Включить версию для слабовидящих

История метро

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ИСТОРИЯ МЕТРО

 

Для жителей больших городов ежедневные поездки на метро стали привычным ритуалом и даже испытанием на прочность.

Слово «метрополитен» происходит от названия компании «MetropolitanRailways» («Столичные железные дороги»), построившей первое метро в Лондоне. Сами лондонцы именуют этот вид транспорта «подземкой» («underground») или «трубой» («tube»).

В русский язык слова «метро» и «метрополитен» пришли из французского.

Так со временем стали называть скоростную городскую железную дорогу с курсирующими по ней маршрутными пассажирскими поездами. Линии метрополитена могут прокладываться в тоннелях, по поверхности земли и на эстакадах.

Крупнейшими метрополитенами в мире являются: по количеству станций и длине маршрутов — Нью-Йоркский, по длине линий — Лондонский и Шанхайский, а по ежедневному и годовому пассажиропотоку — Токийский и Московский.

Строительство метро стоит очень дорого, и поэтому бывает экономически оправдано только в крупных городах. Например, в Советском Союзе таковыми считались города от одного миллиона жителей и более. Поезд метро состоит из нескольких вагонов: двух головных, имеющих кабины управления, и от одного до шести промежуточных, прицепленных между ними. Вагон метро обычно длиннее трамвайного, но короче железнодорожного. Сейчас управление подвижным составом может быть полностью автоматизировано, как это сделано, например, в метро Дубая.

Первая линия метрополитена протяженностью 3,6 километра была построена в Лондоне и запущена 10 января 1863 года. Изначально она эксплуатировалась на паровой тяге, которая в 1890 году была заменена на электрическую. Успех этого нового средства городского транспорта превзошел все ожидания, и в том же 1863 году парламентская комиссия одобрила сооружение подземной окружной железной дороги общей протяженностью около 10 километров. Открылась она в 1884 году.

Второй метрополитен в мире был открыт в Нью-Йорке в 1868 году, причем как подземный. Однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными. Первая подземная линия нью-йоркского сабвэя была открыта в 1904 году. В Европе старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Вены (1898), Парижа (1900), Берлина (1902) и Гамбурга (1912).

Московский метрополитен имеет длинную историю. Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году. Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной Рощи. Но до проекта дело так и не дошло. В 1902 году инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре предложили проект, по которому подземная линия метро должна была соединить Замоскворечье с Тверской заставой. Общая протяженность пути составляла 54 километра, а стоимость сооружения — 155 миллионов рублей. Однако городская дума отвергла эту затею.

До Первой мировой войны предлагались и другие проекты, но ни один из них не был принят к исполнению. Уже при советской власти, в 1925 году, появился проект Мясницкого радиуса, однако он также не был реализован. Зато разработанный к 1930 году новый проект московского метро был полностью воплощен в жизнь, за исключением так и не построенной станции под мавзолеем на Красной площади. Решение о начале строительства столичного метрополитена было принято в июне 1931 года на высшем партийном уровне. Поначалу предполагалось, что метро будет главным образом надземным, а под землей будет проходить только в самом центре на небольшой глубине. Однако уже в ходе работ появилась идея пустить метро на большой глубине — до 35 метров. И в следующем году началась реализация проекта глубокого заложения.

Для проходки тоннелей в Москву были командированы шахтеры из Донбасса. Всего около 100 тысяч человек, присланных со всей страны, строили столичный метрополитен. Над построенными надземными павильонами станций появилась красная буква «М», которая стала символикой московского метро. Кстати, эту букву нарисовал архитектор Иван Таранов. Но не только букву — совместно со своей женой, Надеждой Быковой, Иван Таранов спроектировал 11 станций Московского метрополитена — больше, чем кто-либо другой.

15 мая 1935 года состоялось открытие Московского метрополитена. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Всего было введено в эксплуатацию 13 станций и одиннадцать с половиной километров пути. И уже в первый день пассажирами метро стали 370 тысяч человек.

Осенью 1941 года Московский метрополитен использовался как бомбоубежище; за время авианалетов в метро родилось 217 детей. В случае захвата немцами Москвы метрополитен планировалось уничтожить. Утром 16 октября этого первого военного года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало.

Строительство метрополитена возобновилось уже в мае следующего 1942 года. И за время войны в Москве было построено 7 станций. На сегодняшний день в московском метро 182 станции, 44 из которых признаны объектами культурного наследия; общая протяженность 12 линий составляет чуть более 301 километра.

Кроме общедоступного метро, в Москве, предположительно, действует отдельная сеть секретных линий. Ее часто называют «Метро-2» или Д-6, а настоящее название неизвестно, более того, система окутана слухами, мифами и тайнами. Самый главный миф гласит, будто входы в систему скрыты чуть ли не на каждой станции за обычными служебными дверями. Но что-то сомнительно, чтобы все было так просто.

 

Источник :

Подземный трамвай //Читаем вместе. – 2012. - №5. – С. 43.

2     425    facebooklarger