Включить версию для слабовидящих

История изобретения трактора

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Игорев, В. «Бесконечные рельсы» механика Блинова: история трактора /В. Игорев //А почему?. – 2008. - № 9. – С. 24-26.

 

На дворе сентябрь, время полевых работ. А какая из сельскохозяйственных машин в поле самая главная? Правильно — трактор! Эти силачи на колесах или на гусеницах на все руки мастера. С их помощью и пашут, и боронят, и сеют, и убирают урожаи. Есть трактора, специально предназначенные для работы на виноградниках, на хлопковых полях, на чайных плантациях. Есть трактора-великаны, и есть малютки, для работы на садовом участке.

Да и помимо сельского хозяйства занятий у трактора хватает. Без него не обойтись строителям, мелиораторам, лесозаготовителям, дорожным рабочим, людям многих других профессий. Трактор везде нужен и везде пройдёт. Но абсолютный чемпион по проходимости это, конечно, гусеничный трактор.

Про машину на гусеничном ходу в шутку можно, пожалуй, сказать, что дорога у неё... всегда при себе. Она сама расстилает её перед собой и сама тут же убирает. Потому что широкая гусеница — это и в самом деле дорога, по которой едут колёса, расположенные внутри гусеницы.

Самые первые трактора появились — даже поверить трудно! — больше полутора веков назад. Словом, у этих силачей и мастеров на все руки история очень давняя и очень любопытная, причём, важнейшее изобретение приходится на долю нашего соотечественника, механика Фёдора Блинова. 

Слова «паровая машина» у большинства людей, говоря по правде, ассоциируются с какой-то громоздкой тяжёлой конструкцией, подходящей, в основном, лишь для паровозов и пароходов. Однако это не так: ко второй половине XIXвека были разработаны конструкции самых разных паровых двигателей, в том числе достаточно компактных, и работали они практически везде, где требовалась механизация. Впечатляющий парад самой разнообразной техники, работающей на паровом ходу, прошёл, например, в 1876 году на Всемирной выставке в Париже. Центром её было огромное здание из стекла и железа, имевшее форму эллипса. В нём размещалась «галерея машин», покрытая стеклом, причём, все машины работали, и посетители могли видеть, как крутятся колёса и винты самых разных размеров, как ходят взад-вперёд поршни. Такие паровые машины приводили в движение заводские станки, насосы, генераторы, вырабатывающие электричество, а также и сельскохозяйственные орудия, например, молотилки.

Надо ли удивляться, что в век пара конструкторы попытались заменить паровой тягой и конную силу, какая до этого тысячи лет использовалась в поле при пахоте, бороновании и многих других нелёгких сельскохозяйственных работах.

Первую машину-тягач на паровом ходу, совсем ещё не похожую на современные трактора, сконструировал в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард. Вскоре в Англии работали уже около двух тысяч таких машин. Но недостатки их были налицо: колесной машине нелегко было двигаться в рыхлой земле пашни. Здесь нужен был какой-то иной принцип движения, и вот его-то — гусеничный ход — изобрёл в 80-х годах XIXвека русский механик Фёдор Блинов. 

Был этот человек даровитым самоучкой, каких всегда немало рождалось на российских просторах. С техникой он впервые познакомился, помогая отцу в кузнице. По счастью, помещик, у которого родители будущего изобретателя были крепостными, оказался человеком прогрессивных взглядов. Подметив интерес юного Фёдора к механике, сам стал подбирать ему книги, способствующие техническому образованию. А когда Фёдор повзрослел, дал ему вольную, и тот отправился на Волгу с мечтой работать механиком на каком-нибудь пароходе.

Удалось это, правда, не сразу: сначала пришлось потрудиться грузчиком в речном порту, но, в конце концов, Блинов устроился кочегаром на пароход « Геркулес ». Быстро обратил на себя внимание хозяев сметливостью,   и стал   сначала помощником, а потом и машинистом. На «Геркулесе» Блинов прослужил больше двух десятилетий, и по всей Волге ходили слухи о его способностях механика: любую деталь мог изготовить своими руками, любую конструкцию улучшить. Паровую машину, само собой разумеется, он изучил в совершенстве. А в 1877 году в судьбе Фёдора Блинова случился неожиданный поворот: скопив кое-какие деньги, он решил бросить службу и вернуться в родное село Никольское Саратовской губернии. Уже тогда у него появилась идея сконструировать «самоход», который облегчил бы крестьянские работы и в поле, и привсякого рода перевозках.

Правда, первой конструкцией Блинова оказался не трактор, а «вагон» на гусеничном ходу. Он и в самом деле напоминал железнодорожный вагон с деревянным кузовом, но самой замечательной деталью были, как назвал их сам изобретатель, «бесконечные рельсы». Они представляли собой замкнутые стальные ленты из гибко скреплённых между собой отдельных звеньев. Внутри них были по четыре ведущих шестерёнки и по четыре больших колеса. Своего двигателя у «вагона» не было — в него следовало впрягать лошадей, иными словами, он был прицепом. Но можно удивиться тому, что конструкция железной гусеницы, впервые предложенная Фёдором Блиновым, по сути, остаётся почти такой же и в наши дни.

На своё изобретение Блинов тогда же получил «привилегию», как в Российской империи назывались патенты. Текст её начинался так:   «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Фёдору Блинову, наособого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам...»

Ну, а уже в 80-х годах Блинов приступил к созданию гусеничного трактора — самоходной машины. Работа шла медленно, одновременно приходилось решать финансовые проблемы. Для этого Блинов арендовал небольшой чугунолитейный завод, где наладил выпуск пожарных насосов, пользовавшихся спросом. Первый образец «самохода» был готов только к 1888 году.

На наш взгляд это было, конечно, довольно-таки неуклюжее сооружение. Посреди платформы на гусеницах стоял большой паровой котёл, топливом для его нагрева служила нефть. Перед котлом размещалась деревянная будка для механика, а также баки с водой и нефтью. Котёл приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью не больше десяти лошадиных сил. Они не могли обеспечить машине ни большую скорость, ни большую мощность.

Тем не менее, это была вполне надёжная, хорошо продуманная конструкция. Движение от валов машин к шестерёнкам гусениц передавалось с помощью чугунных шестерёнок. Каждая машина приводила в движение свою гусеницу. Чтобы повернуть, механик выключал какую-то из машин, и тогда работала только одна гусеница. Этот же принцип используется и в современных тракторах.

Несмотря на небольшую мощность, «самоход» вполне мог работать в поле, таща за собой несколько плугов. Это подтверждалось многочисленными испытаниями. К тому же Блинов продолжал работать над конструкцией, улучшая узел за узлом. 

«Самоход» изобретателя-самоучки дважды демонстрировался на выставках. В 1889 году Блинов показывал его в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове и был награждён серебряной медалью. Семь лет спустяон привёз улучшенную модель на знаменитую Нижегородскую промышленную и художественную ярмарку. Изобретатель очень надеялся, что его паровой трактор заинтересует кого-нибудь из промышленников и будет налажено серийное производство.

Увы, надежды не оправдались. В Нижнем Новгороде Блинов получил серебряную медаль... за один из своих пожарных насосов, которые тоже привёз на выставку, а за «самоход» — почётную грамоту. Промышленников отпугивала громоздкость конструкции. А вот идея Фёдора Блинова с «бесконечными рельсами» — гусеницами — пусть не сразу, но была взята на вооружение. Правда, сам изобретатель этого уже не увидел...

В других странах, между тем, тоже продолжали работать над совершенствованием тракторов, правда, пока ещё колёсных. Вслед за Англией они стали использоваться в США. Здесь-то впервые родилась идея заменить паровую машину трактора на двигатель внутреннего сгорания — такой проект впервые в 1896 году предложили изобретатели Харт и Парр. Пять лет спустяпоявились первые трактора, названные «Харт-Парр». Ну, а в 1912 году американская фирма «Холт» выпустила первый трактор на гусеничном ходу.

Он был мало похож на «самоход» Блинова и куда совершеннее — хотя бы из-за двигателя внутреннего сгорания. Но впервые разработанный российским изобретателем принцип гусеничного хода был тот же самый. Да и вообще это изобретение, если вдуматься, одно из самых великих в истории человечества...

2     425    facebooklarger