Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Волошинова, В.Ф. Счётчики населения – кто они / В.Ф. Волошинова // Молот.- 2021.- № 41.- С.11. (18 июня)
Стать переписчиком очередной всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре, может любой гражданин старше 18 лет, прошедший специальное обучение. А кто из известных персонажей российской истории имел отношение к пересчету населения в разные времена?
Радение о сохранении народа
Про то, как великий Чехов (наш земляк) по собственной инициативе и раньше государства переписывал население острова Сахалина, уже знаем. Работал Антон Павлович и в Серпуховском уезде, переписывая население в 1897 году и руководя 15 переписчиками. Вопросы роста населения интересовали и великого ученого Михаила Ломоносова. В 1761 году он написал фавориту императрицы Елизаветы Петровны графу Шувалову письмо «О сохранении и размножении народа». В своем письме ученый охватывал широкий круг проблем естественного и механического движения населения в России. Однако его письмо в ту пору не имело последствий, поскольку граф Шувалов вскоре потерял свое влияние при дворе и был вынужден уехать за границу. Ломоносова также волновало несовершенство ревизий населения, которые практиковались с петровских времен. В те времена остро стоял вопрос о выработке единого переписного документа, о сокращении сроков проведения переписей и повышении квалификации переписчиков. Поэтому Ломоносов сам разработал «Академическую анкету» с 30 вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом.
Не только антикрепостник
Для многих станет неожиданной информация о том, что наряду с обличением крепостного строя Александр Радищев, автор прогремевшей в свое время книги «Путешествие из Петербурга в Москву», был и основоположником отечественной демографической статистики, то есть науки, которая изучает и оценивает результаты переписей населения.
Им была намечена программа развития сельскохозяйственной, экономической, внешнеторговой, демографической и судебной статистики. Фактически именно Радищев разработал те принципы обобщения статистических данных, которые легли в основу проведения «ревизий» и «сказок» в XIX веке, а во многом дожили и до первой русской общегосударственной переписи 1897 года. Кстати, Александра Радищева можно считать и основателем социальной криминологии и уголовной статистики. Он первым из русских философов начал рассматривать преступность как социальное явление, связывая ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят.
И не напиши он «Путешествие из Петербурга в Москву» и не попади после этого в Сибирь, вполне мог бы стать основоположником российской теории управления.
Толстой как зеркало…переписи 1882 года
Перепись 1882 года в Москве знаменита тем, что в ней принимал участие великий Лев Толстой. Лев Николаевич писал: «Я предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в городе». Толстой считал, что для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь не хочешь «посмотрится все общество и каждый из нас». Он выбрал себе один из самых сложных и трудных участков - Проточный переулок, где находилась ночлежка: среди московской голытьбы это мрачное двухэтажное здание носило название «Ржанова крепость». Получив распоряжение Думы, Толстой за несколько дней до переписи начал обходить участок по плану, который ему дали.
Грязная ночлежка, заполненная опустившимися на дно нищими, отчаявшимися людьми, на самом деле послужила для Толстого зеркалом, отразившим страшную бедность народа. Под свежим впечатлением от увиденного Толстой написал свою знаменитую статью «Так что же нам делать?». Численность населения Москвы в 1882 году составила 753,5 тысячи человек, и только 26% родились в Москве, а остальные были пришлыми. Из переписи 1882 года также можно узнать, что в 63% семей главой хозяйства является брачная пара, в 23% - жена и только в 14% - муж. Переписью было отмечено 529 семей, имеющих восемь и более детей. Прислуга имелась у 39 % семей, чаше всего это были женщины.
Бронзовая медаль
Медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения» награждались лица, безвозмездно работавшие счетчиками и организаторами первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Сама медаль была учреждена 21 ноября (3 декабря) 1896 года по указу императора Николая II.
Такая медаль согласно послужному списку значилась среди наград Василия Васильевича Пузанова (1876-1918). Кем он работал во время переписи и где трудился, неизвестно, но, как можно предположить, для проведения переписи грамотные люди тогда были более чем востребованы, и вольноопределяющийся в те времена Василий Пузанов оказался одним из них.
Полученная награда говорит о том, что работал он на совесть. Он происходил из казаков молодой станицы Кагальницкой, созданной и начале XIX века из поверстанных в казаки малороссиян. В его послужном списке, составленном в 1900 году, скачано, что на службу он «вступил 1 января 1885 года.
Война с Японией забрасывает Василия Пузанова на Дальний Восток, где за «разновременные заслуги» он удостаивается солдатского Георгиевского креста четвертой степени.
После некоторых перипетий он попадает на службу в 5-й Донской войскового атамана Власова казачий полк и в течение трех лет без отрыва от службы, опираясь на источники лучших шести архивов России пишет историю этого полка - важнейший груд своей жизни. Это полная история полка с обширным очерком истории донского казачества, с рисунками и таблицам. По своей значимости его труд уступает лишь истории лейб-гвардии казачьего полка, составленной Борисом Хризотицким.
Когда труд Пузанова в 1913 году увидел свет, военные специалисты оценили его как «интересный и весьма научный». Профессор военной академии, генерал Гейсман писал: «Книга эта может служить украшением библиотеки каждого военного человека». 5 мая 1914 года труд «История 5-го Донского казачьего...» преподносится великому князю Николаю Николаевичу. Пузанов награждается орденом Св. Станислава 3-й степени.
В качестве иллюстраций Василий Васильевич использует много стихотворений и девять казачьих песен, две из которых встречаются потом в «Тихом Доне».
На Первую мировую Пузанов ушел сотником 22-го полка. 14 августа 1914 года вместе с полком он прибывает в город Ортельсбург в штаб 6-го корпуса генерала Самсонова и назначается командиром 1-й сотни. После Самсоновской катастрофы полк воюет в Польше под Варшавой. Военный писатель попадает в те же места, где воевал и нес службу 5-й Донской войскового атамана Власова казачий полк.
Если говорит о его политических убеждениях, то Василий Пузанов, по свидетельству журналиста Вениамина Краснушкина, одним из первых заговорил о федерации казачьих войск на первых казачьих кругах, собрание которых на Дону было возобновлено в 1917 году.
Василий Васильевич вел дневник, благодаря дате последней записи в нем - 2 февраля 1918 года - можно предположить время его гибели. Есаул Пузанов со своей сотней благополучно пробился с западного фронта через Екатеринославскую губернию в донские приделы. Судя по всему, он был расстрелян с другими пленными после боя под Матвеевым Курганом: как известно, в те годы с офицерами, к тому же казаками, красноармейцы не церемонились.
Владимирова, А. Почему крестьяне на Руси от переписи бегали [история переписи населения в России] /А. Владимирова //Азовская неделя. – 2010. – 12 августа. – С. 5.
В 2010 году состоится Всероссийская перепись населения. Для современного общества это необходимая процедура, приводящаяся относительно регулярно и не вызывающая негативной реакции со стороны населения. Но так было отнюдь не всегда.
На Руси регулярный подтвержденный учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был по хозяйственным: подсчитывались для обложения данью дома или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами, относится к 1245 г. Вслед за ней было произведено еще три переписи, примерно через 14 лет каждая. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и так далее) отражался на характере собираемых сведений. Переписи небыли всеобщими, так как они не включали часть населения, освобожденную от обложения. Летописи древнейшего периода подчеркивают, что хотя татары и «изочтоша всю русскую землю», однако «нечтоша попов, черицев и кто служил святым церквам», то есть ту привилегированную категорию населения, которая была освобождена от взимания дани. Необходимость превращения по хозяйственных записей в юридический документ обуславливала собой правильность записей, подтверждением со стороны облагаемого дома-хозяйства. Далеко не всегда в «числах» правильно воспроизводились элементы хозяйства и, по признанию летописца, «творяху бо себе бояре добро, а меньшим бе зло», что вызывало Протесты облагаемых и необходимость повторных описаний.
В России в XIV-XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. В XVII веке единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учеты населения именуются подворными переписями. Хотя такие описания проводились часто, они носили географически ограниченный характер, охватывали небольшую территорию и определялись задачами локального порядка.
Перепись 1710 г., произведенная при Петре, носила черты подворной переписи, но результаты ее, вскрыв катастрофическое сокращение податных дворов, поставили Петра перед фактом возможного резкого сокращения государственных податей. В переписи 1710 г. Была сделана попытка записывать оба пола. От переписи 1678 г. до переписи 1710 г. Численность податных хозяйств сократилась на 19,5 %. Пётр отверг результаты переписи 1710 г. и приказал принимать подати по книгам 1678 г. Одновременно он приказал произвести новую перепись, известную под именем «ландратской» (по имени должностных лиц, стоящих во главе губернии) в течение1716и 1717 гг.
Сложилось так, что перепись предопределяла резко отрицательное отношение со стороны населения и даже жесточайшие наказания за утайку не давали правительству желаемых результатов. Множество ошибок происходило из-за невежества и небрежности переписчиков, а так же из-за взяток переписчикам за пропущенные дворы. С другой стороны, за не дачу взятки пустые дворы записывались как жилые, были случаи пропусков целых деревень, или одно и то же село переписывалось дважды.
26 ноября 1718 г. года Пётр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола...». Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке— «ревизии».
С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями».
В царствование Екатерины II (1762-1796) наступило время «просвещенного абсолютизма». Екатерина II провела ряд реформ, упразднений и преобразований, в том числе это коснулось и статистики. На одном из заседаний Сената Екатерина подняла вопрос о численности населения России, но мужи сенатские помялись и ответа не дали. Царица воскликнула: «Великое государство не может без учета населения жить... Этак-то устойчивых финансов у нас и не будет, ибо копейка от человека исходит, к нему же она и возвращается. Как же мне, женщине слабой, государством управлять, ежели даже в Сенате не ведают, сколь душ у меня верноподданных?».
После этого Екатерина приказала провести ревизию. Оказалось, что народ ревизий не любит, бежит с оседлых мест с детьми, скотиною и пожитками. А бежит народ, как объяснили царице, потому, что для проведения ревизии сначала в провинции засылают команды воинские, которые силой удерживают людей на местах, а уж потом наезжают чиновники и начинают перепись. Екатерине дали понять, что бежит народ из-за того, что команды воинские и чиновники мучают людей поборами да побоями... На это царица заявила: «Я бы на их месте тоже бежала!».
Екатерина поступила по-новому, постаралась народ ревизией не запугивать, а вести разъяснительную работу. Принципиально новый подход привел к существенной экономии средств на проведение ревизии, к отказу от перемещений войск, а главное - показал населению, что бежать от ревизии совсем не обязательно. Однако, несмотря на благородные намерения Екатерины, народ еще долго боялся переписи и не доверял ей. Кроме того, практиковавшиеся с петровских времен ревизии давали весьма неточные сведения о населении и учитывали только «приписных» из податных сословий. Несовершенство этих ревизских сказок послужило, помимо прочего, основой для сюжета гоголевских «Мертвых душ».
После отмены в 1861 г. Крепостного права в отдельных городах и даже целых губерниях Российской Империи начали проводиться учеты населения. Они имели целью подготовиться к первой всеобщей переписи населения, которую планировалось провести на научной основе.
Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи проведена по состоянию на 28 января (9 февраля) 1897 г. Входе переписи учитывались три категории населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Разработка велась в основном по наличному населению.
Использовались три формы переписных листов: форма А (для крестьянских хозяйств сельских обществ), форма Б (для владельческих хозяйств и частных домов, и дворов внутри селений), форма В (для городских жителей). Программа переписи включала 14 признаков: отношение к главе хозяйства и к главе своей семьи; возраст; пол; брачное состояние; сословие; состояние или звание; месторождения; место прописки; место постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык; грамотность и обучение; занятие, ремесло, промысел, должность или служба (с выделением главного и побочного занятий и положения по воинской повинности); делалась отметка о физических недостатках. Результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по Империи результатов разработки Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырём городам (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Варшава) и острову Сахалину.