Включить версию для слабовидящих

Иллюстраторы Гоголя

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Слайд1

   Наверное, нет на свете читателей – и маленьких, и взрослых, которые не любили бы «книжек с картинками». Во-первых, потому что художественно оформленная книга (а иллюстрации – очень важная часть такого оформления) – это произведение искусства, её просто приятно держать в руках. А читать - тем более! А во-вторых, художник - это всегда соавтор писателя, поскольку иллюстрации помогают читателю увидеть героев книги «живьём», сделать содержание повести или романа зримым. В старину это        был единственный способ «увидеть» героев какой-то книги, сделать их узнаваемыми. Сегодня мы можем увидеть героев любимых книг на экране кино и телевизора, одним нажатием «мышки» вызвать их из компьютерной жизни, а во времена Гоголя... За долгую историю жизни гоголевских книг их иллюстраторами были десятки художников - от современников писателя А. Агина и П. Боклевского до известных советских карикатуристов Кукрыниксов. Мало кто знает, что иллюстратором Гоголя был даже знаменитый Марк Шагал. Правда, он жил за границей, и «Мёртвые души» с его рисунками вышли в Париже в 1948 году очень маленьким тиражом... А совсем недавно лучшей украинской книгой 2008 года на родине Николая Васильевича признаны «Петербургские повести», которые иллюстрировал львовский художник Юрий Чарышников. Его рисунки, между прочим, более 20 лет ждали своего «книжного часа»!
  Но самыми знаменитыми рисунками к произведениям Гоголя, безусловно, можно считать иллюстрации Александра Агина и Евстафия Бернардского, сделанные больше 160 лет назад. История их создания такова. После выхода в свет первого тома «Мёртвых душ», когда историей похождений Чичикова зачитывалась вся грамотная Россия, Гоголь, живший тогда в Италии, получил в начале 1846 года письмо от своего друга Петра Плетнёва. В нём Плетнёв передавал предложение художника-гравёра Бернардского выпустить второе издание «Мёртвых душ» со своими гравюрами, сделанными по рисункам Агина. Гоголь, который ещё за несколько лет до этого снисходительно относился к иллюстрациям своих произведений, к этому времени резко изменил отношение к «картинкам». Он ответил художнику отказом, сообщив, что он «враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащать всяким кондитерством...»
   Был ли это очередной приступ меланхолии или осознанная позиция писателя, сказать трудно. Во всяком случае, примерно в это время Гоголь собственноручно создаёт рисованную обложку к изданию «Мёртвых душ», которая сопровождала их на протяжении всей второй половины XIX века. Как бы там ни было, художники от своей затеи не отказались и решили выпускать иллюстрации без книги - отдельными листами без текста. Это издание осуществлялось «тетрадями», по 4 гравюры в одном выпуске. Всего вышло 18 тетрадей по 4 гравюры в каждой, после чего издание неожиданно прекратилось... Полностью весь этот альбом увидел свет только в 1892 году.
   В отличие от автора «Мёртвых душ» читатели (и рядовые, и весьма просвещённые) восприняли появление этих рисунков с большим интересом. Хотя оценивали их по-разному. Известный критик Валериан Майков (брат знаменитого поэта) в рецензии на «Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» считал, что их автор (а точнее - авторы) «понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы». Особенно удачным критик находил изображение Плюшкина, а вот Чичиков, по его мнению, получился «не гоголевским типом»: «Это толстое, коротконогое созданьице, вечно одетое в черный фрак, с крошечными глазками, пухлым лицом и курносым носом, - Чичиков? Да помилуйте, Гоголь же сам нам говорит, что Чичиков был ни тонок, ни толст, ни безобразен, ни красив. Чичиков весьма благовиден и благонамерен...» А И.С. Тургенев в статье, опубликованной в журнале «Современник», похвалив издание Агина и Бернардского «за намерение и добросовестный труд», считает, что Агину гоголевские типы «не вполне дались». Он же подмечает, что все лица, изображённые художником, - это Петербург, а ведь герои Гоголя - это типы российской провинции. Тут Тургенев попал в самую точку: по свидетельству современников А. Агин действительно никогда не бывал в российской «глубинке», а всех прототипов для рисунков нашёл в столице... А вот Ф.М. Достоевскому иллюстрации Агина и Бернардского понравились. Одним словом - сколько голов, столько мнений!
  Но это всё современники, для которых многие гоголевские типы были просто соседями по жизни, а читатели последующих поколений настолько свыклись с персонажами Агина, что именно такими и представляют себе героев «Мёртвых душ». В полном виде и под одной обложкой альбом Агина и Бернардского вышел в свет только в 1892 году, но потом эти рисунки использовались издателями неоднократно. Кроме этих художников и других авторов, упомянутых в этой главе, иллюстрации к разным произведениям Гоголя в XIX и XX веках делали В. Маковский, П. Соколов, И. Прянишников, М. Клодт, И. Репин, Д. Кардовский, Б. Кустодиев и другие. А в преддверии 200-летнего юбилея писателя было организовано даже несколько детских конкурсов рисунков к произведениям Гоголя. И вы знаете,  среди этих рисунков было много замечательных произведений, которым сам писатель, скорее всего, даже обрадовался бы...
                                                                           Гоголь // ДЭ. Детская энциклопедия, 2009.- № 4. – 48 с.

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд14

Слайд15

Слайд16

Слайд17

Слайд18

Слайд19

Слайд20

Слайд21

Презентацию подготовила Н.В. Жукова,
библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской

 

 

2         425