Включить версию для слабовидящих

Бартошевич Азов уходит в космос

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

АЗОВ УХОДИТ В КОСМОС

             В свои 86 лет Николай Георгиевич Васильев строен, подтянут, недюжинно работоспособен. Имеет колоссальные деловые связи. Лауреат Государственной премии СССР, кавалер трёх орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, награждён медалями Гагарина, Королёва. Действительный член Международной академии «Контенант» и так далее, и тому подобное. Васильев, работая с 1956 года директором Азовского оптико-механического завода, стоял у истоков советской космонавтики. И это, и то, о чем я с ним беседую, никогда прежде не афишировалось.

- Николай Георгиевич, расскажите, как все начиналось?
          - Это были шестидесятые годы. В поисках продукции, которая бы обеспечила загрузку предприятия, я обратился в Госплан СССР. Там в оборонном отделе работал мой хороший знакомый А.В. Зайцев. Он-то и предложил поехать в фирму Королева. При мне позвонил Сергею Павловичу и попросил назначить время, когда нам прибыть к нему. Королёв назвал следующий день, 10 часов утра. В назначенное время мы с заместителем главного инженера нашего предприятия A.M. Беловым были в Подлипках. Теперь это город Королёв. Узнав, что наш завод активно занимается электронными системами, Сергей Павлович предложил взять на изготовление разработанный его конструкторским бюро испытательный комплекс, имеющий индекс 11Н6110.
        - Вы будете смотреть документы здесь или у себя дома? - спросил Королёв. - Если дома, то я вам сейчас же дам самолёт и отправлю в Азов. Мы сказали, что будем смотреть здесь, настолько велико было желание скорее включиться в серьезную работу.

- Что это за комплекс?
          - Это такая станция, которая должна была проверять работу всех узлов космической ракеты как в процессе ее изготовления, так и установленной на стартовой площадке. После ее наладки она едва вмещалась в пульмановский железнодорожный вагон. Забегая вперёд, скажу, что этот комплекс мы изготовили в кратчайшие сроки (меньше чем за год), и до сих пор, хотя прошло уже более трёх десятков лет, эти станции успешно работают, несмотря на гигантский прогресс в вычислительной технике. Последнее, что отделяется от космической ракеты, когда она поднимается вверх, это кабель, который изготовлен для этой станции нашим заводом.

- Другие предприятия подобные комплексы изготовляли?
         - Нет, мы были первыми и единственными. Для нашего предприятия работа на космос стала колоссальным шагом вперёд как по культуре производства, так и по внедрению передовой техники и технологии. На нашем же заводе позже был изготовлен ЭКП-50 (электронно-копировальный прибор), с помощью которого впервые были сделаны чёткие снимки поверхности Луны. У меня сохранилась эта уникальная фотография с дарственной надписью первого заместителя Королёва Бориса Евсеевича Чертока, автора знаменитой книги «Ракеты и люди». Это был март 1966 года.

- Что же было дальше?   
        - А дальше нашему заводу предложили изготовление механизма стыковки космических кораблей. Это была новинка из новинок, требующая высочайшей квалификации рабочих и инженерно-технических работников. Механизм был в чертежах и совершенно не отработан. Значительная часть чертежей доделывалась и корректировалась на нашем заводе. Занималась этим большая бригада из КБ Королёва. Руководил работами B.C. Сыромятников. Сейчас он член Международной академии астронавтики, доктор технических наук, профессор.К статье Бартошевич
         Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов был крайне удивлён, что производство такого сложнейшего механизма поручено какому-то совершенно не известному в верхах заводу из глубинки, который и заводом-то совсем недавно нельзя было назвать. У Устинова возникли сомнения, сможем ли мы справиться с таким ответственным заданием.
          Больше месяца прожил тогда на заводе инструктор ЦК КПСС М.А. Субочев, который оказал нам неоценимую помощь. Сам он, опытнейший технолог, был в своё время директором одного из крупнейших авиационных заводов. Субочев оперативно решал все технологические вопросы и вопросы комплектации. Раздавался звонок из ЦК КПСС, наши товарищи вылетали в нужные точки и на следующий день уже привозили необходимые материалы. Безвыездно находился на предприятии представитель Министерства оборонной промышленности М.А. Смоленский. В решающие моменты конструкторы и рабочие трудились день и ночь. В цехе № 17 стояли кровати. Люди ночевали здесь. Сюда же им приносили еду. В самый разгар работ, когда мы делали сборку механизма стыковки космических кораблей, ночью из Москвы сообщили, что Королёв скончался. Так что изделие апробировалось уже без него.

- Всё ли было гладко во время испытаний стыковочного узла?
          - Разное бывало. Я сам часто присутствовал на космодроме во время подготовки и запуска ракет. Не всегда все проходило нормально, случались и отказы. А однажды не сработала стыковочная система, сгорел космический корабль. Срочно была создана правительственная комиссия для выяснения причин случившегося. Из Министерства обороны и ЦК партии нам дали команду: немедленно доставить в Москву стыковочный механизм. Везли ночью на автомашинах, меняя водителей. Сразу же аппарат установили на одном из предприятий. Прибыл заведующий Промышленным отделом ЦК КПСС  И.Д. Сербин, его все боялись и звали за глаза Иваном Грозным. Приехали многие министры. Все стали смотреть, ощупывать узлы и детали. В течение месяца работала комиссия. Можно только представить, как мы переживали. Глубоко вздохнули только тогда, когда академик В.П. Мишин, который стал после Королёва генеральным конструктором космических кораблей, доложил в ЦК партии, что это их вина, а не азовского завода.  
         24 апреля 1971 года космический корабль «Союз-10» с космонавтами Владимиром Шаталовым, Алексеем Елисеевым и Николаем Рукавишниковым впервые состыковался с научной орбитальной станцией «Салют», и космонавты перешли на борт станции. С тех пор много воды утекло.
         Американские фирмы так и не смогли создать конкурентоспособных нашим стыковочных агрегатов. Спустя три десятка лет и российские «Союзы», и американские «Шаттлы» стыкуются с помощью механизмов, изготовленных в Азове. Никакое другое предприятие страны никогда не выпускало подобной продукции. Стыковочный узел - наша гордость.

- Николай Георгиевич, расскажите о своих встречах с космонавтами.
        - Со многими космонавтами приходилось общаться на Байконуре в моменты запусков космических кораблей. Часто бывал в Звёздном городке, присутствовал на заседаниях государственных комиссий по отбору космонавтов для полётов. С Юрием Гагариным виделся лишь однажды, за полгода до его трагической гибели. Он обещал приехать в Азов, встретиться с коллективом нашего предприятия. Но, к сожалению, не успел... Герман Титов посетил наш завод в 1981 году. Вот его фотография с дарственной мне надписью. Еще раньше, в 1969 году, приезжал Павел Попович, вот мы с ним на фотографии на первом плане. Приезжали и другие космонавты. Я бережно храню эти снимки, ведь это живая история нашего предприятия.

Бартошевич Б. Азов уходит в космос /Борис Бартошевич //Газета Дона. - 2000. - 23 ноября.

2         425