Включить версию для слабовидящих

История воздушного шара

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Малов, В. «Огромный шар, надутый паром, поднялся в воздух он недаром…» /В. Малов //А почему? – 2007. - № 8. – С. 24-26.

 

Наверняка многие из читателей без запинки скажут, что строки, вынесенные в заголовок, принадлежат поэту Цветику, одному из героев знаменитой книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Своё восторженное стихотворение Цветик сочинил в корзине воздушного шара, построенного Знайкой, когда шар поднялся под облака.

Уж кому-кому, а Знайке, день-деньской читающему разные умные книжки и потому самому учёному из всех героев весёлых «Приключений», точно было известно, что шар, наполненный горячим воздухом, называется монгольфьером. А вот если бы вместо воздуха был водород, тогда у шара было бы другой название — шарльер. Определённо, Знайка был знаком и с историей воздушного шара — первого из летательных аппаратов, который поднял человека над Землей. Эта история увлекательна, драматична и полна событий. Однако своими знаниями на этот счёт Знайка с товарищами во время полёта не делился, поскольку не мог отвлекаться от главного дела — управления своим воздушным шаром. Ну а мы давайте-ка припомним...

В красивых словах — монгольфьер, шарльер — сразу угадывается, согласитесь, что-то французское. Так и есть, родина воздушного шара — это Франция. И первыми появились монгольфьеры, причём очень давно — ещё в конце XVIIIвека. Такое название эти воздушные шары получили в честь своих создателей, братьев Жозефа и Этьенна Монгольфье.

Они были сыновьями владельца бумажной мануфактуры в городке Анноне, к югу от куда более известного французского города — Лиона. Братья были людьми пытливыми, и однажды кого-то из них осенила удивительная мысль: если горячий дым поднимается вверх, нельзя ли наполнить им какую-нибудь оболочку, соорудив, таким образом, летательный аппарат?

Первые успешные опыты они проделали с бумажными пакетами, а потом сшили из холста оболочку огромного шара диаметром около 12 метров и для прочности оклеили её бумагой, благо недостатка в этом материале не испытывали. Посередине шар вдобавок опоясывала полоса прочной ткани, к которой были прикреплены верёвки — до поры до времени за них можно было удерживать шар на земле. Внизу оболочки было отверстие диаметром в полтора метра, окантованное деревянной рамой, сквозь него оболочка и заполнялась дымом от жаровни.

Братья Монгольфье назначили первый пробный запуск шара, ещё без пассажиров, на 5 июня 1783 года. Посмотреть на это чудо собрались едва ли не все жители городка Анноне. Когда горячий дым стал заполнять оболочку, лежащую на земле, сначала она зашевелилась, словно диковинное живое существо, а затем стала распрямляться. Вскоре над толпой вырос шар высотой с трёхэтажный дом, его удерживали за верёвки восемь человек. Наконец, Жозеф Монгольфье приказал отпустить верёвки, и шар стал подниматься, уменьшаясь на глазах. К ликованию толпы, он взлетел под облака. А когда дым остыл, стал медленно опускаться, пока наконец не коснулся земли.

День 5 июня 1783 года был тихий, безветренный, шар братьев Монгольфье пролетел лишь около километра... Но это был первый полёт аппарата, построенного человеком и способного подняться в воздух. Неудивительно, что слух о нём быстро разнёсся по Франции. Познакомиться с удивительным изобретением пожелал и сам король Людовик XVI.

5 сентября 1783 года у стен загородного королевского дворца Версаля в присутствии всего королевского двора состоялся новый старт, на этот раз с пассажирами. Правда, ими были... овца, утка и петух, разместившиеся в прикреплённой к шару лёгкой, но просторной корзине из ивовых прутьев. Полёт прошёл успешно, пассажиры, пролетев около четырёх километров, благополучно опустились на землю.

Наконец, пришла пора отправиться в воздушное путешествие человеку. Смельчаками стали учёный Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лоран д'Арланд. 21 ноября того же 1783 года они стартовали в одном из парижских парков, пролетели за 20 минут около 9 километров и благополучно приземлились. Так в истории человечества началась эра воздухоплавания.

Парижская академия наук оценила изобретение братьев Монгольфье по достоинству, приняв их в свои члены. С тех пор воздушные шары, наполненные горячим воздухом, стали называться монгольфьерами. Братья догадались, что можно обходиться без костра, а нагревать воздух внутри шара с помощью горелки, установленной в пассажирской корзине. Уменьшением или увеличением пламени регулировалась высота полёта.

Однако в том же 1783 году был изобретён воздушный шар иного типа — шарльер. Название он получил тоже в честь своего создателя, парижского профессора Жака Шарля. Тот наполнил свой шар водородом — лёгким газом, имеющим намного большую подъёмную силу, чем горячий воздух. В первый полёт профессор отправился сам вместе со своим помощником М.Н. Робером.

1 декабря 1783 года посмотреть на новый воздушный шар вновь собралась вся знать, на этот раз у парижского дворца Тюильри. Присутствующие сразу же отметили, что шар профессора Шарля меньше, чем монгольфьеры — всего 9 метров в диаметре. Для пассажиров к нему была подвешена ивовая корзина в виде лодочки, но она крепилась не прямо к шару, как у братьев Монгольфье, а к стропам лёгкой, но прочной сети, в которую была заключена оболочка, — поэтому она никак не могла порваться под тяжестью пассажиров.

Чтобы подъём был плавным, Шарль нагрузил корзину балластом — мешками с песком. Они почти уравновешивали подъёмную силу. Регулировать скорость подъёма можно было, сбрасывая часть песка вниз. А для спуска оболочка была оборудована клапаном, который открывался с помощью верёвки. Тогда водород начинал улетучиваться, и шар шёл на снижение.

Полёт первого шарльера с пассажирами тоже прошёл успешно. Он показал, что конструкция Шарля продуманнее, чем у братьев Монгольфье. Тем не менее, десятки смельчаков во многих странах Европы поначалу поднимались в воздух именно на монгольфьерах. Пользоваться горелкой для нагрева воздуха было тогда гораздо проще, чем получать с помощью химических реакций водород. Ведь тот же Шарль перед своим первым полётом наполнял оболочку водородом... целых четыре дня: газ образовывался в ходе химической реакции, происходившей в 25 бочках с серной кислотой и железными опилками, и поступал по шлангу в оболочку...

Полёты воздушных шаров становились всё смелее. Уже в 1785 году смельчак-француз Жан-Пьер Бланшар совершил фантастический по тем временам перелёт из Англии во Францию через пролив Ла-Манш на шаре, наполненном водородом. 7 января он стартовал в английском городе Дувре и финишировал в Кале. Спутником Бланшара был богатый американец доктор Джон Джеффри, финансировавший это предприятие...

Едва научившись летать, люди поняли, что воздушный шар даёт огромные возможности учёным. В начале XIXвека, например, молодой бельгийский учёный Э.Робертсон поднимался в воздух, чтобы узнать, как будет вести себя на высоте магнитная стрелка. А в 1804 году два полёта совершил знаменитый французский химик и физик Жозеф Гей-Люссак. Во время второго полёта он поднялся на 7 тысяч метров и убедился, что интенсивность магнитного поля на такой высоте не изменяется и что воздух имеет тот же состав, что и у поверхности Земли.

Весь XIXвек воздушный шар был единственным средством для воздушных путешествий, хотя человек уже начал конструировать летательные аппараты тяжелее воздуха. Учёные пробовали использовать воздушный шар и для изучения Земли: тогда на ней ещё оставалось немало «белых пятен» — в глубинах Африки, Южной Америки, близ обоих полюсов. Но шаром нельзя управлять, он повинуется лишь воле воздушных течений. Поэтому роман ЖюляВерна «Пять недель на воздушном шаре», герои которого исследовали Центральную Африку, так и остался фантастикой.

А реальная попытка достичь на воздушном шаре Северного полюса, где тогда ещё никто не бывал, предпринятая в 1897 году шведским учёным Соломоном Андрэ, закончилась трагедией. Шар обледенел и опустился на лёд. Пытаясь пешком добраться до земли, Андрэ и два его спутника погибли...

Наконец, уже в XXвеке, появились куда более совершенные летательные аппараты — самолёты и дирижабли, снабжённые двигателями. О полётах на воздушных шарах люди стали забывать.

И всё-таки изобретению братьев Монгольфье и профессора Жака Шарля суждено было пережить второе рождение — к концу XXвека люди стали увлекаться спортивными полётами на воздушных шарах. Причём для современного шара, изготовленного из сверхлёгких и сверхпрочных негорючих материалов, наиболее подходящим оказался... принцип монгольфьера. Другое дело, что и горелки теперь совсем не такие, как во времена братьев, а надёжные и абсолютно безопасные. В них используются газы пропан, бутан или их смесь.

Конечно, по-прежнему шар подчиняется лишь воле воздушных течений, но современные воздухоплаватели располагают их картами, а также долгосрочными метеорологическими прогнозами. И на спортивных шарах уже совершены уникальные полёты и через Тихий океан, и через Атлантический. А в 2002 году американец Стив Фоссет за 13 дней 8 часов и 33 минуты в одиночку облетел земной шар. О подобном даже сам Жюль Верн не мечтал.

2     425    facebooklarger