //Культура.РФ

Ушинский Константин Дмитриевич (3 марта 1823 – 3 января 1870/71)

  Русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель. Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей.
  С отличием окончив юридический факультет Московского университета, продолжил там же подготовку к сдаче магистерского экзамена. В 1854 г. ему удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Одновременно он редактирует «Журнал Министерства народного просвещения».
  С 1862 г. Ушинский проводит пять лет за границей для лечения и изучения школьного дела. В Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии Ушинский знакомится с передовыми учебными заведениями различного типа (школами, в том числе женскими, детскими садами и приютами), что дает ему материал для дальнейшей деятельности по созданию отечественной научной педагогики.
  «Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни».

Константин Дмитриевич Ушинский: биография //Культура.РФ

Чехов Антон Павлович (9 января 1860 - 15 июля 1904)

  Русский писатель, драматург.
  Во время учебы в гимназии занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».
  Став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове.
  «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело».

Антон Павлович Чехов: электронная коллекция

Антон Чехов: жизнь и творчество //Культура.РФ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

Продвижение чтения с дошкольниками

  Цель проекта «Подрастаю с книжкой я», реализуемого ГБУК «Белгородская государственная детская библиотека им. А.А. Лиханова», – приобщение дошкольников к книге, посредством чтения вслух, обсуждения прочитанного, проведение различных мероприятий.
  Проект состоит из четырёх циклов: «Такие разные книжки», «Самоцветное слово», «Семицветик», «С книжным теплом под маминым крылом».
  Цикл занятий «Такие разные книжки» рассчитан на дошкольников средних групп (4-5 лет) и знакомит с разными видами необычных книг. Занятия проходят в игровой форме, в которых дети выполняют творческие задания.
  Для занятий по циклу «Самоцветное слово» для детей 6-7 лет выбран формат дружеского разговора. На каждом занятии дошкольники знакомятся с нравственными понятиями, такими как доброта, дружелюбие, забота, любовь, милосердие.
  Введению через литературу и книги ребёнка в мир окружающей природы и бережного отношения к ней способствуют занятия экологической направленности в рамках цикла «Семицветик» (для детей 6-7 лет). Занятия содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром.
  Развивающие занятия по циклу «С книжным теплом под маминым крылом» предназначены для дошкольников 3-4 лет. В ходе них библиотекарь знакомит малышей с книжками-игрушками, книжками с сюрпризами – они не просто развлекают ребёнка, но и помогают развить тактильные ощущения и мелкую моторику. В литературных играх на занятиях принимают участие не только дети, но и их родители.

Проект «Книжки для подготовишки» МУ ЦБС г. Ижевска призван содействию воспитанию у дошкольников 5-6 лет устойчивого интереса к книге и чтению, популяризации семейного чтения.

  Деятельность в рамках проекта: – «Книга, чтение в детском саду» (утренние 5-минутки – рассказы о прочитанной дома книге, дневные литературные чтения: знакомство с творчеством детских писателей, декламация стихов детьми, иллюстрирование прочитанных книг, сочинение сказок, вечерние громкие чтения детских книг, арт-выставки «Краски прочитанной книги», фотовыставка «Вместе с книгой я расту»). – «Книга, чтение в семье» (совместные домашние чтения детских книг перед сном, беседы о прочитанном, ведение семейного дневника детского чтения, участие родителей в городском фестивале литературного творчества «Сказки для дочки и сыночка», фотосъёмка домашних чтений для участия в фотовыставке «Вместе с книгой я расту»).
  В ходе проекта в группе детского сада была организована мобильная библиотека «Книжный рюкзачок». Оформлены «Детский книгохолл», «Экран прочитанных книг». Проведены дни информации «Здравствуй! Я новая книга», «Забытые книги желают познакомиться», конкурс литературного творчества родителей «Сказки для дочки и сыночка», анкетирование для родителей и детей «Чтение в семье».
  На территории библиотеки – на абонементе и в читальном зале организовано индивидуальное обслуживание семей дошкольников. Подготовлена серия библиографической продукции «Круг чтения дошкольника». Оформлены циклы книжных выставок «Книжный парад для дошколят». Проведены такие мероприятия, как: цикл библиографических уроков «Книжкина грамота», литературный цикл «Уроки доброты», театрализованная экскурсия «Кругосветка по библиотеке». Оригинальность реализуемой библиотеками МБУК БИС г. Новокуйбышевска Самарской области программы «Здесь Читают!» в том, что её участниками становятся абсолютно все первоклассники города.
  В рамках программы первоклассники посещают три библиотеки города, каждая из которых по-своему уникальна. Центральная детская библиотека – главная детская библиотека города, в которой сосредоточены самые лучшие детские книги, есть собственный кукольный театр, игровые зоны. В ней школьников посвящают в читатели. Музей Книги в ЦБ даёт возможность увидеть уникальные экспонаты: старинные книги, копию печатного станка И. Фёдорова.
  Детская библиотека «БУКВАшка» – единственная в городе библиотека экологического профиля. Она предлагает школьникам книги о природе, контактный живой уголок, конкурсы и интерактивные спектакли. Безопасность жизнедеятельности с дошкольниками
  Проект «Школа самостоятельных детей», реализованный МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Боготол (Красноярский край), был направлен на формирование навыков основ безопасности жизнедеятельности у детей 6 лет подготовительных групп детского сада путём организации и проведения систематических образовательных занятий на базе библиотеки-филиала.
  Задачи проекта: – разработать программу образовательных занятий по основам безопасности жизнедеятельности для детей 6 лет с использованием сказок и произведений детских писателей; – сформировать группу детей-волонтёров из числа школьников, учащихся 3–4 классов; – организовать систематические занятия по основам безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста, согласно разработанной программе; – создать по итогам проведённых занятий образовательную игру «Помоги героям сказок!»; – провести серию тестовых занятий в детских садах города с использованием созданной образовательной игры «Помоги героям сказок!».
  Программа занятий в Школе была разработана с использованием известных сказок и произведений детских писателей. На каждом из занятий дети не только изучали основы безопасности жизнедеятельности, но и выявляли ошибки, которые совершали главные герои, анализировали последствия, придумывали новый ход событий. По итогам всех занятий с участием детей была разработана большая настольная игра «Помоги героям сказок!». Помощь в проигрывании сказок оказывали волонтёры, учащиеся 3-х–4-х классов.
  В рамках проекта прошли занятия по темам: – «Мой безопасный дом» на примере сказки «Три поросёнка»; – «Чудо-ракета» по рассказам Инны Чугай, научившей что делать, если ты нашёл ёмкость с непонятной жидкостью; – урок безопасности «Потерянный ключ», показывающий, что делать, если ты потерял ключи от дома; – урок безопасности «Цирковое представление», знакомящий с тем, как нужно вести себя во дворе, где есть качели и спортивные сооружения; – урок «Маша-потеряшка», показывающий, что нужно делать, когда ты потерялся; – урок безопасности на улице «Волшебный мяч», знакомящий детей с правилами дорожного движения и тем как вести себя на прогулке, взяв с собой самокат, велосипед, роликовые коньки или мяч; – урок безопасности «Если ты гуляешь один»; – урок безопасности в лесу «Советы лесной мышки»; – видео-урок «Уроки Мойдодыра»; – урок осторожности «Высота и подземелья»; – урок безопасности «Горе-фокусник»; – урок безопасности «Приключения в деревне».
  В группе детского сада был создан уголок, где представлены информационные материалы для детей и родителей.

Проекты для подростков

  Развитие исследовательской деятельности Проект-бюро «Твой город – твоё дело», библиотеки № 23 МБУК ЦБС г. Воронежа был призван помочь учащимся в исследовательской деятельности.
  В ходе реализации проекта библиотека ставила своей целью открыть консультационно-тренинговый центр по проектной деятельности школьников на основе краеведческого материала, а также создать электронную базу готовых проектов.
 Итоговой задачей проекта являлось разработка методики проектной деятельности школьников-пользователей в соавторстве с известными современными краеведами, деятелями культуры, образования, мастерами своего дела в различных областях деятельности.
  Основные направления исследовательской работы проекта «Топос38», реализуемого ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина»: уникальность (краеведение, самобытность культуры и народов региона), осознанность (Байкал и экологическая культура), рост (социальное проектирование).
  Модули проекта: – «Твой край» (создание медиаконтента – интерактивного путеводителя для молодого путешественника через анализ имеющихся в библиотеке печатных путеводителей и справочников по туристическим маршрутам города, региона молодыми исследователями края); – «Древо жизни» (формирование у молодёжи представления о семье, как частичке своего рода, стимулирование познавательного интереса через составление родословной); – «Умный проект» (развитие навыков исследовательской деятельности на основе выбранных тем исследования: «Байкал» или «Архитектурное наследие региона» и предложенных информационных ресурсов.
  В ходе исследования школьник должен оценить предложенные ему ресурсы, проанализировать информацию и оформить результаты исследования в виде презентации и графиков. В заключение – дать рекомендации держателям контента); – «Семь жемчужин Прибайкалья» (участник должен представить видеоролики, фотографии и текстовое описание природного или исторического объекта Иркутской области).

Продвижение чтения

  Проект «Общение вокруг чтения» представляет собой программу модельных уроков литературы», разработанных библиотекой № 42 МБУК ЦБС г. Воронежа в помощь учителю литературы на основе актуальной современной детской и подростковой литературы.
  Проект рассчитан на три возрастные группы: 6-10 лет, 11-14 лет, 15-16 лет и соответственно данным категориям объединяет книгу, компьютерные технологии и Интернет. В ходе реализации проекта детям и подросткам представлялась возможность online-общения с современными писателями, деятелями культуры и образования. Видеорепортажи с издательствами и обзоры новинок современной литературы создавали стимул к чтению книг. Проведение мастер-классов «Учение с увлечением» с актёрами учили умению декламировать стихи и произведения. Телемост Воронеж-СНГ «Дружим литературами» дал возможность поговорить не только о книгах, но и о дружбе. Дети и подростки, пишущие стихи, прозу, сказки смогли побывать на мастер-классе в «Литературной лаборатории» известных писателей Москвы. В рамках проекта прошли конкурсы рисунков, эссе, буктрейлеров.

Психологическая помощь подросткам

  Проект «Отличный результат» библиотеки № 20 МБУК ЦБС г. Воронежа был направлен на организацию пункта психологической поддержки для учащихся и студентов, в котором молодые люди могли научиться управлять эмоциями, познакомиться с техниками развития суперпамяти, преодолевать стресс. Посетить пункт психологической поддержки приглашались учащиеся и студенты в возрасте 15–25 лет, а также тех, кому предстояли публичные выступления или смена рода деятельности. Для школьников была подготовлена: новейшая популярная психологическая литература, каталог сайтов по психологии, психологические тестирования на готовность к экзаменам, тренинги и консультации ведущих психологов.

Профориентация

  Проект «СТУДиЯ профориентации» разработала Центральная городская библиотека имени А. Платонова МБУК ЦБС г. Воронежа.
  Цель проекта – оказание помощи молодёжи в выборе профессии. Проект рассчитан на учащихся и выпускников средних специальных и общеобразовательных учреждений г. Воронежа в возрасте от 13 до 23 лет. Партнёры проекта – вузы г. Воронежа.
  Библиотека в рамках проекта предлагает: – подробную информацию о высших, средних и общеобразовательных учебных заведениях г. Воронежа (предлагаемые специальности, условия набора, дни открытых дверей); – обзор рынка труда города (востребованные специальности, новейшие профессии, различная статистическая информация); – полную информацию о возможных вариантах помощи в профессиональном росте (обучение и трудоустройство на территории России и за рубежом, курсы профессиональной подготовки, полезные интернетресурсы); – тестирования, психологические тренинги, беседы со специалистами; – широкий выбор вспомогательной литературы по предлагаемым темам.

Эстетическое воспитание

  Проект «Родной земли многоголосие» реализуется детской библиотекой № 8 имени Н. Островского ЦБС г. Каменск-Уральский Свердловской области совместно с музыкальными образовательными учреждениями города.
  Его цель – повышение интереса к музыке и книге, приобщение пользователей к мировой музыкальной культуре. В рамках проекта проходят концерты. Темы концертов связаны с музыкой и литературой. К примеру: «Музыка в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова», «Чехов и музыка», «Волшебный мир гномов и эльфов Эдварда Грига», «Моцарт – детям». Посетители музыкально-литературных гостиных – дошкольники, младшие школьники и подростки. Исполнители – учащиеся музыкальных школ. Все мероприятия сопровождаются книжно-иллюстративными выставками.

Виды акций по продвижению чтения

Акция «Приведи друга в библиотеку». 9 июня отмечают самый замечательный и добрый праздник – Международный день друзей. Предложить читателям приводить своих друзей и подруг в библиотеку. Подарки тем, кто приведет и тому, кого привели.

Акция «Книга года». Суть акции заключается в выборе участниками художественных произведений отечественной или мировой литературы, независимо от года написания, издания книги, по следующим номинациям:

- «Книга года» - книга, которая понравилась, пришлась по душе, полюбилась, потрясла, оставила сильное впечатление.

- «Книга - разочарование» - книга, которая не произвела на читателя особого  впечатления.

- «Антикнига» - книга, которую невозможно дочитать до конца.

- «Книга для друга» - книга, которую можно рекомендовать прочитать другому.

- «Книга семейного чтения» - книга для чтения в кругу семьи. Участники Акции, чей выбор произведения совпадает с окончательными результатами «Книги года» - получит подарок от библиотеки.

Буккроссинг «Превратим весь мир в библиотеку!» В людных местах города – в парках, на детских площадках, у фонтанов, на парапетах подземных переходов и остановках – оставить самые разные книги. Это и произведения русских классиков, и яркие книжки для малышей, детективы, краеведческая литература, приключения и фантастика. На книгах — яркие фирменные наклейки с правилами участия в акции.

Весенняя Неделя добра. Благотворительная акция для многодетных, неполных, опекунских семей и воспитанников детского дома. В течение недели библиотека проводит праздничные программы, дарит сувениры, книги участникам акции, проводит беспроигрышную лотерею.

«Книга - сюрприз». Библиотекой предлагаются упакованные в подарочную бумагу подборки литературы, как книжные новинки, так и незаслуженно забытые книги. Для подростков и юношества представляются книги о ровесниках.

Акция «Интернет-продлёнка». 30 сентября – день Интернета в России. В библиотеке объявлена «продленка». В зале электронной информации любители Интернета могут окунуться во Всемирную паутину совершенно бесплатно. А у кого  с собой ноутбук - весь день могут пользоваться интернетом с помощью WI-FI.

Летняя акция «Отпускной книжный набор» В течение июня, июля и августа в библиотеке для всех читателей предлагаются готовые тематические книжные подборки художественной и научно-популярной литературы.

Баттл поэтов. Баттл поэтов – это литературная игра, своеобразное соревнование, в её центре - живой поэт, артистично исполняющий собственный поэтический текст. Чтобы стать участником баттла, мало быть талантливым автором, необходимо быть ещё достаточно смелым человеком, ведь судить поэтов будет публика.

Книжная акция: «Как пройти в библиотеку». 27 мая волонтеры детской библиотеки проводят опрос среди жителей города (села), задавая всем один вопрос «Как пройти в библиотеку?». Всем участникам либмоба раздаются открытки, закладки и веселые смайлики с визитной карточкой библиотеки.

Виды выставок

Выставка-обзор новинок педагогической литературы «Новые книги в учительском кейсе»;

Выставка-обзор «Нет на свете мудрее профессии» (художественные произведения об учителях);

Выставка-признание «Учителя! Ваш труд, как жизнь, бесценен»;

Выставка-поздравление «День учителя — праздник прекрасный»;

Выставка-персоналия о выдающихся педагогах «Такая есть профессия — учитель», «Нет на свете мудрее профессии»;

Выставка-рекомендация «Книги детства наших учителей»;

Выставка рисунков «Букет любимому учителю»;

Выставка поздравительных открыток «Классный учитель»;

Фотовыставки «Весёлые мгновенья школьных перемен», «Улыбка учителя».

Выставка-история «Как учились в старину» (о первых школах на Руси, либо о том, как учились в античные и средние века, в век просвещения);

Выставка-экскурс «Юным — наставление, незнающим — вразумление» (высказывания исторических личностей с наставлением в учении);

Выставка-путешествие «По самым старым учебным заведениям России»;

Выставка-словарь «Откуда слово школьное пришло?» (значение самых известных слов, таких как педагог, декан, парта);

Выставка-представление «Учительство в лицах», «Педагоги-писатели», «Великие педагоги прошлого».

Выставка-представление «Педагогические идеи древних философов», «Популярные методики преподавания».

Тематическая выставка «За страницей школьного учебника»;

Выставка-рекомендация «Скоро в школу малышам».

Конкурсы и акции   

Конкурс эссе «О любимом учителе хочу я сказать»;

Акция-видеопривет «Здравствуй школа»;

Акция-воспоминание «Школьные годы чудесные»;

Акция «Весёлые школьные новости» (проводится в первую неделю сентября, используются новости из книг, Интернета, каверзные вопросы, квилт пожеланий в новом учебном году);

Акция-пожелание любимому учителю.

Массовые мероприятия

  Массовые мероприятия можно посвятить известным писателям, в последствие ставшими учителями, кинофильмам об учителях, молодым педагогам, школе и школьным предметам, началу учебного года.

Игровая программа «Снова в школу мы идём!» (представление школьных знаний в форме интересных игр);

Интерактивное мероприятие «Звенит звонок, начинается урок» (исполнение песен и чтение стихов о школе, викторина «Здравствуй, школа», просмотр отрывков из мультипликационных фильмов);

Первоклассный урок «Самый первый школьный день» для первоклассников (рассказ об истории традиционных школьных принадлежностях, используемых на уроках: ручке, тетради, карандаше; викторины);

Кругосветное путешествие по школам разных стран (история появления школ в разных странах);

Школьный этикет «Вот пришли мы в школу…» (какой должна быть школьная форма, как правильно вести себя на уроках, в столовой и с одноклассниками).

Вечера-чествования учителей;

Литературные гостиные   об   учителях,  ставших  писателями,  и   их произведениях;

Киновечер «Большая перемена. Образ учителя в кино».

Презентации «День Знаний в разных странах»,

«История Дня учителя»;

Веб-путешествие по образовательным порталам «Интернет — мой помощник в учёбе»;

Онлайн-обзоры книг о школе, учителях;

Онлайн-кроссворды и   онлайн-викторины  «Ученики   и   учителя  из мультфильмов, кино и книг»;

Онлайн-беседы о профессии учителя.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Его главное дидактическое достижение – майевтика («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
  В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
  По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет.
  Ж.-Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.
  Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом. В последние десятилетия этот метод профессиональной адаптации оказался забытым.
  Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности. Под развитием человека понимается процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, а под воспитанием – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Наставничество как форма самоанализа педагога-наставника.

  Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
  Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
  во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
  во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
  в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
  в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;
  в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!

Качества педагога-наставника

  Для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать:
  Компетентность и опыт в сфере работы с людьми и в педагогической среде.
  Знание особенностей своего образовательного учреждения, характера межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе.
  Наставник – человек, пользующийся доверием руководства школы и коллег по работе, признанный всеми «профессионал».
  Умение эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства.
  Способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности.
  Педагогическая рефлексия – способность к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.

Виды наставничества

  Если в школе сформирована система наставничества, то и к назначению наставников подходят организованно, с позиции педагогической целесообразности. Здесь уместно сказать о двух видах наставничества – обязательном и желательном.
 Позиция «обязательного наставника» определяется целями развития образовательного учреждения. Наставники подобного рода являются подготовленными для этой деятельности педагогами. Они соблюдают интересы образовательного учреждения, организуют свою работу системно, ведут отчетность, обеспечивают анализ и контроль педагогической деятельности молодого учителя.
  «Плюсом» такого рода наставнической помощи является безусловная поддержка наставнической деятельности педагога коллективом учителей и руководством школы; для организации наставнической помощи составляется и подписывается письменный договор между тремя сторонами (Педагогом-Наставником, Молодым Учителем и Образовательным Учреждением), где оговариваются обязанности всех сторон договора; для молодого специалиста открываются новые возможности на работе.
  «Минус» заключается в том, что интересы наставника и подопечного могут вступать в противоречие, директивное назначение наставника может вызвать достаточно прохладное его отношение к порученной работе.
  «Желательный наставник» – предполагает, прежде всего, учет интересов молодого учителя. Выбор наставника определяется именно его предпочтениями. Чаще всего этот вид наставничества является неформальной, неофициальной поддержкой молодого учителя со стороны симпатизирующего ему более опытного коллеги.
  «Плюсом» этого вида наставничества является то, что наставников выбирают по их личным и профессиональным качествам чаще всего сами молодые учителя; обучающие программы строятся на основе интересов и потребностей подопечного; помощь наставника организуется на основе устной договоренности, стороны не связаны практически никакими условиями; помощь ориентирована на формирование позитивных взаимоотношений.
  «Минусом» можно считать возможную неподготовленность наставников к такого рода деятельности; наставники могут не пользоваться поддержкой администрации школы; результат работы может не получить признания в педагогическом коллективе школы.

Хороший наставник — какой он?

  Наставник — это человек, обладающий ценным опытом и знаниями. Но быть квалифицированным специалистом недостаточно для того, чтобы стать наставником.
  Воспитательная, образовательная функция наставника требует от него таких качеств, как:
  терпение;
  доброжелательность;
  целеустремленность;
  эмоциональная устойчивость,
  умение находить общий язык с другими людьми. Иметь личные качества и навыки воздействия на других;
  способность учить умение доступно объяснять, докапываться до истины, показывать общее и частное.
  корпоративность. Человек в своей работе руководствуется стратегическими приоритетами организации. Находит баланс интересов подразделения и всей организации в целом.
  ответственность. Наставник должен быть заинтересован в достижениях своего подопечного, неся личное ответственность за решение проблем, возникающих под время обучения.
  мотивация. Умение мотивировать других. Совокупность умений и способностей для взаимодействия с группой людей, способных обеспечить успешное исполнение задач и функций.
  Наставник может и должен стать не просто коммуникатором или передатчиком знаний, он способен стать авторитетом и вдохновляющим примером для подражания. В этом случае сотруднику библиотеки стоит продемонстрировать широту кругозора, инициативность, мотивированность, энтузиазм, а также самодисциплину. Без сомнения, развитый интеллект, высокая эрудиция и увлеченность своим делом, присущие наставнику, покорят любого молодого библиотекаря.
  Именно такие специалисты и становятся наставниками. Однако надо предостеречь наставников-библиотекарей от чрезмерного давления своим авторитетом, после чего молодые специалисты начинают делать «все под запись» и беспрекословно слушаться, не вдумываясь в причины тех или иных указаний.
  Ведь развить самостоятельность и сформировать картину профессиональной среды целиком — вот одна из главных задач наставника, о которой не стоит забывать.

Электронные ресурсы МБУК ЦБС города Азова:

Календарь памятных и знаменательных дат // «Азовская городская Централизованная библиотечная система»: [сайт]. — URL: http://azovlib.ru/2016-04-06-12-21-42

Всемирный день учителя. Материалы электронной коллекции // «Азовская городская Централизованная библиотечная система»: [сайт]. — URL: http://azovlib.ru/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2398-2018-10-03-10-15-04

1 сентября. Материалы электронной коллекции // «Азовская городская Централизованная библиотечная система»: [сайт]. — URL: http://azovlib.ru/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2366-1-6

Сценарии. Библиографические пособия. Методическая копилка // «Азовская городская Централизованная библиотечная система»: [сайт]. — URL: http://azovlib.ru/2016-04-06-12-23-03

Электронные коллекции //«Азовская городская Централизованная библиотечная система»: [сайт]. — URL: http://azovlib.ru/2016-12-13-08-28-07

 

 

2         425