Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ – СЕБЕ И ДРУГУ ПОМОГУ»
Урок здоровья
Библиотекарь: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале. А собрались мы здесь не случайно. Сегодня мы будем говорить о здоровье. Ведь здоровье – это самая главная ценность человеческой жизни. Думаю, все согласятся, что "здоровый нищий счастливее больного короля" (А. С. Шопенгауэр), и что беречь здоровье надо смолоду, с детства.
Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правильный режим дня, питания и закаливания, любить спорт, не болеть, а если уж случится немного приболеть, суметь быстро вылечиться самому и помочь другим.
Сегодня мы проведем урок здоровья и узнаем: а можем ли мы сами влиять на свое здоровье? Я приглашаю вас совершить путешествие по Стране Здоровья.
Алиса: Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Алиса. Я очень люблю путешествовать. Да вы, наверное читали о моих приключениях в Стране Чудес. А сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по Стране Здоровья. Нашими проводниками будут : Доктор Айболит, Доктор Гантелькин и Доктор Пилюлькин.
Доктор Айболит:
Получен от природы дар —
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это и не арбуз —
Здоровье! Очень ценный груз.
Вы когда-нибудь наблюдали за поездом, который отходит от станции? Если да, то, наверное, заметил, что сначала он движется очень медленно, еле-еле. И только потом, разогнавшись, он мчится на всех парах. Подобное происходит и с нашим организмом.
Когда мы спим, наше тело отдыхает. Сердце работает вполсилы, спокойно дышат легкие, мышцы расслабляются. Вот мы просыпаемся, но чувствуем себя пока еще вялыми.
Доктор Гантелькин: После сна нам тяжело сразу включаться в активный ритм жизни. Вот здесь нам и помогает зарядка. Наш организм как бы «берет разгон». Без зарядки наше состояние заторможенности сохраняется еще два-три часа. Утренняя гимнастика ускоряет переход от сна к бодрствованию. Не зря ее называют зарядкой — она прогоняет остатки сна и «заряжает» организм бодростью на весь день.
Алиса:
Кто спит в постели сладко,
Давно пора вставать!
Спешите на зарядку.
Мы все вас будем ждать.
Хорошо проснуться сразу
И, стряхнув остатки сна,
Затянуться до отказа
Свежим ветром у окна!
Распахнуто окошко.
Нам холод нипочем.
Походим мы немножко
И сон с себя стряхнем.
Доктор Гантелькин: Утренняя гимнастика выполняется ежедневно, при открытой форточке, в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног. Далее выполняются бег и прыжки. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения, после — водные процедуры.
«На зарядку становись»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так! Вот так!
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так! Вот так!
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так! Вот так!
И потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так! Вот так!
До упада приседали
И, конечно, подустали.
Вот так! Вот так!
На пенечки тихо сели
И учиться захотели.
Вот так! Вот так!
«Чистота – залог здоровья»
Алиса:
Жил на свете мальчик странный —
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться, я не вру.
И Айболит, конечно рад
Повстречать таких ребят.
Доктор Айболит: Про микробы, которые вызывают болезни человека, слышали все ребята.
Алиса:
В глубоком черном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо, днем и ночью,
Они детей немытых ждут.
С немытых рук полезет в рот
Противный маленький микроб.
Полезет тихо, как шпион,
И натворит такого он!..
Г. Юдин
Доктор Айболит: В течение тысяч лет своего существования человек не знал о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы. И только в 1865 году ученый Луи Пастер открыл, что причиной заболеваний являются микробы. Он нашел способ нейтрализовать их вредное действие при приготовлении пищи. Нагревая жидкие продукты в течение 60 минут при температуре 60 градусов, мы продлеваем срок их хранения. Этот процесс люди назвали пастеризацией.
От нападения зловредных невидимок нас защищает кожа — «кольчуга», данная нам природой. Чистая кожа выделяет особое вещество, убаюкивающее микробов. И если ты будешь чаще мыться с мылом, все атаки микробов будут заканчиваться их поражением.
(Театрализованное чтение стихотворения)
Поселился раз микроб
И еще один микроб,
И еще один микроб.
Под ногтем у Паши.
— Хорошо! — сказал микроб.
И еще один микроб,
И еще один микроб, —
В новом доме нашем.
Здесь тепло, светло, уют,
Грязно тут и гадко тут.
А такая гадость
Нам, микробам, в радость.
Жил бы дальше тот микроб
И еще один микроб,
И еще один микроб,
Дети их и внуки.
Стали б строить небоскреб,
Счастье быть у них могло б,
Только Паша взял и oп, —
С мылом вымыл руки.
В. Бердихин.
Доктор Айболит: Сегодня мы знаем, что микробы опасные враги здоровья. Эти мельчайшие одноклеточные микроорганизмы видны только под микроскопом. Каждый тип микробов вызывает определенное заболевание.
(Театрализованное чтение стихотворения)
Пришел в поликлинику Вова Петров.
Захныкал Петров: « Что-то я нездоров.
Так странно и жутко урчит мой живот,
Как будто в нем кто-то ужасный живет!»
И доктор Петрову прилечь предложил,
И ухо к его животу приложил,
Урчанье послушал, Серьезно молча,
И брови полезли на лоб у врача.
До этого доктор не слыхивал, чтобы
Внутри пациента болтали Микробы!
Один говорил, что сегодня снаружи
Он прибыл в живот на невымытой груше.
Другой говорил, что Петров ему друг,
Поскольку неделю не мыл своих рук,
И в гости отправил к себе через рот,
Руками немытыми взяв бутерброд.
И доктор седой головой покачал,
И пальцами в крышку стола постучал,
И Вове сказал: «От такого соседства
Вас быстро избавит надежное средство».
«Какое?»—спросил его Вова уныло.
И доктор сказал: «Туалетное мыло».
А. Ерошин.
Доктор Айболит: Да, ребята, для того чтобы быть чистым всегда, надо иметь немного: воду, мыло, мочалку, полотенце. Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как лечь спать.
Алиса:
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят душ.
Доктор Айболит: Водные процедуры помогают закалить весь организм. Мы становимся более стойкими к болезням. Не зря с давних пор говорят: «Ледяная вода — хвори беда».
Алиса:
Микробов не надо бояться!
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого мыла!
Доктор Пилюлькин: Хочу вам напомнить, что пыль и грязь — лучшие друзья микробов. Заботясь о чистоте и порядке в доме, ты заботишься о здоровье своей семьи.
Алиса:
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места —
Вот была бы красота!
Доктор Пилюлькин: Домашний труд благотворно повлияет на твои мышцы, легкие, сердце. Чем больше ты будешь трудиться, тем лучше клетки твоего тела будут снабжаться кровью, они будут расти, а ты будешь становиться сильнее и здоровее. Я советую подумать, как лучше озеленить свое жилище. Комнатные растения не только украсят его, но и создадут в доме хороший микроклимат. Они будут обогащать воздух кислородом, нужным для дыхания. Их листья, словно живые «пылесосы», будут собирать пыль и очищать воздух.
Особые летучие вещества, которые выделяют наши зеленые друзья, способны убивать микробов и оказывать лечебное действие на организм человека.
Ребята, ваше задание в конкурсе "Убери мусор": по моему сигналу участник веником метет 3 кубика до стула, заметает их в совок и возвращается бегом к месту старта, где передает "инвентарь" следующему участнику. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.
Доктор Пилюлькин: Друзья мои, детишки, вы читали книги про витамины?
Вот витамин такой есть — А. Слыхали?
Алиса:
Конечно... чепуха!
Есть он, помню, говорили,
В колбасе, борще и мыле!
Пилюлькин:
Дети! Дайте мне ответ,
Права Алиса или нет?
ДЕТИ (хором):Нет!
Пилюлькин:
Проясним мы обстановку,
Пригласи сюда морковку.
(На сцену выходит Морковь.)
МОРКОВЬ:
В огороде, в поле, дома
Вам, ребята, я знакома?
ДЕТИ: Да, знакома
МОРКОВЬ:
И сладка я, и вкусна,
Витамин во мне есть — А.
Кто меня в друзья берет,
Тот растет, растет, растет...
Пилюлькин: Дядя Степа от чего вырос великаном? Оттого, что ел морковь, яйца, лук, сметану...
Витамин А называют витамином роста. Без него не вырастешь высоким и крепким. При его нехватке снижается зрение, быстро наступает утомление, пропадает аппетит, начинает падать вес. Эту беду поправят сливочное масло, яйца, рыбий жир... А ну, ребята, подскажите, какие еще продукты богаты витамином А.
(Морковь и сладкий перец, зерна кукурузы, зеленый лук, горошек, щавель).
Пилюлькин: Молодцы! Вы это взяли в толк.
(На сцене появляется Крапива)
Глядите, дети, вот так диво:
В гости к нам пришла Крапива.
Алиса: (обращается к Крапиве):
Зачем пришла — позволь узнать?
Нас будешь жалить и хлестать?
КРАПИВА: Не буду. Дайте мне сказать про витамины, про здоровье! (Обращается к ребятам)
Кто любит молоко коровье
И кто растит цыплят, гусей,
Должны дружить с листвой моей!
В ней витаминов А и С
Гораздо больше, чем в яйце,
Чем в овощах, картошке, фруктах
И многих пищевых продуктах.
Пилюлькин: Витамин С охраняет нас от гриппа, кори, ангины, коклюша и дифтерии, воспаления легких и других заболеваний. Благодаря ему быстрее заживают раны и срастаются кости при переломах.
Витамин, что в рыбьем жире,
В желтке яиц, голландском сыре,
В молочной свеженькой еде.
Зовется витамином …(дети хором) D.
Пилюлькин:
Верно. Он защищает от рахита,
В нём большая сила скрыта.
Витамин D нужен для укрепления костей. Поэтому обязательно нужно включать в свой рацион яйца, масло, рыбу в масле.
Пилюлькин: Витамины группы В делают человека бодрым, сильным, укрепляют нервную систему, помогают хорошо учиться, они нужны для поддержания общего здоровья кожи, волос, ротовой полости и глаз. Основными источниками витаминов группы В являются мясо, печень, крупа, хлеб, яйца, молоко, орехи.
Алиса: Диетологи говорят, что для правильного питания важно приучить себя есть в определенное время, придерживаясь при этом двух условий: умеренности и разнообразия. Что означает "умеренность"? Древние люди считали: "Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть". То есть переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать.
Что значит "разнообразие"? Ни один продукт не содержит всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Некоторые продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают делать организм более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — содержат много витаминов и минеральных веществ для eго роста и развития.
Ребята, правильное питание – залог здоровья человека, а здоровье – фундамент счастья. Поэтому ответьте мне на вопросы о правильном питании.
«О спорт! Ты – радость!»
Алиса:
Что такое физкультура?
Это стройная фигура.
Это мышцы на всем теле.
Это легкость во всем деле.
Доктор Гантелькин:
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.
Движение – жизнь! Этот лозунг проверило на себе уже не одно поколение людей. Только активный образ жизни, а еще лучше – спортивно-физкультурный поможет нам с вами спастись от целого ряда болезней, а в первую очередь – от сердечно-сосудистых и болезней опорно-двигательного аппарата.
Давайте поиграем. Приглашаю на конкурс "Я самая гибкая". Задание: пройти через скакалку, прогнувшись вперед, не дотрагиваясь до нее ни головой, ни туловищем. Побеждает самый гибкий участник. Два моих помощника будут держать скакалку в горизонтальном положении, постепенно опуская ее все ниже и ниже.
А сейчас два весёлых задания:
-Построиться по росту от самого высокого участника команды к самому низкому.
-Построиться по первым буквам фамилии в алфавитном порядке.
Доктор Гантелькин: Хочу дать совет сомневающимся в пользе физических упражнений: когда вы не успеете добежать до остановки, и автобус закроет двери перед вашим носом, то вспомните ленивые потягивания в кровати, которые вы предпочли утренней зарядке и пробежке.
Здоровье и спорт неразделимы. Очень полезно заниматься в свободное время спортом. В мире столько разных видов спорта, которые помогут тебе стать сильным и ловким. А если заниматься очень усердно, можно стать настоящим чемпионом. Ведь по многим видам спорта проводятся Чемпионаты мира.
Давайте разгадаем «Чемпионский кроссворд»
По вертикали:
1) Игра 2 команд, в каждой из которых по 11 игроков. Цель - забить мяч в ворота противника.
2) Игра с мячом 2 команд по 5 мужчин в каждой (или по 6 женщин), в которой нужно забросить мяч в корзину.
3) Вид спорта с ракетками и мячом на корте.
4) Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования.
5) Состязание на лодках.
По горизонтали:
6) Вид спорта на корте с сеткой с воланчиком для 2 игроков.
7) Вид спорта, в котором 2 команды стараются поразить шайбой ворота противника, используя клюшки.
8) Плоские деревянные (или) пластиковые полозья для скольжения по снегу.
9) Вид спорта на открытых волнах с доской.
По вертикали: 1) Футбол. 2) Баскетбол. 3) Теннис 4) Олимпиада. 5) Гребля.
По горизонтали: 6) Бадминтон, 7) Хоккей. 8) Лыжи. 9) Серфинг.
Доктор Гантелькин:
Если хочешь быть здоров,
И, как я, весёлым,
Мой совет для вас готов:
Подружись со спортом!
И запомни навсегда:
Лень гроша не стоит!
Солнце, воздух и вода –
Формула здоровья!
Алиса: В разговоре мы часто используем пословицы и поговорки, посвященные здоровому образу жизни. Проведем конкурс "Собери пословицу". Каждая команда получает листочки с началом и с концом пословиц и поговорок, Посмотрим — что у них получится. Так чему учат нас русские пословицы и поговорки?
КОМАНДА (1):
КОМАНДА (2):
Доктор Айболит: К сожалению, болеть приходится почти всем. Конечно, лечением должен заниматься врач. Но если рядом нет ни врача, ни взрослых, то простую первую помощь ты можешь оказать себе или своим друзьям сам.
Алиса:
Всем понятно, что лекарства
Без врача давать опасно.
Но можно доверить любому ребёнку
Пластырь и йод, бинты и зелёнку.
Насколько вы владеете такими знаниями и умениями, покажет наш конкурс.
Задание 1: назвать лекарственные препараты из аптечки и указать область их применения.
Варианты:
Задание 2: красным фломастером на палец «пострадавшего» наносится предполагаемая рана. Представителю команды предстоит забинтовать палец «пострадавшего» (оба участника выбираются командой из своего состава). Оценивается правильность использования дезинфицирующих средств, наложения повязки, обращения с «пострадавшим»).
Доктор Пилюлькин: Ребята, давайте вспомним, как обычно в русских народных сказках лечили свои раны богатыри и витязи. (ответы детей). Правильно, наша матушка-природа побеспокоилась о том, чтобы помочь человеку справиться со своими болезнями и недомоганиями своими травками да растениями. У меня – два комплекта карточек: один - с названиями трав; второй – с названиями болезней, их проявлений. Необходимо привести карточки в соответствие с народными методами лечения болезней.
Варианты:
Доктор Гантелькин: Ребята, давайте проверим, насколько вы информированы, как правильно вести здоровый образ жизни
Викторина «Азбука здоровья»
Алиса: Наше путешествие подошло к концу. Надеемся, что вы, ребята, еще не раз захотите побывать в этой стране Здоровья, а может и переселитесь в неё жить. Пусть каждый ваш день будет наполнен здоровьем, радостью и полноценной жизнью. Запомните, ребята:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Доктор Айболит:
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Доктор Пилюлькин:
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
Доктор Гантелькин:
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Библиотекарь:
Всю азбуку здоровья
Нужно крепко знать
И в жизни эти знанья
Повсюду применять!
И скажем мы, прощаясь с вами.
Растите все богатырями!
Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь детского абонемента Библиотеки им. А. Штанько