Включить версию для слабовидящих

Выросли мы в пламени

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

ВЫРОСЛИ МЫ В ПЛАМЕНИ, В ПОРОХОВОМ ДЫМУ

БИБЛИОТЕКАРЬ:   Друзья, представьте ясный июньский день. Люди гуляют, радуются теплу и солнцу. У мальчишек и девчонок каникулы. Они играют, смотрят мультфильмы в кинотеатрах, кто- то отдыхает в пионерском лагере.

(На сцену выходит Чтец (1) и декламирует стихотворение С.П. Дрофенко «К началу Второй мировой...», затем уходит)

Однако веселье и радость оборвались 22 июня 1941 г., когда прозвучало страшное слово — война...

(Звучит аудиозапись сообщения Совинформбюро от 22 июня 1941 г.)

ИСТОРИК: В трудные годы на защиту Родины рядом со взрослыми встали школьники.

(Слайды — дети на фронте)

ВЕДУЩИЙ: Дети на войне... В этих словах есть что-то неестественное, несовместимое. Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую беду принесли гитлеровцы на нашу землю. С одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью фашисты уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и стариков, женщин, детей. Не жалели никого.

БИБЛИОТЕКАРЬ: В годы Великой Отечественной ребята, которые ещё вчера сидели за партой и играли с приятелями во дворе, очень быстро повзрослели. Как и их родители, они люто ненавидели захватчиков. Враг объявил Советскому Союзу тотальную войну, а получил народную, священную, в которую даже школьники внесли свой вклад.
   Сыны и дочери полков, они сражались в партизанских отрядах и подпольных организациях, помогали раненым бойцам на фронте и в тылу. Сотни из них так и остались неизвестными героями.

ИСТОРИК: Юные разведчики и связные, пехотинцы и артиллеристы, танкисты и матросы, они могли бы сказать о себе: «Выросли мы в пламени, в пороховом дыму». Многие герои были награждены орденами и медалями. Другие остались не отмеченными, так как нередко воспитанники даже не имели красноармейской книжки и их не заносили в списки воинских частей.

ОКОПНАЯ ПРАВДА

(На сцену выходит Чтец (2) и декламирует стихотворение Р.И. Рождественского «В сорок четвёртом», затем уходит)

ВЕДУЩИЙ: Мальчишки, голодные, измученные, потерявшие родных, отчаянно рвались воевать, мстить жестокому врагу. Давайте вспомним несколько имён.
    В июне 1942 г., после восьмимесячной обороны, беспримерной в истории войн, выполнив перед Родиной свой долг до конца, советские войска покидали Севастополь. В разрушенной школе недалеко от Малахова кургана оставались на посту десять бойцов из отряда прикрытия. Среди них — тринадцатилетний разведчик Валерий Волков, воспитанник 7-й бригады морской пехоты.

(Слайд — Валерий Волков)

ИСТОРИК: В перерывах между атаками бойцы часто видели Валерия склонившимся над потрёпанной старой тетрадкой с карандашом в руке. Что же он сочинял? Оказалось, Валерий придумал рукописную фронтовую газету — «Окопная правда». Юный разведчик выпускал её регулярно, каждые две недели, бог весть какими путями добывая бумагу в развалинах разрушенных зданий. Единственный экземпляр «Окопной правды» уцелел в огне войны и донёс до нас мужество этого бойца-пионера.
    Вот выдержка из газеты Валерия: «Наша десятка — это мощный кулак, который враг считает дивизией, — сказал майор Жидилов, — и мы будем драться, как дивизия. Нет силы в мире, которая победит нас, Советское государство, потому что мы сами хозяева, нами руководит партия коммунистов... 52-я школа! Твои стены держатся, как чудо, среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десяти».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Его строки пропитаны патриотизмом, смелостью, уверенностью в победе и желанием жить. В июле 1942 г., отражая атаку противника, Валерий Волков героически погиб, бросив связку гранат под двигающийся танк. Но память об этом мальчишке, отдавшем жизнь за Родину, жива. В декабре 1963 г. за мужество и отвагу он был награждён орденом Отечественной войны I степени, посмертно.

ИСТОРИК: Друзья, на фронт рвались не только мальчики, но и девочки. Мы хотим рассказать о бойце партизанского соединения — четырнадцатилетней Камилии Шаге из хутора под городом Овруч на Украине.

(Слайд — Камилия Шага. На сцену выходит Чтец (3) и декламирует стихотворение Ю.В. Друниной «Я ушла из детства в грязную теплушку...», затем уходит)

ВЕДУЩИЙ: В мае 1943 г. Камилия вместе с отцом, сестрой и братом пришла к партизанам. Сначала девчушка помогала на кухне, готовила, мыла, стирала. А когда появлялась свободная минутка, бежала в санчасть, где старшая медсестра учила её делать перевязки, накладывать шины, выносить с поля боя раненых. И вскоре бесстрашную худенькую санитарку с русыми косичками уже видели там, где свистели пули.

ИСТОРИК: Когда село Сытовка было освобождено от оккупантов, отец решил вернуться домой и звал дочь, напоминая о том, что она может возобновить занятия в школе.
    Но Камилия ответила решительно: «Учиться очень хочу и буду. Только тогда, когда разобьём фашистов. А сейчас и не просите. Не брошу партизан. Ведь теперь я не просто санитарка, а настоящий боец. Стрелять научилась».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Девочка осталась на фронте. При форсировании реки Буг санитарку ранило. Страдая от боли и еле сдерживая слёзы, она сама себе сделала перевязку, а через две недели снова вернулась в строй. Тысячи километров нелёгких партизанских дорог, десятки боёв и жестоких стычек с врагом. Их прошла Камилия, или, как звали её бойцы, Кама — смелый боевой товарищ.

(Слайды — советские санитарки на фронте. На сцену выходит Чтец (1) и декламирует стихотворение М.И. Борисовой «Бабушка-партизанка», затем уходит)

ИСТОРИК: Друзья, а сейчас мы расскажем вам о подвиге одного из самых юных бойцов Великой Отечественной — сыне полка Серёже Алёшкове.

(Слайд — Серёжа Алёшков)

   Посмотрите, на этой архивной фотографии мальчику, одетому в солдатскую форму, всего шесть лет. До войны он жил с родителями в деревне Грынь, затерявшейся в лесах Калужской области. Осенью 1941 г. этот район был занят гитлеровцами. Деревня стала базой партизанского отряда. Мать Серёжи и его старшего брата фашисты поймали и казнили за помощь партизанам.

ВЕДУЩИЙ: В конце лета 1942 г. бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали изголодавшегося мальчугана, который уже больше семи суток бродил по лесу. Возвращаться Серёже было некуда: его родители погибли, а двое старших братьев сражались на фронте. Вестей от них давно не приходило. И тогда гвардейцы взяли мальчишку с собой. Он стал сыном полка.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Однажды в бою под Сталинградом во время вражеского обстрела завалило блиндаж, где находился командир полка М.Д. Воробьев. Под огнем фашистов Серёжа побежал звать на помощь сапёров. Те подоспели вовремя и спасли командира. За этот подвиг Сергей Алёшков был награждён медалью «За боевые заслуги», а командующий армией, маршал Советского Союза В.И. Чуйков подарил ему маленький пистолет. Вероятно, мальчик стал самым юным сыном полка, получившим боевую награду.

ИСТОРИК: Осенью 1942 г. Серёжа вместе с солдатами попал под миномётный обстрел и был ранен. Его отправили в госпиталь, но вскоре юный солдат вернулся в полк. Бойцы устроили в честь его возвращения настоящий праздник. Через два года Серёжу Алёшкова отправили учиться в Тульское суворовское военное училище. На каникулы, как к родному отцу, он приезжал к М.Д. Воробьёву — командиру полка, которого помог спасти.

МАЛЬЧИШКА В БЕСКОЗЫРКЕ

(На сцену выходит Чтец (2) и декламирует стихотворение А.Л. Барто «Сашко»)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, в годы Великой Отечественной рано ставшие взрослыми мальчишки и девчонки не играли в войну, они жили по её суровым законам.

(Слайд — Боря Кулешин)

   Посмотрите на этого юнгу. Его зовут Боря Кулешин. На фотографии ему не более десяти лет. Руки крепко сжимают автомат ППШ, а на голове красуется бескозырка с гвардейской лентой и надписью «Ташкент». Боря — воспитанник экипажа лидера эсминцев с таким названием. Отец мальчишки погиб на фронте, мать, как только был оккупирован Донецк, угнали в Германию. Оставшись один, Боря сумел уйти через линию фронта к своим и с отступающей армией добраться до Кавказа.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Вместе с экипажем «Ташкента» юнга участвовал в боях за Севастополь. Подавал обоймы, помогал зенитчикам. Летом 1942 г. Боря был ранен, когда немецкая авиация попыталась потопить корабль в порту Новороссийска. После возвращения из госпиталя мальчик стал нести службу на гвардейском крейсере «Красный Кавказ». Вскоре подросток получил медаль «За отвагу».
    В 1944 г. в новенькой форме матроса Боря отправился в Тбилисское нахимовское училище, где в сентябре 1945 г. был в числе других преподавателей, воспитателей и воспитанников удостоен медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

(Слайды — юнги времён Великой Отечественной войны)

ИСТОРИК: Маленькие герои большой войны... Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Марат Казей и Лёня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керченских катакомбах, как Володя Дубинин...

БИБЛИОТЕКАРЬ: Те, кто прошёл испытание обстрелами, блокадой, концлагерями, — особенные дети. С совсем не детским выражением глаз...

(Слайды — дети Великой Отечественной)

    Ребята не отделяли себя от Родины — они готовы были пожертвовать жизнью ради её спасения, ради будущего. Они гордились своей страной, своей ролью в борьбе за её свободу, героями, на которых хотели быть похожими. Дети войны — самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Отчизне и ненависть к врагам.

(На сцену выходит Чтец (2) и декламирует стихотворение Р.И. Рождественского «Послевоенная песня», затем уходит)

ИСТОРИК: Поэт Е.А. Евтушенко вспоминал: «Наше поколение по возрастной причине не участвовало в войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнётом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее, — всё это было суровой начальной школой нашего поколения.
    Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро. Собирая колоски на полях или лекарственные травы в тайге, работая в госпиталях, помогая семьям погибших солдат, будучи связными в партизанских отрядах, мы чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, сражавшейся против фашистских захватчиков.
    Война уничтожала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала нас ощущением причастности к истории. Ощущением самих себя как части великого народа, единого к стремлении к победе. Мы – дети Великой Отечественной войны, мы — зелёные, ещё некрепкие побеги на древке знамени Победы, водружённого над Рейхстагом».

(Слайд — Е.А. Евтушенко)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Друзья, человечество в неоплатном долгу перед теми, кто защищал Родину. Вся история Великой Отечественной войны, от первых событий 1941 г. до последних ударов Красной армии по фашистским войскам, представляет собой эпопею невиданного героизма.
    В годы Второй мировой погибло более 13 миллионов детей. Человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого. Поэтому каждый из нас должен  помнить о прошлом своей страны. Ради мира, ради будущих поколений. Ради тех, кто будет жить. Сделать все возможное, чтобы детство никогда больше не омрачалось войной.

Марготнова, И.А. «Выросли мы в пламени, в пороховом дыму» /И.А. Марготнова //Читаем, учимся, играем, 2018.- № 11.- С. 41-44.

2     425    facebooklarger