Включить версию для слабовидящих

История празднования дня рождения

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

В языческие времена имена давались по природным свойствам, состоянию и качествам родителей, случайным встречам, любимым вещам, предметам, стихиям и животным. Кошка, кошечка, голубочка, удалец, бычок, золотой, алмазный, мешочек, красавец, красуха, незабудочка, медведь, медовый, роза, синец, василечек, ручеек, стражка, головач, воробушка, кролик, зайка и проч. От этих имен произошли фамилии или прозвища. Во всяком языке есть фамилии, которые в переводе довольно забавные. Славяне, как и все древние народы, заимствовали имена от каких-либо событий, например Болеслав (виновник славы), Владислав (владыка славы), Мстислав (мститель славы), Подражислав (подражатель славы), Сбыслав (совершитель славы), Святослав (слава святого), Твердислав (твердый в славе), Ярослав (пылкий к славе), Изяслав, Буревой.

Гостомысл, Вышеслав, Вячеслав, Остромысл, Доб-рыня, Претич, Путята и т. п.; из женских: Богомила, Милонешка, Людмила, Любушка, Красномила, Красиня, Пршежислава, Горыня, Добродума, Гори-слава и проч. Во время господствования варягов в Новгороде вошли в употребление варяжские имена: Рюрик, Олег, Игорь, Улеб, которое, без сомнения, превращено в нынешнее имя Глеб, Оскольд, Дир, Свенельд и проч. После принятия христианства были усвоены греческие и римские имена, переведенные на наш язык. Вера (fides), Любовь (chari-tas), Надежда (spes) переведены с латинского. Со фия, Екатерина, Александр, Константин, Алексей, Василий, почти все имена, употребляемые ныне нами, взяты из греческого языка. В древние времена именовали при рождении именем того святого, который приходился на восьмой день после рождения младенца. Наши предки имели еще по два имени, например Владимир был в святом крещении Василий; Ярослав — Дмитрий, Ольга — Елена и проч. Такая традиция продолжалась до XIVв., однако, в XIв. у наших прапращуров встречается рке одно имя. Пример тому — великий князь Юрий Долгорукий. Кроме этого был обычай, когда перед смертью принимали схимническое имя, и это продолжалось долго, даже среди великокняжеских родов, до середины XVIIв. Из наиболее распространенных имен у нас было и есть Иван, почему некоторые народы стали называть этим именем все наше государство.

Некоторые после рождения младенца посылают кого-либо из домашних на улицу, чтобы спросить имя встречного, и дают то имя новорожденному; другие даже приглашают встречного в кумовьяумая, что родившийся будет жить долго. Иньь кроме имени, данного при рождении, дают другк при крещении в уверенности, что это оградит новорожденного от всяких напастей в жизни.

В глубокой древности праздновали дни рождения не только смертных, но богов и богинь: Юпитера, Юноны, Венеры, Амура, Аполлона, Дианы, Минервы и пр. Им приносили жертвы в храме, и весь народ стекался сюда праздновать, предаваясь всякого рода веселью, играм и пляскам. В дни рождения государей молились в храмах преданные им и их родственники. Римские императоры, для напоминания народу об их рождении, угощали его несколько дней подряд. То же делалось ими при вступлении на престол. Дни рождения знаменитых и людей всех сословий праздновались в кругу друзей и семейства. Тогда, как и теперь, каждый наряжался в день своего рождения в лучшую одежду, принимал подарки от своих домашних, друзей и   знакомых.   Гению-покровителю   приносили в жертву вино, фимиам и животных; женщины делали то же, а девушки украшали венками жертвенник Юноны. После благодарственного возлияния богам сходились знакомые на пиршества: за столом пили вино за здоровье, желали друг другу долголетия и чтобы впредь всем им дожить до радостного дня и вновь праздновать.

У греков и римлян праздновали еще дни основания городов, особенно Рима и Константинополя. Все жители города собирались в богатых одеждах в храм, молились Богу за сохранение города и об устранении отнею всяких бедствий. Воины и государи, вельможи и граждане, богатые и бедные,— все единодушно веселились, радовались и пили за благоденствие города. Богатое угощение и пиршество продолжались весь день. Не было никого, кто бы не принимал участия в этих торжествах. Ныне празднуют основание городов по прошествии каждого столетия.

У нас с самых древних времен праздновали день рождения, который назывался именинами, а ныне — днем ангела. Именины произошли от имени, которое давали в день крещения, а день ангела — от имени того святого, которым называли после рождения или во время крещения. Но между днем рождения и днем ангела есть разница: первый означает время празднования рождения, а второй — имя покровителя-святого, которое получено при крещении, почему иные отдельно празднуют день ангела и день рождения. В оба эти дня служили молебны о ниспослании здоровья виновнику торжества, одевались в богатые одежды и поздравляли именинника, который приглашал их «на пирог», что значило — на пир.

В старину почетным людям посылали именинный пирог, и это строго соблюдалось не только в простонародье, но и среди государей. Царь Алексей Михайлович сам приходил с пирогом к патриарху Иоакиму (1671). В тот же день он давал обед высшему духовенству и сановникам. Перед обедом царь всем гостям раздавал именинный калач. Такие калачи были длиной в два и три аршина, толщиной в четверть. Священников, дьяконов и стрельцов также угощали; в тюрьмы и богадельни посылали милостыню. За обедом патриарх говорил заздравную речь и первый провозглашал заздравной чашей тост за здоровье царя, и эту чашу переда вал потом царю; от него она переходила к митрополитам и боярам. После питья за здоровье все расходились. Так праздновались именины всего царского дома. В городах праздновали этот день воеводы и митрополиты; они делали столы для всех людей и после обеда пили за здоровье. В этот день нигде не работали, в лавках никто не торговал, не играли свадеб и не хоронили.

Именины царского дома называются тезоименитством. В торжественные дни императора и императрицы, цесаревича и цесаревны закрываются лавки и никто не работает. Народ стекается в храм и молится Богу о долголетии царствующего дома. Благодарственные молебны отправляются повсюду. Митрополит отправляет при дворе молебствие в присутствии венценосцев и всего Императорского дома, многочисленного собрания государственных людей, министров, посланников, дипломатического корпуса и генералитета. Пушечные выстрелы из Петропавловской крепости возвещают жителей о радостном провозглашении многолетия. Духовенство и все тут находящиеся приносят потом поздравление виновнику торжества. Во дворце бывает обеденный стол, а вечером дается бал и маскарад.

Знакомые и родственники посылают имениннику подарки или пирог; в других местах сам именинник рассылает по своим родственникам сгибни и крендели. На обед приглашаются все родные и приятели. В начале обеда берут со стола большой пирог, сделанный с кашей и яйцами, и разламывают его над головой именинника, чтобы весь будущий год быть ему здоровым и счастливым, и чем больше рассыплется на него каши, тем дольше он будет жить. Если во время веселья бьется посуда, рюмки, стаканы и проч., то это означает благополучие. Когда же ничего не разбивается, то бьют нарочно. Среди дворян многое изменилось в праздновании именин. В день именин наряжаются как можно щеголеватее, особенно девицы, изысканность у которых доходит до мелочей. Потом отправляются в церковь молиться Богу; после обедни слркат благодарственный молебен о сохранении их здоровья и ниспослании на них благословения. Около полудня принимают гостей с поздравлениями с днем рождения или именинами. Иные приглашают гостей к обеду или на вечер, который сопровождается танцами. За обеденным или вечерним столом провозглашают тосты за здоровье именинника или именинницы. Обед начинают кулебякой, называемой именинником: она бывает иногда длиной около аршина и отлично приготовлена. Родственники и друзья одаривают именинника или именинницу кто чем может.

Празднование именин сделалось настолько повсеместным, что даже не только среди купеческого сословия, но и среди нижних чинов оно совершается с особой роскошью. Для этого дня не жалеют никаких издержек, и чем больше гостей, даже незваных, тем более чести имениннику.

В отдаленных городах деревнях именины празднуют просто: к обеду собираются гости и заканчивают вечер разгульным весельем. У помещиков гости пируют несколько дней подряд. Пирог занимает особое место.

Среди простого народа угощение зависит от достатка. Но и тут потчуют радушно и веселятся непринужденно. Пирог непременно бывает у каждого, иначе это не именины.

Именины – это одно из гостеприимных празднеств, которое никогда не начинается между набожными до тех пор, пока не будет отслужен благодарственный молебен. Весь день проходит в забавах, играх, плясках и пении радостных песен. Русские люди праздную день своего рождения с неподдельным чувством веселости, хлебосольства. Тогда у него «не красна изба углами, а красна пирогами».

Терещенко, А.В.. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

2     425    facebooklarger