Включить версию для слабовидящих

9 декабря Коррупция информация

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

    «Коррупция, поражающая общество, в пагубном действии своем подобна болезням человеческого организма, которые обычно приводят к совершенному его разрушению или перерождению» (Генри Фильдинг, Исторический календарь за 1736 год).

  «Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

   Термин «коррупция» в переводе с латинского «corruptio» имеет значения: «подкуп», «порча», «упадок», «растление», «продажность».

        К признакам коррупции относится:

  • непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной (муниципальной) власти (службы);
  • незаконный характер получаемых должностным лицом благ (материальных и нематериальных);
  • использование должностным лицом своего статуса вопреки интересам государственной (муниципальной) службы;
  • наличие у должностного лица умысла на совершение действий (бездействия), объективно причиняющим ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;
  • наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.

       Своими корнями коррупция как социальное явление уходит в глубокое прошлое.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

    Несмотря на то, что термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве и не был введён в научный оборот вплоть до начала XX века, однако и до этого периода существовали корыстные злоупотребления должностных лиц, трактуемые современным правом как коррупция.

    Институт кормления. Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями общества в период становления государственности в IX-X веках, когда представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (так называемый институт «кормления»). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в газете «Русская Правда» в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание на размеры этого обеспечения общиной.

    Русские летописи XIII века. В русском языке коррупция и взяточничество как одна из её форм исторически обозначались терминами «лихоимство» и «мздоимство».
    Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII века. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средства воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов.

     Судебник 1550 года и Судная грамота 1561 года. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III.
     Его внук Иван IV Васильевич Грозный ввёл Судебник 1550 года и Судную грамоту 1561 года, которыми мздоимство признавалось уголовным преступлением. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде временного и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни.

    Уложение 1649 года. Уголовное право в XVII веке развивалось в условиях резкого обострения классовых противоречий. Ко времени Алексея Михайловича Романова относится народный бунт антикоррупционной направленности. Он произошёл в Москве в 1648 году и закончился победой москвичей: царём были отданы на растерзание толпе два коррумпированных «министра» - глава Земского приказа Плещеев Л.С. и глава Пушкарского приказа Траханиотов П.Т.
     После восстаний 30-40-х годов XVII века уголовное законодательство приняло более карательный характер. Это получило своё воплощение в Уложении 1649 года. Уложение впервые даёт определённую классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений: государственные (политические) и против порядка управления. Собственно уголовные преступления можно подразделить на две подгруппы: должностные и против прав и жизни частных лиц.
   Первую группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни. Аналогичная кара за те же преступления предусматривалась и в отношении судей патриаршего двора, а также городовых воевод и дьяков.

     Примечание: Торговая казнь - публичное телесное наказание в России, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Название происходит от места проведения - на торговых площадях. Отменена в 1845 году.

    За должностные преступления определялись наказания и для низового аппарата - приставов, недельщиков, губных целовальников. Запрещались поборы, повторные проступки наказывались кнутом и лишением должности.

   Примечание: Недельщиками в допетровской Руси назывались судебные приставы, исполняющие обязанности по неделям. Обязанность недельщиков состояла в оповещении сторон о вызове в суд и доставлении их к суду, а также в поимке татей (воров) и разбойников.

     В целях предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по службе Пётр I ввёл новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Срок службы для них мог быть продлён только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы указанное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.
     Указ «О воспрещении взяток и посулов». В 1714 году Петр I издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье. Была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, имел право приостановить исполнение судебного решения. Только при Петре I впервые был установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что, конечно, отнюдь не исключало незаконных поборов и прочее лихоимство.
     При Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путём установления стабильного жалованья всем чиновникам и создания чёткой и определённой структуры, численности и компетенции органов государственного управления.
     Правовой статус чиновников государственного аппарата был закреплён в 1722 году в «Табели о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако же, воинские чины выше прочих, хотя бы и старее кто в том классе пожалован был».
    Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Так, при Екатерине II имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду, публиковались для всеобщего сведения, причём этой каре подвергались многие лица из высшей губернской администрации.
    Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества». В царствование Николая I правительство подтвердило свое негативное отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и различного рода обществ. По воле императора Сенат в 1832 году издал Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества», считая, что подарки или какие-либо приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления.
    Стремясь усилить и упорядочить меры борьбы с коррупцией, правительство приняло меры по упорядочению дисциплинарных взысканий, направленных на повышение ответственности гражданских служащих, что нашло отражение в таких нормативных документах того времени, как Свод законов Российской империи 1832 года и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, в котором была введена специальная глава «О мздоимстве и лихоимстве». В этой главе взяточничество квалифицировалось как преступное деяние и подразделялось на «мздоимство» и «лихоимство». Согласно Уложению, в случае принятия взятки без нарушения служебных обязанностей и законов по службе чиновник подвергался наказанию в виде штрафа в сумме двойной цены подарка или снятию с должности. Взяточничество, сопряженное с нарушением государственных законов и служебных обязанностей, квалифицировалось как злоупотребление властью и наказывалось в уголовном порядке.
     В Уложении 1845 года была установлена ответственность как для взяткополучателей, так и для взяткодателей. Однако уже в редакции 1866 года на основании утверждённого императором мнения Государственного совета от 27 декабря 1865 года постановления о лиходателях в статьях 411 и 412 были исключены. Так, в Уложении закреплялись следующие виды коррупционных правонарушений:

  • -неприведение в исполнение именных или объявляемых в установленном порядке высочайших указов и повелений;
  • -неприведение в исполнение указов Правительствующего сената, других присутственных мест;
  • -необъявление поступавших к чиновникам или рассылаемых для обнародования указов и постановлений;
  • -превышение власти;
  • -бездействие власти;
  • -присвоение;
  • -растрата;
  • -подлог;
  • -неправосудие;
  • -мздоимство;
  • -лихоимство.

     Система наказаний включала как уголовные, так и исправительные виды и колебалась от строгого выговора до ссылки в каторжные работы в зависимости от тяжести совершённого преступления и тяжести наступавших последствий. Также были предусмотрены меры материального возмещения причинённого вреда.

    В настоящее время создана и совершенствуется система противодействия коррупции, в которой в пределах их полномочий участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица.

   Главная задача структур гражданского общества в противодействии коррупции заключается в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения решений органов власти всех уровней.

     ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а)   по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б)   по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в)   по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
(Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

     Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1)  признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2)  законность;
3)  публичность  и  открытость деятельности  государственных  органов  и органов местного самоуправления;
4)  неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5)  комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6)  приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7)  сотрудничество государства с институтами гражданского общества,    международными организациями и физическими лицами.
(Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

КАК ПОСТУПИТЬ ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ?коррупции нет

    Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
    Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования, так и косвенным образом.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

  • предметы -деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость;
  • услуги имущественного характера - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
  • иные формы взятки - передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определённого продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п., случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, другие блага, полученные безвозмездно или по заниженной стоимости.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

        Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре вида преступлений, связанных со взяткой:

  • получение взятки (статья 290 УК РФ);
  • дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ);
  • мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ).

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЁН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО?

        За взяточничество к уголовной ответственности привлекаются:

  • взяткодатель;
  • взяткополучатель;
  • посредник во взяточничестве (тот, кто непосредственно передаёт взятку по поручению взяткодателя или   взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки).

ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ лицо, давшее взятку либо передавшее взятку, если оно:

  • активно способствовало раскрытию, пресечению и (или) расследованию преступления;
  • либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче (передаче) взятки.

     ПОМНИТЕ! Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников и лицо, передавшее взятку, поставлено перед фактом обнаружения совершения им преступления.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ (ПОДКУПА):

  • внимательно выслушайте и запомните поставленные вымогателем условия (размер взятки, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
  • постарайтесь под любым благовидным предлогом перенести встречу для окончательного решения вопроса о передаче вознаграждения;
  • поинтересуйтесь о гарантиях решения вопроса в случае дачи (передачи) взятки.

     При этом необходимо, чтобы инициатива передачи взятки исходила от должностного лица. В противном случае, возможна провокация с целью скомпрометировать Вас либо искусственно создать доказательства совершения Вами преступления.

ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА У ВАС ВЗЯТКИ?коррупция 1

     Самый эффективный способ - при первой возможности обратиться с устным или письменным сообщением в правоохранительные органы по месту Вашего жительства.

МО МВД России «Азовский»,

г. Азов, ул. Чехова, 9/11

телефон: 8 (86342) 7-14-20,7-14-71 или

с мобильного телефона 102.

Азовскую межрайонную прокуратуру

г. Азов, ул. Ленинградская, 44

телефон: 8 (86342) 4-01 -10.

Отделение в г. Азове УФСБ России по Ростовской области в г. Азове

г. Азов, ул. Чехова, 11

телефон: 8 (86342)4-07-75,

на телефон «Горячей линии» администрации города Азова:

8(86342)4-70-18.

или в их вышестоящие органы:

Прокуратура Ростовской области

г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 101

Телефон доверия: 8 (863) 210-55-99.

Главное управление Министерства внутренних дел России по Ростовской области

г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 29

Телефон доверия: 8 (863) 249-24-77.

Следственное управление следственного комитета России по Ростовской области

г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 13

Телефон: 8 (863) 227-01 -93.

Управление Федеральной службы безопасности России по Ростов¬ской области

г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 31

Телефон: 8 (863) 240-49-90

Генеральная прокуратура Российской Федерации: ГСП-3

125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

Справочная по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Телефон:8 (495) 987-56-56.

      В заявлении о факте вымогательства у Вас взятки необходимо точно указать:

  • кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, наименование органа или организации) вымогает у Вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа;
  • какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);
  • за какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;
  • в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп;
  • иные сведения, которые, по Вашему мнению, могут пригодиться сотрудникам правоохранительных органов.

    Устные сообщения и письменные заявления о коррупционных преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

   Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего заявление.

    Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о его регистрации в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем заявление, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приёма заявления.

   В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

    Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься Вашим заявлением, о характере принимаемых мер и требовать приёма Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

   В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о коррупционном преступлении, вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, городских, областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру Ростовской области, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющих прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.
    Далее необходимо принять участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, точно выполняя указания сотрудников правоохранительных органов.
    Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

   Помните, что только своевременное и добровольное заявление о факте вымогательства взятки может избавить Вас от уголовной ответственности и поможет изобличить злоумышленников.

ОБЯЗАННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ:

  • Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
  • Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
    (Статья 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

КАЖДЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ!

    Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Неисполнение работодателем обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(4.4,5 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

     Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29.
    Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    (Ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
  • обращений граждан Российской Федерации»;
  • Областной закон от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области»;
  • Нормативные правовые акты администрации города Азова размещены на официальном сайте http://gorodazov.ru/ в разделе «Противодействия коррупции».

2     425    facebooklarger