Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Название этой главы может навести вас на мысль, что мы хотим ещё раз вспомнить о Гоголе как о мастере художественного слова, прекрасном писателе... А между тем название этой главы точно соответствует её содержанию: Николай Васильевич был не только художником слова, но и просто неплохим художником, способным управляться с карандашом и красками. Это было заметно ещё во время обучения Гоголя в Нежинской гимназии. Достаточно ленивый и нелюбопытный ко всем другим предметам, Гоголь преображался в школьном театре и на уроках рисования. Изо всех предметов лишь рисованием он занимается усердно. Он не только много и прилежно рисует карандашом и красками, но и весьма внимательно слушает теоретические рассуждения об искусстве учителя рисования Павлова, человека, безусловно, преданного своему делу. Гоголь составляет узоры для домашних ковров, которые делали в его родной Васильевке, расписывает стены комнат...
Профессиональным художником Гоголь не стал (хотя и занимался одно время в студии Академии художеств в Петербурге). Но некоторые его рисунки дошли до нас и могут помочь понять и, его интересы, и ту степень художественной одарённости, которой обладал писатель. Ведь недаром утверждается, что сценки, героев своих книг Гоголь не пишет, а как бы рисует... Но, кроме этого, он, как и Пушкин, изрисовавший поля многих своих рукописей, «марает» лист бумаги, и на нём появляются какие-то архитектурные сооружения, нелепые фигуры, триумфальные арки... Именно так выглядит план сборника «Арабески», составленный в 1834 году. Есть среди рисунков Гоголя и набросок головы Пушкина, и виды Васильевки, Петербурга, Италии... Между прочим, и свои книги он иногда оформлял сам!
Литературовед Н. С. Тихонравов (1832-1893), в примечаниях к собранию сочинений писателя рассказывал об этом так: «Гоголь сел за приготовление обёртки для «Мёртвых душ» и сам нарисовал оригинал. На обёртке под несущимся быстро тарантасом изображены: с левой стороны часть деревни, с правой - верстовой столб. Между ними, с той и другой стороны, бутылки с рюмками и бокалами, закуски в виде рыб на блюде; солонка; бутылка сверху как бы венчает этот ряд изображений, которому внизу соответствуют также бутылки с бокалами и блюдо с большим осетром и мелкими рыбками, - может быть, то блюдо, которое украшало трапезу полицеймейстера и к которому пристроился Собакевич. Изображений живых людей немного - только два: на правом поле читатель видит пьяного мужичка, пляшущего подбоченившись с чаркою в руке, и танцующую, очевидно на балу, пару. Зато эмблемы смерти в обилии рассыпаны по всей картине: черепа выглядывают из затейливых завитков, окаймляющих верхнюю половину рисунка; на одной вертикальной линии помещены принадлежности закуски (бутылка вина и рыбы) и череп. Два скелета расположены симметрически, справа и слева...» Эта авторская обложка (с незначительными изменениями) была повторена в нескольких последующих изданиях бессмертной поэмы. Нам известна и нарисованная писателем обложка к его повести «Нос». Так что в таланте рисовальщика Гоголю не откажешь!
Гоголь // ДЭ. Детская энциклопедия, 2009.- № 4. – 48 с.
Презентацию подготовила Н.В. Жукова,
библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской