Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ЗЕМЛЯ НАДЕЕТСЯ НА НАС
сценарий часа экологической культуры
для детей младшего и среднего школьного возраста
«Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу.
Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это и мать,
родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно,
как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви».
Ю. Бондарев
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча называется «Земля надеется на нас». Как вы думаете о чём пойдёт речь?
Дети: Об охране природы, земли, экологии…
Ведущий: Правильно, об экологии. А что это такое?
Дети: (говорят свои версии)
Ведущий: Экология – это наука. Она изучает взаимодействие организмов между собой и со средой, в которой они обитают. Какие живые организмы вы знаете?
Дети: Микробы, насекомые, животные, растения, человек…
Ведущий: А что такое среда обитания?
Дети: Почва, лес, воздух, вода.
Ведущий: Получается, что экология – это наука о взаимодействии всего того, о чём вы сказали, т. е. животных, растений, почвы, леса, воздуха, человека.
Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Это слово вы часто слышите по радио и в телепередачах, в разговорах на бытовые темы, читаете в журналах и газетах.
По словам русского писателя Валентина Распутина «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
Слово «экология» писатель Распутин ассоциирует со словами «вселенская беда». Почему?
Дети: (говорят свои версии)
Ведущий: Воздействие людей на природу становилось всё более мощным и к концу ХХ столетия приобрело всеобщий, т. е. всеобъемлющий, планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые человеком ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. Иногда его употребляют не к месту, зачастую не понимая серьёзности экологических проблем.
Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязнённый воздух… Сложившееся на земле положение является ничем иным как экологическим кризисом. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из этого кризиса.
Одни предлагают увеличить число заповедников, чтобы сохранить наших соседей по планете – животных и растения. Другие – запретить использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. А есть и такие, которые требуют закрыть промышленные предприятия, которые загрязняют природу.
К сожалению, не всё так просто. Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоёмы, отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. Но тогда будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло- и электростанции, замрёт транспорт. Города и сёла погрузятся во тьму и холод. Останется без средств механизации (машин, комбайнов, тракторов), минеральных удобрений и средств защиты растений сельское хозяйство. Наступит хаос, голод.. нищета. Ведь невозможно сделать всю планету заповедником. Значит надо искать выход! Как вы думаете, он есть? В чём, по вашему мнению, выход из этого положения?
Дети: (говорят свои версии)
Ведущий: Иными словами, всем надо учиться жить на Земле по-новому, по-умному. Это значит, что надо и природу сохранить и хозяйству своему не нанести вреда. А как вы думаете, кто должен всё это делать?
Дети: (говорят свои версии)
Ведущий: Правильно, каждый человек, живущий на Земле. А ещё политики, государственные деятели и руководители всех стран, которые должны иметь крепкие знания по экологии и знать экологические способы деятельности.
Для того, чтобы наша встреча хорошо вам запомнилась и каждый из вас стремился к тому, чтобы бережно относится к природе, а значит и Земле, проведём небольшое экологическое состязание. Для этого разделимся на две команды …
Теперь необходимо придумать названия каждой команде, обязательно экологическое.
(если дети затрудняются, то можно использовать такие
названия, как «Зелёный патруль» и «Друзья природы»)
А теперь первый конкурс. Надо придумать девиз для своей команды и дружно хором произнести сначала название команды, а затем также дружно девиз. Все , наверное. Знают, что девиз –это обычно стихотворный слоган, отражающий общую идею и настрой команды. Понятно, что сегодня это экологический настрой.
(каждая команда придумывает свой девиз и
дружно произносит по команде ведущего
название команды и девиз,
если дети затрудняются что-либо придумать,
то можно предложить такие варианты
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и
«Если будет чистота – будет в мире красота!»)
Ведущий: Молодцы! Вы с успехом выполнили первое задание. За это каждая команда получает по 1 баллу. Подсчётом баллов у нас занимаются ваши воспитатели. Они на протяжении всего состязания между командами «Зелёный патруль» и «Друзья природы» будут сообщать количество баллов.
За каждый правильный ответ или успешное выполнение задания будет начисляться 1 балл.
Кроме того, в качестве бонуса за успешное выполнение первого задания я даю по 10 баллов, но я могу и снять баллы той команде, которая будет нарушать дисциплину – шуметь (за каждое нарушение снимается один балл).
Также каждому надо иметь в виду, что если правильный ответ на вопрос даст кто-то из другой команды, то этот правильный ответ будет засчитан той команде, которой был задан вопрос.
Во время состязания у команд будет возможность заработать дополнительные баллы: если какая-то команда не знает ответа на вопрос, то предоставляется возможность дать ответ другой команде.
Правила состязания просты. Победит в нашей игре-состязании та команда, которая больше знает, больше любит природу и умеет соблюдать дисциплину. Желаю всем удачи и везения! В добрый путь!
Дети: Спасибо!
Ведущий: Перед тем как будут объявлены условия следующего конкурса, я раздам каждой команде задание - листки с готовыми экологическими рифмами, для тех ребят, которые умеют сочинять стихи, или тех, кто захочет попробовать себя искусстве сочинения стихотворений. Каждому из них необходимо придумать маленькое (всего 8 строк) экологическое стихотворение, за то время пока вся команда соревнуется. Задание выполнить не очень сложно, готовые рифмы помогут поэтам.
(ведущий отдаёт командам листки
с двумя вариантами рифм для каждой команды)
1 вариант
………………………………..пустая бутылка
………………………………..не пройду
………………………………..прогулка
………………………………..подниму
………………………………..из лесу
………………………………..мусорный бак
………………………………..по весу (известно)
………………………………..вот так!
2 вариант
…………………………………береги
…………………………………охраняй
…………………………………у реки
………………………………...не роняй
…………………………………наверняка
…………………………………край родной
…………………………………облака
…………………………………со мной (с тобой)
Ведущий: А мы продолжаем. И сейчас новый конкурс. -Экологическая познавательная викторина «Жить в согласии с природой».
(ведущий поочерёдно задаёт каждой команде вопрос,
команда отвечает)
1)Почему нельзя сжигать мусор и опавшую листву?
(при сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества; при сгорании листьев выделяются вредные канцерогенные вещества, которые они усвоили из окружающей среды)
2) Какие деревья лучше всего очищают городской воздух?
(тополя и вязы)
3) Какая экологическая проблема в любом городе в том числе и нашем видна сразу?
(загрязнение бытовыми отходами, мусором)
4) Эколого-математическая задача: На прогулке я съел 4 мороженых. 2 пачки чипсов, выпил бутылку сока, изжевал целую пачку жевательной резинки. Вопрос: куда деть оставшуюся упаковку, тару?
(выбросить в мусорный бак, а если его нет, то унести мусор с собой и выбросить в мусорный бак)
5) Если мои родители и родственники выбрасывают мусор где придётся, то я …
а) промолчу и сделаю так, как делают они,
б) промолчу, но выбрасывать буду мусор только в мусорный бак,
в) скажу родителям, что мусор выбрасывать, где придётся нельзя.
6) Я обожаю орехи и семечки. И считаю, что скорлупу и шелуху можно выбрасывать, где придётся, т. к. это биологические отходы, и они не нанесут вред природе.
(выбрасывать нельзя, потому что шелуха перегнивает в течении двух – трёх лет и до момента полного разложения шелуха будет обычным мусором, от которого природа выглядит загрязнённой)
7) Ростовская область – это край лесов. Поэтому ничего страшного не произойдёт, если я для разведения костра спилю деревце.
(утверждение неверно, Ростовская область – зона степей, все леса и лесные полосы здесь рукотворные)
8) Если в Ростовской области не будет лесополос и лесных массивов, то ничего страшного не произойдёт.
(благодаря лесным полосам, посаженным людьми, в Ростовской области нет пыльных бурь. Раньше, когда лесополос не было наши степи и города накрывал чёрный полог, через который еле-еле проглядывало солнце. В домах несмотря на жару, окна не открывались. Но пыль тончайшим, самым тщательным помолом - такой не добьёшься, проникала сквозь поры и щели в окнах, оседала на мебели. А что будет делалось в поле! Растения вырывало с корнем. А чернозём – это самый лучший, плодородный тонкий слой почвы (10 - 20 см) – уносило ветром)
9) В конце семидесятых появилась песня на слова Петра Синявского «Лесной марш» - гимн экологической организации нашей страны, которая называлась «Зелёный патруль». В ней были такие слова:
Нам птицы просигналили подъём,
Знакомыми тропинками шагаем мы,
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой Родины.
В 1975 году в Ростовской области действовало 3780 таких «зелёных патрулей». Как вы думаете «зелёный патруль» - это…
а) это особое подразделение милиции, которое занималось охраной леса;
б) так называлась организация, которая занималась посадкой зелёных насаждений;
в) это объединение детей, занимающихся охраной зелёных насаждений – правильный ответ.
10) Почему лишайники никогда не растут в городской среде?
(лишайники – это индикаторы чистого воздуха, они очень чувствительны к составу воздуха, а в городе воздух очень загрязнён выхлопными газами)
11) Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит много примесей. Одни люди её кипятят, другие отстаивают в течение нескольких часов перед употреблением. Кто прав?
(никто, воду надо сначала отстоять, а потом перекипятить - при отстаивании воды улетучивается хлор, а при кипячении вода обеззараживается)
12) Что является основными загрязнителями воздуха?
(выбросы транспорта, выбросы промышленных предприятий)
13) Бывали ли случаи экологических аварий или чрезвычайных ситуаций, коснувшиеся нашего города?
(было в 2008 году загрязнение атмосферы углекислым газом, когда горел уголь в порту; в этом 2010 году была авария – произошёл сброс канализационных стоков в реку Дон в районе ж/д моста г. Ростова-на-Дону)
14) Как нужно действовать, если вы стали свидетелем экологической аварии или катастрофы?
(принять меры по своей собственной защите, позвонить в службу Азовского МЧС, МЧС ЮФО)
15) Почему бабушки, набирая воду впрок, кладут на дно ведра серебряные вещицы - монеты, ложки?
(в постоявшей воде активно размножаются микроорганизмы, попавшие из воздуха, а ионы серебра эффективно обеззараживают воду)
16) Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне - вытяжку или воздухоочиститель?
(воздухоочиститель поглощает вредные вещества)
17) Кондиционер (сплит-система) очищает воздух?
(нет, он регулирует температуру и накапливает вредные вещества и микроорганизмы, поэтому его надо периодически мыть, а комнату чаще проветривать)
18) Полезно ли в быту пользоваться освежителями, дезодорантами, духами?
(нет. все они из искусственных, зачастую вредных веществ; особенно они вредны людям с лёгочными заболеваниями – астматикам, аллергикам)
19) Все знают, что комнатные растения хорошо очищают воздух. Какое из комнатных растений особенно хорошо очищает воздух?
(хлорофитум; а если в горшок с эти растением ещё ввести и активированный уголь, то очистительный эффект этого растения только усилится)
20) Что такое «Красная книга»?
а) книга с красной обложкой;
б) очень красивая книга;
в) книга, которая включает в себя сведения о тех животных и растениях, которые находятся на грани исчезновения
21) Что такое «Чёрная книга»?
а) книга по чёрной магии;
б) книга с чёрной обложкой;
в) книга о тех животных и растениях, которые исчезли навсегда с лица Земли
22) Сколько может пролежать в лесу брошенная тобой бутылка или банка из пластмассы?
(пластмасса появилась сравнительно недавно, и до конца учёные точно не знают, сколько лет сможет пролежать пластмассовая бутылка, учёные предполагают, что срок будет в районе 180 – 200 лет, а некоторые учёные считают, что и больше)
23) При разрушении люминесцентных (энергосберегающих) ламп выделяются очень опасные для окружающей среды ионы какого вещества - ртути, свинца, кальция или кобальта?
(ртути)
24) Самые распространённые заболевания при ухудшении экологической обстановки являются заболевания опорно-двигательного аппарата, инфекционные болезни, болезни пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические?
(онкологические)
25) Больше всего загрязняет Землю - бумага, металл, стекло, пластик?
(пластик, пластмасса)
26) Что защищает от ультрафиолетового излучения живые организмы – водяные пары, облака, азот, озоновый слой?
(озоновый слой)
27) Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает – теплоэнергетика, нефтепереработка, газопереработка или автотранспорт?
(автотранспорт)
28) Как остановить глобальные экологические катастрофы?
(перевести транспорт на экологически чистое топливо; посадить больше деревьев; перейти на альтернативные источники энергии)
Ведущий: Прошу жюри подвести итоги данного конкурса и огласить результаты.
(воспитатели объявляют количество
баллов за конкурс и общий результат)
Ведущий: Очень важная экологическая проблема в нашем городе – это проблема мусора. Меня всегда удивляли и удивляют люди, бросающие мусор под ноги себе и другим. Особенно возмущает такое отношение к городу, когда рядом стоит мусорный бак. А вы ребята не делаете такого?
Дети: Нет!
Ведущий: Сейчас я проверю. И у нас следующий конкурс - спортивный. Существуют разные виды спорта – футбол, волейбол, баскетбол ... А я придумала для вас новый вид спорта, экологический – называется «мусоробол». Какой инвентарь нужен для этого вида спорта? Всего лишь мусорная корзина и мусор. Вот и они.
(каждая команда получает мусорную корзину и наборы
с одинаковым количеством мусора –
бутылки, банки, стаканчики, мятая бумага. коробки…)
От каждой команды нужно по два «спортсмена» - один «спортсмен» держит корзину, а другой метко забрасывает мусор в корзину . Правда похоже на баскетбол? Каждое меткое попадание – 1 балл команде.
(члены команд по очереди бросают мусор в корзины,
жюри подсчитывает и объявляет количество баллов за конкурс
«мусоробол», общее количество баллов для каждой команды)
Ведущий: Молодцы! Мы говорили о том, какой вред наносит природе обычная пластиковая бутылка. А ведь её не обязательно выбрасывать. Из неё можно сделать много полезных вещей. Например, некоторые украшают поделками из бутылок свои дворы, дома, используют бутылки, как строительный материал, при возведении теплиц и парников. А мы с вами используем бутылки в игре. Я взяла две пластиковые бутылки, перерезала их пополам. Для игры нам нужны будут те части бутылок, где есть горлышко (за него удобно держаться) – они очень похожи на воронки. К каждой части я привязала на нитке бутылочную пробку. Инвентарь для конкурса – игры «Бутылкобол» готов. Задание очень простое – подбрасывая вверх пробку, которая привязана к «воронке» надо попасть в «воронку». От каждой команды нужен один человек. У него будет 20 попыток. За каждое точное попадание 1 балл.
(члены команд по очереди забрасывают пробки в «воронки»,
жюри подсчитывает и объявляет количество баллов за конкурс
«бутлкобол», общее количество баллов для каждой команды)
Ведущий: Настало время для подведения итогов конкурса на сочинение экологических стихов. Сейчас наши поэты выйдут и выразительно прочитают свои вирши.
(дети читают стихи, которые сочинили;
жюри оценивает и сообщает количество баллов)
Ведущий: Заключительным конкурсом нашего экологического состязания будет исполнение песни. Я начну песню, а команда должна её подхватить и продолжить петь. За дружное исполнение командой песни каждая команда получит дополнительные 5 баллов.
(команды исполняют песни «Улыбка»
и «Пусть всегда будет солнце»)
Ведущий: Наше состязание подошло к концу. Прошу уважаемое жюри объявить итоги соревнований …
(воспитатели объявляют итоги состязания,
называют победившую команду;
ведущий поздравляет победителей и вручает призы)
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня вы все принимали очень активное участие. Мне кажется, что и дальше вы будете проявлять активное участие, но уже в деле охраны нашей природы, нашей природы, о которой немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганнн Вольфганг Гёте сказал так: «Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание». Я желаю всем вам научиться читать эту книгу, чтобы понять глубокое содержание природы. Познавайте природу! «Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги» - так сказал наш великий учёный, поэт, историк и естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов. А книг в библиотеке у нас очень много для этого. Посмотрите на выставку …
(далее ведущий проводит обзор литературы у выставки)
Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Спасибо всем! С вами было очень интересно. Приходите к нам в библиотеку. Мы всегда вам будем рады. А чтобы записаться в нашу библиотеку и брать книги домой, надо чтобы кто-то из родителей пришёл в библиотеку со своим паспортом и записал вас. Дорогу в библиотеку вы знаете. Мы с удовольствием запишем вас. У нас много книг для вас! Библиотека у нас абсолютно бесплатная! Придёте?
Дети и воспитатели: (хором) Да!
Ведущий: Ещё раз спасибо! Всего вам доброго! До свидания!
Литература
1.Агапова, И.А. Сердце природы: [Экологическая сказка] / И.А. Агапова // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 10. – С.45-50.
2.Барабанова, Г. В. Страницы родной природы: [Сценарий дня экологии] / Г. В. Барабанова //Читаем, учимся, играем. - 2009. - №11. – С.68-71.
3.Бударина, В.А. Жить согласно с природой: [Экологическая викторина] / В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 11. – С.76-80.
4.Бударина, В.А. Я дышу, а значит, я живу: [Экологический вечер; о проблеме загрязнения атмосферы] / В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 6. – С.97-103.
5.Буканова, М.С. Живая планета: [Мероприятие по экологии] / М.С. Буканова // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 8. – С.37-41.
6.Гапоник, В.М. Завещано беречь нам этот мир: [Литературная гостиная; для старш. кл.] / В.М. Гапоник // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 2. – С.107-110.
7.Головкина, Н.Н. Милая сердцу природа: [Эколого-поэтический вечер] / Н.Н. Головкина // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 4. – С.103-105.
8.Горячева, Л.А. Земля – планета людей: [Материал к экологическому мероприятию] / Л.А. Горячева // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 8. – С.105-109.
9.Гришина, В.П. Отвечает команда знатоков: [Экологический брейн-ринг; для 9-11 кл.] / В.П. Гришина // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № . – С.101-105.
10.Кизерова, Н.А. Сохраним природу: [Викторина к уроку биологии; на экологическую тему; для 5-6 кл.] / Н.А. Кизерова // Читаем, учимся, играем. - 2010. - № 9. – С.47-51.
11.Кожевникова, Д.А. Под зелёным парусом в будущее: [Экологический праздник] / Д.А. Кожевникова // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 6. – С.89-92.
12.Кордина, Н.Е. Ускользающие жемчужины: [Учебно-познавательная игра; о растениях из Красной книги; для старш. кл]. / Н.Е. Кордина // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 11. – С.105-107.
13.Косарева, Т.В. Зачарованный мир бабочек: [Экологический урок; о бабочках; для 5-6 кл.] / Т.В. Косарева // Читаем, учимся, играем. - 2010. - № 4. – С.98-101.
14.Кучина, В.В. Что ждёт нашу планету?: [Литературно-экологическая игра; писатели Ж. Верн, К. Булычёв, Е. Велтистов, Дж. Даррелл о будущем Земли] / В.В. Кучина // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 11. – С.92-97.
15.Литаврин, С.И. На привале: [Игра на природе и о природе; для 5-8 кл.] / С. И. Литаврин // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 8. – С.111-112.
16.Майборода, Т.В. Курьёзы и тайны природы: [Вводное заседание экологического клуба] / Т.В. Майборода // Читаем, учимся, играем. - 2002. - № 1. – С.92-94.
17.Малкина, Е.Н. Охранять природу – значит охранять Родину: [Устный журнал по экологии] / Е.Н. Малкина // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 8. – С.73-76.
18.Плис, С.П. По примеру маленького принца приведём планету в порядок: [Устный экологический журнал; для 5-6 кл.] / С.П. Плис // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 9. – С.108-110.
19.Просекова, О.А. Краски природы: [Путешествие по временам года; для сред. кл.] / О.А. Просекова // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 12. – С.77-80.
20.Рязанцева, Л.М. Разноликая природа: [Конкурсно-игровой калейдоскоп; для 7-11 кл.] / Л.М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. - 2002. - № 1. – С.81-86.
21.Рязанцева, Л.М. Тайны и загадки природы: [Экологическая игра] / Л.М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 4. – С.94-98.
22.Салыкина, И.Э. Знатоки природы: [Экологический турнир] / И.Э. Салыкина // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 11. – С.93-95.
23.Сохраним богатство России: [Материал для экологического урока; о заповедниках и национальных парках России; для сред. и старш. кл.] // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 11. – С.99-104.
24.Стрельцова, Е.Н. Природы храм: [Интеллектуальное состязание; для 6-8 кл.] / Е.Н. Стрельцова // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 5. – С.100-105.
25.Тебенькова, О.В. Мы – за чистый город!: [Урок; о загрязнении природы] / О.В. Тебенькова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 9. – С.93-94.
26.Шарапова, Т.И. Берегите Землю!: [Эковикторина] / Т.И. Шарапова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 9. – С.88-91.
Сценарий разработал: Т. В. Новосёлова,
ведущий библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара